Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культурология, русский язык, культура речи





В. И. Шупенина

 

Культурология, русский язык, культура речи

 

Учебное пособие для студентов всех специальностей
дистанционной формы обучения

 

ЧАСТЬ 2

Культура речи

 

 

Омск 2005

 

Рецензенты:

 

 

Шупенина В. И.

Культурология, русский язык, культура речи. Ч. 2. Культура речи: Учеб. пособие для студентов всех специальностей дистанционной формы обучения. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.

 

 

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации включает в обязательный минимум специальных дисциплин курс под названием «Русский язык и культура речи». Обращение системы вузовского образования к культуре речи продиктовано современными требованиями к речевой подготовки специалиста.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.

Цель настоящего Учебно-методического пособия помочь студентам дистанционной формы обучения повысить уровень языковой компетентности, совершенствовать речевую культуру.

Учебное пособие включает следующие разделы:

- Совершенствование речевой культуры – обязательное требование в подготовке специалиста.

- Литературный язык. Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка.

- Система функциональных стилей русского языка.

- Формирование навыков публичного выступления – одно из условий совершенствования речевой культуры.

Учитывая специфичность формы обучения, каждый раздел содержит теоретический материал, предваряемый планом, контрольные вопросы, практический блок, сопровождаемый методическими указаниями и рекомендациями, список литературы.

Учебное пособие ориентирует студентов–дистанционников на формы систематического совершенствования собственной речи.

В приложении даются акцентологический минимум, аннотированный список лингвистических словарей и справочников, материалы по деловому письму.

 

Раздел I. Совершенствование речевой культуры – одно из условий профессиональной подготовки современного специалиста

 

План

1. Актуальность проблемы речевой культуры.

2. Факторы «загрязнения» речевой среды.

3. Определение понятия «культура речи».

4. Признаки хорошей речи.

5. Средства повышения речевой культуры.

6. Контрольные вопросы по разделу.

7. Методические указания, практические задания.

8. Литература по разделу.

 

Цель

Познакомить с понятием «культура речи», обратить внимание на факторы «загрязнения» речевой среды, сориентировать на систематическое совершенствование собственной речи, раскрыть средства повышения речевой культуры.

Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при президенте РФ создан комитет по вопросам русского языка, разрабатывается Государственный закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры, постоянные рубрики в газетах и журналах «А как это по-русски», «О культуре родной речи», передачи радио и телевидения посвящены проблемам речевой культуры.

Наконец-то общество осознало, в каком плачевном состоянии находится речевая культура. Даже появилось такое понятие – «экология речевой среды», т. е. то, что нуждается в защите, спасении, очищении.

Слишком много можно назвать факторов «загрязнения» речи современного человека:

- обилие слов-паразитов, слова эти довольно стереотипны – так сказать, значит, ну, вот, как бы;

- засорение речи жаргонизмами. Речь современных людей – это речь жаргонизированная. Жаргон перестал быть речевой характеристикой молодежи (студентов, школьников).

Жаргонизмы превращаются в модные словечки в речи журналистов, политиков, бизнесменов, разного рода «звезд». Сегодня жаргонное слово чувствует себя свободно там, где, казалось бы ему не должно быть места – в парламентской речи, в выступлениях государственных чиновников, в официальном общении. Жаргонизированный тип речевой культуры является сегодня одним из самых влиятельных и экспансивных;

- просторечные слова и выражения;

- нарушения литературных норм произношения, словоупотребления, построения фраз;

- засорение языка иностранными словами. Заимствования – один из самых динамичных процессов современного русского языка.

- употребление ненормативной лексики стало почти нормальным явлением, нецензурные слова проникли даже в СМИ;

- катастрофическое сужение объема словарного запаса «среднего человека»;

- обеднение выразительных средств языка;

Все это свидетельствует о языковой анархии, какую переживает наше общество в настоящее время.

Итак, интерес к проблемам речевой культуры связан с создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры.

Следующей причиной большого общественного интереса к проблемам речевой культуры является повышение требований к речевой подготовки современного специалиста.

Владение культурной речи – показатель профессионального уровня, профессиональной пригодности преподавателей, юристов, социальных работников, психологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров, всех тех, в профессиональной деятельности которых слово является главным «инструментом».

