Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







CОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ АЗБУКИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ





 

Правизна (буквы аз - ферт):

Изначально будь знающим, говори, поступай добронравно, по естеству, живи, крепко люби землю, народ и постигай суть вещей, как люди мыслящий станешь, нашим мудрецом, изречешь слово истины и укрепишь закон.

Левизна (буквы хер - ижица):

Вертопрах, низменный, мерзкий, ничтожная тварь, шваль, пустомели, суетные, праздные бездельники, воры, пьяницы, сквернословы - выпадет доля мучительная, изъязвят, изгрызут узника узы, заточенному отсекут голову, издохнешь, псиной смердящий дух.

 

25. Зачатки цензуры в христианских странах. Появление и развитие цензуры в Европе. Инквизиция. + 29. Реформация и развитие публицистики Реформации в Германии. Мартин Лютер – религиозный публицист.

В Средние Века очагами грамотности, культуры, информации были монастыри. Там для грамотных людей переписывали книги, а для неграмотных (homo idioticus - человек неграмотный, воспринимающий только глазами) расписывали стены церквей на библейские сюжеты, чтобы можно было не читая знать Священное Писание. При монастырях существовали школы, колледжи и ордена, созданные первоначально для изучения, перевода и переписки Библии. На их базе со временем появились первые университеты (в Болонье - Италия, Оксфорде и Кембридже - Англия, Саламанке - Испания, Коимбре - Португалия, Париже - Франция).

Вместе с распространением грамотности появляется цензура. Ярким ее проявлением стала инквизиция. В 1233 году папа Иннокентий III издал соответствующую буллу. Наивысшего расцвета инквизиция достигла в Испании во второй половине XV века, когда папа Сикст IV в 1482 году учредил должность великого инквизитора и назначил на нее испанского монаха Томасо Торквемаду (1420 - 1498), который на века прославился жестокостью. Торквемада разработал общие правила инквизиции, согласно которым строжайшей цензуре подвергались все книги, картины, эстампы, медали - вообще вся печатная продукция. Был утвержден Index Librorum - список запрещенных книг, за хранение и чтение которых, равно как и за другие ослушания, устанавливалась казнь - как правило, на костре. За годы своего инквизиторства Торквемада сжег 11 272 человека живьем, 7 636 человек - фигурально, после смерти. В 1490 году на университетской площади в Саламанке им было сожжено за один день шесть тысяч книг. Инквизиция задушила свободомыслие в Испании, отодвинув страну на столетия назад. Официально инквизиция была отменена в Испании только в 1834 году.

Книгопечатание быстро распространилось по Европе, вслед за ним усилилась и цензура. Цензура делилась на светскую и церковную, а также на предварительную и последующую (карающую).

Ужесточение церковной и появление светской цензуры вызвано широким распространением в Европе идей Реформации, которая началась в Германии в XVI веке. Поводом к началу Реформации послужили индульгенции, или отпущение грехов за деньги. В христианских странах издавна вошло в обычай, чтобы люди, кающиеся в грехах, делали денежное пожертвование на нужды Церкви и богоугодных заведений. Впоследствии папы, присвоившие себе власть разрешать от грехов, начали продавать индульгенции.
Папа Лев X довел продажу индульгенций до крайности. Нуждаясь в деньгах на свой роскошный двор и на постройку церквей и дворцов, он поручил Майнцскому архиепископу открыть эту продажу в Германии. Началом Реформации принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, авторитаризма, произвола инквизиции, жестокой цензуры и в частности против продажи индульгенций. Его “95 тезисов” стали образцом публицистики той эпохи.

Лютер получил степень доктора философских наук и поступил в монастырь Августинского ордена, к великому огорчению своего отца. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый основал в своей столице Виттенберге университет. Начальник Августинского ордена рекомендовал ему Лютера в число профессоров, и он был приглашен занять кафедру богословия.Одновременно Мартин Лютер был проповедником в одном из виттенбергских приходов; проповеди его привлекали много слушателей.

