|
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Судя по тому, что вы оказались в социально-гуманитарном классе, можно предположить, что область ваших предпочтений в определенной степени очерчена, осталось не ошибиться в выборе конкретной профессии, а круг их широк. Перед вами обширный список: это библиотекарь и журналист, социолог и редактор, учитель гуманитарных дисциплин в средней школе и преподаватель гуманитарных дисциплин в вузах, философ, прокурор, искусствовед, театровед, учитель начальной школы, воспитатель детского сада, адвокат, следователь, лингвист, политолог, литературовед, психолог, экскурсовод, архивариус, переводчик, археолог, ученый-исследователь в различных отраслях гуманитарного знания, имиджмейкер и многие другие. При всем разнообразии профессий социально-гуманитарной направленности они обладают некоторыми общими характеристиками. Начнем со слов, определяющих этот круг профессий, — социальные и гуманитарные. Вы знаете, что они оба ведут свою родословную от латинских слов socialis и humanus, означающих, соответственно, «общественный» и «человеческий, человечный». Из этого следует, что социально-гуманитарные знания — это знания о человеке и общественных отношениях, о том, что окружает человека, что так или иначе оказывает прямое или опосредованное влияние на развитие как человека, так и общества. Профессиональная деятельность в этой области выходит на межличностные отношения, в ее основе лежит взаимодействие с людьми. Или, как говорят ученые, социально-гуманитарные профессии связаны с деятельностью в системе «человек — человек». Отсюда понятно, что необходимым для профессионала в этой сфере являются умения, позволяющие общаться с людьми, устанавливать с ними различные по характеру и длительности контакты. Овладение искусством общения, которое во многом определяет профессиональную успешность, требует знаний о том, как выстроить диалог, как расположить к себе собеседника или аудиторию, как вызвать на откровенность замкнутого и, не задев самолюбия, не обидев, остановить излишне разговорчивого, как направить беседу в нужное русло и т. д. Вместе с тем данные знания вряд ли помогут в профессиональной деятельности, если одновременно с ними человек не приобрел соответствующих личностных качеств, к примеру таких, как уважение к чужому мнению, признание права другого человека на свою точку зрения, на свою позицию и ошибку, деликатность, искренность, естественность, гибкость и, разумеется, толерантность. К числу важных профессиональных качеств гуманитария относится и эмпатия, т. е. умение поставить себя на место другого и почувствовать, что ощущает собеседник или целая группа людей, например экскурсионная, студенты в аудитории или зрители в театральном зале. От умения проникать в настроение тех, на кого направлено социальное действие, во многом зависит успешность лектора, артиста, учителя, журналиста. Еще одной важной чертой профессий этого круга является то, что они несут в себе элементы творчества, предполагают способность к импровизации, готовность обнаруживать в привычном новые стороны, умение показать всем хорошо знакомый предмет, явление с неожиданной стороны. Без этого нового ви́дения невозможно сделать открытие, написать статью, монографию, учебник, повесть, роман, провести урок, прочитать лекцию, сыграть роль... Как никто другой, гуманитарий должен знать, что окружающий мир неоднозначен и многообразен, что каждая человеческая личность уникальна и самобытна и имеет право на то, чтобы быть самой собой, непохожей на других, право на собственную судьбу и свое миропонимание. В школьном учебнике невозможно рассказать обо всех умениях и личных качествах, необходимых для профессионалов в социально-гуманитарной области, тем более что каждая профессия, и даже специальность, требует дополнительно своих, специфических умений и личностных качеств. Однако еще одну общую черту назвать надо — это постоянная учеба, которая не заканчивается никогда. Более того, область гуманитарных профессий требует хороших знаний из смежных областей. Например, вряд ли можно стать высококлассным социологом без знания психологии, философии, политологии, и, наоборот, политологу необходимы знания социологии и, разумеется, психологии и философии. Очень важны для будущего профессионала-гуманитария знания психологии, политологии, социологии, которые дает обществоведение, поскольку в своей совокупности они раскрывают многогранный мир человека и общества людей. Без овладения совокупными знаниями ряда социально-гуманитарных дисциплин невозможно стать профессионалом в этой области. Поскольку обо всех гуманитарных профессиях рассказать невозможно, остановимся на тех, которые основываются на знаниях, раскрываемых в профильном курсе обществоведения.