Профессиональный успех, профессиональный рост во многом определяется владением речевой культурой.

Недостаточная речевая культура как письменная, так и устная снижает рейтинг любого профессионала, чья деятельность связана с речевым общением.

Понятие «культура речи» следует рассматривать в нескольких аспектах: наука, характеристика качества речи, учебная дисциплина.

1. «Культура речи – лингвистическая наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком».

2. «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач».

Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1. Является ли речь правильной, построена ли по литературным нормам?

2. Является ли речь «хорошей», уместной в определенной ситуации, действенной, искусной?

3. Соответствует ли речь правилам этики общения (речевому этикету)?

Итак, три составляющих компонента определяют сущность культуры речи – нормативный, коммуникативный, этический.

Наконец, культура речи – учебная дисциплина, основной целью которой является формирование, совершенствование речевой культуры.

Какие требования предъявляются к хорошей речи? Какие признаки ее характеризуют?

1. Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковом нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.

2. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением.

3. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

4. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

5. Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).

6. Простота речи, то есть безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

7. Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.

8. Живость речи, то есть отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.

9. Благозвучие речи, т. е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

 

Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры?

1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техни­ки – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время гово­рения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют высту­пающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом доне­сти до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.

Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые свя­зи между частями речевого высказывания.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалиста­ми упражнения по технике речи.

7. Знакомство с основами ораторского мастерства.

8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, выполняйте роль редактора – текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно.

Ваша задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение нормами литературного языка – одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

10. Овладение технологиями речевого общения.

Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.

11. Развивайте эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте собственный стиль.

«Перо – лучший и превосходнейший

творец и наставник красноречия»

Цицерон

12. Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.

 

Контрольные вопросы

1. Какие аспекты в толковании понятия «культура речи» можно выделить.

2. Дайте определение понятия «культура речи».

3. Какие признаки характеризуют «хорошую» речь.

4. Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры.

5. Есть ли у вас опыт работы над совершенствованием собственной речи.

 

Методические указания

Практические задания

Методы и средства повышения речевой культуры, изложенные в I разделе, – это своеобразные ориентиры в работе студента над совершенствованием собственной речи.

Одним из важнейших условий формирования речевой культуры является обогащение словарного запаса.

А каким должен быть словарный запас? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тысяч разных слов; по подсчетам других, он дос­тигает 11-13 тысяч слов. Сопоставим эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведе­ниях и письмах более 21 тысяч слов (при анализе по­вторяющиеся слова принимались за одно), причем по­ловина этих слов встречается у него только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведе­ния о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин – 18 890 слов, Сервантес – около 17 тысяч слов, Шекспир – около 15 тысяч слов (по другим источникам – около 20 тысяч), Гоголь («Мер­твые души») – около 10 тысяч слов.

А у некоторых людей запас слов бывает чрезвы­чайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаме­нитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами.

Задание I. Начните составлять «Словарь обогащения языка».

Когда читаете книгу, журнал, газету, обращайте внимание на слова и каждое незнакомое слово или слово, о значении которого вы только догадываетесь, выписывайте на карточку. За­тем на обратной стороне, используя толковый словарь, пишите значение слова. Карточки нумеруйте, чтобы знать количество слов, которые обогащают ваш сло­варный запас. Хранить карточки следует в картотеч­ном ящике. Когда наберется 10-20 слов, начинайте проверять свою память. Вытаскивайте карточку, чи­тайте слово и объясняйте его значение. По мере накоп­ления карточек делите их на две группы: 1) карточки с хорошо усвоенными словами; 2) карточки со слова­ми, которые требуют еще заучивания. Картотека по­стоянно должна пополняться новыми словами; карточ­ки с усвоенными словами переносятся во вторую часть ящика. Время от времени к ним следует возвращать­ся, устраивать контрольную проверку.