Тезисы и сам виттенбергский проповедник Мартин Лютер быстро стали известны всей Германии. Некоторые ученые доминиканцы заступились за археипископа, продававшего индульгенции, и написали опровержение тезисам Лютера. Лютер им ответил. Благодаря книгопечатанию, ответы его читались везде и производили сильное волнение, остановить которого было невозможно, тезисы Лютера распространялись повсеместно. Дворянство, духовенство, города и университеты разделились на партии: одни приняли сторону Лютера, другие были на стороне его противников. Один из противников Лютера вызвал его на публичный диспут, который продолжался аж 17 дней, но в этоге стороны разошлись еще большими врагами.

После этого противник Лютера выхлопотал в Риме папскую буллу, которая повелевала сочинения Лютера сжечь, как еретические, а самому автору грозила проклятием, если он не покается. Булла эта прибивалась к стенам домов, и в некоторых городах действительно сочинения Лютера были сожжены; но в Лейпциге папскую буллу закидали грязью.

Когда Карл V был избран германским императором, он, по обычаю, созвал имперский сейм. Здесь кроме других важных дел империи предложено было заняться и делом Лютера. Молодой император потребовал его на сейм и выдал ему охранную грамоту. На вопрос, остается ли он при том же мнении, которое содержится в его сочинениях, или отрекается от него, он смело отвечал, что остается при своем мнении до тех пор, пока ему не докажут противного самим Священным Писанием. Лютера увещевали отказаться от своего учения, но напрасно. Вопреки желаниям ревностных католиков, император не нарушил своей охранной грамоты и отпустил Лютера из Вормса, однако издал эдикт, которым Лютер и его последователи объявлялись еретиками.

Реформация вызвала общее движение. Те же необузданные проповедники, которых Лютер изгнал из Виттенберга, разошлись по другим областям Германии и везде возбуждали простолюдинов, проповедуя им евангельское равенство людей. Мятеж крестьян распространился и по другим землям и сопровождался большими жестокостями: разрушением и грабежом замков, монастырей и избиением дворян. Лютер начал с проповедей против милости и снисходительности к крестьянам; во время мятежа их варварские поступки против дворян вызвали у него негодование, и он объявил, что мятежников надо убивать, как бешеных собак.

Как метод борьбы с инакомыслием, которое распространялось публицистической и научной литературой, в 1512 году Латеранским собором была введена предварительная цензура. Обсуждение в публицистике проблемы происхождения и правомочности власти, тираноборческая публицистика вызвали к жизни светскую цензуру. В XVI веке римские папы Пий V и Григорий XIII издают специальные буллы, которыми строжайше запрещается издание каких бы то ни было рукописных газет.

 

 

26. Изобретение и распространение книгопечатания в Европе.

В 1445 году немец Иоганн Гутенберг (1399 - 1468) изобрел в городе Майнце литеру, в 1450 году - печатный станок, на котором в 1452 году выпустил первую в мире печатную книгу - 42-строчную Библию. Изобретение книгопечатания оказало большое влияние на процесс развития европейской цивилизации.

У кого память хорошая на имена и даты может запомнить следующее: Изобретённый Гутенбергом новый способ печатания книг не мог долго содержаться в тайне. Уже в 1460 г. Ментель имел типографию в Страсбурге, Пфистер — в 1461 г. в Бамберге. После взятия Майнца герцогом Нассауским, когда типография Шеффера и Фуста была уничтожена, работники, или, как их называли, «дети Гутенберга», разбежались во все стороны и разнесли с собой и типографское искусство. В Кёльне Ульрих Целль работал уже в 1466 г.; за ним следуют Базель, с 1471 г.; Аугсбург, где Гюнгер Цайнер работал с 1468 г.; Ульм — с 1469 г.; Нюрнберг — Генр. Кеффер и Иог. Зензеншмидт, с 1470 г.

