Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ





ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

1.1 Понятие, функции и экономическая сущность страхования

1.2 История страхования

1.3 Правовая основа страхования

1.4 Специфические виды и схемы страхования туристов

1.5 Проблемы страхования в туризме

ГЛАВА 2 РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ В АКТИВНОМ ТУРИЗМЕ

2.1 Понятие об активном, экстремальном и приключенческом туризме

2.2 Особенности и виды страхования в активном туризме

2.3 Компании – Ассистанс

2.4 Активный туризм и состояние страхового рынка в Республике Башкортостан

2.5 Алгоритм действия туристов и их представителей при наступлении страхового случая

2.6 Описание страховых случаев

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

Тему для моего диплома «Страхование в активном туризме» я выбрала не случайно. Меня давно волновал один вопрос: «Как можно уберечь людей от неприятностей или помочь им в трудную минуту, если они сами осознанно идут на риск?» Ответ на этот и многие другие вопросы, касающиеся страхования любителей активных видов туризма, я хочу осветить в своем дипломе.

Активный или экстремальный туризм - спорт мужественных людей. Преодолевая трудности, они закаляют свой характер; участвуя в экспедициях в труднодоступные места Земли, доказывают неисчерпаемые возможности человека. Для приверженцев экстремального туризма дом - вся наша прекрасная планета, которую они учатся понимать и с которой пытаются найти общий язык [41].

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих факторов, но основной из них – прочные знания из различных областей. Необходимо не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать, ибо, когда положение становится угрожающим, поздно начинать учиться [23].

По словам одного из путешественников[1], экстремальный туризм - это верхняя планка туризма вообще. Опасности манят экстремалов. Когда уже многого достиг в преодолении трудностей и опасностей, подстерегающих на перевалах и порогах, появляется ощущение, что все-таки чего-то не хватает.

В настоящее время к активным видам туризма спортивного типа относят пешеходный, лыжный, водный, велосипедный, горный, конный, авто и спелео туризм. Самые массовые из них: пеший, водный, горный туризм. Наиболее динамично развиваются горные виды путешествий и водный туризм.

Подвергая себя опасностям, необходимо рассчитывать не только на свои силы, но и на помощь специалистов [48]. Для этого предусмотрено страхование для любителей активного туризма и отдыха.

Зачем это нужно? В первую очередь, для уверенности, что в любом случае вы получите необходимую помощь. Даже самому опытному путешественнику приятно осознавать, что он может рассчитывать на поддержку в трудной ситуации. Как правило, страховые компании заранее имеют оптимальный план действия при многих ситуациях. Зачастую большое значение имеет не только финансирование медицинской помощи, но и правильная организация её оказания – помощь должна быть оказана оперативно [48].

Как показывает практика, большинство туристов, собираясь на самостоятельный отдых, не хотят думать о возможных проблемах, а если они возникают, не знают как вести себя и какие действия нужно предпринимать. Поэтому рассматриваемая в данной работе тема «Страхование в активном туризме» является актуальной.

Основная цель работы - изучение особенностей страхования в активном туризме.

Задачи:

- изучить правовую основу страхования в России;

- определить виды и схемы страхования туристов;

- осветить основные проблемы в сфере страхования туристов;

- рассмотреть понятия «активный туризм» и «страхование в активном туризме»;

- описать особенности страхования на маршрутах различной категории сложности;

- описать основные программы страхования любителей активного туризма;

- описать состояние активного туризма и рынок страхования в Республике Башкортостан;

- описать действия туриста, страховой и сервисной компании при наступлении страхового случая;

- рассчитать стоимость страховых полисов для активных туров, разрабатываемых студентами.

Объект исследования – система страхование туристов, занимающихся активными или экстремальными видами туризма.

Предметом исследования являетсятехнология действий при возникновении страхового случая, а также технология расчета стоимости страховых услуг в активном туризме.

Основой написания данной работы является изучение современных литературных источников, нормативно – методических материалов, статей из периодических изданий, материалов из Интернет-ресурсов, а также знания, полученные во время прохождения преддипломной практики в страховой компании.