ПРОФЕССИЯ ПОЛИТОЛОГ
В последние годы одной из популярных стала профессия политолога. Вы уже знаете, что политология как наука имеет два направления: теоретическое и прикладное.
«Ученый таков, что он не печалится в бедности и не гордится тем, что обладает славой и богатством. Правители мира не могут его стеснить, старшие в мире не могут его обременить, начальники по службе не могут его опечалить. Вот почему его зовут ученым человеком. Нынче же люди зовут друг друга учеными без всякого на то основания».
Конфуций (ок. 551—479 гг. до н. э., китайский философ и педагог)
| Круг исследований политологов-теоретиков чрезвычайно широк и интересен. Ученые исследуют природу власти, ее назначение в обществе, границы властных ресурсов, что может и должна власть, а где должны кончаться ее полномочия, чтобы общество могло развиваться динамично, быть продуктивным. Одним из направлений исследований является история политических учений, воззрений на политику, историю эволюции власти. Есть ученые, разрабатывающие теорию политических партий, политического лидерства, проблемы формирования политических элит и их функций в обществе, типов и природы лидерства. В поле зрения ученых находятся и такие вопросы, как роль и место политических институтов и политических систем; изучаются и различные политические процессы. Политолог-исследователь работает с книгами, журналами, газетами, электронными СМИ, документами. В своей деятельности он использует различные научные методы, в том числе и из смежных наук, например социологии, даже выделяется отдельная научная отрасль — политическая социология. Исследовательский арсенал политолога — это и анализ публикаций в различных изданиях, сравнительный анализ документов, под которыми подразумеваются не только политические программы, но и правовые документы, письма, выступления политиков. Для исследования какого-либо явления в развитии используется исторический подход. Результаты теоретической политологии используются прикладной политологией, которая, в свою очередь, дает богатейший материал для политической теории. Взаимное обогащение является особенностью любой науки, и политология здесь не исключение. Итогом исследований прикладной политологии могут стать различные политические проекты или, например, управленческие решения. Кроме того, ученые, работающие в области прикладной политологии, занимаются проблемами политического маркетинга, политического консалтинга, политической рекламы. Что такое политическая реклама, большинство из вас хорошо представляет по лозунгам, огромным фотопанно, роликам на телевидении. Политический маркетинг — это разработка и проведение в жизнь различных политических акций, которые в определенной степени способствуют продвижению политических идей, делают их привлекательными для избирателей. Политический консалтинг включает в первую очередь оказание консультационных услуг, предусматривающее, в частности, такие виды деятельности, как опросы общественного мнения, осуществление связи с общественностью. Он используется при разработке стратегии деятельности политической партии, целей и способов использования средств массовой информации, услуг имиджмейкеров и т. д. В целом работа политолога интересна и многообразна по видам деятельности. Так, для поддержки идейных позиций политика созываются конференции, публикуются различные интервью с ним и его сторонниками и т. д. Кроме того, если политолог работает на влиятельную политическую организацию, то его задачей может быть создание целой структуры, в которую входят различные специалисты. Это и пресс-служба, и люди, занимающиеся планированием пропагандистской работы, и те, кто занимается связями с другими политическими партиями и общественными движениями, кто изучает и формирует общественное мнение, и группа спичрайтеров, т. е. тех, кто готовит выступления политических деятелей. Что еще может ждать человека, избравшего профессию политолога? Продаваемый политологами продукт — это интеллектуальные услуги, в которых нуждаются те, кто стремится во власть или уже входит во властные структуры. Рынок этот достаточно узкий, и на сегодняшний день он переполнен. Таким образом, каждому, кто вступает на это поприще, следует иметь в виду, что ему придется побороться за место под солнцем. Как правило, политологи, еще не завоевавшие авторитета, выполняют малопривлекательную и тяжелую работу. Это