 

Задание II. Истолкуйте значения интернациональных словообразовательных элементов, подберите термины, в состав которых они входят

 

авто- архе- библио- -грамма интер- моно- пост- супер- аква- архи- био- граф- интра- морфо- прото- фил- анти- ауди- гео- гуман- -лог мульти- псевдо- хрон- макро- баро- гипер- демо- -мета- нео- -скоп экстра- -тека -фоб гипо- -дром- михро- поли- суб-  

 

Задание III. Найдите соответствия в предложенных словарных тестах. Данное задание предусматривает работу с 10 тестами на усвоение современных понятий

Тест №1

Слова Значение
1. Аккумулировать 1. Запрет, налагаемый одним органом государственной власти на решение другим органом государственной власти.
2. Аннулировать 2. Без изменений, шаблонный, воспроизводящий общественное.
3. Бартер 3. Случай, происшествие (обычно неприятное).
4. Вето 4. Небрежно относится к чему-либо.
5. Генезис 5. Отменять, считать недействительным.
6. Де-факто 6. Преувеличивать, искажать, подчеркивать какой-либо стороны.
7. Инцидент 7. Противник в споре.
8. Коммуникабельность 8. Принудительное отчуждение чего-либо.
9. Легальный 9. Накапливать, собирать.
10. Манкировать 10. Перевод денег с одного счёта на другой.
11. Оппонент 11. Разрешенный законом.
12. Позитивный 12. Расширение, наращивание (вооружений), обострение (положения)
13. Стереотипный 13. Способ введения торговли при котором один товар обменивается на другой.
14. Тенденция 14. Застой в производстве, торговле.
15. Утрировать 15. Положительный, утвердительный.
16. Экспроприация 16. Происхождение, возникновение.
17. Трансфер 17. Система служебного подчинения младших старшим, основанные на правилах служебной дисциплины.
18. Стагнация 18. Направление развития какого-либо процесса, явления, мысли, идеи.
19. Эскалация 19. Способности к общению.
20. Субординация 20. Фактически на деле.

Для успешного усвоения «новых» для вас понятий следуйте методическим советам

Свободное использование лексического запаса пред­полагает определенную частотность практического применения слов. Каждое слово в процессе закрепле­ния его в личном словаре проходит три стадии.

Первая стадия может, быть названа стадией узна­вания и, воспроизведения, т. е. человек узнает новое слово или выражение, его значение, может правиль­но реагировать на него и может воспроизвести контекстно. Обилие эквивалентов помогает усвоению изучаемых слов и выражений. Часто человек упот­ребляет слова свободно лишь в одном его стилисти­ческом варианте и испытывает затруднения, если сталкивается с необходимостью употребления друго­го синонимического выражения.

На этой стадии рекомендуется самостоятельно вы­полнить упражнения на перифраз, замену нового слова известным синонимом; вопросы, включающие новые слова, передачу содержания текста с опорой на новые слова. Новые слова и выражения заучива­ются как иностранные и служат своеобразными клю­чами для воспроизведения содержания текста.

Вторая стадия: говорящий самостоятельно выбирает новые слова или выражения, используя их в за­данной ситуации, подбирает синонимы к новым словам, употребляет их при устном изложении прочитанного или услышанного материала. Бывает так, что на этой стадии обучающийся по смыслу говорит правильно, но длинно, путано, неясно, без должной эстетической окраски.

Третья стадия: закрепление нового слова – является наиболее важной, ответственной, творческой. Говорящий самостоятельно составляет, ситуацию, используя новые слова и выражения в общении с собеседником. Эта методика способствует успешному ов­ладению устной речью.

 

Литература по разделу

1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. 6-е издание, перераб. и доп. – М., 1984.

2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д, «Феникс»: 1995.

3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д, 2000.

4. Головин Б. Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. – М., 1988.

5. Данцев А. А., Нефедов Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.

6. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М., 1998.

8. Нефедова Н. В. Основы культуры речи: Учебн. пособие. – Новочеркасск, 2000.

9. Новейший философский словарь. – Минск, 1999.

10. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотипное. – М., 1989.

11. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. – М., 1997.

Развития русского языка

 

План

1. Русский литературный язык как обработанный и нормированный вариант русского языка и нелитературные варианты (просторечие, диалекты, социальные и профессиональные жаргоны) и области их функционирования.

2. Понятие «нормы литературного языка».

3. Характеристика нормы.

4. Основные источники языковой нормы.