Дипломная работа состоит из 3-х глав. В первой главе изложена теоретическая сторона вопроса страхования в туризме. Во второй главе описываются виды активного туризма, условия страхования любителей активного отдыха, представлен алгоритм действия туристов при наступлении страхового случая, а также приведены примеры страховых событий с туристами на маршрутах различной категории сложности. В третьей главе освещается активный туризм и рынок страхования в Республике Башкортостан, проведена самостоятельная работа по расчетам страховых полисов для тургрупп, отправляющихся на активные маршруты по Башкортостану.

В ходе исследования работы были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы и данных Интернет-ресурсов, анализ нормативной документации, телефонное интервью.


ГЛАВА 1 ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ

История страхования

Этимологический смысл страхования связан в русском языке со словом страх. Термин «страхование» (страховка, подстраховка) иногда употребляется для обозначения поддержки, гарантии удачи в чем-либо и т. д., в настоящее же время все чаще используется в значении инструмента защиты имущественных (материальных) интересов физических и юридических лиц [17].

Первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности. Еще в рабовладельческом обществе заключались соглашения, в которых можно усмотреть черты договора страхования. Они касались недвижимого имущества, торговли, ссудных сделок, а также морского судоходства. Основной смысл этих соглашений состоял в стремлении распределить между лицами, заинтересованными в данной сделке, риск возможного ущерба судам и грузам при морских перевозках.

С ростом городов и возникновением крупных населенных пунктов возрастала опасность гибели или повреждения имущества от пожаров и других стихийных бедствий. Вполне понятно поэтому стремление людей к объединению для совместных действий по предотвращению или ликвидации последствий опасности, в том числе экономическими мерами. В связи с этим в 1310 г. в г. Брюгге (Германия) и была учреждена Страховая палата, которая проводила операции по защите имущественных интересов купечества и ремесленных гильдий [28].

В эпоху Великих географических открытий наблюдается бурный рост судоходства и международной торговли. Возникновение новых рынков увеличивает опасность ущерба (убытка), поэтому возрастает потребность в защите имущественных интересов. Появляются подобия страховых организаций, которые строились на базе взаимного страхования имущества отдельными группами купцов или судовладельцев. При отправке сухопутного торгового каравана или при морской перевозке, совместном строительстве или производстве люди договаривались о том, что в случае гибели или повреждения имущества одного из участников этого совместного предприятия ущерб распределяется между всеми пропорционально. Это был принцип взаимного страхования (взаимной солидарности).

Помимо страхования имущества как объекта предпринимательской деятельности развивается страхование от огня. Простейшей его формой был специальный сбор средств для помощи тем, чье имущество сгорело или пострадало. Необходимо заметить, что при взаимном страховании участники таких содружеств не ставили целью получение прибыли из данного рода деятельности: они заботились только об уменьшении возможного ущерба. Со временем (с развитием денежного обращения) эти организации стали преобразовываться в профессиональные коммерческие страховые компании на принципах предпринимательства и получения выгоды от подобных операций. Их прибыль складывалась из специально предусмотренной части страхового платежа и возможности безубыточного прохождения дела.

С развитием экономики, расширением имущественных интересов росло число страховых компаний, и увеличивался их оборотный капитал, росли вложения в другие отрасли хозяйства.

К началу 60-х гг. XVIII в. на Западе насчитывалось около 100 видов имущественного и личного страхования [19;С.14-21].

Страхование в России имеет глубокие корни. Так, первым по времени было морское страхование. Екатерина II, озабоченная развитием русской морской торговли, издала в 1781 г. Устав купеческого водоходства, заключавший в себе постановление о морском страховании. Страхование от огня началось в России также во времена Екатерины II (Россия считается родиной страхования от огневых рисков). За короткое время возникли новые страховые общества (в 1867 г. — «Русское», в 1870 г. — «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», в 1872 г. — «Северное», «Якорь», «Волга»).

Крупнейшее страховое общество «Россия» в 1881 г. производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование и др. В 1888 г. страховое общество «Помощь» производило страхование от несчастных случаев, краж со взломом и т. п.