Для северной Германии раньше всего была основана типография во Франкфурте-на-Майне, а затем в Любеке, Лейпциге, Эрфурте и др. В Вене первая типография открылась в 1482 г. В общем, к концу XV века в Германии было свыше 50 типографий, а печатников — свыше 200. Из Германии новое искусство распространилось по другим странам. Развитие книгоиздания находилось в тесной взаимосвязи с распространением грамотности и образования в государствах и землях Европы, что, в свою очередь, способствовало устойчивому интересу к печатному слову и в конечном итоге востребовало публицистику, а затем и периодическую печать. Книгопечатание уже в XV в. распространилось почти по всей Европе; известно до 1000 имён печатников того времени, число же изданий, вероятно, доходит до 30000 (так называемые инкунабулы); 6/7 этого количества составляют сочинения религиозные и схоластические, остальные — научные и древняя и новая литература. Формат — in folio, разделённый на два столбца, или in quarto. Шрифт остался прежний — письменный готический прямоугольный. Только в Италии печатники начали применять употреблявшийся там ещё с XIV века круглый шрифт, так называемый римский, который впоследствии и вытеснил готический.

Во Франции первая типография возникла сравнительно поздно. Ни один из «детей Гутенберга», рассеявшихся по разным странам, не прибыл в Париж: вероятно, они не были допущены туда происками переписчиков и книгопродавцев, опасавшихся возникавшей конкуренции. Между тем Фуст дважды привозил в Париж и продавал там в большом количестве свои произведения. Лишь в 1470 г. в Париж были вызваны три немецких печатника. Первая напечатанная ими книга была «Gasparii (Barsisii) Pergamensis epistolae» («Письмовник» Гаспарена де Бергамо", 1470); затем они продолжали печатать книги гуманистического направления, но, когда их покровители покинули Париж, они начали печатать более ходкие сочинения теологическо-канонического содержания и популярные книги.

В XVI веке печатное дело всё более и более распространялось: религиозные споры давали громадный материал для печати. Во Франции Сорбонна всеми силами старалась наложить запрещение на книгопечатание. Франциск I в 1534 г. издал приказ закрыть все типографии, но сопротивление парламента спасло печатников от угрожавшей им опасности. В Англии было ограничено число типографий; вообще во всех странах, кроме Германии, был установлен бдительный надзор за типографиями.

В Антверпене жил знаменитый печатник Христофор Плантен, основавший типографию в 1555 г.; по поручению Филиппа II он напечатал многоязычную Библию (Biblia Poliglota) с текстом на латинском, греческом, еврейском, сирийском и халдейском языках. Плантен был монопольным издателем церковных книг для всех испанских владений; он издал 60 тыс. молитвенников, 100 тыс. требников и 400 тыс. часословов, а всего до 1500 изданий; он стал родоначальником целой династии печатников, Плантенов-Моретов.

 

27. Распространение информации в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения.

С наступлением эпохи Возрождения в Европе появляются центры информации - торговые города, где регулярно проводились ярмарки, - Венеция, Лейпциг, Нюрнберг, Гамбург, Франкфурт, Страсбург, Париж, Амстердам, Лондон. В этих городах возникают рукописные газеты, посвященные сначала торговым, а затем другим новостям.

Непосредственным предшественником газеты был информационный бюллетень - сначала рукописный, затем печатный. Он не имел названия, периодичности, жанрового разнообразия и постоянной редакции. Первый сохранившийся до наших дней печатный бюллетень относится к 1493 году. В нем дается подробный отчет о похоронах германского короля и императора Священной Римской империи Фридриха III. Окончательно информационные бюллетени были вытеснены регулярными газетами только в XVIII веке.

В Венеции первые газеты продавались за мелкую монету, которая называлась gazetа, откуда пошло слово газета. Одна из древнейших дошедших до нас рукописных газет называлась “Новые известия, сколько получено их от 26 октября 1587 года по 26 октября 1588 года из Нюрнберга”.

В торговых городах появляется профессия сборщика информации. Информация, как и в Средневековье, продолжала распространяться гонцами. Со временем появляется потребность не в случайной, разовой, а в регулярной информации. Так появилась почта.

Собственно дальше ответ связан с развитием почты и появлением бюллетеней рекламного характера с анонсами событий и небольшими заметками из жизни города. После появляются газеты. (главное: информация распространялась с помощью: ярмарок, университетов и школ (при монастырях тех же) и лекциях в них, средневекового театра, писем и переписок, бюллетеней, памфлетов и газет, печатных книг публицистического и переводского, а так же религиозного, в основном, плана).

