Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дизартрия при других формах ДЦП





Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия, возникающая при наиболее распространенном поражении мозга, прежде всего его больших полушарий. При этом поражены все конечности, причем руки в большей степени, чем ноги. Дети не ов­ладевают статическими и локомоторными функциями. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизарт­рии, иногда анартрии, в некоторых случаях в сочетании с проявле­ниями бульбарных расстройств. Обычно резко выражено повыше­ние мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре с выражен­ным и стойким влиянием лабиринтного и шейных тонических рефлексов.

 

 

 

Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП, когда имеет ме­сто одностороннее поражение центрального двигательного нейрона. У ребенка отмечаются односторонние двигательные расстрой­ства, менее выраженные в нижней конечности и в проксимальных отделах верхней конечности, т.е. отмечается более тяжелое пора­жение кисти руки.

При атоническо-атактической форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка и его связей с другими структу­рами мозга, прежде всего с лобными отделами коры больших полушарий. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и рит­ма. При этой форме церебрального паралича наблюдается мозжеч­ковая дизартрия. Ее частота составляет 70-75%.

Ведущим расстройством при мозжечковой форме дизартрии является грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность.

Речь атетозного ребёнка, для которого характерно преоблада­ние непроизвольных движений, достаточно многообразна. В лег­ких случаях наблюдаются лишь несущественные нарушения в об­ласти артикуляции в отличие от детей с серьезными кинетичес­кими расстройствами, у которых речь отсутствует.Обычно, речь атетозного ребенка неплавная, отсутствует координация, отрывоч­на и без ритма. Речевые нарушения у атетозных детей усугубляются тем, что они не контролируют движения головы и не могут глотать образующуюся у них слюну. При сочетании симптомов спастичности и атетоза артикуляция нарушается грубее, чем при наличии одной спастичности.

Имеется ряд исследований, посвященных различиям речи спастических и атетозных детей. Так, W.A. Wolfe (ПО), работая с 50 детьми страдающими церебральным параличом, исследовал членораздельность их речи. В результате он обнаружил, что речь 40% атетозных детей нечленораздельна, тогда как в речи 72% спас­тических больных некоторая членораздельность наблюдается. W.A. Wolfe (ПО) считал, что эти результаты неудивительны, по­скольку предварительное изучение речевого механизма показало, что у 100% атетозных больных нарушены функции органов дыха­ния и артикуляции, следствием чего являются расстройства произ­ношения.

В некоторых случаях можно наблюдать сочетание различных ДЦП у одного и того же ребенка. В этих случаях отмечаются сме­шанные формы дизартрии.

 

 

Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нару­шений и в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате, свойственных соответствующим степеням поражения спастичес­кой и гиперкинетичекой форм.

 

Алалии при ДЦП

Кроме речевых расстройств по типу дизартрии у детей с цереб­ральным параличом могут появляться алалии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия является весьма сложной для диагностики и коррек­ции, так как недоразвитие символической языковой системы соче­тается со специфическими особенностями мыслительной деятель­ности детей. Локальное повреждение корковых речевых зон при алалии сопровождается специфической неврологической симпто­матикой, часто находит свое подтверждение при электроэнцефа­лографическом обследовании.

При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.

Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патоло­гический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и состав­ляет около 3-5%. Патогенез связан с двумя факторами:

— повреждением корковых механизмов речи под влиянием раз­личных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной детского церебрального паралича (гипоксический и травматичес­кий факторы во внутриутробном периоде и в родах, перинаталь-. ные энцефалиты и т. д.);

-вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или патоло­гической афферентации с периферических отделов речевой сис­темы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых ДЦП осложняется нарушениями слуха (гипер­кинетическая форма заболевания).

 

Нарушение письменной речи

При ДЦП ввиду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания и недостаточности интегратив-

 

 

 

ной деятельности, могут отмечаться все — известные формы дисграфии и дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных сенсорных систем. Нарушения письменной речи у детей с церебральным параличом могут зависеть от недостаточности их зрительных впечат­лений и представлений, несформированности оптико-простран­ственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются и не осознаются как графемы). Это затрудняет их соотнесение с опреде­ленными звуками — звуко-буквенный анализ формируется с боль­шим трудом. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по начертанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения опреде­ляются недостаточностью зрительных представлений, то списыва­ние остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений, то и списыва­ние претерпевает определенные трудности.

Особенностью нарушений письма у детей с церебральным па­раличом является его зеркальность, проявляющаяся на начальных этапах обучения. Наиболее часто она наблюдается у детей с право­сторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зер­кально. Они путают сходные по написанию графемы.

В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде про­пусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных об­разов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечения­ми согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предупреждению дисграфии у детей с церебральным парали­чом способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слу­хового восприятия, зрительно-моторной координации.

Затруднения при письме очень часто не соответствуют состоя­нию устной речи. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, у некоторых даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения в письме. Наи­большую сложность для учителей представляют дети, у которых

 

 

отмечаются в письме ошибки, связанные с недостатком диффе­ренцирования звуков, сходных по звучанию. Примером таких ошибок могут быть смещение и замены звонких и глухих соглас­ных, шипящих и свистящих, мягких и твердых: дочка-точка, мыш­ка-миска, угол-уголь и т.д. Эти ошибки могут быть связаны как с нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внима­ния, работоспособности и неумением выполнить умственные мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами (52).

Своеобразие формирования лексико-грамматической стороны речи нередко находит отражение на письме. Чаще всего это прояв­ляется в ошибках, которые связаны с нарушением морфологиче­ской структуры слова. Таким детям свойственно неправильное употребление приставок, суффиксов для образования родствен­ных слов. В письменных работах учащиеся нередко употребляют слова, словосочетания, которые ими недостаточно поняты. В связи с недостаточностью понимания смысла слов при письме у учащих­ся встречаются пропуски, перестановки, повторения слов. Это так­же приводит к тому, что дети при письме путают приставки и пред­логи, при написании отрывают приставку от слова, а предлоги мо­гут написать слитно. Чаще всего учителю приходится сталкиваться с, обедненностью и некоторой шаблонностью, письменной речи таких учащихся. Если учитель видит, что у ученика имеются стой­кие ошибки на пропуски слов при написании, нарушение согласо­вания слов и предложений, слитное написание слов, этого ребенка надо обязательно показать логопеду, который сможет определить причину этих нарушений и дать педагогу конкретные педагогиче­ские рекомендации.

 

 

Глава 7.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.