В 1903 г. 141 крупнейшая фирма центрального промышленного района создала в Москве Российский взаимный страховой союз, осуществлявший страхование от огня движимого и недвижимого имущества. Действовали также взаимные общества землевладельцев по страхованию посевов от градобития: «Московское» (с 1877 г.), «Церера» (с 1901 г.) и др. Однако в целом взаимное страхование по своим размерам значительно уступало акционерному.

Страховое дело после Октябрьской революции прошло три этапа:
1. Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования.

2. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации
страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.

3. Постановлением ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г. утверждено «Положение о государственном страховании в СССР», где было записано, что страхование во всех его видах является государственной монополией СССР.

Главным управлением государственного страхования в СССР (совместно с его органами в республиках, краях, областях, городах и районах) был Госстрах. До 1958 г. система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР. С 1958 г. часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик.

С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже союзно-республиканской. Она возглавлялась Правлением Госстраха СССР, которое подчинялось Минфину СССР. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации жизни. Сам жизненный уклад был таков, что гражданам даже не приходило в голову страховать имущество или жизнь, страховаться от несчастных случаев или стихийных бедствий. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности. Профессию страховых агентов нельзя было назвать прибыльной, они не были солидными партнерами на финансовом рынке. Кооперативное страхование в основном проводилось по тарифам Госстраха.

В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) как самостоятельная хозрасчетная организация. Ингосстрах и сейчас занимает ведущую позицию в иерархии страховых компаний и обществ.

Демонополизация страхования - преодоление исключительного права государства на проведение страховых операций — проявилась, во-первых, в создании негосударственных страховых обществ и, во-вторых, в преодолении монополии союзных структур при решении юридических и экономических вопросов страхового дела.

Начало реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил Закон «О кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Этим Законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования. Однако уже с самого начала кооперативные организации не ограничились сферой, определенной Законом, и стали проводить различные операции по имущественному, кредитному страхованию и страхованию жизни.

Сейчас видов страхования очень много. Значительную роль в ускорении создания негосударственных страховых обществ сыграло утверждение Советом Министров СССР 19 июня 1990 г. положения «Об акционерных обществах и товариществах с ограниченной ответственностью» и постановления «О мерах по демонополизации народного хозяйства» (16 августа 1990 г.). Последнее постановление прямо ориентировано на то, что на страховом рынке могут действовать конкурирующие между собой государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества, которые могут проводить разнообразные виды страхования.

Первую страницу в новой истории российского страхования открыли страховые кооперативы, которые были страховыми организациями, альтернативными бывшей системе Госстраха.

В конце 1988 — начале 1989 г. в России действовало уже около 100 новых страховых организаций, а в феврале 1989 г. было создано первое их объединение - Ассоциация советских страховых организаций (АССО), объединявшая страховые организации России, Украины, Молдавии, Прибалтики.

В 1992 г. после распада СССР согласно Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные Страховые предприятия могли преобразовываться в акционерные страховые общества (АСО) закрытого и открытого типов и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), а на базе Правления Госстраха был создан Росгосстрах.

Страхование путешественников (далее — туристов) представляет собой относительно новый в России вид. Оно появилось в начале 90-х гг., когда стал активно развиваться выездной туризм и многие наши соотечественники, столкнувшись с суровой реальностью, наконец-то поняли: ответственность за их благополучие теперь лежит только на них [25].

 

Правовая основа страхования

Правовую основу страховой деятельности составляют законодательные и подзаконные акты по страхованию:

1) Конституция Российской Федерации - правовой документ, имеющий наивысшую юридическую силу (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

2) правовые документы, имеющие высшую юридическую силу:

- ГК РФ, часть вторая, глава 48 «Страхование» ((введен в действие 1 марта 1996 г.);

- Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 28 июня 1991 г. № 1500-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 1993 г. №4741-1);

- Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. №2-ФЗ и от 17 декабря 1999 г. М212-ФЗ);

- указы Президента Российской Федерации;

3) законодательные и нормативные правовые акты, постановления Правительства РФ и положения:

- «О Федеральном органе исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью» (Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ — Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177);

- нормативные методические материалы, издаваемые Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью:

1. условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 12 декабря 1992 г. № 02-02/4 (с изменениями и дополнениями от 22 января 1993 г.);

2. методика расчета нормативного размера соотношения активов
и обязательств страховщиков и Инструкция о порядке применения Методики расчета нормативного размера соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 30 октября 1995 г. №02/02;

3. правила размещения страховщиками страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. № 16н (с изменениями от 16 марта 2000 г.);

4. постановление Правительства РФ от 16 мая 1994 г. № 491 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками» (с изменениями от 7 июля 1998 г);

5. рекомендации по аудиторской проверке страховщиков от 13 марта 1995 г.;

6. методики расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования (утв. распоряжением Росстрахнадзора от 8 июля 1993 г. № 02-03-36) и др.