 

28. Зарождение и развитие почты в Средние века. Почта в эпоху Возрождения. Взаимосвязь почты и журналистики.

 

Почта появилась в связи с необходимостью регулярной информации. Следует отметить, что практически везде, почта, как в древности, так и в средние века почта служила только властителям и высшим чиновникам государства. Но вот к частному человеку это учреждение очень долго не имело никакого отношения. Достаточно сказать, что в стране инков почтовые тракты вообще шли в обход населенных пунктов.

Однако простые люди тоже хотели использовать почту для своих целей. Первоначально их сообщения передавались в частном порядке через купцов (так называемая "почта мясников"), почтовой службы рыцарского ордена, странствующих монахов и гонцов университетской почты. Бурное развитие ремесел и торговли в феодальной Европе заставило людей организовывать регулярный почтовый обмен между городами. Имеются документы, подтверждающие наличие городских гонцов уже в 14 веке. Они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий. Выступая из города в определённые дни, они верхом или пешком в установленные сроки доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе. Однако наиболее известна почтовая служба Ганзейского союза. Ганза - торговый и политический союз северогерманских городов в 14 - 17 веках. С вступлением в Ганзу Рейнского союза возникла первая почтовая сеть, которая, минуя все границы городов и мелких княжеств, доставляла почту по все территории Германии. Далее через Нюрнберг, почта уходила в Италию и Венецию, а через Лейпциг в Прагу, Вену и другие города. На этом примере впервые заметны зачатки международной почты.

Следующим заметным достижением развития почтовой службы может служить почтовая служба дворянского рода Турн-и-Таксис. Первое упоминание о почте Турн-и-Таксис относится к 1451 году, когда Рожер Таксис организовал курьерскую линию через Тироль и Штейермарк. Далее потомки дома Таксисов делают стремительную карьеру в почтовом ведомстве. В 1501 году Франц Таксис становится генерал - почтмейстером Нидерландов, наладивший регулярную связь между Нюрнбергом и Венецией. До начала 16 века почтовая служба Таксисов строилась на основании феодальных привилегий дому Таксисов. Так как, почтовое дело стало становиться доходным, то у почты Таксисов появились конкуренты. В первую очередь это почта городов. В 1615 году очередной Таксис - Ламораль становится имперским генерал - почтмейстером. Более того, имперским указом эта должность была объявлена пожизненной и наследственной для рода Таксисов.

Ламораль Таксис, новый генерал - почтмейстер, был вынужден просить у императора издания нового указа против "дополнительных почт и дополнительных линий, обслуживающихся гонцами". Все это положило началу борьбу почты Турн-и-Таксис с конкурентами. Эта борьба велась на протяжении столетий. Почта Таксисов сумела устоять и победить. Аккуратность, быстрота и честность - таков был девиз почты Турн-и-Таксис.

Основными адресатами информации были: 1) короли, князья и государственные люди; 2) университеты и центры образования; 3) священники; 4) торговцы.

Собственно новости и узнавались с помощью почты, как внутригородской, так и между странами.

 

30. Происхождение газеты. Первые рукописные газеты Европы.

Предшественники первых европейских газет появились первоначально в Венеции, крупном финансовом центре Европы конца XVI в. Само слово «газета» происходит от названия маленькой старинной венецианской монеты (gazetta), которую читатели платили в том время за рукописный информационный листок. Венецианские рукописные газеты внешне представляли собой листы, сложенные пополам, а заполнялись они с четырех сторон. Эти газеты содержали новости о событиях, которые случились в Италии (исключая саму Венецию), а также новости из-за рубежа. Новостные блоки разделялись лишь абзацами. Все материалы публиковались анонимно, тогда это было нормой. Собственно, в то время эти рукописные листки назывались вовсе не «газеты», а «аввизи» (итал. «avvisi» - сообщение, извещение).
Наиболее ранний дошедший до нас образец такой журналистики датирован 1566 г. Выходили такие аввизи с еженедельной периодичностью. Информации о первых венецианских журналистах не сохранилось, виной тому - традиция тех лет: они не подписывали свои статьи. Однако известно, что в Венеции существовал особый цех профессиональных сборщиков новостей - так называемых «аввизатори» (от итал. «avvisatori» - т.е. «вестник, приносящий новости»).

