|
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ.Стр 1 из 6Следующая ⇒ КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ИСХОДНОМУ ТЕКСТУ. Памятка выпускнику, выполняющему задание части С ЕГЭ Что такое проблема? 1. Первая часть (соответственно, 1-ый абзац) сочинения – формулировка одной из проблем, поставленных автором текста (желательно, самой главной). Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п. Выделяют различные категории (виды) проблем. Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определенными правилами поведения. Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом: 1) С помощью речевых клише: Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например, Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) или Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в... Тебе поможет начать сочинения и такая фраза: Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения! При выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю? Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, что сделает твою аргументацию довольно сильной. Ссылки на авторитет. Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, аппелируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п. Работаем над вступлением Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами. Проблемный вопрос. Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Общие сведения об обсуждаемой проблеме. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии... 3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин. 4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были„ случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор. Создание определенного эмоционального настроя. Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор. Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем? Использование цитаты. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста. В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя! А В ЗАКЛЮЧЕНИЕ несколько полезных советов. 1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов (рекомендуемый объем сочинения - не менее 150 слов). 2. В сочинении не нужно специально анализировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сделано в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли. 3. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов. / 4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок. 5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами. 6. Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как... 1. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка. 8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом. 9. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется. УДАЧИ!!! Литература Русский язык, №22, 2008 год Л.Л. Соколова. ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Можно (И ЭТО ВЫИГРЫШНЕЕ!) начать сочинение с риторического вопроса. Например: «Какими должны быть отношения взрослых и молодёжи, отцов и детей? Мне кажется, именно эта проблема является самой значимой в тексте NN.» Можно назвать проблему: «Взяточничество… Испокон веков, наверное, существовала эта проблема: тот, у кого власть и деньги, если он нечист на руку, вынуждал зависимого от него человека дать взятку. На мой взгляд, проблема взяточничества, проблема зависимости слабого от сильного самая значимая во фрагменте, написанном великим Гоголем». ОБРАТИ ВНИМАНИЕ, ЧТО В ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТЫ ФОРМУЛИРУЕШЬ ОДНУ ИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДЛОЖЕННОГО ТЕКСТА. Слово «проблема» или вопрос» должны прозвучать в этой части сочинения. Можно в этой же части работы воспользоваться и такими фразами: В данном тексте автор поднимает проблему... Автор затрагивает важную проблему... Что такое...?(В чем заключается...? Какую роль в жизни человека играет...?) Эту важную проблему поднимает автор. КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Вопрос о… (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. ВЫЯВЛЯЕМ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ Сформулировать позицию автора помогут и такие типовые конструкции: • Автор считает, что... • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что... • Автор убеждает нас в том, что... • Основная мысль текста заключается в том, что... • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...
4. АРГУМЕНТИРУЕМ (1 аргумент из жизненного опыта, 1 – из прочитанной литературы) СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ НА ПОДНЯТУЮ АВТОРОМ ПРОБЛЕМУ. Мысль, высказанная NN, близка и понятна мне. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор ). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встречать подобных людей, решать такие же задачи и т. д.). Повтори своими словами главную мысль автора текста – это будет тезис, который тебе надо доказать. Почему точка зрения NN кажется мне верной? Во-первых, мне самому не раз приходилось (приведи пример из своего жизненного опыта) …. Во-вторых, я неоднократно слышал это от ….. В-третьих, в этом убеждает нас классическая литература – (приведи пример из книги; можно вспомнить художественный фильм, спектакль, газетную или журнальную статью, радио- или телепередачу и т. д.). 5. ДЕЛАЕМ ВЫВОД: Таким образом, (обязательно сделай вывод, соотнеся его со СВОИМ тезисом) Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ АРГУМЕНТАЦИИ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ Примеры сочинений
