|
Глава 4. Современные теории, тенденции и системыСтр 1 из 27Следующая ⇒ обучения и воспитания детей с нарушениями слуха ………………………… Современные теории обучения (Е.Г. Речицкая) ……………………………..121 Современные тенденции обучения детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………................................ ……………..…….138 Личностно-деятельностный подход в современной сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………………………………………………………….141 Проблема интеграции в сурдопедагогике (Е.Г. Речицкая)………………….154 Билингвистическая система обучения глухих (Е.Г. Речицкая)……………. 167 Верботональная система обучения детей с нарушениями слуха (ЛМ. Руленкова, Е.З. Яхнина).................................................................171 Штайнеровская педагогика и возможности ее использования в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)...……..……………….182 Кохлеарная имплантация в реабилитации лиц с нарушениями слуха (Л.Л. Плуталова)……...………………………………………………………194 Раздел II. Современная система воспитания и образования детей с нарушениями слуха ………………………………………………………......... Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха ……………………..…… Современные проблемы воспитания детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ……………………………………………………………………..207 Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания (ЕЛ. Большакова)…………………………………………………………….215 Содержание, формы и методы воспитания (Е Л. Большакова)……….220 Содержание и организация жизни и деятельности детей с недостатками слуха в интернате (Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова)………………..…236 Работа с родителями детей, имеющих нарушения слуха (Е.В. Пархалина) ………………………………………………………………252 Глава 2. Современная система образования лиц с нарушениями слуха......................................................................................... Непрерывная система образования — важное условие социальной адаптации лиц с нарушениями слуха в современном обществе (Е.Г. Речицкая)……………………………………….....................................264 Коррекционно-развивающая работа с глухими и слабослышащими детьми раннего возраста (Л.Л. Плуталова) ……......................................268 Система дошкольного образования детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) …………………………………………………………………….277 Современная система образования детей школьного возраста с нарушениями слуха (ЛЛ. Черкасова) ……………………………………………..285 Типы среднего и высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)……………………………………… 301 Дополнительное образование лиц с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая) ………………………………….………………………….307 Раздел III. Дидактика школы глухих............................................................... Глава 1. Общая характеристика процесса обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) ………………………………………………………………………... Предмет и задачи дидактики………………………………………………….317 Процесс обучения в школе глухих …………………………………………..318 Функции процесса обучения………………………………………………….322 Сущность процесса обучения …………………………………………………326 Особенности овладения знаниями глухими учащимися ……………………332 Глава 2. Формирование учебной деятельности глухих школьников (Е.Г. Речицкая) …………………………………………………………………………. Структура учебной деятельности……………………………………………..339 Личностно-ролевой подход к формированию учебной деятельности……...341 Особенности формирования мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха………………………….....345 Глава 3. Содержание образования в школе глухих (К.И. Туджанова) ….. Роль образования в развитии личности глухого школьника……………….355 Учебный план специальной школы для глухих детей ……………………..359 Содержание основных компонентов учебного плана.................................. 362 Учебные программы школы глухих……………………………………….…377 Учебники для школы глухих………………………………………………... 380 Глава 4. Принципы и методы обучения в школе глухих............................ Общие принципы обучения (К.И. Туджанова)………………………………385 Специфические принципы обучения (К.И. Туджанова)………………….....395 Общая характеристика методов обучения (Е.Г. Речицкая)………………… 408 Особенности использования некоторых методов в обучении детей с нарушениями слуха (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………..416 Специфика использования методов обучения на разных уроках в школах для глухих и слабослышащих детей (Е.Г. Речицкая)…………………………… 424 Глава 5. Организация обучения в школе глухих (К.И. Туджанова) …....... Формы организации обучения………………………………………………...437 Урок — основная форма организации обучения…………………………….443 Условия организации урока…………………………………………………...445 Структура урока………………………………………………………………..447 Типы уроков…………………………………………………………………… 453 Анализ урока……………………………………………………………………455 Формы организации обучения в старших классах…………………………..458 Глава 6. Пути и средства совершенствования обучения глухих детей ….. Совершенствование обучения глухих детей в процессе предметно-практической деятельности (Е.Г. Речицкая) ………………………………...464 Развитие самостоятельности глухих учащихся в процессе обучения (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..467 Использование проблемных ситуаций (Е.Т. Речицкая)……………………..473 Моделирование как средство обучения (Е.Г. Речицкая)…………………….475 Дифференциация и индивидуализация обучения (Е.Г. Речицкая) …………477 Использование технических средств в обучении глухих школьников (Е.Г. Речицкая)…………………………………………………………………………..479 Использование компьютеров в обучении школьников с нарушениями слуха (И.В. Речицкий)………………………………………………………………...482 Проверка и оценка результатов обучения (М Л. Зыкова)…………………...488 Глава 7. Педагогическая характеристика системы обучения глухих школьников языку (Л.П.Носкова) ……………………………..……………. Научно-теоретическое обоснование системы обучения языку……………..497 Принципы системы обучения………………………………………………... 502 Характеристика структурной организации системы обучения языку……...507 Глава 8. Развитие нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих школьников (ЕЛ. Кузьмичева, Е.З. Яхнина) ………………………………………………………..…………………........ Значение специальной работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи у глухих детей ………………. 516 Сенсорная основа восприятия и воспроизведения устной речи при нарушенном слухе………………………………………………………………………..517 Организация работы по развитию нарушенной слуховой функции, восприятия и воспроизведения устной речи в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I вида……………………………………………...523 Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия у глухих школьников……………………………………………………………………..533 Задачи и содержание работы по развитию произносительной стороны речи у глухих школьников…………………………………………………………….538 Раздел IV. Дидактика школы слабослышащих ……………………………… Глава 1. Дифференцированное обучение учащихся школы для слабослышащих и позднооглохших детей (К.