По примеру венецианцев аналогичные издания создали в Германии. Инициатором стал банкирский дом Фуггеров. Корреспондентами этих газет служили торговые агенты, которые собирали деловую, политическую и общую информацию. Такие листки были распространены в Европе ориентировочно между 1568 и 1605 г.г. Свободно они не продавались, а поставлялись лишь определенному, избранному кругу адресатов. Это были члены семьи Фуггеров и клиенты торгового дома.
Принято считать, что настоящая европейская периодика появилась в 1609 г. В Германии в это время появилась газета, на шапке которой было написано: «Relation: Aller Furnemmen». Единственным редактором, а также и издателем еженедельника был Иоганн Каролюс, печатник, который уже имел опыт составления рукописных листков новостей.
Первые газеты не имели, как правило, четко выраженного названия, или оно было настолько длинным, что занимало почти весь «титульный лист» газеты. Кроме рукописных газет, в информационном потоке XVI-XVII вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, «книги новостей», «листки новостей», «газеты-листовки», «реляции», «истории» и «баллады новостей» - печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет: 1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию; 2) данные издания не были периодичными; 3) зачастую акцент делался на иллюстративный ряд, как, например, в «балладах новостей» или в «газетах-репродукциях». «Книги новостей» не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего XVII столетия. А дальше с изобретением книгопечатания появляются и печатные газеты.

Если относить Россию к Европе, то первая русская рукописная газета «Куранты» начала выходить в 1621 году по распоряжению царя Михаила Федоровича. «Куранты» составлялись дьяками посольского приказа. Содержание газеты считалось... государственной тайной, поскольку в ней приводились выдержки из иностранных газет о различных событиях в Европе. «Куранты» читали только царь и его ближайшее окружение. Газета выпускалась в единичном экземпляре на узких листах бумаги длиной до нескольких метров.

 

31. Возникновение первых печатных периодических изданий в XVII веке. Роль политики, экономики и культуры в появлении и развитии первых периодических изданий. + 34. Зарождение и развитие печати в Англии. «Weekly News» – первая английская газета.

Первой в мире печатной газетой стал «Цзинь бао» («Столичный вестник») выходивший примерно с 911 года в Китае. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски. Эта технология была крайне неудобной, так как доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность.

А теперь вернемся к Европе.

Первые печатные газеты не имели четко обозначенного названия. Место издания и фамилия редактора-издателя обычно не указывались. Расположение новостного материала зависело не от степени важности самого описываемого события, а от дня поступления данной информации. Сами новости практически не комментировались и подавались без всяких рубрик, политические события перемежались с далеко не всегда достоверными сенсациями.

Начиная с 1609 г. еженедельные периодические печатные издания стали быстро распространяться по всей Европе: в 1610 г. печатный еженедельник «Ordinari Wohenzeitung» начал издаваться в Базеле, в 1615 г. к Базелю присоединились Франкфурт-на-Майне и Вена. В 1616 г. газета появляется в Гамбурге, в 1617 - в Берлине, в 1618 - в Амстердаме, и других германских городах.

К 1630 г. еженедельные газеты появились уже в 30 городах Европы. Быстрое распространение печатных периодических изданий, а в период с 1609 по 1700 гг. только в Германии специалисты зафиксировали хождение около 200 газет, объяснялось возросшим уровнем типографского дела, ростом городов и увеличением спроса на различную информацию со стороны городского населения, основным потребителем данного типа печатной продукции.

Однако процесс появления первых газет в ряде стран сдерживался строгими цензурными порядками, регулировавшими появление печатной продукции. Повсеместное введение института предварительной цензуры, появившейся почти сразу после изобретения книгопечатания, стало реакцией государства на неподконтрольное распространение идей, мнений и информации.

