Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 4. Современные теории, тенденции и системы





обучения и воспитания детей с нарушениями слуха …………………………

Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) ……………………………..121

Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138

Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике

(Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141

Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154

Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167

Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха

(ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина).................................................................171

Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182

Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха

(Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194

Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ……………………………………………………….........

Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ……………………..……

Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ……………………………………………………………………..207

Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания

(ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215

Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220

Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236

Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха

(Е.В. Пархалина) ………………………………………………………………252

Глава 2. Современная система образования лиц

с нарушениями слуха.........................................................................................

Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе

(Е.Г. Речицкая)……………………………………….....................................264

Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.Л. Плуталова) ……......................................268

Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) …………………………………………………………………….277

Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (ЛЛ. Черкасова) ……………………………………………..285

Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………… 301

Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха

(Е.Г. Речицкая) ………………………………….………………………….307

Раздел III. Дидактика школы глухих...............................................................

Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ………………………………………………………………………...

Предмет и задачи дидактики………………………………………………….317

Процесс обучения в школе глухих …………………………………………..318

Функции процесса обучения………………………………………………….322

Сущность процесса обучения …………………………………………………326

Особенности овладения знаниями глухими учащимися ……………………332

Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая) ………………………………………………………………………….

Структура учебной деятельности……………………………………………..339

Личностно-ролевой подход к формированию учебной деятельности……...341

Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………….....345

Глава 3. Содержание образования в школе глухих (К.И. Туджанова) …..

Роль образования в развитии личности глухого школьника……………….355

Учебный план специальной школы для глухих детей ……………………..359

Содержание основных компонентов учебного плана.................................. 362

Учебные программы школы глухих……………………………………….…377

Учебники для школы глухих………………………………………………... 380

Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих............................

Общие принципы обучения (К.И. Туджанова)………………………………385

Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова)………………….....395

Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая)………………… 408

Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………..416

Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая)…………………………… 424

Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ….......

Формы организации обучения………………………………………………...437

Урок — основная форма организации обучения…………………………….443

Условия организации урока…………………………………………………...445

Структура урока………………………………………………………………..447

Типы уроков…………………………………………………………………… 453

Анализ урока……………………………………………………………………455

Формы организации обучения в старших классах…………………………..458

Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей …..

Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметно-практической деятельности (Е.Г. Речицкая) ………………………………...464

Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..467

Использование проблемных ситуаций (Е.Т. Речицкая)……………………..473

Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая)…………………….475

Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая) …………477

Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..479

Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)………………………………………………………………...482

Проверка и оценка результатов обучения (М Л. Зыкова)…………………...488

Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П.Носкова) ……………………………..…………….

Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку……………..497

Принципы системы обучения………………………………………………... 502

Характеристика структурной организации системы обучения языку……...507

Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (ЕЛ. Кузьмичева, Е.З. Яхнина) ………………………………………………………..…………………........

Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ………………. 516

Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе………………………………………………………………………..517

Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида……………………………………………...523

Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников……………………………………………………………………..533

Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников…………………………………………………………….538

Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих ………………………………

Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова) ……………………..

Проблемы дифференцированного обучения…………………………………548

Процесс обучения слабослышащих …………………………………………..554

Дидактические принципы обучения слабослышащих детей ……………….557

Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей ……………..563

Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку…………………………………………………………………………573

Глава 2. Развитие слухового восприятия и обучение

произношению слабослышащих школьников …………………………...….

Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми (И.Г. Багрова)……………………………………………… 578

Организация работы (И.Г. Багрова) ………………………………………….580

Оснащенность техническими средствами и дидактическим материалом (И.Г. Багрова)…………………………………………………………………………584

Содержание работы по развитию восприятия речи на слух (И.Г. Багрова)...586

Обучение произношению (Е.З. Яхнина).............. ………………………….590

Раздел V. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями ………………………………………………………………………………..