4) юридические документы:

• договор страхования;

• лицензия на страхование;

• страховое свидетельство (полис или сертификат);

• условия (Правила) страхования;

• учредительные документы страховщика (устав, правила страхования по видам и др.) [40].

Конституция РФ декларирует основные стратегические направления развития страны, порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления; определяет полномочия законодательной, исполнительной и судебной властей, правовой статус Президента РФ, органов федерального, регионального и местного (муниципального) самоуправления [1].

Гражданский кодекс Российской Федерации, являясь основным законом рыночной экономики, своими нормами охватывает и сферу страхования. В ГК РФ (часть вторая, глава 48 «Страхование») сформулированы общие положения:

- о формах страхования (обязательной и добровольной);

- договорах страхования, правах и обязанностях субъектов правовых отношений;

- об интересах, страхование которых не допускается;

- о последствиях наступления страхового случая;

- об основаниях по освобождению страховщика от выплаты страхового обеспечения и страхового возмещения;

- о перестраховании, взаимном государственном страховании и др.

Принятый Верховным Советом Российской Федерации Закон РФ «О страховании» (подписан Президентом РФ 27 ноября 1992 г. № 4015-1 и введен в действие 12 января 1993 г.2) определил:

- общие понятия страхования и страховой деятельности их существенные признаки;

- дал определения объектов страхования, страховщика, страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя и страховых посредников;

- установил значения терминов «страховая сумма», «страховой взнос», «страховая выплата», «страховой тариф» и др.

Закон установил общие законодательные требования к договору страхования, обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, государственному надзору за страховой деятельностью, порядку лицензирования страховой деятельности, страхованию иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации [34].

Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была передана в ведение Минфина России, где был создан департамент страхового надзора. Согласно Федеральному закону от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О страховании" название закона изменено в редакции: «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а название «Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью» заменено на «Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью».

Страхование при осуществлении туристской деятельности предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.11.96 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Согласно данной статье тур оператор (турагент) обязан страховать туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, если такие требования установлены законодательством той страны, куда отправляется на отдых турист.

Понимание и знание этих положений позволяет всем, кто соприкасается со сферами страхования и туризма, единообразно их использовать, что создает благоприятные условия для разрешения возможных конфликтных ситуаций. Ибо не только незнание законов, но и непонимание их не освобождает от ответственности [40].

Медицинская страховка в страны Шенгенского соглашения с обязательным лимитом ответственности не менее 30 000 евро, должна покрывать все медицинские расходы в экстренных случаях, оказания помощи на месте, включать транспортировку к месту постоянного проживания или посмертную репатриацию.

Дополнительными (добровольными) видами страхования могут быть:
- страхование расходов вследствие отмены поездки за границу (страхование от невыезда);

- страхование гражданской ответственности лиц, занимающихся активными видами спорта;

- страхование персональной гражданской ответственности выезжающих за рубеж и другие виды страхования [45].

Турфирма может гарантировать оказание неотложной медицинской помощи своим клиентам только в том случае, если заключен договор страхования и оформлен страховой медицинский полис. Согласно ст. 5 Закона РФ от 28.06.91 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" страховой медицинский полис - это документ, который подтверждает право туриста на получение медицинской помощи [2].

Туристские фирмы как юридические лица пользуются рядом услуг страховых компаний. Однако в туристском бизнесе существуют дополнительные виды добровольного и обязательного страхования. Страхование в системе туризма классифицируется на следующие виды:

1. страхование туриста и его имущества;

2. страхование рисков туристских фирм;

3. страхование туристов в зарубежных поездках;

4. страхование иностранных туристов;

5. страхование гражданской ответственности;

6. страхование гражданской ответственности владельцев

автотранспортных средств;

7. страхование от несчастных случаев с покрытием медицинских

расходов [32].