Именно действие цензурных ограничений привело к тому, что первые печатные газеты в Англии и Франции появились с относительным запозданием. В условиях жесткого цензурного давления роль своеобразного «катализатора» для появления английских и французских газет сыграла Голландия, которая в XVII столетии являлась самой либеральной страной Европы. Хорошо налаженное типографское дело и умелое использование преимуществ «идеологического либерализма» позволило Голландии извлечь немалую прибыль от продажи печатной продукции в сопредельные страны (Англию, Францию), где она шла нарасхват. В сентябре 1620 г. Каспар ван Хилтен (издатель и редактор первой голландской газеты «Courante uyt Italien, Duytsland, etc.» - «Вести из Италии, Германии и т.д.») начал переводить свое собственное издание на французский язык и распространять на территории Франции.

Первоначально официальная пресса Франции была представлена «Mercure franзais» («Французский Меркурий», 1611-1644), политическим и литературным периодическим изданием, основанным Жаном Ришаром. Первый номер официальной французской газеты «La Gazette» Теофраста Ренодо, хорошо зарекомендовавшего себя удачной журналистской работой в «Mercure franзais», увидел свет 30 мая 1631 г.

«Общественные и частные новости» собственного производства впервые появились в Лондоне 21 сентября 1621 года в виде газеты под названием «Corante, or Weekly Newes from Italy, Germany, Hungary, Poland, Bohemia, France and the Low Countreys» («Вести, или Еженедельные новости из Италии, Германии, Венгрии, Польши, Богемии, Франции и иных стран»). Первая английская газета ориентировалась на голландские образцы, что видно из самого заглавия, а вместо имени издателя были напечатаны инициалы - «N.В.» Трудность расшифровки инициалов заключается в том, что в то время в Лондоне активно работали два типографа - Натаниэль Баттер и Николас Борн, причем оба известны как издатели информационных листков и бюллетеней новостей. «Еженеделные новости» просуществовали всего 10 лет, а затем газета была закрыта Звёздной Палатой. Причина была, якобы, в том, что она выступила против испанского посла в Англии.

Звездную Палату учредил в 1487 году, король Генрих VII. Это цензурное учреждение, существовавшее до 1641 года, целью которого была борьба с крамолою и королевскими врагами. Закон о цензуре был принят в Англии в 1509 году при короле Генрихе VIII. Согласно этому закону, книги разрешалось печатать в Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Перед выходом их должны были просматривать университетские профессора (светская цензура) и епископ Кентерберийский (духовная цензура).

Эти издательские предприятия определяли лондонский рынок печатных новостей в 1620-е гг. Если при создании первых английских газет эти издательские фирмы ориентировались на голландские «couranto», то затем они постепенно вернулись к уже сложившейся в Англии традиции оформления памфлетов, информационных листков (newssheet) и «книг новостей» (newsbook), давая своим читателям привычные формат и объем (от 8 до 24 страниц).

Исчез постоянный заголовок, изменились внешний вид и структура первой страницы этих периодических изданий. Первая страница стала представлять собой своеобразную комбинацию заголовков, подзаголовков и кратких резюме, дававших читателю представление о содержании этой газеты. Местные политические новости в английских газетах практически не освещались.

В целом, первые английские газеты представляли бюллетени новостей, в которых роль редактора практически отсутствовала. Удачный синтез между автором «баллад новостей» и газетным редактором продемонстрировал капитан Томас Гейнсфорд. В сентябре 1622 г. издательства Борна - Арчера и Баттера временно объединились для совместного издания еженедельника и пригласили Гейнсфорда в качестве редактора.

Некоторые исследователи считают Гейнсфорда первым английским журналистом, а современники называли его «продавцом новостей» - «newsmonger»). Большинство новостей (до 70%) продолжало поступать в английские газеты из Амстердама, но усилиями Гейнсфорда они получали оценочные характеристики.

После смерти Гейнсфорда от чумы в 1624 г. английские издатели на некоторое время вернулись к копированию голландских «couranto» с дословным переводом поставляемых из Амстердама новостей. Определенная часть газетных новостей относилась к категории «слухов», что приносило доход, но не обеспечивало надлежащий престиж нарождающейся профессии журналиста.