5. Основные нормы литературного языка:

5.1. акцентологические;

5.2. орфоэпические;

5.3. грамматические;

5.4. лексические.

6. Контрольные вопросы.

7. Методические рекомендации.

 

Цель: понять природу языковой нормы, ее особенности, закрепить навыки литературного произношения с точки зрения акцентологии и орфоэпии, овладеть грамматическими и лексическими нормами литературного языка.

Общенародный язык существует в нескольких формах.

Основные формы существования национального русского языка представления в таблице №1.

Таблица №1.

Формы существования национального языка.

Общенародный русский язык

 

 

 


Формы языка: кто (какая социальная группа) использует?

Функциональные стили: где (в какой сфере общественной деятельности) используется?

 

Рассмотрим языковые явления, не входящие в литературный язык:

1. Просторечие включает в себя языковые явления (слова и их значения, грамматические формы и обороты, особенности произношения), которые употребляются для грубоватого, сниженного изображения предмета мысли. Например, такие слова и выражения, как «здоро/во» (здравствуйте), «канючить» (надоело просить), «карга» (старуха), «над нами не каплет» (нем спешить не надо), определяются современными словарями как просторечные. Внелитературное просторечие используется теми носителями национального языка, которое недостаточно овладели литературной его формой. Ненормативность используемых элементов, как правило, такими людьми не сознается.

2. Территориальные диалекты (говоры) занимают в национальном языке особое место. Имея общерусскую основу, они в то же время обладают особенностями, которые распространены лишь на части территории, где используется национальный язык. Существуют фонетические («павук» - паук, «вострый» - острый), фонологические («[у]ерань» - «[г]ерань»), грамматические («у жене» - у жены, «до сестре» к сестре), лексические («кочет» - петух, «угадать» - узнать) диалектизмы. В настоящее время говоры оттесняются, становясь преимущественно особенностью речи сельского населения.

3. Жаргоны (фр. jargon) – социальная разновидность речи, характеризующая профессиональной (нередко экспрессивно переосмысленной) лексикой и фразеологией общенародного языка. Жаргоны принадлежат относительно открытым социальным и профессиональным группам людей, объединенных общностью интересов, привычек, занятий, социального положения (спортсмены, моряки, актеры, медики, юристы, охотники и т.д.). Термин употребляется и для обозначения искаженной, вульгарной, неправильной речи, называемой также арго (фр. argot). Жаргоны и арго не обладают собственной фонетической и грамматической структурой и формируется на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации, звукового искажения: «ишачок» - самолёт И-16, «предки» - родители, «баскет» - баскетбол, «финаги» - деньги, финансы, «училка» - учительница, «препод» - преподаватель. Лексика жаргонов неустойчива, отдельные её элементы могут входить в состав разных жаргонов (интер жаргон). Экспрессивность и эмоциональность лексики жаргонов способствуют проникновению ряда элементов в литературный язык. В целом употребление жаргонизмов засоряет и огрубляет разговорную речь.

Высшей формой существования языка является язык литературный.

Литературный язык – это исторически сложившийся, обработанный, нормированный, который служит средством общения людей во всех сферах их деятельности и является языком научной, художественной и общественно-публицистической литературы.

Литературный язык базируется на понятии нормы.

В некоторых странах высшую форму национального языка называют не литературным языком, а нормированным.

Русский литературный язык существует в устной и письменной формах.

Устная речь гораздо активнее письменной – мы больше говорим и слушаем, чем пишем и читаем. Шире выразительные возможности устной речи. Б. Шоу по этому поводу заметил, что «есть 50 способов сказать «да» и 500 способов «нет» и только один способ это написать».

Итак, литературный язык – это язык, прежде всего, нормированной.

Что такое норма?

Еще полстолетия назад термин «норма» применительно к языку был малоупотребителен.

Сейчас он прочно вошел не только в научный, но и в педагогический, образовательный обиход.

Языковая норма носит объективный характер, она не создается лингвистами, авторами словарей и книг по грамматике и культуре речи, не зависит от вкусов отдельного лица.

Правила, изложенные в книгах, отражают современное состояние русского литературного языка, поддерживают то, что в нем выражено практикой.

Норма литературного языка – это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, слов, их форм, синтаксических конструкций.

