|
Культура как духовное оснащение личности
Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «Культура» — термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества... Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура — это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу...» Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее — дело средств массовой коммуникации. Вопросы и задания: 1) Что понимает Франк под культурой? 2) Как философ относится к тому, что называют «материальной культурой»? Разделяете ли вы такое отношение? 3) Как трактуется культура Молем? 4) Соотнесите позиции Франка и Моля в вопросе о сущности культуры. Что вы видите общего и каковы различия?
Общество как развивающаяся система
Вспомните:
|
|
| чем характеризуется любая механическая система? В чем выражается целостность живых организмов? Каков смысл понятия «развитие» применительно к живой природе? В чем выражается развитие общества? Какова роль социальных революций в развитии общества?
| | | | Понятие «система» в современной науке и философии — одно из ключевых. Однако о таких проявлениях системности, как целостность, единство, писали еще древнегреческие философы. Спустя столетия, уже в эпоху Нового времени, своего рода эталоном системности стали считать научное, в первую очередь теоретическое, знание. Вскоре системный подход стал использоваться и в различных областях естественно-научного знания: физике, биологии, геологии и др. Проник он и в науки об обществе. Само общество в целом и отдельные его стороны стали рассматриваться как совокупность взаимосвязанных элементов. Вместе с тем ряд вопросов (каковы основные компоненты общества как системы, каков характер связи этих компонентов, в чем выражаются интегральные свойства общества как целого) остается дискуссионным. На некоторых из них мы остановимся в этом параграфе.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОБЩЕСТВУ
Мы рассмотрели общество как совокупность людей, связанных социальными отношениями, как отличную от природы, но неразрывно с ней связанную часть реального мира. Есть еще один важный аспект, который углубляет наши знания об обществе на социально-философском уровне, — анализ общества как целостной системы. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Множество объектов реального мира могут быть рассмотрены как системы. Классическим примером системного объекта в мире вещей служат часы. Они являются несомненной целостностью, но в то же время состоят из множества элементов — деталей, определенным образом связанных друг с другом и выполняющих свою функцию в работе данной вещи. На примере этой простейшей модели мы можем выявить некоторые свойства системного целого. Во-первых, оно имеет части; во-вторых, эти части имеют значение только в рамках целого (отдельная деталь часового механизма годится только на то, чтобы заменить такую же неисправную); в-третьих, все компоненты связаны определенным способом; в-четвертых, целое больше, чем сумма его частей. Поясним последнее положение. Представим, что мы разобрали часы и все детали сложили в кучку, ни одна из них не пропала (сумма целого сохранена), но целого — часов — нет. Существенно более сложные системы мы находим в природе. Здесь мы обнаруживаем еще одно важное свойство — открытость этих систем. Они взаимодействуют с внешней средой, изменяют под влиянием этого свои свойства, однако сохраняют свою целостность. Примером здесь может служить не только живой организм, но и целостная экосистема (океан, лес и т. п.). Сложной открытой системой является и общество. Естественным условием его существования выступает природная среда. В ходе общественного производства люди постоянно взаимодействуют с природой, используя созданные ими средства труда. Представим себе, что такое взаимодействие, пусть даже на короткое время, прервалось. В результате общество, не способное к производству материальных благ, прекратило бы свое существование. Общество как система включает в себя множество компонентов. Философы и ученые пытаются вычленить и классифицировать их по степени общности, по выполняемым функциям и другим критериям.
СИСТЕМНОЕ СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Важнейшие элементы общества становятся очевидными уже из его определения: это люди и связывающие их общественные отношения. Отдельные исследователи выделяют такие элементы, как вещи и знаки (картины, книги, т. е. то, что является плодами духовной культуры в их материальной оболочке). Читая статью, рассматривая изображение герба, останавливая свой взгляд на дорожном знаке, мы «считываем» определенную информацию, необходимую для осмысления социальной среды, правильной ориентировки в ней. Одним из основных компонентов общества является социальный институт. Рассмотрим это понятие на примере такого института общества, как семья. Создание семьи — одна из фундаментальных потребностей человека. Вместе с тем семья выполняет в обществе важные функции: рождение и воспитание детей, экономическую поддержку малолетних и нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение. Родители (или один из них) обеспечивают средства к существованию, ведут домашнее хозяйство, занимаются детьми. Дети учатся, помогают по дому. Такое поведение регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными нормами — традициями, правом, моралью. Так, общественная мораль осуждает отсутствие заботы старших членов семьи о младших. Закон закрепляет ответственность и обязанности супругов по отношению друг к другу, к детям; совершеннолетних детей к престарелым родителям. Создание семьи, основные вехи семейной жизни сопровождаются установившимися в обществе обрядами. Например, во многих странах брачный ритуал включает обмен супругов обручальными кольцами. Таким образом, социальный институт можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил, стандартов поведения. Помимо семьи, к основным институтам общества относятся государство, школа. Общественные институты существуют в политике, экономике, культуре. Они делают общество более устойчивым. Таким образом, наряду с элементами в устройстве общества различают более крупные компоненты, сами имеющие сложный составной характер, — общественные институты, а также сферы жизни общества. Об институтах речь шла выше. Остановимся на характеристике основных сфер как подсистем общества.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|