1. Влияние научно-технического прогресса на людей 2. Человек и наука. Научно-технический прогресс. 3. Быть или не быть? 4. Благородство (по Ю. Цетлину) 5. Польза образования (по А.Ф. Лосеву) 6. Воспитание личности в процессе учёбы (по И. Ботову) 7. Проблема воспитания истинных мастеров искусства (по Л.П. Мозговому) 8. Моральные ценности (по Крюкову) 9. Искусство (по Г.И. Успенскому) 10. Судьба книги (книга или интернет?) (по С. Курию) 11. Может ли компьютер и Интернет вытеснить книги (по К. Журенкову) 12. Книга (по Етоеву) 13. О книге (по Д.Н. Мамину-Сибиряку) 14. О книге (по А. Адамовичу и Д. Гранину) 15. Книги в жизни человека 16. Значимость художественной литературы в жизни людей (по Вересаеву) 17. Отцы и дети (по М. Агееву) 18. О духовности (по Соловейчику) 19. О духовности (по Соловейчику) 20. Проблема духовности (по С. Соловейчику) 21. О языке (по Распутину) 22. Проблема сохранения исторической памяти русского языка 23. Канцелярит (по Н. Галь) 24. Слова-паразиты (по Протасенко) 25. Проблема понимания красоты 26. Любовь к Родине (по Е. Воробьеву) 27. Родина. Связь с Родиной (по В. Пескову) 28. Проблема любви к Родине (по К. Бальмонту) 29. Родина (по В. Конецкому) 30. Облик земли. Сохранение (по В. Пескову) 31. Проблема взаимосвязи человека и природы (по В. Солоухину) 32. Проблема красоты природы (по В.А. Солоухину) 33. Проблема браконьерства (по В.П. Астафьеву) 34. Экология (Защита окружающей среды) 35. Экология (по Д.С. Лихачёву) 36. Преданность своему (по Э. Матониной) 37. Проблема преданности своему делу (по Сивоконю) 38. Семья. Ценности (по С. Капица) 39. Ответственность человека за жизни окружающих 40. Война 41. Проблема войны (по Л. Андрееву) 42. ВОВ 43. ВОВ. Память (по Е.З. Воробьёву) 44. Проблема исторической памяти (по И. Руденко) 45. Историческая память 46. Проблема храбрости (по Б. Житкову) 47. Чувство патриотизма (по В. Некрасову) 48. Честь и бесчестие 49. Проблема чести в Честь (по Шеварову) 50. Проблема чести и совести (по С. Кудряшову) 51. Личности в истории 52. Фашизм (по И. Руденко) 53. Красота оружия (по Бондареву) 54. Счастье. Его достижение (по В. Розову) 55. Одиночество (по И. Ильину) 56. Любовь к человечеству (по К.И. Чуковскому) 57. Наследственность и самоформирование 58. Нравственность. Нравственные качества 59. Вред телевидения (по В. Солоухину) 60. Проблема истинных и ложных ценностей 61. Проблема истинной дружбы (по Д.С. Лихачёву) 62. Проблема неравенства в обществе 63. Проблема соотношения внутренней и внешней красоты (по Сент-Экзюпери) 64. Проблема сострадания (по Д. Гранину) 65. Сострадание, чуткость и милосердие 66. Эгоизм, отсутствие сострадания (по Б. Васильеву) 67. Черствое и бездушное отношение к человеку 68. Проблема безобразного и прекрасного в жизни (по В. Солоухину) 69. Проблема благодарности (по И. Ильину) Быть или не быть? Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье? В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов: "Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни. Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превозмогая боль. Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои приобретают спокойствие и уверенность. Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании. Закончить сочинение хотелось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется" Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета. Книга (по Етоеву) Книга…Что это для вас? Хороший советчик или обычная бумага в переплете? Для некоторых – это мир. И даже жизнь. Каково значение же значение книги в судьбе человека? Как первые книги могут повлиять а дальнейший жизненный путь? Над этими актуальными вопросами размышляет Етоев в своем тексте. Автор утверждает, что “человек меряет шаги своего сердца по хорошим книгам”, называет последние “точкой сближения” людей. Публицист убеждает читателей в том, что книга – “настоящее пространство жизни”. Безусловно, авторскую позицию нельзя назвать отстраненной. В словах Етоева – восхищение книгой, он передает ей огромное значение и раскрывает новые грани проблемы значения книги в жизни человека. Трудно не согласиться с мнением автора. Действительно, книги способны повлиять на мировоззрение, на характер, на поступки личности. Они могут объединять людей, а в детстве книги закладывают основы нравственности и морали. В мировой и русской литературе множество примеров, в которых найдется отражение данной в тексте проблемы - “Золотая роза” Паустовского, “Детство” Горького, “Джейн Эйр” Бронте, статьи Аракчеева, Астафьева, Гениса… Этот ряд можно долго продолжать. Но стоит уделить особое внимание одному из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева: публицист рассказывает, как он с семьей любил читать Лескова и Мамина-Сибиряка, и что книги именно этих авторов повлияли на его дальнейшее творчество. Кроме того, можно сказать, что одна книга может повлиять на ход истории. Например, Адольф Гитлер рос в религиозной, верующей семье, но после прочтения книги “Как говорил Заратустра” Ницше он изменил свое отношение к миру в сторону нацизма и фашизма. Таким образом, книга – это наш учитель, наставник, наша путеводная звезда, с которой мы идём по жизни. Как раз от того, какую книгу мы выберем настольной, зависит наши принципы и убеждения. Именно поэтому она играет важную роль в нашей жизни. Книги в жизни человека Комментарии к проблеме: Книга всегда была рядом с человеком. Сначала были простенькие письмена на стенах пещер, позже появилась наша книга – в толстом переплете, а сейчас все больше входит в жизнь электронная книга. К книге как к источнику света тянется и стар и млад, в книге люди находят ответы на многие вопросы. Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути пойти, в чём смысл жизни и т. д. И книга – верный друг и наставник даёт ответы на эти вопросы. Книга помогает людям в выборе жизненного пути, учит их избегать ошибок, выходить на правильную дорогу. Над страницами книг читатель радуется и печалится, страдает и негодует, успокаивается и переживает. Книга делает нашу жизнь ярче и богаче, наши чувства – глубже, мысли острее. Книга незаменима, как средство развития человека, она учит мыслить проникать в существо явлений, видеть открытия, находить новое. Все особенности и свойства книги сближают её и человека связывают их крепчайшими узами, влекут их к книге. Власть книги в наше время огромна, она поистине безгранична, оказывает влияние на весь ход истории. Собственная позиция: Для меня книги - это бесценная и бездонная казна знаний. Это совсем особый мир. Мир человеческих чувств, который зачаровывает своей красотой и изысканностью. Мир природы, мир тонких раздумий. Я думаю, что книги – это память человечества. Не безупречная, нет. Иногда эта память подводит, что-то упускает, иногда нарочно обманывает, ведь далеко не все книги правдивы. Но это главная и, по сути дела, единственная его память. Если бы её не было, то человечество топталось бы на одном месте, повторяя вновь и вновь свои ошибки, не в силах преодолеть их. Но эта память есть. Аргументы: Книгу прославляли многие писатели, так, например, Борис Слуцкий в читал рассказ Флобера «Простая душа». Книга захватила его, словно околдовала, как будто он сам пережил судьбу простой женщины. Заключение: Любите книгу — это друг, который никому и никогда не изменял, но всегда указывал дорогу к справедливой и достойной жизни. Отцы и дети (по М. Агееву) Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия? Какой истинный смысл заключается в них? Почему мы стесняемся своих родителей, не ценим их любовь и заботу? Над этими вопросами предлагает задуматься автор исходного текста. М. Агеев поднимает проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему "отцов и детей". Что мешает нам (детям) познать подлинную ценность родительской любви? Почему мы всегда стремимся быть подальше от них (родителей), стать самостоятельными? Они хотят нам помочь, но порой мы грубо отвергаем их помощь и не задумываемся, как им больно. Точка зрения автора, на обозначенную проблему, абсолютно ясна: он считает, что дети зачастую воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубины родительской любви, их душевной щедрости. Очень часто так бывает, что нам не хватает мужества признаться другим людям, что человек, с которым вы недавно разговаривали, является вам папой или мамой. Я согласна с позицией автора, ведь раньше я часто стеснялась своей мамы, мне не нравилось, как она одевалась, как говорила, но сейчас, постепенно, с возрастом, я многое поняла. Теперь я понимаю, что родители для меня – все. Я живу ради них, а они – ради нас, детей. Следовательно, чтобы родители ни делали, они всегда будут делать только ради нас, постоянно забывая о себе. Одним из примеров по данной проблеме может послужить комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту. Этот пример показывает нам то, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять. Отношения между детьми и родителями не могу быть безоблачными, идеальными. Но надо учиться к взаимопониманию, но нужно беречь своих родителей, уважать их и не причинять им зла. О языке (по Распутину) Все мы знаем, что русский язык нуждается не просто в защите, но и в спасении. Об этом говорит, поднимая проблему недопустимости порчи языка. Является ли данная проблема актуальной? Безусловно, да! Автор текста доказывает это, рассказывая нам о ненормативной лексике в жизни современного общества. Валентин Распутин обращает наше внимание на то, как книга со временем перестала быть учителем для человека. По мнению автора, "...сегодняшней книжной продукции надо бояться, она безнравственна, безъязыка и художественно убога ". Я полностью согласна с точкой зрения Валентина Распутина. С каждым днем наш язык разрушается и нуждается в срочной "скорой помощи". Однажды, когда я шла по улице своего города, то заметила большое количество афиш, "украшающих" стены домов, остановок. Мне бросилась в глаза вывеска "Новые Russkie бабки", и я поняла, что мой язык разрушается и его необходимо "лечить". Иван Сергеевич Тургенев писал: "..великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Эта фраза является протестом сегодняшнему русскому языку. Стоит прислушаться к мнению Распутина и любыми способами повлиять на судьбу нашего языка, чтобы вернуть ему статус "великого и могучего". Канцелярит (по Н. Галь) Наш язык бывает литературным и разговорным, устным и письменным, поэтическим и деловым. Но есть еще один вид – канцелярит. Как же он влияет на нашу речь, в чем опасность штампов, что такое канцелярит? Такую проблему поднимает в своей статье известная переводчица Н. Галь. Автор считает, что канцелярит «самая злокачественная болезнь. Она опасна как в разговоре людей, так и в речи литературных героев. Пустые, пустопорожние, они ничему не учат, ничего не сообщают и, уж конечно, никого не способны взволновать, взять за душу. Это словесный мусор, шелуха. И читатель, слушатель перестает воспринимать шелуху, а заодно упускает и важное, он уже не в