Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фирма на рынке своего продукта





Фирма на рынке своего продукта

Характерные черты различных моделей рынка

В зависимости от количества продавцов или покупателей, которые действуют на рынках различных товаров, существует определенная классификация рыночных форм. В таблице 1 дается их перечень и основные черты, исходя из количества продавцов, то есть фирм, которые продают свою продукцию на рынке.

Таблица 1

Индекс Лернера

Индекс Лернера - коэффициент, используемый для оценки степени монопольной власти. Это показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.

L - индекс, показывающий степень монопольной власти; Р - цена; МС - предельные издержки.

Для совершенно конкурентной фирмы P=MC и L=0. Для Чистой монополии индекс Лернера можно выразить с учетом формулы эластичности спроса по цене. Поскольку монополия всегда выбирает эластичный участок кривой рыночного спроса, на котором эластичность спроса по цене имеет значение от -1 до -∞, то величина индекса Лернера может изменятся от 1 до 0.

Потери общества от монопольной власти

Ситуация аналогичная установлению цены выше конкурентной, поэтому воспользуемся данным рисунком.

Монополист выберет оптимальный выпуск такой, что MR=MC, установит цену на уровне спроса и заберет себе прямоугольник A.

Чистые потери общественного благосостояния составят B + C.

(пояснение: заштрихованная область D – сюда никак не относится)

Однако Шумпетер выдвинул гипотезу об эффективностити монополий, так как в условиях совершенной конкуренции у фирм нулевая экономическая прибыль и нет стимулов инвестировать и возможностей тоже, однако у монополий огромные финансовые ресурсы для инвестиций в НИОКР.

 

Налогообложение монополий: потоварный и паушальный налог

Для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста.

Потоварный налог - ставка устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит от объема выпуска

Монополист максимизирует свою прибыль (после уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога. Введение потоварного налога приведет к снижению выпуска и увеличению цены.

Влияние потоварного налога: Q 1 и P 1 – оптимум до введения налога. Потоварный налог будет для монополиста дополнительным элементом переменных затрат. Следовательно, SMC2=SMC1+ Т. Условие максимизации прибыли выполняется при Q 2 и P 2. Прибыль сократится.

Паушальный налог - взимаемого независимо от объема выпуска.

Является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат. Прибыль монополиста уменьшится на величину налога G.

Оптимальный выпуск и цена продукции после введения паушального налога не изменились, уменьшилась лишь получаемая монополистом прибыль. Значит, паушальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя переложить (даже частично) на покупателей через более высокую цену и меньший объем выпуска, как в случае потоварного налога. Такое же, как паушальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль.

Монополистическая конкуренция

Дифференциация продукта

Продаваемая продукция неоднородна (дифференцирована):

- Различия в качестве продуктов, обусловленные материалами, конструктивным решением, внешним видом.

- Различия в условиях продажи, то есть доступ к товаров, проф подготовка продавцов, обслуживание до продажи, а также в процессе покупки и после продажи.

- Пространственная дифференциация, обусловленная тем, что одинаковые продукты различаются местом их продажи, то есть расположением продавцов по отношению к потенциальным покупателям.

- Различия, обусловленные субъективными представлениями потребителей о продукте на основе торговой марки (приверженность марке), рекламы, расфасовки, упаковки.

При монополистической конкуренции продукт каждого продавца обладает специфичными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующих фирм. Специфичность товара даёт каждому продавцу определённую степень монопольной власти над ценой: на престижные товары цены всегда устанавливаются выше, чем на аналогичные товары, не имеющие столь знаменитой марки или не разрекламированные.

Ценовая дискриминация

Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различ­ных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на из­менение цены (эластичность спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.

Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа.

Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или опла­ты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемо­го блага. Так, цена на товары, приобретаемые в розницу, всегда вы­ше, чем на те же товары при оптовых закупках.

Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели име­ют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать ка­ждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы вы­ше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы ус­танавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потре­бителей, по территориям, по времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных рас­продаж, когда цены ниже, что в конечном счете выгодно фирмам-производителям.

Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы за привлечение новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезон­ности и т.п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до Первой мировой вой­ны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо де­нег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех усло­вий:

- во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;

- во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приводит к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен, что подрывает ценовую дискриминацию;

- в-третьих, необходимым условием является способность про­изводителя выявить собственный сегмент рынка.

Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, клас­сифицируя их по характеру работы, доходам, полу, возрасту, семей­ному положению, вкусам, месту жительства и т. п., выделяя покупа­телей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.

Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной сторо­ны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может спо­собствовать росту эффективности функционирования рынка, по­скольку ведет к росту объема спроса и предложения.

Выше, при анализе поведения монополиста делалось предположение, что все единицы товара продаются по одной цене. Тем не менее, при определенных условиях он может увеличить свои доходы, продавая продукцию по различным ценам разным группам покупателей, то есть применяя ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это практика установления различных цен на один товар, что не обусловлено изменением затрат на производство. Ее применение возможно при таких условиях:

- линия спроса на товар имеет нисходящий характер;

- существуют хотя бы две группы потребителей с различной эластичностью спроса, причем продавец должен идентифицировать и разъединить эти группы;

- покупатели не могут перепродать купленный товар.

В качестве примеров ценовой дискриминации можно привести дифференциацию телефонных тарифов в зависимости от времени, железнодорожных тарифов в зависимости от категорий граждан и т.п.

Результатом применения ценовой дискриминации является возрастание дохода продавца (при эффективном использовании мощностей) и удовлетворение потребностей большего количества потребителей.

Сравнивая монополию с совершенной конкуренцией, необходимо подчеркнуть, что первая менее эффективна с точки зрения покупателей, производства и общества. Потребители покупают товары по цене, высшей, чем средние затраты, поскольку в состоянии равновесия фирмы p > ATC. Предприятие не заинтересовано снижать затраты, поэтому еще не существует конкуренции и себестоимость товаров выше, чем минимально возможная (при оптимальном объема производства АТС >АТСmіn.). Нерациональное распределение ресурсов в обществе подтверждается тем, что цена на товары превышает предельные затраты (р > МС).

Антимонопольное регулирование

АР — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.

Антимонопольное регулирование состоит из следующих уровней:

- концентрации и монополизации производства, подконтрольных государству, но не являющихся его приоритетным направлением, так как необходимо стремиться к естественному рыночному регулированию экономики;

- стратегии и тактики организаций — это область труднодоступна для государственного регулирования, которое может ограничиваться не принудительными, а рекомендательными мерами;

- внешнеэкономической деятельности организаций, более всего подконтрольной государству и являющейся одним из звеньев формирования внешнеторговой политики государства, что должно определять особое значение этого уровня.

Выделяют следующие цели антимонопольного регулирования:

- соблюдение баланса интересов потребителей (доступные цены) и организаций (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);

- стимулирование организаций к сокращению издержек и излишней занятости;

- улучшение качества обслуживания и товаров;

- повышение эффективности инвестиций;

- создание условий для развития конкуренции;

- осуществление контроля за проведением конкурсов, торгов, аукционов при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;

- совершенствование правового регулирования использования государственных средств для расширения конкурентной среды;

- создание эффективной внешнеторговой политики государства;

- исключение недобросовестных методов конкурентной борьбы.

К методам антимонопольного регулирования относятся:

- законодательно-правовые, представленные антимонопольным законодательством и системой органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют антимонопольный контроль;

- нормативно-ориентирующие, включающие правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии, государственные тендеры. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции — стимулирование предпринимательской активности организаций, которым оказываются финансовая, материальная поддержка, информационное, консультативное содействие;

- ценовые, включающие прямое определение цен или назначение их предельного уровня. Государственное регулирование цен существует в отраслях естественных монополий;

- налогово-таможенные, к которым относится налогово-таможенная политика. Ее правильное проведение может способствовать снижению монополизации некоторых отраслей.

Условия равновесия фирмы

Объем выпуска продукции ограничивается спросом и ее рыноч­ными ценами. По этой причине фирмы заинтересованы не в наи­большем выпуске, а в таком его объеме, который потребует наи­меньших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. В этом критерий экономической эффективности фирмы, а ее глав­ная цель — максимизация прибыли — достигается при равенстве предельных издержек, предельного дохода и рыночных цен (Р) про­дажи предельного продукта:

МС = МR= Р.

Анализируя информацию о ценах, в частности, сопоставляя ры­ночную цену каждого фактора производства с ценой полученного от его применения предельного продукта, фирма достигает точки рав­новесия, то есть равенства MC и MR, при котором и происходит мак­симизация ее прибыли.