Норма литературного языка – это единообразное, образцовое употребление элементов языка.

Норма литературного языка – то относительно устойчивый способ языкового выражения.

В данных определениях зафиксированы основные свойства литературной нормы:

- обязательность для всех говорящих и пишущих по-русски;

- устойчивость и историческая изменчивость.

Если бы нормы не были устойчивы, если бы они легко подвергались различного рода воздействиям, языковая связь между поколениями была бы нарушена.

И в то же время языковая норма – явление историческое. Изменение норм обусловлено постоянным развитием языка.

Изменяются нормы употребления слов, произношения. Кого, например, сейчас называют абитуриентом? Каждый ответит: «Того, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение». А известна ил вам этимология этого слова? Оно было заимствовано в XIX в. из немецкого языка. Немецкое Abiturient восходит к среднелатинскому abituriens, -ntis – «собирающийся уходить». Вот, оказывается, какое противоречие: тот, кого называют абитуриентом, должен уходить, покидать, а не приходить, поступать куда-то. В чем же дело? Действительно, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, первый том которого вышел в 1936 г., читаем: абитуриент – «учащийся среднего учебного заведения, который держит выпускные экзамены». Как видите, семантика слова соответствует его этимологическому значению. В дальнейшем абитуриентами стали называть не только тех, кто оканчивал среднюю школу, но и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в большинстве случаев относятся к одному лицу. Изменения, происшедшие с употреблением слова абитуриент, отражены во втором издании «Словаря современного русского литературного языка», вышедшего в 1991 г. Вот как представлено в нем это слово:

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник.

2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов.

Следовательно, норма употребления слова абитуриент изменилась.

Со временем изменяется и произношение. Так, например, у А.С. Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрут и банкротство. Чем это объяснить? Можно подумать, что поэт описался или допустил ошибку. Нет. Слово банкрот было заимствовано в XVIII в. из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало как банкрут. Аналогичное звучание имели и производные: банкрутство, банкрутский, обанкрутиться. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрут и банкрот. К концу XIX в. окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротиться. Это стало нормой.

- вариантность – это следующее основное свойство нормы.

Вариантность – это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц.

Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно.

Варианты представлены на всех уровнях языка:

 

Уровень Варианты
Фонетический Чтобы – чтоб, папоротник – папортник, уполномочивать – уполномачивать
Словообразовательный Осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица - волчиха
Морфологический Эта толь – этот толь, кофе остыл – кофе остыло, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – езжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболее важный, в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах
Синтаксический Ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера
Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется) не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

 

Вариантов различных типов очень много в русском языке, что свидетельствует о его богатстве. Но это и создает трудности, так как, чтобы выбрать правильный вариант, необходимо знать, какое место каждый из вариантов занимает, какова его характеристика, его стилистическая окраска.

-норма может быть императивной (лат. императивус) – не допускающей выбора; диспозитивной (лат. диспозитивус) – допускающая выбор.

-кодификация нормы – отражение объективно существующей современной литературной нормы, сформулированной в виде правил и предписаний в учебниках, словарях, справочниках.

Основные источники языковой нормы:

-произведения классиков и современных писателей;

-анализ языка средств массовой информации;

-социологические исследования;

-опросы, анкеты;

-научные исследования ученых-языковедов.

Основные нормы литературного языка:

-акцентологические;

-орфоэпические;

-лексические;

-грамматические.

Акцентологические нормы

Акцентологические нормы – это нормы ударения.

Особенности и функции ударения изучает отдел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus - ударение).

Нарушения норм ударения – одно из распространенных явлений в устной речи.

Одна из причин нарушения акцентологических норм связана с особенностями словесного ударения в русском языке.

1. Ударение в русском языке свободное, что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в эстонском, латышском, чешском, финском ударным всегда бывает первый слог, в польском, грузинском – предпоследний, в армянском, французском - последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называют разноместным. Сопоставим ударение в словах: компас, добыча, документ, медикамент. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность его, как отмечает Р. И. Аванесов, делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

2. Ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным. Если в различных формах слова ударение падает на одну и ту же часть, то такое ударение является неподвижным (берегу/, береже/шь, береже/т, береже/м, береже/те, берегу/т – ударение закреплено за окончанием). Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слов, называются подвижным (прав, пра/вы, права/, могу, мо/жешь, мо/гут).

