Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.





Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

Представление о природе науки можно получить, сопоставив ее с другими формами знания, прежде всего с философией, религией, искусством, с обыденным познанием.

Наука, как и философия, идет по пути рационального постижения действительности, облекая отображаемую действительность в понятийную форму. Наука, как и философия, «мыслит» понятиями, философские понятия называют еще категориями. Объединяет науку и философию опора на установленные и обоснованные разумом знания, а также системность и теоретичность знания. Но если ученый на все смотрит как на объект, стремясь элиминировать субъективное из результатов и из условий познания, то философа, напротив, интересует мир глазами человека. Наука стремится к позитивному знанию, а философия всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного.

Предметом науки может быть не только вещь, но и отношение, и мысль, но рассмотренные в качестве объекта, т.е. сами по себе. В действительности мир нам дан только через человека. Наука осуществляет абстрагирование от этого факта, абсолютизируя объективность. Философия, напротив, сосредоточена на субъективном.

Задача науки - создать как можно более точную модель изучаемого объекта, наука стремится к позитивному знанию. Философия, напротив, проявляет неоднозначность в отношении к объекту, она всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного. Научное знание объективно. Здесь объективность означает, что все содержание знания определяется свойствами объекта. Гарантом объективности научного знания является истина. Истину понимают в двух формах: как соответствие знаний объекту и как соответствие замысла и дела идеалу. Наука более склонна к первому варианту, философия - ко второму. Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. В философском дискурсе мышление осуществляется от мысли к мысли.

Более всего, на первый взгляд, наука отличается от религии, постигающей мир не на пути разума, а на пути откровения. Цель религии - не получение знаний, а организация отношений Человека к Миру как типичных, общезначимых. Науку характеризует объективность, беспристрастность, кумулятивность, универсальность, прогрессивность, тогда как религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям и догматичны. Наука ориентирована на изучение предметного мира, религия – на постижение символического, интеллигибельного мира. Наука познает мир сущего. Откровения религии относятся к миру должного.

Рассматривая соотношение науки и искусства, прежде всего, отметим, что искусство своим предметом имеет человека в его переживаниях, чувствах. Задача искусства не в отражении мира, а в создании особой реальности, в духовном моделировании мира. Если наука отражает реальность в понятиях, то искусство - это эмоциональное переживание, образное восприятие. Произведение искусства выражает личностное видение, являя субъективность индивидуальную и коллективную. В то время как законы науки не несут никакой информации о том, кто их открыл, о личности ученого, произведения искусства глубоко личностны. Искусство символично, иносказательно, это язык чувств, а потому отражает не объект, а отношение субъекта к объекту.

Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного.

Выделяют следующие формы вненаучного знания:

· Ненаучное знание. Разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

· Донаучное знание. Знание, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного знания;

· Паранаучное знание. Несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом (включает в себя, например, учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности);

· Лженаучное знание. Знание, сознательно эксплуатирующее предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучные знания очень чувствительны к злобе дня, сенсации. Их особенностью является то, что они не могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Они пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

· Квазинаучное знание. Ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим.

· Антинаучное знание. Утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с "противоположным знаком". С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легкодоступного "лекарства от всех болезней".

· Псевдонаучное знание. Интеллектуальная активность, спекулирующая на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Истина в научном познании. Проблема объективности научного знания.

В целом НП представляет собой достаточно строгую форму организованности и характеризуется такими признаками, как непротиворечивость, доказуемость, проверяемость, системность.

Специфическим для НП является стремление к достижению истины (И). Проблема оснований «И» — краеугольная проблема эпистемологии — заставляет разобраться с этимологией самого понятия «Истина».

В современной западной литературе классическую концепцию «И» именуют теорией соответствия.

Концепции истины:

Концепция соответствия (корреспондентская).

Согласно ей, высказывание считается истинным, если положение дел, существование которых утверждается, имеет место в мире.Истина есть соответствие наших мыслей вещам. Реальность действительно «ответственна» за истинностные значения предложений.

Концепция когерентности.

Концепция, сводящая проблему истинности к критерию самосогласованности,непротиворечивости: например, предложение истинно, если оно является элементом логическивзаимосвязанной и когерентной системы.Истинным является знание, согласованное внутри себя (когерентное). Истина как согласованность. Изолированное суждение не может быть истинным или ложным само по себе. Оно становится таковым лишь в рамках некоторой совокупности других суждений.

Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство.

Представление о природе науки можно получить, сопоставив ее с другими формами знания, прежде всего с философией, религией, искусством, с обыденным познанием.

Наука, как и философия, идет по пути рационального постижения действительности, облекая отображаемую действительность в понятийную форму. Наука, как и философия, «мыслит» понятиями, философские понятия называют еще категориями. Объединяет науку и философию опора на установленные и обоснованные разумом знания, а также системность и теоретичность знания. Но если ученый на все смотрит как на объект, стремясь элиминировать субъективное из результатов и из условий познания, то философа, напротив, интересует мир глазами человека. Наука стремится к позитивному знанию, а философия всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного.

Предметом науки может быть не только вещь, но и отношение, и мысль, но рассмотренные в качестве объекта, т.е. сами по себе. В действительности мир нам дан только через человека. Наука осуществляет абстрагирование от этого факта, абсолютизируя объективность. Философия, напротив, сосредоточена на субъективном.

Задача науки - создать как можно более точную модель изучаемого объекта, наука стремится к позитивному знанию. Философия, напротив, проявляет неоднозначность в отношении к объекту, она всегда есть критика, для философии нет ничего самоочевидного. Научное знание объективно. Здесь объективность означает, что все содержание знания определяется свойствами объекта. Гарантом объективности научного знания является истина. Истину понимают в двух формах: как соответствие знаний объекту и как соответствие замысла и дела идеалу. Наука более склонна к первому варианту, философия - ко второму. Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. В философском дискурсе мышление осуществляется от мысли к мысли.

Более всего, на первый взгляд, наука отличается от религии, постигающей мир не на пути разума, а на пути откровения. Цель религии - не получение знаний, а организация отношений Человека к Миру как типичных, общезначимых. Науку характеризует объективность, беспристрастность, кумулятивность, универсальность, прогрессивность, тогда как религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям и догматичны. Наука ориентирована на изучение предметного мира, религия – на постижение символического, интеллигибельного мира. Наука познает мир сущего. Откровения религии относятся к миру должного.

Рассматривая соотношение науки и искусства, прежде всего, отметим, что искусство своим предметом имеет человека в его переживаниях, чувствах. Задача искусства не в отражении мира, а в создании особой реальности, в духовном моделировании мира. Если наука отражает реальность в понятиях, то искусство - это эмоциональное переживание, образное восприятие. Произведение искусства выражает личностное видение, являя субъективность индивидуальную и коллективную. В то время как законы науки не несут никакой информации о том, кто их открыл, о личности ученого, произведения искусства глубоко личностны. Искусство символично, иносказательно, это язык чувств, а потому отражает не объект, а отношение субъекта к объекту.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.