Страхование туриста и его имущества включает в себя ответственность за утрату или повреждение имущества туристов. Действие такого договора начинается с момента выезда застрахованного с постоянного места жительства и заканчивается в момент его возвращения. Застраховать по такому договору можно туристское и личное имущество, которое туристы имеют при себе. Под багажом подразумеваются зарегистрированные и незарегистрированные вещи туриста. Кроме того, страхованию подлежат вещи, находящиеся на его одежде и теле, а также приобретенные во время зарубежной поездки (Приложение А-3).

Виды страховой ответственности: аварии, пожары, взрывы, стихийные явления природы, грабежи, хищения и другие преднамеренные и злоумышленные действия, военные действия и др.

Страхование рисков туристских фирм включает финансовые риски, ответственность по рискам туристов, их родственников, третьих лиц. К числу финансовых рисков относятся:

1. коммерческие риски (неоплата или задержка оплаты, штрафные санкции контрагента при непризнании им обстоятельств нарушения контракта форс-мажорными обстоятельствами);

2. банкротство фирмы;

3. изменения таможенного законодательства, валютного

регулирования, паспортного контроля и других таможенных формальностей;

4. возникновение обстоятельств форс-мажорного характера;

5. политические риски и др. (Приложение А-4).

Страхование туристов в зарубежных туристских поездках, как правило, включает:

1. оказание туристу экстренной медицинской помощи во время зарубежной поездки при внезапном заболевании или несчастном случае;

2. транспортировку в ближайшую больницу, способную провести качественное лечение под соответствующим медицинским контролем;

3. эвакуацию в страну постоянного проживания под надлежащим медицинским контролем;

4. внутрибольничный контроль и информирование семьи и больного;

5. предоставление медицинских препаратов, если их нельзя достать на месте;

6. консультационные услуги врача-специалиста (при необходимости);

7. оплата транспортных расходов по доставке заболевшего туриста или его тела в страну постоянного проживания;

8. репатриация останков туриста;

9. оказание юридической помощи туристу при расследовании гражданских и уголовных дел за рубежом.

При заключении договора страхования страховая сумма выбирается в соответствии со страной назначения и классифицируется в зависимости от необходимости минимального покрытия.

Ещё один весьма распространённый вид страхования при поездке за рубеж – страхование гражданской ответственности автовладельца «Зеленая карта». На данный момент в систему «зеленая карта» входят 45 стран из Европы, Азии и Африки - все страны Европы включая Россию (с 1 января 2009 года), а также Турция, Израиль, Марокко, Тунис и Иран [17].

Страхование от несчастных случаев с туристом за рубежом обычно осуществляется в пределах согласованных в договоре страховых сумм, а возмещение выплачивается при наступлении:

1. инвалидности 3 группы — 50% страховой суммы;

2. инвалидности 2 группы — 75% страховой суммы;

3. смерти — 100% страховой суммы (Приложение А-5).

Страхование расходов туристов при несовершенной поездке реализуется на основании согласованной в договоре страховой суммы (страхового возмещения), которая выплачивается полностью или частично, когда невозможность осуществления поездки наступила по следующим причинам:

1. внезапное расстройство здоровья или смерть туриста, или членов его семьи, или близких родственников;

2. повреждение имущества туриста в результате воздействий окружающей среды или действий третьих лиц;

3. участие туриста в судебном разбирательстве в момент предполагаемой поездки;

4. получение вызова для выполнения воинской обязанности;

5. неполучение въездной визы при выполнении всех требований по оформлению документов;

6. другие причины, признаваемые в договоре.

Так же, дополнительными видами страхования в туризме являются:

- страхование на случай несвоевременного вылета;

- страхование на случай плохой погоды в месте временного пребывания,

- страхование от неполучения визы,

- страхование на случай «неловли рыбы» или «неотстрела зверей на охоте»;

- возмещения штрафных расходов при аннуляции тура (в случае заболевания туриста или близкого родственника, судебных разбирательств и т. п.) [23].

