|
Природа научного знания. Образы науки. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Чтобы ответить на вопрос, что такое наука, недостаточно ограничиться определением. Существуют различные дефиниции науки. Наука изучается в трёх основных аспектах: 1. Наука − это тип знания, которому свойственно постоянное стремление к истине. 2. Вид деятельности, направленной на теоретическое воспроизведение действительности. 3. Социальный институт, регулирующий отношения научного сообщества, общества, природы. Итак, науку можно определить как теоретическое знание об объекте, как особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Более глубокое понимание природы науки является предметом философии науки. Под философией науки будем понимать раздел философии, где предметом философской рефлексии служит наука во всей полноте проявлений, т. е. как теория и метод, как система знаний, как социальный институт, как деятельность. Философско-методологический анализ науки ориентирован на изучение структуры научного знания. Предмет философской методологии – научное знание, его динамика, методы исследовательской деятельности, взятые в их историческом развитии. В логико-методологических исследованиях имеем дело с объектами, которые принято называть теоретическими конструктами или идеальными объектами. Среди идеальных объектов выделяют две разновидности: эмпирические и теоретические. Эмпирические - есть схематизация фрагментов реального мира. Теоретические – есть логические реконструкции реальности, идеализации. Научный реализм - важнейшая установка научного познания, убеждение, лежащее в основании научного мировоззрения естествоиспытателя. Научный реализм - позиция, согласно которой существует реальный мир, события в котором воспринимаются сознанием субъекта. Объекты научного исследования — это не фрагменты предметной реальности, хотя и они могут быть объектом эмпирического уровня исследования. Наука изучает реальность в форме модельной конструкции, не реальность как таковую, а идеализированную. Выделяют два уровня научного исследования - эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется специфическими методами и формами познания. Эссенциализм. Эссенциалистское истолкование научного знания восходит, по мнению Поппера, к Галилею и Ньютону. Его суть можно выразить в трех следующих тезисах. 1. Ученые стремятся получить истинное описание мира. 2. Истинная теория описывает "сущности", лежащие в основе наблюдаемых явлений. 3. Поэтому, если теория истинна, то она не допускает никакого сом нения и не нуждается в дальнейшем объяснении или изменении. Поппер критикует эссенциализм, показывая, что вера в сущности и в окончательные объяснения препятствует развитию науки. Инструментализм. Поппер дает чрезвычайно ясное и простое изложение инструменталистской концепции и ее отличия от эссенциализма. С точки зрения последнего мы должны проводить различие между: 1) универсумом сущностей; 2) универсумом наблюдаемых феноменов; 3) универсумом языка. Поппер согласен с инструменталистами в том, что научные теории являются инструментами для получения предсказаний. Но когда инструменталисты говорят, что теории есть только инструменты и не претендуют на описание чего-то реального, они ошибаются. Научные теории всегда претендуют на то, что они описывают нечто существующее и выполняют не только инструментальную, но и дескриптивную функцию. Гипотетизм. Критика Поппером эссенциализма и инструментализма уже дает некоторое представление о понимании им научного знания. Поппер принимает тезис эссенциализма о том, что ученый стремится получить истинное описание мира и дать истинное объяснение наблюдаемым фактам. Но в отличие от эссенциалистов Поппер считает, то эта цель актуально недостижима и наука способна лишь приближаться к истине. Научные теории, по его мнению, представляют собой догадки о мире, необоснованные предположения, в истинности которых никогда нельзя быть уверенным. Попперовское понимание сходно с эссенциализмом в том, что оно также признает поиск истины целью науки. Однако оно сходно и с инструментализмом, утверждая, что цель науки никогда не может быть достигнута. Научный факт. Проблема теоретической нагруженности научного факта. Факт (от лат. factum – сделанное, совершенное). Понятие «факт» имеет два аспекта: аспект действительного существования и аспект знания об этом существовании. Научный факт - достоверное знание или действие, происшествие, событие, относящееся к прошлому или еще длящемуся настоящему, но никогда к будущему времени. Это нечто реальное, невымышленное, конкретное и единичное. Факты являются достоверным знанием, подтверждающим гипотезы. Опыт может подтвердить или опровергнуть гипотезу. Но было высказано несколько критических аргументов, подорвавших доверие к опыту как к объективному свидетельству. Описание результатов наблюдения предполагает использование соответствующего языка, и значит всех тех сходств и классификаций, которые заложены в этом языке. В связи с неочевидностью понятий, характеризующих научную деятельность, были сформулированы так называемые ограничительные тезисы, устанавливающие границы познавательных операций. В частности, тезис Дюгема-Куайна ограничивает процедуру эмпирической проверки теории. Суть его в том, что если какое-либо теоретическое положение встречает факт ему противоречащий, то, тем не менее, может быть сохранено, если мы проделаем достаточно решительную корректировку в каком-то ином разделе теории. Философским следствием данного тезиса является позиция холизма, суть которой в том, что с опытом коррелируется все знание целиком, а не его отдельные фрагменты. Научный факт, не просто фиксация чувственных данных, научный факт представляет собой сплав предложения с некоторым чувственным восприятием. Факт не является неизменным и объективным свидетельством, а представляет собой субъект исторического развития. Дюгем обратил внимание на обусловленность научного наблюдения теорией. Он связывал теоретическую нагруженность только с теоретической интерпретацией наблюдения, считая, что само наблюдение не зависит от наблюдателя и не требует знания теории. Более сильное утверждение сделано Хэнсоном. Наблюдая один и тот же объект, можно видеть разное. Физик и эскимос, глядя на рентгеновскую трубку, имеют одни и те же визуальные данные, но воспринимают их по-разному. Наблюдение – это не просто наличие визуального опыта, это путь, которым приобретается визуальный опыт. Видение – это больше чем чувственные данные. Их обобщение происходит на основе чувственного опыта, который социально-культурно обусловлен. Философское значение тезиса о теоретической нагруженности состоит в том, что наблюдение не может использоваться для проверки теории, так как оно основано на теоретических предпосылках, следовательно, возникает опасность порочного круга. ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|