они бегают по различным редакциям, пробиваются на встречи с избирателями политиков-конкурентов (причем сделать это бывает порой довольно трудно), ночами обрабатывают получаемую информацию, отвечают на телефонные звонки и т. д. Но их не приглашают выступать на телевидении, принимать участие в политических дискуссиях, их имена не упоминаются в прессе, к ним не обращаются за советом. Конкуренция касается не только тех, кто занимается прикладной политологией, но и тех, кто ведет теоретические исследования. «Прикладники» оплачивают разработки «теоретиков» из денег, которые дает политическая партия или конкретный политик, выступающие как покупатели услуг. Понятно, что внимание политиков привлекают прежде всего результаты исследований, проведенных авторитетными учеными, тогда как теоретикам-новичкам еще предстоит доказать свои аналитические способности. Нужно помнить и о том, что многие политологи работают под определенный социально-политический заказ. Не они выбирают ту или иную политическую элиту, которой будут оказывать услуги, а, наоборот, политическая элита покупает услуги политологов. Что здесь плохого? Дело в том, что в этих случаях специалисту данной отрасли знания приходится подчас поступаться собственными политическими предпочтениями, создавать имидж политику, которого он не уважает, проталкивать политические идеи, которые он не разделяет.
ПРОФЕССИЯ СОЦИОЛОГ
Жизнь современного общества очень динамична, практически ежедневно приходится решать какие-то проблемы, сложные и не очень, локальные и глобальные. Для того чтобы принятые решения, касающиеся жизни многих людей, были оптимальными, необходима помощь социологов. Для большинства людей социолог — это тот, кто останавливает их на улице или звонит по телефону и просит ответить на вопросы какой-то анкеты. Однако это только малая и видимая часть работы социолога. Социолог — это в первую очередь специалист, который собирает и обрабатывает многообразную информацию о различных сторонах общественной жизни. Его исследования дают представления как об обществе в целом, так и об отдельных его субъектах, например фирмах, общественных организациях, социальных группах. В центре внимания социологов и ответы на одни из важнейших вопросов: что из себя представляет человек в конкретном обществе, каковы наиболее распространенные формы его поведения, каковы его приоритеты в политике, экономике, этике, как, в каких формах осуществляется взаимодействие людей из разных социальных слоев? И т. д. Опрос общественного мнения — это одна из важнейших и очень сложных составляющих социологических исследований. Его провести не так просто. Чтобы исследование было репрезентативным, т. е. достоверным, необходимо определить, сколько и каких людей нужно опросить. Понятно, что в деревне Алтайского края и в подмосковном поселке городского типа люди живут в разных социально-экономических условиях и различаются по культуре, точно так же отличаются друг от друга по этим и многим другим параметрам жители Москвы и, например, Торжка Тверской области. Восьмидесятилетний человек, окончивший 7 классов в 30-х гг. XX в., по вкусам, взглядам на жизнь, своим социальным запросам будет отличаться от тридцатилетнего агронома с высшим образованием. Значит, надо определить, сколько и каких людей нужно опросить, в каких регионах, в каких населенных пунктах. На языке социологов это называется «выборка», причем ее нельзя сделать один раз, она делается под каждое социологическое исследование, в зависимости от его целей. Столь же сложным является и составление анкет, поэтому к их разработке привлекаются специалисты. Их главная задача — сделать так, чтобы ответы на вопросы анкеты давали нужную и важную информацию. Полученные сведения обрабатываются с помощью специальных методик, анализируются, и на основе сделанных выводов составляются рекомендации. Где нужны социологи? В наше время трудно найти какую-либо сферу общественной деятельности, которая бы не нуждалась в социологических исследованиях. Это и туристический бизнес, и сфера коммунального хозяйства, и промышленность, и образование, и сфера культуры, и книгоиздательство, и, как говорилось ранее, политика и т. д. Для того чтобы провести социологическое исследование, помимо уже названного, нужно обладать обаянием, коммуникабельностью, уметь проявить заинтересованность, уметь не только слушать, но и слышать