|
Вера в ангела смерти и в то, что Муса, мир ему, выбил ему глаз.
Мы веруем в то, что ангел смерти [1] был послан к Мусе, мир ему, и тот ударил его, выбив ему глаз. [2] Об этом достоверно сообщается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Этого не отрицает никто, кроме заблудшего приверженца нововведений, опровергающего Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
[1] [Ангел смерти – это ангел, которому Аллах Всевышний поручил забирать людские души. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу»». (Сура ас-Саджда, аят 11). В достоверных контекстах ничего не сказано о его имени, посему утверждение о том, что его зовут ‘Азраиль, необоснованно].
[2] [Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) ангел смерти был послан к Мусе, мир им обоим, но когда он явился к нему, (Муса) ударил его (и выбил ему глаз). Тогда (ангел) вернулся к своему Господу и сказал: “Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!” Аллах вернул ему глаз и велел: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука”. (Когда ангел выполнил всё, что ему было велено, Муса) сказал: “О Господь мой, а что потом?” Он ответил: “Потом — смерть”. (Муса) сказал: “Тогда (пусть это случится) сейчас”, и попросил Аллаха приблизить его к святой земле на расстояние броска камня». Здесь Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передаёт слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передали аль-Бухари, 1339; Муслим, 2372. Муса, мир ему, не знал, что это ангел, поскольку он явился к ему в образе человека и вошёл к нему без разрешения. Именно поэтому Муса, мир ему, ударил его]
Сказал имам Ибн Хузейма (224-310 г.х.):
«Один сторонник нововведений и джахмит порицал этот хадис и отверг его, и сказал: «Либо Муса узнал ангела смерти, либо же не узнал его. Если он узнал его – то причинил ему несправедливость, и унизил того, кого послал к нему Аллах, а кто унизил посланного Аллахом – попытался унизить Аллаха. Если же Муса не узнал его, то бессмысленна передача того, кто передал что ангел явился к нему воочию! И также хашавиты утверждают, что Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитие глаза, а Аллах не причиняет никому несправедливость!»
Скажу: это возражение того, кого Аллах ослепил и лишил понимания, и не показал ему благоразумия!
И смысл хадиса – правильный, однако не тот, который подумал джахмит.
И это потому, что Аллах не посылал к Мусе ангела смерти, желая в этот момент забрать его дух, однако послал его, желая испытать и проверить Мусу – подобно тому, как Аллах приказал своему любимцу Ибрахиму зарезать своего сына, и не хотел Всевышний, чтобы этот поступок дошёл до конца и Ибрахим действительно убил своего сына, и в итоге Ибрахим вместо этого зарезал большое жертвоприношение. «Мы воззвали к нему: "О Ибрахим (Авраам)! Ты оправдал сновидение " (Ас-Сафат, 104-105).
Если бы Аллах действительно хотел бы забрать душу Мусы в тот момент, когда послал к нему ангела смерти – то произошло бы то, что Аллах хотел, ведь Аллах говорит: «Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: "Будь!" - как это сбывается» (Ан Нахль, 40)
Что же касается удара Мусы, то он был дозволенным для него, ведь он увидел персону в человеческом облике, который вторгся к нему, и не знал, что это ангел смерти.
И Посланник Аллаха (мир ему) дозволил выбить глаз тому, кто подсматривает в дом другого мусульманина без разрешения, передал этот хадис Бишр Ибн Нахик от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха сказал: «Кто подглядывает в чей то дом без разрешения, то выбейте ему глаз, и не будет за это ни воздаяния равным, ни выкупа»
И ведь невозможно, чтобы Муса знал, что это пришёл ангел смерти, и выбил ему глаз.
И ведь ангелы приходили к любимцу Аллаха Ибрахиму, а Ибрахим не узнал их сначала, пока они не дали ему знать, что они посланцы Аллаха. Сказал Аллах: «Наши посланцы принесли Ибрахиму радостную весть и сказали: "Мир!" Он сказал: "И вам мир!" - и поторопился, чтобы принести жареного теленка.Увидев, что они не дотрагиваются до еды, он усомнился в них и почувствовал страх перед ними. Посланцы сказали: "Не бойся! Воистину, мы посланы к народу Лута» (Худ, 69-70)
И если бы Ибрахим знал бы с самого начала, что это ангелы Аллаха, то никогда не стал бы предлагать им жареного теленка, ведь ангелы не едят.