Стремясь к максимизации прибыли, фирмы увеличивают произ­водство продукции лишь до точки равновесия предельных издержек и предельного дохода, то есть до 15-й единицы включительно. Даль­нейший выпуск экономически неэффективен, так как предельные издержки 18 и 20 единиц выпуска растут быстрее (МС= 9 и 10 соответственно), чем предельный доход от их выпуска (MR = 6 и 4 соот­ветственно).

Таблица Условие равновесия фирмы и максимизация прибыли

Q шт. Р PQ мс MR MC:MR
          МС
          мс
          MC=MR
          MC>MR
          МО >MR

Расчету необходимого оптимума может способствовать также следующая схема:

MRPa = (MRq)(MPb)

MRPb =(MRq)(MPc)

MRPC =(MRq)(MPc) и т.д.,

где MRP а. ь, с и т.д. - доход от предельного продукта факторов про­изводства а, b, с и т. д., в денежном выражении;

MRq - предельный доход от единицы выпускаемой продукции;

MPa,b,c - физический объем выпуска предельного продук­та, полученного от применения каждого ука­занного фактора производства.

Количество предельных продуктов, умноженное на величину предельного дохода в денежном выражении, называют доходом от предельного продукта — MRP. Этот доход фирма исчисляет в денеж­ном выражении после продажи всего предельного продукта, произ­веденного с помощью соответствующих факторов производства. Для каждого фактора производства может быть рассчитан выпускаемый с его помощью предельный продукт в денежном выражении.

Минимизация потерь

Вычисляя производственную функцию и осуществляя выбор из многих альтернативных возможностей выпуска продукции, фирма может добиться наименьших издержек производства методом заме­щения дорогостоящих факторов производства другими, более деше­выми. В условиях растущих цен на привлекаемые ресурсы и соответственно денежных затрат фирмы расчет производственной функции сосредоточен на поисках таких вариантов из имеющихся альтерна­тив, которые обеспечили бы экономию расходов на закупку ресурсов.

Принцип замещения дорогостоящих ресурсов дешевыми — это определение выгодной комбинации ресурсов, факторов производст­ва для выпуска заданного количества продукции. Самая экономич­ная точка издержек фирмы покажет для любого количества продук­ции минимальные общие размеры денежных затрат, издержек на оп­лату труда и на другие факторы производства.

Общедоступный для понимания критерий наименьших издержек может быть определен методом сравнения рыночной цены каждого фактора производства с предельным продуктом этого фактора про­изводства. Осуществляя выбор из имеющихся альтернатив, фирма действует в данном случае по правилу: на каждую единицу дополни­тельных денежных затрат, то есть издержек, должен быть получен одинаковый предельный продукт.

Другими словами, издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальны, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в следующем виде:

МРа / Ра = МРв / Рв

где МРа — предельный продукт фактора А; МРв — предельный продукт фактора В; Ра — цена фактора А; Рв — цена фактора В.

Очевидно, что если

МРа / Ра > МРв / Рв

целесообразно осуществить перелив издержек, сокращая их на фактор А и увеличивая на фактор В, так как его предельный продукт выше. За счет такого перелива издержек производства может быть достигнута минимизация издержек на данный объем выпуска про­дукции. И наоборот, если соотношение предельного продукта фак­тора А (МРа) и его цены а) меньше, чем по фактору В, то перелив издержек произойдет в пользу фактора А и сократится по фактору В, покупка которого фирмой прекратится.

Замещение одних факторов другими осуществляется на основе экономического анализа взаимодополняемых и взаимозаменяемых факторов производства и их рыночных цен. Для фирмы удовлетво­рительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданных объемов выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства.

Методика подобного анализа опирается не только на сопоставле­нии рыночных цен факторов производства, но и цен предельного продукта, получаемого от применения каждого данного фактора производства. Искомый критерий эффективности достигается при эавенстве цены каждого применяемого ресурса (фактора производ­ства) и цены предельного продукта, произведенного с его помощью. Стремясь минимизировать издержки производства, фирмы действу­ют по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных за­трат (издержек) на применяемые ресурсы и факторы производства должен быть получен одинаковый предельный продукт.

 

Фирма на рынке своего продукта

Характерные черты различных моделей рынка

В зависимости от количества продавцов или покупателей, которые действуют на рынках различных товаров, существует определенная классификация рыночных форм. В таблице 1 дается их перечень и основные черты, исходя из количества продавцов, то есть фирм, которые продают свою продукцию на рынке.

Таблица 1







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.