В 1638 г. издатели «Еженедельных новостей» получили разрешение возобновить свою деятельность и, благодаря Карлу I, фактически стали монополистами в сфере публикации новостей, получив лицензию сроком на 21 год, хотя и продолжали печатать зарубежную информацию. В стране назревала революция, инакомыслие подавлялось, и за духовное своеволие можно было серьезно поплатиться. Предреволюционный идеологический климат во многом был обусловлен пуританским проповедничеством, а также не менее внушительным распространением пуританской памфлетной литературы. Идеологическая подготовка революции была тесно связана с противопоставлением разных религиозных доктрин.

В целом же, к характерным чертам первых европейских газет можно отнести недолговечность их существования, зависимость от официальных властей и, как следствие, чисто информационный, неполитизированный характер этих изданий. Тиражи колебались от 200 до 1500 экз.

По мере становления газетной периодики в Европе наметилась тенденция к изменению как внешнего облика газет, так и их содержания. Первые страницы иллюстрировались виньетками, заставками, эмблемами или портретами августейших особ (хотя собственно газетная иллюстрация, карикатура и сатирическая графика относятся только к началу XVIII в.). В левом углу первой страницы размещались аннотации статей; там же ставилась дата. В 1660-е гг. отмечены новшества в верстке материала, и газетный текст стал делиться на две колонки. К середине XVII столетия в газетах появилась реклама, ставшая впоследствии неотъемлемой частью газетного бизнеса, а в 1673 г. в Гамбурге можно было встретить газету «Hamburger Relations Courien» («Гамбургский ведомостный курьер»), состоящую из одних объявлений.

Первой ежедневной газетой в Европе стала «Einkommende Zeitung» («Приходящая газета»), которая увидела свет в 1650 г. в Лейпциге. По другим данным, первая ежедневная газета появилась также в Лейпциге, но в 1660 г.

 

 

32. «Ля Газетт» – первая французская политическая газета. Роль «Ля Газетт» в становлении французской журналистики. + 33. Печать и власть во Франции XVII века. Становление и особенности авторитарной концепции печати.

 

Первоначально официальная пресса Франции была представлена «Mercure franзais» («Французский Меркурий или Вестник», 1611-1644), политическим и литературным периодическим изданием, основанным Жаном Ришаром. Став первым министром Франции в 1624 г., кардинал Ришелье прибрал к рукам «Mercure franзais», поставив во главе этого издания человека, которого современники называли «серым преосвященством».

Падре Жозеф (в миру - Франсуа Леклерк дю Трамбле), оставивший баронский титул ради монашеского ордена капуцинов, был самым доверенным лицом кардинала Ришелье, его подлинным alter ego. Однако малотиражный «Mercure franзais», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа.

В начале 1631 г. Мария Медичи, мать Людовика XIII, развернула широкую кампанию по дискредитации политики кардинала в виде ругательных писем, направленных лично против Ришелье. В составлении многих из них принял участие опытный памфлетист Матье де Морг, который одно время входил в окружение Ришелье, а затем перешел на сторону его врагов.

Анонимные памфлеты заставили Ришелье искать выход, и он обратил внимание на Теофраста Ренодо, хорошо зарекомендовавшего себя удачной журналистской работой в «Mercure franзais». Именно Теофрасту Ренодо было суждено создать первую национальную французскую газету. По профессии Теофраст Ренодо был королевским медиком, получив эту должность в 1612 г. благодаря протекции все того же падре Жозефа, который привлек своего протеже и к работе в «Mercure franзais» в 1624 г.

Первый номер официальной французской газеты «La Gazette» увидел свет 30 мая 1631 г. «La Gazette» выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости (в основном двухнедельной давности) из Рима, Праги, Константинополя. Тематика - торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж «La Gazette» первых лет издания не превышал 1200 экземпляров, сохранялась единая нумерация выпусков, а по истечении года издавался «Recueil des Gazettes» («Годовой сборник «La Gazette»).

