|
Модуль 1. «Сущность коммуникации и ее роль в управлении»Стр 1 из 6Следующая ⇒ Тема 1.1. Общие представления о дисциплине «Коммуникационный менеджмент» План: 1. Сущность коммуникации. 2. Коммуникационный менеджмент как предмет изучения. 3. Роль менеджера по коммуникациям в органиации.
Цель: Определить основные понятия и категории дисциплины «Коммуникационный менеджмент». Определить и подчеркнуть роль коммуникационного менеджмента в управлении организацией.
1. Сущность коммуникации. Коммуникация - процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Цели коммуникаций: 1. Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. 2. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. 3. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координация их задач и действий. 4. Регулирование и рационализация информационных потоков. Функции коммуникации: 1. информативная – оповещение, донесение информации; 2. мотивационная – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением; 3. контрольная – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчинённости; 4. экспрессивная – способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему; В зависимости от способа обмена информацией различают: - межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; - коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные коммуникации делятся на: - формальные. Формальные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации и осуществляются по формальным каналам; - неформальные. Неформальные коммуникации не следуют общим правилам данной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации. Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: - вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой; - горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на: - восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность; - нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. Межличностные коммуникации делят также на: - вербальные - словесные; - невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса и т.д. Література [3, 6, 7, 9, 10, 11].
Для того чтобы иметь более четкое представление о категории «коммуникационный менеджмент» вначале необходимо уяснить, что же обозначают слова «менеджмент» и «коммуникация». Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней. Менеджмент -особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением определенных принципов, функций и методов. Определение понятие «коммуникация» было дано в п.1. Учитывая выше изложенное, категорию коммуникационный менеджмент можно определить следующим образом: Коммуникационный менеджмент – это совокупность накопленных в мировой практике принципов, методов, средств и форм влияния коммуникаторов на cодержание потоков информационного взаимодействие людей, их групп, общественных и политических формирований в процессе общения с целью решения тактических и стратегических задач по управлению общественными отношениями. Такое определение коммуникационного менеджмента позволяет сформулировать ряд положений: - особенностью коммуникационного менеджмента является то, что он не рассматривает систему управления информационным процессом с точки зрения техники (источник, сообщение, передатчик, каналы, помехи, приемник, обратная связь), а акцентирует внимание на социальном аспекте технологии управления, где определяющим компонентом является человеческий фактор; - основное предназначение коммуникационного менеджмента – влияние на информационное воздействие людей, их групп и формирований; - коммуникационный менеджмент – это управленческий процесс, а информация это то, что передается в ходе процесса; Один из основоположников теории менеджмента А. Файоль выделил следующие функции управления: – предвидеть; – организовать; – руководить; – координировать; – контролировать. Рассматривая этот набор управленческих действий как базовый, соотнесем его с управлением коммуникацией. Таким образом, управлять коммуникацией - это значит: – определять цели коммуникации; – определять пути достижения этих целей и конкретные действия, направленные на достижение целей; – организовать осуществление этих коммуникативных действий; – координировать взаимодействие коммуникаторов; – контролировать;– корректировать процесс по результатам коммуникации. Исходя из традиционных задач менеджмента, и учитывая особенности человеческих коммуникаций можно утверждать, что функциями коммуникационного менеджмента являются: − аналитико-прогностическая (анализ, использования, прогнозирования тенденций); − организационно-управленческая (обеспечение целей организации или служб ПР, организаторская и управленческая деятельности по выполнению намеченных планов, оперативная выработка ответных мер и др.); − коммуникативно-информационная (достижение взаимопонимания, гармонии, обеспечение руководства организации необходимой информацией); − консультационно-методическая (выступает в качестве советника руководителя, кандидата в депутаты и др.). Основными задачами коммуникационного менеджмента на предприятии являются: - формирование корпоративной общности коллектива и создание соответствующей мотивации сотрудников; - поддержка и развитие корпоративной культуры — корпоративных ценностей и норм поведения; - информационная поддержка управленческих решений; - коммуникационное управление изменениями (реструктуризация компании, сокращение, освоение новых технологий, слияние бизнесов), сокращение противодействия вносимым изменениям; - выявление коммуникационных и управленческих проблем компании, способствование предупреждению конфликтов в коллективе.Література [3, 6, 7, 9, 10, 11]. 3. Роль менеджера по коммуникациям. Роль менеджера по коммуникациям заключается в том, чтобы служитьцентральным звеном в системе контроля над коммуникациями в организации, т.е. не самому быть коммуникатором, а стать менеджером или руководителем, обучающим других процессу коммуникации. Принцип посредничества, лежащий в основе управления коммуникациями, предполагает, что ситуации, в которых такой работник выступает как коммуникатор, достаточно ограничены. Гораздо чаще он действует как проектировщик, контролер, руководитель процессов, в которых он сам не принимает непосредственного участия. По этой причине результат его деятельности менее очевиден.Менеджер должен контролировать не только потоки коммуникации к персоналу организации, но и потоки, направленные на внешние аудитории. Всмысле контроля, осуществляемого менеджерами по коммуникациям, высшее управленческое звено — это не более чем еще одна группа общественности.Каждый член организации в то или иное время (а иногда — и одновременно) выступает в роли передатчика и приемника сообщения. Менеджер по коммуникации находится в центре потока коммуникаций, он анализирует возникающие проблемы, затем решает, какие изменения можно внести с помощью коммуникаций, и выбирает одну или несколько стратегий. Именно поэтому от менеджера по коммуникациям требуется целый набор профессиональных и личностных качеств. Согласно с наиболее распространенной точкой зрения специалистов в сфере менеджмента, требования, которые предъявляются к современному менеджеру, можно разделить на три группы: профессиональные, личностные и деловые (табл. 1.1.). Таблица 1.1. Модель личностно-деловых качеств современного менеджера
Література [3, 6, 7, 9, 10, 11]. Вопросы по теме: 1. Перечислите цели коммуникации. 2. На какие виды делятся межличностные коммуникации? 3. Чем отличаются вертикальные и горизонтальные коммуникации? 4. Назовите функции управления по А. Файолю. 5. Что относится к функциями коммуникационного менеджмента? 6. Какова роль коммуникации в системе управления организацией? 7. Каковы функции и сфера применения коммуникационного менеджмента? 8. Какие требования предъявляются к менеджеру по коммуникации? Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|