И. Туджанова) …………………….. Проблемы дифференцированного обучения…………………………………548 Процесс обучения слабослышащих …………………………………………..554 Дидактические принципы обучения слабослышащих детей ……………….557 Методы, средства и формы обучения слабослышащих детей ……………..563 Педагогическая характеристика системы обучения слабослышащих учащихся языку…………………………………………………………………………573 Глава 2. Развитие слухового восприятия и обучение произношению слабослышащих школьников …………………………...…. Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми (И.Г. Багрова)……………………………………………… 578 Организация работы (И.Г. Багрова) ………………………………………….580 Оснащенность техническими средствами и дидактическим материалом (И.Г. Багрова)…………………………………………………………………………584 Содержание работы по развитию восприятия речи на слух (И.Г. Багрова)...586 Обучение произношению (Е.З. Яхнина).............. ………………………….590 Раздел V. Особенности развития и обучения лиц с комплексными нарушениями ……………………………………………………………………………….. Глава 1. Модель дифференцированного обучения детей с комплексными нарушениями развития (Е.Т. Речицкая, ИЛ. Соловьева) …………………..596 Глава 2. Характеристика детей с нарушениями слуха и задержкой психического развития (ЮА. Костенкова).................................... ………………………….604 Глава 3. Особенности обучения и воспитания глухих детей с нарушениями интеллекта (И.Л. Соловьева)........................................................... …………………………..613 Раздел VI. Психолого-педагогические основы социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха ………………….. Глава 1. Содержание трудового и профессионального обучения в современной школе глухих и слабослышащих детей (К.И. Туджанова, Е.Г. Речицкая) …. Система профессионально-трудовой подготовки……………………………..623 Профессиональная ориентация школьников с нарушениями слуха..............629 Пути совершенствования профессионально-трудовой подготовки учащихся с недостатками слуха………………………………...…………………………...631 Глава 2. Условия и пути социальной ориентации, адаптации и трудовой реабилитации лиц с нарушениями слуха (Е.Ю. Малеванов) ………………… 637 Литература.......................................................... …………………………..645
ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Сурдопедагогика является профилирующей дисциплиной и занимает ведущее место в системе профессиональной подготовки студентов-сурдопедагогов. Изучение курса предполагает усвоение студентами определенного объема общепедагогических и специальных знаний, приобретение умений и навыков, значимых профессионально-личностных качеств. Овладение студентами сурдопедагогическими знаниями и умениями с учетом основного профиля подготовки и дополнительной специализации («Практическая психология», «Слухоречевая реабилитация», «Различные системы обучения лиц с нарушениями слуха», «Перевод в сфере профессиональной коммуникации неслышащих», «Дошкольная сурдопедагогика», «Семейное воспитание» и др.), рассмотрение особенностей обучения и воспитания лиц, имеющих нарушения слуха, с учетом структуры нарушения предполагают осуществление межпредметных связей с общей педагогикой, общей, возрастной, педагогической, социальной и специальной психологией, лингвистикой, медицинскими дисциплинами, сопряженности с остальными отраслями специальной педагогики и отдельных разделов внутри курса с ориентацией подготовки студентов к последующему изучению частных методик. Особенностями данного учебника являются: · направленность на более углубленное представление методологических и теоретических основ сурдопедагогики с учетом достижений общей и специальной педагогики и психологии в связи с изменением качественного со стояния системы образования и всего общества в целом, задачами модернизации системы образования в России; · рассмотрение особенностей развития познавательной и личностной сферы детей с нарушениями слуха, что должно стать отправной точкой развивающего обучения и профилактики возможных отклонений в развитии; · усиление ориентации на личность ребенка с нарушениями слуха с позиций гуманистической психологии, рассмотрение возможностей использования личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании для усиления личностного саморазвития каждого человека, полноправного включения его в жизнь общества; · рассмотрение, исходя из актуальной в настоящее время идеи толерантности к различиям, признания самоценности каждой личности, ряда систем обучения, существующих в современной специальной педагогике, таких как интегрированная (в различных вариантах), билингвистическая, верботональная, а также возможностей использования штайнеровской педагогики и арттерапии для коррекции нарушений личностного развития; · ориентация на создание единого образовательного пространства в обучении и воспитании лиц с нарушениями слуха. С этих позиций рассматриваются преемственные связи с дошкольной подготовкой и послешкольным образованием (среднее и высшее образование); направленность на взаимосвязь школьного и дополнительного образования; · ориентация на приоритетный характер воспитания ребенка с нарушением слуха как целостной личности, творчески и социально активного человека, способного к саморазвитию, а также на необходимость проектирования и формирования тех качеств, которые понадобятся нашему воспитаннику для активной и достойной жизни в будущем, для успешной социализации и интеграции; · рассмотрение вопросов социальной адаптации, профессиональной и трудовой реабилитации, социализации в контексте современных воззрений — предоставление равных возможностей всем субъектам образования вне зависимости от индивидуальных особенностей развития личности. Кроме того, в учебнике рассматриваются такие приоритетные направления в сурдопедагогике, как ранняя диагностика, раннее слухопротезирование, ранняя слухоречевая реабилитация с целью успешной абилитации и интеграции ребенка с нарушениями слуха. Это особенно важно в контексте современного состояния социокультурной среды, формирующей новое отношение к проблемному ребенку, признания его равных со слышащими прав на качественное образование и саморазвитие. Все эти положения легли в основу нового учебника «Сурдопедагогика». Е.Г. Речицкая
РазделI Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|