Сам Ренодо вряд ли смог организовать свое издание без поддержки всемогущего кардинала. Медику Ренодо было сложно войти в замкнутый мир парижских типографов. Во времена Ренодо печатники и книгоиздатели согласно статуту, утвержденному их корпорацией, должны были иметь хорошее образование - знать латынь, уметь читать по-гречески - и обладать сертификатом Парижского университета на право заниматься этим делом. Чтобы открыть книжную лавку в Париже, необходимо было прожить в Париже от 4 до 6 лет. (А наши современники еще жалуются на жесткую цензуру и угнетение журналистов). В 1630 г. при поддержке Ришелье Теофраст Ренодо получил официальное разрешение на владение Адресным бюро и смог действовать и собирать информацию на всей территории Франции. Имея в руках монополию на сбор информации, Ренодо уже мог сделать шаг к изданию собственной газеты.

Публикации Ренодо отличались почти литературным стилем, сам король читал «La Gazette» и даже назначил редактору денежное вознаграждение за его журналистский труд. «La Gazette» воспринималась как печатный орган правительства, и с 1762 г. стала выходить в качестве официального издания под названием «La Gazette de France», просуществовав в общей сложности до 1944 г. Сам Теофраст Ренодо не стремился к конфронтации с правительством, что грозило утратой королевского патента. Поэтому публикации в его издании отождествлялись с позицией кардинала, который неоднократно сам корректировал тональность и направленность материалов. При помощи «La Gazette» Ришелье постарался установить государственную монополию на информацию. Он был убежден, что стране нужна только та информация и только в том освещении, которые выгодны правительству и отвечают интересам его политики.

С “La Gazette” во Франции связана авторитарная концепция печати. Для авторитарной концепции характерно следующее: 1) газета - рупор власти, через нее не только сообщаются новости, но и рассылаются директивы на места; 2) предварительная цензура; 3) отсутствие сенсаций; 4) правдивая информация часто приносится в жертву интересам власти; 5) вертикальная структура прессы.

Как внутренняя хроника, так и сообщения из других стран подвергались самой тщательной обработке. Кардинал не только сам писал в газете (анонимно), но и приобщил к «журналистике» самого Людовика XIII, который писал в частности, о своих военных подвигах и был, по сути, первым военным журналистом. Любопытен и такой факт - кардинал Ришелье обожал кошек, и одну из своих любимиц он назвал «La Gazette».

Хотя время независимой газетной периодики во Франции еще не наступило, газета вошла в повседневную жизнь французов. Жан де Лабрюйер в «Характерах», где отмечал все достойные внимания события в жизни французского общества XVII столетия, писал о задачах и функциях прессы: «Газетчик обязан сообщать публике, что вышла в свет такая-то книга, <...> отпечатана таким-то шрифтом на хорошей бумаге, красиво переплетена и стоит столько-то. Он должен изучить все - вплоть до вывески на книжной лавке, где эта книга продается; но боже его избави пускаться в критику».

Первый европейский журнал - «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665-1828) - был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы.

«Journal des Savants» увидел свет в Париже 5 января 1665 г. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Журнал выходил сначала один раз в неделю, потом раз в две недели на 12 страницах. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных дискуссиях. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора.

 

 

35. Памфлетная публицистика английской революции 1640-х годов. + 36. Джон Мильтон – публицист и памфлетист. «Ареопагитика».

Расцвет политической журналистики (и в первую очередь жанра памфлета) приходится на 1640-е годы, когда в Англии началась гражданская война (1642-1646, 1648-1649), приведшая к казни короля Карла I в 1649 году. Английская буржуазная революция, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, под давлением которого Звездная палата была упразднена, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких-либо цензурных стеснений. Поэтому в это время появляется огромное количество памфлетов, посвященных этой теме. Началась так называемая «пафлетная война». Памфлеты способствовали формированию общественного мнения.

Памфле́т — разновидность художественно-публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Задача памфлета состоит в том, чтобы осмеять, предать позору данное явление, данное лицо. Памфлет, созд







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.