силах докопаться до зерна, до сути. Нельзя не согласится с Н. Галь, которая утверждает, что штампы угнетают «живое ядро» языка. Они не несут эмоциональности, живости, информации. Моя точка зрения находит подтверждение в статье публициста П. Пусталова, который отмечает, канцеляризмы лишают речь эмоциональности, живости, «убивают» индивидуальность пишущего или говорящего, трудно бывает представить себе, что за человек тот или иной журналист, каковы его пристрастия, интересы. Иногда создаётся впечатление, что все материалы написаны каким-то одним абстрактным журналистом: из статьи в статью кочуют одни и те же языковые обороты, слова-паразиты и слова-сорняки, речевые штампы. А это, в свою очередь, лишает публикации главного - их действенности, популярности у читателя. Действительно, в этом кроется разгадка того, что за последние годы падает тираж некогда популярных газет, да и очередей у газетных киосков теперь уже не встретишь. Проблема понимания красоты Комментарии к проблеме: Каждому из нас известно, что красота пробуждает в человеке доброту и искренность, светлые и прекрасные чувства. Она облагораживает и наполняет жизнь человека чудодейственным смыслом, ведь он всегда стремился к прекрасному, к пониманию красоты. Велико значение красоты в жизни человека! Нас окружает мир поэзии, музыки, живописи. В.А. Сухомлинский писал: «Самое главное средство самовоспитания души - красота ". Красота в широком смысле - это искусство, музыка, поэзия. Это не только воспитание души и чувств, но и уважение к духовным ценностям вообще. Собственная позиция: Как часто мы говорим: «Какой красивый человек!» А что значит «красота»? Мне кажется, в это понятие входит прежде всего внутреннее, душевное содержание, когда человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, занимается любимым делом, осознает свою пользу для общества, самодостаточен, ему не нужно одурманивать себя алкоголем и наркотиками, чтобы чувствовать счастье. Он видит красоту, «разлитую всюду»: в природе, душах близких ему людей, в произведениях искусства, музыке. Ведь жить без духовной пищи невозможно. Аргументы: Красота спасет мир», - написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа. Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей. Заключение: Главное — воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям, беречь землю, на которой родился, и выполнять честно свою работу. Разве этого мало?! Вполне достаточно, чтобы быть гармоничной личностью, цельной натурой, а значит, и красивым человеком. Эта красота не меркнет со временем, а год от года становится ярче, изысканнее, ценнее. Родина (по В. Конецкому) Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность. С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий. В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины». Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее. Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, к примеру, известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С.А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С.А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина. Действительно, Родина - как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет. Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека. Экология (по Д.С. Лихачёву) Как уберечь землю от надвигающейся экологической катастрофы? Почему проблема защиты окружающей среды остается актуальной в наше время? Над этими важными вопросами нас заставляет задуматься автор текста. Д.С. Лихачёв, известный публицист и общественный деятель, пишет о целительной силе природы, о воздействии её на человека, о том, что загрязнение среды может привести к гибели всего живого. Автор считает, что люди должны приложить все усилия для сохранения природы. Я полностью разделяю точку зрения автора в том, что нам необходимо понять, насколько важна тема охраны и восстановления окружающей среды. Тема природы и человека является одной из ведущих В. Астафьева «Царь-рыба». Автор показывает браконьера Игнатьича. В нём есть человеческая любовь, достоинство, но всё это подавляется безграничным хищничеством по отношению к природе. В. Астафьев осуждает браконьерство как зло, страшное по своей разрушительной силе. Известный писатель Л. Леонов считал охрану природы «делом святым». Я согласна с автором, ведь человек и природа-единое целое. Война Комментарии к проблеме: Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ величию трудового подвига советского народа. Собственная позиция: Наблюдая за современной молодежью, задумываешься, как же все-таки легкомысленно мы относимся к жизни! В наше время, мирное время, не надо задумываться о том, что ты завтра будешь есть, где спать. Вокруг все есть, мы живем полноценной жизнью. А вот представить хотя бы одного из нас на месте тех ребят, которые в семнадцать лет уходили умирать, которые не знали, что их ждет там, на фронте. Они не задумывались об этом, потому что шли защищать Родину. Сколько молодых жизней было погублено, сколько судеб исковеркано! С войны возвращались или калеками, людьми, сломленными не только физически, но больше всего душевно, или не возвращались вообще. Задаешься вопросом: имели ли право, такие как Гитлер отнимать у людей жизни? Кто давал им такое право? Ведь у этих людей тоже были дети, жены, матери, родившие их на свет! Так что же это за люди, которые в силах ломать судьбы детей и матерей, жен и мужей? Какое у них сер Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|