Конкретные правила (условия) страхования туристов по каждому виду страхования разрабатываются каждым страховщиком самостоятельно — в рамках существующего законодательства и нормативных актов. Поэтому, прежде чем заключить (подписать) договор со страховой компанией, потенциальный турист должен изучить эти условия и неукоснительно соблюдать их в поездке (Приложение А-8).

При занятиях различными видами туризма в основном применяются две схемы страхования туристов, как по отдельности, так и вместе. По первой схеме (компенсационной) при наступлении страхового случая турист сам расплачивается за оказанную медицинскую, юридическую, административную или иную услугу, а, возвратившись на родину, предъявляет необходимые документы (страховой акт, счета, чеки и т. п.) страховой компании, с которой был заключен договор страхования. И если страховой случай подтверждается подлинными документами и соответствует правилам (условиям) данного вида страхования, страховая компания принимает решение о страховой выплате. При отказе в страховой выплате окончательное решение может быть принято общегражданским судом (Приложение А-10).

Главным недостатком компенсационной схемы страхования является то, что турист должен всегда иметь запас валютных средств «на всякий случай». Второй недостаток — отсутствие гарантий в том, что турист получит страховую выплату по возращении на родину. Страховщики могут найти причину, чтобы не произвести выплату страхового обеспечения или страхового возмещения (это нарушение условий страхования). В силу этого, страхование по первой схеме получило название «псевдострахование» и, в последние годы, применяется редко. И наконец, на активных маршрутах тургруппа, как правило, находится вдали от населенных пунктов, и получить помощь, в особо экстренных ситуациях, может только посредством вызова сервисной службы или МЧС.

При второй (сервисной) схеме страхования, заключив договор или контракт со страховой компанией, достаточно позвонить в одну из указанных диспетчерских служб, сообщить номер своего полиса, фамилию и потерпевшему будет оказана необходимая помощь [39].

Сервисные услуги оказывают, в основном, компании Ассистанс – Assistance – особый вид страхования туристов, командированных специалистов за рубежом в целях оказания им помощи на месте в денежной или иной форме. Более подробная информация о сервисных компаниях представлена во второй главе диплома.

 


Компания – ассистанс

Ассистанс – от французского "assistance" – помощь. Компания - ассистанс – сервисный центр, оказывающий информационные и организационные услуги застрахованным в страховых компаниях частным лицам (страхователям). Как правило, эти услуги оказываются гражданам, находящимся вне пределов основного места жительств.

Считается, что основателем ассистанса как услуги был Пьер Деснос (Франция), друзья которого испытали массу неудобств, попав в ДТП за пределами Франции. Он основал первую компанию - ассистанс - Europ Assistance [2].

Различают:

1. медицинский ассистанс (медицинское обслуживание, организация госпитализации и лечения);

2. технический ассистанс (техническая помощь на дорогах, организация доставки транспортных средств, аварийный комиссариат, предварительная оценка ущерба при ДТП);

3. юридический ассистанс (юридическая помощь и обеспечение правовой поддержки);

4. информационный ассистанс;

5. туристский ассистанс (поиск и бронирование гостиниц, визовая поддержка, аренда автомобилей) и так далее.

Ассистанские компании традиционно обладают развитой инфраструктурой для предоставления клиенту максимально быстрого и легкого доступа ко всему комплексу услуг организационного и информационного характера, например, центрами обслуживания, телефонными справочными службами. Крупнейшие ассистанские компании оказывают помощь в любой точке земного шара[3].

Сегодня конкуренция среди страховых компаний достигла своего пика. Страховщикам стало трудно не только привлекать новых клиентов, но и удерживать уже существующих страхователей. Поэтому сейчас пошла мода на включение в страховой договор условий о предоставлении страхового ассистанса.

Страховой ассистанс — это помощь страховой компании своим клиентам в затруднительной ситуации. Различают технический, медицинский и консалтинговый страховой ассистанс.

Технический страховой ассистанс помогает пострадавшему клиенту вызвать ГИБДД и скорую помощь, обеспечивает эвакуатор для транспортировки автомобиля, гарантирует юридическую поддержку при взаимодействии с госорганами. По дополнительному соглашению страховщик также берёт на себя расходы по осуществлению автотовароведческой экспертизы и по замене повреждённого автомобиля на исправную машину, а также на размещение пострадавших в результате ДТП водителя и пассажиров в больнице или гостинице.