человека. Все сказанное касается прикладной социологии, но есть еще и социология теоретическая, занимающаяся исследованием проблем социальных групп, классов, слоев, проблемами межличностных и межгрупповых взаимодействий, природой различных социальных конфликтов и т. д. Как и в политологии, социологические исследования требуют обращения к книгам, журналам, газетам, документам, электронным СМИ... И точно так же, как взаимодействуют между собой теоретическая и прикладная политология, не могут обойтись друг без друга теоретическая и прикладная социология. Разумеется, как и в каждой иной деятельности, в профессии социолога есть и свои сложности и проблемы. Наверное, не следует идти в эту область человеческой деятельности, по крайней мере в прикладную социологию, тем, кто не склонен к тщательному, кропотливому анализу, у кого, что называется, от цифр рябит в глазах. Но сложности не только в этом. Сегодня определились социологические центры, пользующиеся авторитетом. Он поддерживается как высоким уровнем профессионализма, так и бескомпромиссностью, поскольку руководители этих центров не допускают фальсификации результатов исследования. Попасть на работу в такие центры довольно сложно. Именно поэтому для молодого специалиста трудоустройство является проблемой, и он может найти работу в таком социологическом центре, который за плату подтасовывает данные. Так вольно или невольно можно оказаться причастным к массовому обману людей. Многие хозяйственные предприятия обзаводятся собственными социологическими службами, и, кроме того, есть центры, обслуживающие предприятия, которые не имеют своих социологов. А так как, в отличие от политиков, производственная сфера всегда заинтересована в объективном исследовании, то в этом случае вряд ли придется идти на обман. Завершая разговор о работе социолога, следует сказать, что сегодня в России это относительно новая профессия. В СССР социология не получила широкого развития. В настоящее время социология — это бурно развивающаяся наука, сегодня эта профессия востребована и работу можно найти, правда не всегда хорошо оплачиваемую.
ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГ
В последние годы эта профессия становится очень востребованной. Сами психологи объясняют это тем, что жизнь современных людей, особенно тех, которые живут в мегаполисах, стала чрезвычайно напряженной и нервная система человека не всегда справляется со столь сильными нагрузками. Итак, одна из задач психолога-профессионала — помощь людям, и этим занимается прикладная психология. Сегодня знания и умения психологов нужны прежде всего в чрезвычайных ситуациях. Вероятно, вы слышали о психологах, работающих в обществе «Красный Крест», в бригадах МЧС. Их задача — вывести людей из состояния психологического шока, их реабилитация, восстановление нормального психического состояния. Психологи выезжают, чтобы оказать помощь освобожденным заложникам, людям, пережившим сильный психологический стресс во время природных катаклизмов, террористических актов и т. д. Поскольку в последнее время чрезвычайные ситуации происходят все чаще, то постоянно увеличивается потребность в знаниях и умениях этих специалистов. Помощь психологов нужна не только в экстремальных условиях. Психологи работают в школах, где в сфере их внимания оказываются дети с неадекватным поведением, например те, кто постоянно нарушает дисциплину, отстает в учебе, испытывает трудности в общении с одноклассниками или по каким-то причинам попал в стрессовую ситуацию. Во всех перечисленных случаях для того, чтобы оказать помощь, школьный психолог ведет комплексную работу, т. е. он оказывает влияние не только на конкретного ученика, но и на его родителей, учителей. Он выясняет возможные причины, которые привели к возникшим проблемам, разрабатывает необходимую для всех участников линию поведения, проводит беседы с ними, выстраивает реабилитационную программу и т. д. Вероятно, вы слышали о психологических службах, в которые может обратиться любой человек, оказавшийся в сложной психологической ситуации: потрясение после потери близких, семейные проблемы, сложности на работе, постоянно преследующее чувство неуверенности и т. д. Таких служб в последние годы возникает все больше. Знания внутренних мотивов того или иного поведения, умения их адекватной оценки необходимы в медицинских учреждениях, в тюрьмах, в