Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Опыт организации деятельности по «Повышению мотивации учащихся к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности»





Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные моих наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1).

Таблица 1
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление, устная и письменная речь

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение, устная речь

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести обучающегося от любопытства к познавательному интересу.

Исходя из опыта работы, особое внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–9-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

Дидактические игры

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени провожу игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки.

Географический диктант по теме: «Глобус. Географическая карта» 6 класс

(цифровой диктант

1 – план)

2 – глобус

3 – карта

Выберете правильный ответ и поставьте цифру его обозначающую рядом с номером вопроса.

1. Самый крупный масштаб имеет?

2. Всегда имеет мелкий масштаб?

3. Стрелка, показывающая направление на север изображается на..?

4. Параллели и меридианы, изображаются на…?

5. Рельеф изображается с помощью цвета на …?

6. Материки и океаны изображаются на…?

7. Можно увидеть отдельные хозяйственные постройки…?

8. Можно увидеть отдельные дороги…?

9. Можно увидеть все материки и океаны…?

10. Можно увидеть отдельные деревья…?

 

Географические шарады

1. Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе - мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас.)

2. Слева направо слово прочтёшь,

То от дождя ты защиту найдёшь.

Если с конца же его ты прочтёшь,

Горное озеро тут же найдёшь. (Навес - Севан.)

3. Два слога первые - цветок,

В "лохань" попал мой третий слог.

А вместе если их прочтёте,

То в волжский город попадёте. (Астра + хань = Астрахань.)

4. Вот вам лёгкая шарада:

К ноте "Н" прибавить надо.

Нота больше не поёт,

А рекой она течёт. (До + Н = Дон.)

Столицы - анаграммы

С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого-нибудь государства. В этом вам тоже помогут подсказки.

1. Антоним ссоры ... (на реке Тибр, "вечный город").

(Мир - Рим.)

2. Питерская водная артерия ... (на Дунае, "столица вальсов").

(Нева - Вена.)

3. Пешеходная улица Москвы ... (в Африке, "апельсиновая столица".)

(Арбат - Рабат.)

4. Близкая родственница бочки ... (В Южной Азии, в дельте Ганга - Брахмапутры). (Кадка - Дакка

Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий использую такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д. Учащиеся 6-х классов выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, старших классов – с использованием Power Point.

Кроссворд по географии.


Вопросы:

1) Крупнейший материк.
2) Крупнейший океан.
3) Поток, непрерывно текущий в выработанном им углублении
4) Одно из состояний воды
5) Место, со всех сторон окруженное водой
6) Кристаллики водяного пара образуют...
7) Превышение истока над устьем







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.