А когда он испугался их, они сказали ему: «Не бойся! Мы посланы к народу Лута».
Аллах также сказал: «Когда Наши посланцы явились к Луту (Лоту), он огорчился из-за них, почувствовал себя стесненным и сказал: "Это - тяжкий день "» (Худ, 77)
И если бы он знал, что они посланцы Аллаха, то ни за что не огорчился бы из за их приезда и не почувствовал бы себя стесненным.
И пришёл также ангел к Марьям, а она не узнала его, и попросила у Аллаха защиты от него – а если бы Марьям знала с самого начала, что это ангел пришёл к ней обрадовать ее мальчиком, который будет исцелять слепого, и прокаженного, и будет Пророком – то ни за что не стала бы просить у Аллаха защиты от него.
И два ангела зашли к Дауду в обликах людей, обратившихся к нему на суд, и он не знал о них, а Аллах послал их чтобы Дауд извлёк урок из иска одного из них против другого, и знал, что то что он сделал не было правильным, и Аллах принял покаяние Дауда. Сказал Аллах: «Давуд убедился, что Мы подвергли его искушению, попросил прощения у своего Господа, пал ниц и раскаялся» (Сод, 24)
Так как же после всего этого можно считать странным, что Муса не узнал ангела смерти, когда тот зашёл к нему?!
И пришёл также к нашему Пророку Джибриль, и спросил его про Иман и Ислам, и Джибриль был в таком облике, что его не узнал ни Пророк, ни кто то из его сподвижников – и лишь когда он ушёл, рассказал Пророк что это был Джибриль, и сказал: «Всякий раз когда он приходил ко мне в каком то облике – я узнавал его, кроме этого раза»
И в некоторые разы Джибриль приходил к Пророку в одном облике, в некоторые другом. И Пророк рассказал, что видел Джибриля в том облике, в котором тот был сотворен, лишь два раза.
Что же касается слов джахмита: «Почему же Аллах не дал ангелу смерти получить воздаяние равным за удар и выбитый глаз» - то это довод на его невежества. Откуда он вообще взял, что между людьми и между ангелами есть воздаяние равным? И с чего он взял, что ангел смерти сам хотел воздание равным, а Аллах не дал ему?
И в общем, посланник может приказать что-то, с целью испытать, не желая чтобы действие к которому он приказыает свершилось в действительности.
Как приказал Пророк, мир ему, установить хадд над человеком, про которого женщина ложно, что он вступил с ней в половую связь – а он сам не признавался, и не было свидетелей - и она видя как готовятся убить невиновного, не выдержала и призналась кто действительно совершил с ней зина, а кто был невиновен.
Точно также, Пророк Сулейман, сын Дауда, приказал разрезать младенца на две части, желая понять, кто из двух претенденток на него действительно является его матерью, потому что мать проявить жалость к младенцу и мягкость. И когда одна из них согласилась резать его, а другая согласилась отдать его первой – лишь бы его не резали – стало ясным и явным Сулейману, кто настоящая мать младенца – та, которая выбрала его жизнь. И точно таким же образом Аллах отправил ангела смерти к Мусе – чтобы испытать Мусу, но не желая, чтобы его душа была действительно забрана в этот момент.
И наш Посланник рассказал нам в достоверном хадисе, что Всевышний Аллах не забирал жизнь кого то из Пророков до того, как показать ему его место в Раю и дать ему выбор – хочет он жить еще, или умереть – поэтому, не стал бы Аллах приказывать ангелу смерти действительно забрать Мусу, до того как показать ему его место в Раю, и дать ему выбор – жить еще или умереть и войти в Рай. А Аллаху принадлежит наставление на прямой путь»
(Шарх сахих аль Бухари, 3/322-225).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|