хосписах, в судебно-медицинских учреждениях и т. д. Работа социальных психологов востребована фирмами и предприятиями, руководители которых заинтересованы в стабильной и производительной работе коллектива. В этих случаях задачей социальных психологов является недопущение возникновения конфликтной ситуации, а если этого не удалось сделать, то их действия нужны для своевременного разрешения конфликта. Поэтому нередко социальные психологи приглашаются на совещания, где принимаются сложные решения, ведущие к конфликтной ситуации. Известны многие случаи, когда участие психологической службы предприятия оказывало положительное влияние на производственные показатели. Так, одна канадская фирма столкнулась с тем, что резко стала снижаться производительность труда рабочих. Пригласили психологов, которые в результате проведенного исследования выяснили, что во время ремонта стены цехов были покрашены в цвета оранжевых и желтых оттенков, вызывавших эмоциональное раздражение, что, в свою очередь, повышало утомляемость. Выслушав заключение и рекомендации психологов, руководители предприятия перекрасили стены в цвета зеленоватых оттенков, и проблема была решена. Разумеется, работа в области прикладной психологии была бы невозможной без исследований теоретической психологии. Огромный вклад в мировую науку внесла в первой половине XX в. российская психологическая наука. Работы Л. Выготского, С. Рубинштейна, Л. Лурии, П. Гальперина, А. Леонтьева и многих других обогатили теоретическую и, как следствие, прикладную психологию. Как и в других научных областях, исследующих проблемы человека, основными методами исследования в теоретической психологии являются методы анкетирования, тестирования, интервьюирования, наблюдения, изучения психологической литературы и т. д. Естественно, что все эти методы отличаются от похожих методов, используемых в других науках. Так, например, психологические анкеты не похожи на социологические. Сегодня сфера теоретических исследований ученых-психологов очень широка: природа конфликтов, как социальных, так и межличностных, интеллектуальная деятельность человека, поведенческие отклонения, мотивационная сфера, поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах, исследование причин завышенной или заниженной самооценки и т. д. В наши дни теоретическая психология нередко работает в тесном контакте с теоретической политологией, социологией. И, как в других науках, области прикладной и теоретической психологии не только пересекаются, но и обусловливают развитие друг друга. Сложности работы психолога во многом совпадают со сложностями, возникающими у профессионалов в других социально-гуманитарных областях. Так, теоретическим психологам далеко не всегда удается найти базу исследования: иногда отказывают учреждения в просьбе ученых провести тестирование или анкетирование сотрудников, нередко в такой помощи отказывают и школы, и медицинские учреждения и т. д. Сложно найти добровольцев для лабораторных исследований, часто ими становятся студенты, обучающиеся по данной специальности, но такой эксперимент не всегда является достаточно «чистым» с научной точки зрения. Несмотря на то что потребность в специалистах данного профиля неуклонно растет, тем не менее найти интересную и хорошо оплачиваемую работу не так просто. Далеко не все крупные фирмы считают нужным иметь психологическую службу. Большую потребность в работе психологов испытывают учреждения образования, медицинские учреждения. Там специалисту работать интересно, но зарплата довольно низкая.
ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Часто представители гуманитарных профессий совмещают научную или практическую деятельность с работой преподавателя в высшем или среднем учебном заведении. Бывает и так, что, получив диплом философа, социолога, политолога, человек находит свое место в средней школе в преподавании обществознания. Профессия преподавателя высшей школы привлекает часть выпускников, а профессия учителя средней школы, к сожалению, многими расценивается как запасной вариант. Согласно данным социологических исследований, профессия учителя средней школы по привлекательности занимает 27-е место и соседствует с профессиями официанта, портного и шахтера. И это несмотря на то, что в течение многих столетий профессия учителя считается самой мирной и гуманной профессией на Земле.
