|
Дифференциация товара, обусловленная взаимным расположением продавцов и покупателей: Модель Хотеллинга ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Модель Хотеллинга Итак, при нeвoзмoжнocти измeнeния ypoвня цены, мecтopacпoлoжeниe двyx фиpм бyдeт cлyжить cтpaтeгичecкoй пepeмeннoй и oднoзнaчнo oпpeдeлятьcя цeнтpoм oблacти oбcлyживaния. Taк, иccлeдoвaв тoвapныe pынки кpyпныx гopoдoв, мы зaмeчaeм, чтo нaибoльшaя плoтнocть мaгaзинoв дeйcтвитeльнo пpиxoдитcя нa цeнтpы гopoдoв. Ценовая дискриминация Иногда в целях получения дополнительного дохода монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичность спроса) на этих обособленных рынках, а, следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Во-первых, дискриминация по типам продаваемой продукции. Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цена на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках. Во-вторых, дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и соответственно готовы платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать каждую единицу товара по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, когда цены ниже, что в конечном счете выгодно фирмам-производителям. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы за привлечение новых покупателей за счет разного рода скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т.п. Хрестоматийным стало описание конкуренции между двумя пароходными компаниями на Волге (до Первой мировой войны), когда в погоне за пассажирами один из конкурентов вместо денег за билет выдавал каждому пассажиру белую булку. Затем, после поражения конкурента, цены были резко повышены. Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий: - во-первых, фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование; - во-вторых, должна быть исключена возможность перепродажи товара. Если можно купить товар на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это приводит к изменению спроса и предложения, а в результате — и к выравниванию цен, что подрывает ценовую дискриминацию; - в-третьих, необходимым условием является способность производителя выявить собственный сегмент рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их по характеру работы, доходам, полу, возрасту, семейному положению, вкусам, месту жительства и т. п., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар. Последствия ценовой дискриминации в том, что, с одной стороны, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой — монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку ведет к росту объема спроса и предложения. Выше, при анализе поведения монополиста делалось предположение, что все единицы товара продаются по одной цене. Тем не менее, при определенных условиях он может увеличить свои доходы, продавая продукцию по различным ценам разным группам покупателей, то есть применяя ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация - это практика установления различных цен на один товар, что не обусловлено изменением затрат на производство. Ее применение возможно при таких условиях: - линия спроса на товар имеет нисходящий характер; - существуют хотя бы две группы потребителей с различной эластичностью спроса, причем продавец должен идентифицировать и разъединить эти группы; - покупатели не могут перепродать купленный товар. В качестве примеров ценовой дискриминации можно привести дифференциацию телефонных тарифов в зависимости от времени, железнодорожных тарифов в зависимости от категорий граждан и т.п. Результатом применения ценовой дискриминации является возрастание дохода продавца (при эффективном использовании мощностей) и удовлетворение потребностей большего количества потребителей. Сравнивая монополию с совершенной конкуренцией, необходимо подчеркнуть, что первая менее эффективна с точки зрения покупателей, производства и общества. Потребители покупают товары по цене, высшей, чем средние затраты, поскольку в состоянии равновесия фирмы p > ATC. Предприятие не заинтересовано снижать затраты, поэтому еще не существует конкуренции и себестоимость товаров выше, чем минимально возможная (при оптимальном объема производства АТС >АТСmіn.). Нерациональное распределение ресурсов в обществе подтверждается тем, что цена на товары превышает предельные затраты (р > МС). Антимонопольное регулирование АР — это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование состоит из следующих уровней: - концентрации и монополизации производства, подконтрольных государству, но не являющихся его приоритетным направлением, так как необходимо стремиться к естественному рыночному регулированию экономики; - стратегии и тактики организаций — это область труднодоступна для государственного регулирования, которое может ограничиваться не принудительными, а рекомендательными мерами; - внешнеэкономической деятельности организаций, более всего подконтрольной государству и являющейся одним из звеньев формирования внешнеторговой политики государства, что должно определять особое значение этого уровня. Выделяют следующие цели антимонопольного регулирования: - соблюдение баланса интересов потребителей (доступные цены) и организаций (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и новых инвесторов); - стимулирование организаций к сокращению издержек и излишней занятости; - улучшение качества обслуживания и товаров; - повышение эффективности инвестиций; - создание условий для развития конкуренции; - осуществление контроля за проведением конкурсов, торгов, аукционов при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд; - совершенствование правового регулирования использования государственных средств для расширения конкурентной среды; - создание эффективной внешнеторговой политики государства; - исключение недобросовестных методов конкурентной борьбы. К методам антимонопольного регулирования относятся: - законодательно-правовые, представленные антимонопольным законодательством и системой органов законодательной, исполнительной и судебной власти, которые осуществляют антимонопольный контроль; - нормативно-ориентирующие, включающие правительственные заказы, налоги, проценты, государственные субсидии, государственные тендеры. Основная черта нормативно-ориентирующего регулирования конкуренции — стимулирование предпринимательской активности организаций, которым оказываются финансовая, материальная поддержка, информационное, консультативное содействие; - ценовые, включающие прямое определение цен или назначение их предельного уровня. Государственное регулирование цен существует в отраслях естественных монополий; - налогово-таможенные, к которым относится налогово-таможенная политика. Ее правильное проведение может способствовать снижению монополизации некоторых отраслей. Условия равновесия фирмы Объем выпуска продукции ограничивается спросом и ее рыночными ценами. По этой причине фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. В этом критерий экономической эффективности фирмы, а ее главная цель — максимизация прибыли — достигается при равенстве предельных издержек, предельного дохода и рыночных цен (Р) продажи предельного продукта: МС = МR= Р. Анализируя информацию о ценах, в частности, сопоставляя рыночную цену каждого фактора производства с ценой полученного от его применения предельного продукта, фирма достигает точки равновесия, то есть равенства MC и MR, при котором и происходит максимизация ее прибыли. Стремясь к максимизации прибыли, фирмы увеличивают производство продукции лишь до точки равновесия предельных издержек и предельного дохода, то есть до 15-й единицы включительно. Дальнейший выпуск экономически неэффективен, так как предельные издержки 18 и 20 единиц выпуска растут быстрее (МС= 9 и 10 соответственно), чем предельный доход от их выпуска (MR = 6 и 4 соответственно). Таблица Условие равновесия фирмы и максимизация прибыли
Расчету необходимого оптимума может способствовать также следующая схема: MRPa = (MRq)(MPb) MRPb =(MRq)(MPc) MRPC =(MRq)(MPc) и т.д., где MRP а. ь, с и т.д. - доход от предельного продукта факторов производства а, b, с и т. д., в денежном выражении; MRq - предельный доход от единицы выпускаемой продукции; MPa,b,c - физический объем выпуска предельного продукта, полученного от применения каждого указанного фактора производства. Количество предельных продуктов, умноженное на величину предельного дохода в денежном выражении, называют доходом от предельного продукта — MRP. Этот доход фирма исчисляет в денежном выражении после продажи всего предельного продукта, произведенного с помощью соответствующих факторов производства. Для каждого фактора производства может быть рассчитан выпускаемый с его помощью предельный продукт в денежном выражении. Минимизация потерь Вычисляя производственную функцию и осуществляя выбор из многих альтернативных возможностей выпуска продукции, фирма может добиться наименьших издержек производства методом замещения дорогостоящих факторов производства другими, более дешевыми. В условиях растущих цен на привлекаемые ресурсы и соответственно денежных затрат фирмы расчет производственной функции сосредоточен на поисках таких вариантов из имеющихся альтернатив, которые обеспечили бы экономию расходов на закупку ресурсов. Принцип замещения дорогостоящих ресурсов дешевыми — это определение выгодной комбинации ресурсов, факторов производства для выпуска заданного количества продукции. Самая экономичная точка издержек фирмы покажет для любого количества продукции минимальные общие размеры денежных затрат, издержек на оплату труда и на другие факторы производства. Общедоступный для понимания критерий наименьших издержек может быть определен методом сравнения рыночной цены каждого фактора производства с предельным продуктом этого фактора производства. Осуществляя выбор из имеющихся альтернатив, фирма действует в данном случае по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат, то есть издержек, должен быть получен одинаковый предельный продукт. Другими словами, издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальны, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в следующем виде: МРа / Ра = МРв / Рв где МРа — предельный продукт фактора А; МРв — предельный продукт фактора В; Ра — цена фактора А; Рв — цена фактора В. Очевидно, что если МРа / Ра > МРв / Рв целесообразно осуществить перелив издержек, сокращая их на фактор А и увеличивая на фактор В, так как его предельный продукт выше. За счет такого перелива издержек производства может быть достигнута минимизация издержек на данный объем выпуска продукции. И наоборот, если соотношение предельного продукта фактора А (МРа) и его цены (Ра) меньше, чем по фактору В, то перелив издержек произойдет в пользу фактора А и сократится по фактору В, покупка которого фирмой прекратится. Замещение одних факторов другими осуществляется на основе экономического анализа взаимодополняемых и взаимозаменяемых факторов производства и их рыночных цен. Для фирмы удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданных объемов выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства. Методика подобного анализа опирается не только на сопоставлении рыночных цен факторов производства, но и цен предельного продукта, получаемого от применения каждого данного фактора производства. Искомый критерий эффективности достигается при эавенстве цены каждого применяемого ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта, произведенного с его помощью. Стремясь минимизировать издержки производства, фирмы действуют по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат (издержек) на применяемые ресурсы и факторы производства должен быть получен одинаковый предельный продукт.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|