При медицинском страховании страховой ассистанс заключается в быстром, бесплатном, качественном оказании медицинской помощи.

При имущественном страховании суть страхового ассистанса сводится к выезду аварийного комиссара на место происшествия, например, в затопленную квартиру или пожарище, и проверке правильности калькуляции стоимости восстановительного ремонта[4].

Система оказания услуг сервисными компаниями представлена двумя важнейшими составляющими:

· сетью оперативных центров сервисной компании,

· сетью поставщиков услуг.

Сеть оперативных центров — основа системы оказания помощи. Крупнейшие сервисные компании имеют сети, состоящие из десяти оперативных центров по всему миру. Оперативные центры должны обеспечить застрахованным оказание неотложной помощи в любой географической точке, на которую распространяется страховое покрытие, в течение 24 часов в сутки.

Сеть поставщиков услуг может быть организована различными способами. Во-первых, сервисная компания может содержать собственную сеть поставщиков услуг. Такая система обеспечивает высокий уровень контроля за качеством услуг и их стоимостью, но значительно повышает накладные расходы сервисной компании. Во-вторых, сервисная компания может использовать услуги посторонней сети. Это оптимальный и наиболее распространенный вариант.

Процесс оказания помощи организован следующим образом.

1. При наступлении страхового случая застрахованный в соответствии с условиями договора страхования должен позвонить в ближайший оперативный центр и сообщить свое имя, номер полиса, местонахождение и сущность возникшей проблемы.

2. Оператор проверяет, действительно ли данное лицо является застрахованным и каков объем его гарантий по договору страхования.

3. Оператор выбирает из базы данных поставщика услуг — организацию, которая в конкретной ситуации способна наиболее качественно и оперативно оказать помощь застрахованному.

4. Оператор связывается с поставщиком услуг и делает заявку на оказание помощи застрахованному.

5. Оператор по возможности связывается с застрахованным и оповещает его о том, когда и каким образом будет оказана помощь.

6. Поставщик услуг оказывает помощь застрахованному лицу.

7. Оператор или инспектор оперативного центра контролирует оказание услуги. В зависимости от сложности ситуации контроль осуществляется различными методами. Если речь идет о несложном случае, достаточно телефонного звонка поставщику услуги или застрахованному. В сложных случаях, когда речь идет, например, о транспортировке больного, инспектор оперативного центра будет поддерживать постоянную связь с поставщиком услуги до момента завершения транспортировки [39].

В России в настоящее время существует 10 ассистанс - компаний:

1. AP Companies.

2. Class Assistance.

3. Europ Assistance Russia.

4. Express Assist Center.

5. Global Voyager Assistance.

6. Лат - только технический ассистанс.

7. Mondial Assistance Russia.

8. Savitar Group.

9. Assistance Professional Group (AP Group).

10. Ассистанс Плюс.

Обзор рынка сервисных компаний, оказывающих различного рода услуги путешествующим туристам не только по России, но и по всему миру, приведен в таблице 1.


Таблица 1 - Сервисные компании, оказывающие медицинскую и техническую помощь путешествующим по России и за рубежом, а также иностранным гражданам

Компания – Аssistance Услуги Партнеры
     
AP Companies международный холдинг   ü Организация амбулаторно-поликлинической помощи. ü Круглосуточные информационно-консультативные услуги Call Center (бесплатные телефонные линии по всему миру). ü Организация стационарной помощи. ü Вызов бригады скорой медицинской помощи. ü Организация транспортировки, эвакуации, медицинского эскорта. ü Организация репатриации тела. CIGNA International, Allianze worldwide care, AXA (CR), AGB, MAPFRE, ARC Europe, Medex, IMG, CEGA, First Assist, HTH
Europ Assistance международный холдинг ü Вызов доктора. ü Пребывание в больнице и проведение необходимых исследований, включая операции. ü Сопровождение на родину ставшихся без присмотра несовершеннолетних детей. ü Сопрово<





ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.