|
Талантливости, природной одаренности
Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)»
| Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом.
| Я. Голованов «Этюды об ученых»
| Леонардо да Винчи был не только печальным художником, но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом, физиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.
| |
Проблемы, связанные с положительными
Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
И. Бабель «Конармия»
| Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».
| А. де Сент- Экзюпери «Планета людей»
| Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения.
|
Нравственного выбора
В. Кондратьев «Сашка»
| Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
| |
Проблемы, связанные с положительными
Нравственного выбора
В. Распутин «Деньги для Марии»
| Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, допустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют проверить каждого из сельчан на нравственную прочность.
| В. Гюго «Отверженные»
| Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.
| В. Быков «Обелиск»
| Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.
| |
Проблемы, связанные с положительными
Нравственного выбора
В. Быков «Волчья стая»
| В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, и раненный Левчук, спасает её новорожденного сына, пробираясь сквозь леса и болота, пройдя сквозь нечеловеческие муки.
| В. Быков «Сотников»
| Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.
| |
Проблемы, связанные с положительными
Смысла жизни
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
| Один из героев рассказа, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».
|
Поиска счастья в жизни
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
| Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»
| |
Человек в ходе истории
Переоценки ценностей в тоталитарном государстве
В. Шаламов «Одиночный замер»
| Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Герой рассказа Дугаев почти умирает от голода: «Последнее время он плохо спал, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные — буханки хлеба, дымящиеся жирные супы». Опыт ГУЛАГА подтвердил, что так называемая переоценка ценностей — не сложное психологическое явление, а неминуемая участь каждого зэка. На самом деле, человеку, чтобы не умереть физически, нужна пища и сон, а до смерти духовной никому нет дела. Заключённый понял, что ради еды он способен абсолютно на всё.
| В. Шаламов «Ночью»
| В рассказе «Ночью» зэки Глебов и Багрецов при свете луны выкапывают труп с целью снять с мертвеца одежду. Они продадут бельё, променяют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря — растление.
| |
Человек в ходе истории
Переоценки ценностей в тоталитарном государстве
В. Шаламов «Детские рисунки»
| Тоталитарная система сделала всё, чтобы убить в ребенке фантазию, сказку, мечту: детские рисунки в тетради, найденной на помойке, реалистично передан страшный мир ГУЛАГа.
| В. Тендряков «Параня»
| Деревенская дурочка Параня в 1937 году случайно получила неограниченную власть над деревней, повторяя имя Сталина и грозя пожаловаться ему на тех, кто её обижает, потому что она, по слухам, «невеста Сталина». Эта безумная идея никому не кажется такой: тоталитарная власть создает абсурдное мышление.
| |
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
Роли музыки в жизни человека
В. Астафьев «Домский собор»
| Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.
| К. Паустовский «Старый повар»
| Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни.
| В. Короленко «Слепой музыкант»
| Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
| |
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
Роли музыки в жизни человека
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
| Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд от того, что обижал окружающих.
| Л.Н.Толстой «Альберт»
| Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются.
| Л.Н. Толстой «Война и мир»
| Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег.
| |
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека
Роли художественной литературы в становлении личности
М. Горький «Мои университеты»
| Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.