Глава 1. Модель дифференцированного обучения детей с комплексными нарушениями развития (Е.Т. Речицкая, ИЛ. Соловьева) …………………..596

Глава 2. Характеристика детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития (ЮА. Костенкова).................................... ………………………….604

Глава 3. Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта (И.Л. Соловьева)........................................................... …………………………..613

Раздел VI. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха …………………..

Глава 1. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей (К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая) ….

Система профессионально-трудовой подготовки……………………………..623

Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха..............629

Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха………………………………...…………………………...631

Глава 2. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха (Е.Ю. Малеванов) ………………… 637

Литература.......................................................... …………………………..645

 

 

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Сурдопедагогика является профилирующей дисциплиной и занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки студентов-сурдопедагогов. Изучение курса предполагает усвоение студентами определенного объема общепедагогических и специальных знаний, приобретение умений и навыков, значимых профессионально-личностных качеств. Овладение студентами сурдопедагогическими знаниями и умениями с учетом основного профиля подготовки и дополнительной специализации («Практическая психология», «Слухоречевая реабилитация», «Различные системы обучения лиц с нарушениями слуха», «Перевод в сфере профессиональной коммуникации неслышащих», «Дошкольная сурдопедагогика», «Семейное воспитание» и др.), рассмотрение особенностей обучения и воспитания лиц, имеющих нарушения слуха, с учетом структуры нарушения предполагают осуществление межпредметных связей с общей педагогикой, общей, возрастной, педагогической, социальной и специальной психологией, лингвистикой, медицинскими дисциплинами, сопряженности с остальными отраслями специальной педагогики и отдельных разделов внутри курса с ориентацией подготовки студентов к последующему изучению частных методик.

Особенностями данного учебника являются:

· направленность на более углубленное представление методологических и теоретических основ сурдопедагогики с учетом достижений общей и специальной педагогики и психологии в связи с изменением качественного со стояния системы образования и всего общества в целом, задачами модернизации системы образования в России;

· рассмотрение особенностей развития познавательной и личностной сферы детей с нарушениями слуха, что должно стать отправной точкой развивающего обучения и профилактики возможных отклонений в развитии;

· усиление ориентации на личность ребенка с нарушениями слуха с позиций гуманистической психологии, рассмотрение возможностей использования личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании для усиления личностного саморазвития каждого человека, полноправного включения его в жизнь общества;

· рассмотрение, исходя из актуальной в настоящее время идеи толерантности к различиям, признания самоценности каждой личности, ряда систем обучения, существующих в современной специальной педагогике, таких как интегрированная (в различных вариантах), билингвистическая, верботональная, а также возможностей использования штайнеровской педагогики и арттерапии для коррекции нарушений личностного развития;

· ориентация на создание единого образовательного пространства в обучении и воспитании лиц с нарушениями слуха. С этих позиций рассматриваются преемственные связи с дошкольной подготовкой и послешкольным образованием (среднее и высшее образование); направленность на взаимосвязь школьного и дополнительного образования;

· ориентация на приоритетный характер воспитания ребенка с нарушением слуха как целостной личности, творчески и социально активного человека, способного к саморазвитию, а также на необходимость проектирования и формирования тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для активной и достойной жизни в будущем, для успешной социализации и интеграции;

· рассмотрение вопросов социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации, социализации в контексте современных воззрений — предоставление равных возможностей всем субъектам образования вне зависимости от индивидуальных особенностей развития личности.

Кроме того, в учебнике рассматриваются такие приоритетные направления в сурдопедагогике, как ранняя диагностика, раннее слухопротезирование, ранняя слухоречевая реабилитация с целью успешной абилитации и интеграции ребенка с нарушениями слуха. Это особенно важно в контексте современного состояния социокультурной среды, формирующей новое отношение к проблемному ребенку, признания его равных со слышащими прав на качественное образование и саморазвитие. Все эти положения легли в основу нового учебника «Сурдопедагогика».

Е.Г. Речицкая

 

РазделI







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.