Профессия учителя — одна из самых древних. Слово «педагог» появилось у древних греков и в дословном переводе означает «воспитатель».
| В профессиональной деятельности учителей средней школы и преподавателей, работающих в высших и средних специальных учебных заведениях, очень много общего. Несмотря на то что в общественном мнении творчество зачастую связывают с профессиями артистов, художников, писателей, тем не менее профессия учителя и преподавателя принадлежит к числу творческих. Их творчество — это одновременно творчество и актера, и театрального режиссера, и сценариста. А еще преподаватель, особенно школьный учитель, — это психолог, причем универсальный: ему надо знать, чувствовать, понимать ученика, класс, родителей. Кроме того, разрабатывая урок, вузовскую лекцию, необходимо знать психологию восприятия передаваемого знания, психологию усвоения учебного материала. Безусловно, между школьным учителем и преподавателем вуза есть разница. Эта разница обусловлена тем, что каждый из них имеет дело с человеком в разных возрастных периодах. Этап школьного обучения — это период интенсивного роста, становления личности. Учитель помогает этому процессу: обучает думать и понимать учебный материал, формирует у учащихся способы мышления, соответствующие современной культуре. Но в этом процессе вопросы и задания, даваемые учащимся, должны не только соответствовать их физическому взрослению, но и способствовать их развитию. Кроме того, школа учит учиться, она учит читать, писать, составлять планы, писать конспекты, понимать, о чем идет речь, дает основы научного знания, учит ориентироваться в литературе и т. д. Поэтому, готовясь к уроку, учитель читает не только учебник и научную литературу, в арсенал его подготовки в обязательном порядке входит еще и методическая литература. С ее помощью он выстраивает возможный сценарий урока: цель, вопросы, задания, — предусматривает трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся, продумывает, каким образом донести самое главное, чтобы получаемые знания наполнялись смыслами и мир представал во всей его удивительной неповторимости.
В 1940 гг. зарплата учителя составляла 97% от уровня средней заработной платы в промышленности; в 1970 г. — 72%; в 1980 г. — 73%; в 1990 г. — 65%; в 2001 г. — 43,7%.
| В высшее учебное заведение попадает человек, уже подготовленный к тому, чтобы учиться самостоятельно, поэтому преподаватели вузов, в отличие от школьного учителя, не объясняют новый материал, а читают лекции. Особенность их деятельности связана не с передачей основ знания, а с введением в мир науки. Вузовский преподаватель также готовится к лекции, однако эта подготовка отличается от подготовки учителя: ему надо погрузить студентов в мир достигнутого наукой, в мир научного поиска, познакомить с нерешенными проблемами. Поэтому он сидит в библиотеке, узнает о последних исследованиях, читает монографии, сборники статей, журналы, сопоставляет различные точки зрения по своей научной дисциплине и т. д. Отличаются от школьного урока и студенческие семинары. Их задача — помочь студентам разобраться с вопросами, которые были непонятны. На этих же занятиях происходит практическое знакомство с будущей профессией; например, студенты педагогических вузов представляют свои разработки уроков, проводят игры, целью которых является знакомство с азами педагогического мастерства. На семинарах студенты обучаются и элементам исследовательской деятельности, знакомят своих сокурсников с результатами своего научного поиска. Таким образом, семинар — это и обсуждение наиболее сложных лекционных вопросов, и выступление с докладами и рефератами, и практическая деятельность. Поэтому семинарские занятия — это в большей степени самостоятельная деятельность студентов. Профессия учителя и вузовского преподавателя — профессия востребованная, на сегодняшний день среди них нет безработных. Однако, несмотря на то что этот труд приносит радость и удовлетворение, тем не менее он связан с большим количеством сложностей (несоразмерная со значимостью труда маленькая зарплата, при этом у вузовского преподавателя она не выше учительской, несмотря на его ученую степень, которая является необходимым условием его деятельности; к тому же рабочий день не заканчивается уроком или лекцией: у учителя он продолжается и позже, и даже иногда в свое свободное время он бросает семью или отставляет в сторону другие личные проблемы и отправляется со своими подопечными на экскурсию, в театр, на школьный вечер; а еще классный час, проверка дневников, уборка класса, родительские собрания и педагогические советы и т. д. И всегда надо проявлять максимум деликатности, знаний, понимания).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|