Ошибки в ударении могут быть вызваны и другими причинами, о которых необходимо помнить.

1) Незнание правил ударения в языке-источнике. Мизе / рный (лат. miser - бедный) из французского «мизе / р» и произносится «мизе / рный».

2) Отсутствует в печатном тексте буквы «Ё». Между тем, известно, что в соответствии с нормой она всегда принимает на себя ударение. Ликвидация точек привела к тому, что многие слова стали произноситься с «Е», а ударение перешло на случайное место – свекла, желчь, желчный, новорожденный, завороженный (правильно свёкла, жёлчь, жёлчный, новорождённый, заворожённый).

3) Незнание орфографических правил. Слова «бро / ня» и «броня /» являются существительными первого склонения. Ударение выполняет смыслоразличительную функцию: броня – «преимущественное право на получение чего-либо» и броня – «защитное покрытие». Часто встречается неправомерное употребление слова в форме «бронь».

4) Незнание принадлежности слова к той или иной части речи. Например, прилагательное «развито / й» и причастие «ра / звитый». Первое употребляется в словосочетаниях «развитой юноша», «развитая промышленность», «развитое сельское хозяйство» и ударение падает на окончание. Причастие, образованное от глагола «развить», произносится с ударением на первом или втором слоге – развитая гражданином N деятельность, развитый преподавателем вопрос, развитая веревка, развитый локон.

5) Осваивая нормы русской акцентологии, надо иметь в виду и явление вариативности ударения. Существует слова, в которых нормированным признаются: 1) два варианта ударения, 2) один считается книжным, а другой – разговорным, 3) один вариант общелитературный, а другой – профессиональный. Так, варианты «ина / че - и / наче», «пе / тля и петля /», «ржа / веть и ржаве / ть», «тво / рог и творо / г» равноправны, «балова / ть и баловать», «догово / р и договор», «ке / та и кета» - первый книжный, второй разговорный, «астроно / м и астро / ном», «ко / мпас и компа / с», «ра / порт и рапо / рт», «и / скра и искра /», «добы / ча и до / быча», «а / томный и ато / мный» - общелитературный и профессиональный соответственно Пометы о принадлежности слова с том или иным вариантом ударения к разговорному или профессиональному языку даются в орфоэпических словарях.

Основными правилами постановки ударения можно считать следующие:

1. Служебные части речи своего ударения не имеют и примыкают в качестве безударных и основной части речи.

2. Предлоги на, по, за при простом числительном могут быть ударными.

на/ сто лет

по/ три года

3. В сочетаниях предлога с существительным возможны варианты

по/ бо/ку на/ по/л

под бо/ком по/д го/ру

под бо/к по/ двору/

за/ бо/к за/ мо/рем

4. Для разговорной речи более характерны безударные предлоги:

на во/ду

под водо/й

год от го/да

из го/да в год

5. Чаще сохраняется ударение на предлоге в устойчивых сочетаниях:

бе/з году неделя

за/ душу берет

зуб на/ зуб не попадает

6. Сложные слова имеют два ударения (основное и побочное). Основное ударение падает на вторую часть сложного слова.

мусоропрово/д

газопрово/д

лавинообра/зный

7. В односложных существительных мужского рода в родительном падеже единственного числа ударение падает на окончание – зонт – зонта /, ковш – ковша /, плод – плода /, герб – герба /. Исключение составляют слова «гусь» и «уголь» - гуся (гуся – разг.), угля и угля.

8. Существительные женского рода 1-го склонения в винительном падеже единственного числа имеют ударение на окончании (золу /, избу /, кирку /, козу /, нору /, полу /, росу /, смолу /, сову /, строфу /, траву /), на основе (бо / роду, бо / рону, це / ну, щёку), двоякое ударение (реку – реку, доску - доску).

9. Некоторые существительные 3-го склонения при употреблении с предлогами «в» и «на» имеют ударение на окончании – в груди /, в кости /, в крови /, в ночи /, на печи /, в связи /, в тени /, в цепи /, в чест







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.