Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Медико- диагностическое дело».





Раздел, тема Количество часов
Всего На практические занятия
Раздел 4. Инструментальные методы анализа.    
Практическое занятие № 18 Определение сульфатов в пробе турбидиметрическим методом.    

 

 

РД РБ 02100.4.135-2006

Специалист должен в области аналитической химии

знать на уровне представления:

предмет и задачи аналитической химии;

теоретические основы качественного и количественного анализа;

 

знать на уровне понимания:

- наиболее характерные качественные реакции обнаружения катионов и анионов в растворе и сухой окиси;

- основные методы количественного анализа и их применение в клинико-лабораторной практике;

- способы приготовления и применения индикаторов в качественном и количественном анализе;

- основы инструментальных методов анализа, в том числе хроматографических;

 

уметь:

- выбирать методы качественного и количественного анализа, исходя из особенностей объекта исследования, и выполнять их;

- титровать и обрабатывать результаты объемного и весового методов;

- определять содержание вещества в пробе одним из изученных методов анализа: химическим, физико-химическим, физическим;

- соблюдать правила безопасности труда при работе с химическими реактивами.

 

НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

Турбидиметрия и нефелометрия основаны на том, что определяемый компонент переводят в малорастворимое соединение, которое находится в растворе в виде взвешанных частиц. В турбидиметрии используют реакции осаждения, к которым предъявляются следующие требования:

Продукт реакции должен быть практически нерастворимым

Продукт реакции находится в виде взвешанных частиц

Взвешанные частицы находятся в растворе в виде длительного времени

С помощью нефелометрического и турбидиметрического метода определяются сульфат-ионы в виде взвеси сульфат-бария и хлорид- ионы в виде взвеси хлорида серебра.

По точности определения нефелометрический и турбидиметрический метод уступает фотометрическому методу. Это связано со светорасстоянием и формой поверхности частиц.

 

 


Нефелометрический метод.

Сущность метода. Основан на измерении интенсивности света, рассеиваемого взвешенными частицами в жидкой среде. Определяемый компонент переводят малорастворимое соединение, которое находится в растворе в виде взвешенных частиц. Определяют интенсивность света, рассеянного этими частицами. Измерение интенсивности рассеянного или прошедшего через раствор света позволяет судить о концентрации частиц в растворе. Для этого используют специальные приборы – нефелометры, которые близки к фотоколориметрам, некоторые ФЭК позволяют так же проводить измерения.

Основным достоинством нефелометрии является высокая чувствительность, что ценно по отношению к элементам или ионам, для которых отсутствуют цветные реакции и не разработаны фотоколориметрические методы. Можно уловить как очень маленькие, так и очень большие величины рас­сеянного света. Если раствор прозрачен, постороннего светорас­сеяния практически нет, чувствительность нефелометрического датчика можно сделать очень высокой, соответственно, будет улов­лено появление очень небольшого сигнала. Однако по точности определения уступает фотоколориметрии, так как очень трудно добиться образования частиц одинакового размера в стандартном и анализируемом растворах.

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕФЕЛОМЕТРИЧЕСКОГО МЕТОДА

1. Вещества, образующие взвеси, должны быть растворимы ничтожно мало.

2.Взвеси должны быть стабильны и не оседать продолжительное время при стоянии.

3.Взвеси исследуемого вещества и стандартного необходимо готовить одновременно.

4.Продолжительность определений не более 15 мин


ТЕМА:Инструментальные методы анализа.

«Определение сульфатов в пробе турбидиметрическим методом.»

 

ТИП ЗАНЯТИЯ: формирование новых умений и навыков

 

ВИД ЗАНЯТИЯ: практическая работа

 

ЦЕЛИ:

Обучающие:

Приобрести навык определения сульфатов в пробе турбидиметрическим методом.

воспитательные:

· воспитание аккуратности и внимательности при выполнении практических работ с применением химических реактивов

· способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при выполнении практической работы

· воспитание ответственности за результаты выполненной работы

Развивающие:

· развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное

методическая: обеспечить реализацию поставленных целей занятия через организацию самостоятельной работы учащихся

 

В результате усвоения учебного материала учащиеся должны

Знать:

- технику безопасности при работе с КФК

- методику определения ионов в пробе турбидиметрическим методом

- особенности и правила работы КФК

уметь:

- практически определять содержание сульфат-ионов в анализируемом растворе

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 180 минут

 

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатория аналитической химии

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

учебник Е.В.Барковский, С.В.Ткачев «Аналитическая химия»,

таблица «Цвета растворов и соответствующих им светофильтров»

Инструкция по выполнению практического занятия «Определение сульфатов в пробе турбидиметрическим методом».

Алгоритм работы КФК

Инструкция при работе с КФК

Приборы:

КФК

Лабораторная посуда:

Мерные колбы вместимостью 50мл

Кюветы с рабочей длинной 20 – 30 мм с применением зеленого светофильтра

Химические реактивы:

Стандартный раствор сульфата калия

Раствор 10 % хлорида бария

Дистиллированная вода

0.1 м раствор соляной кислоты

 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

Биохимия «Работа с ФЭК»,

ТЛР «Медицинские измерительные приборы»

 

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: «Оптические методы анализа Хроматографические методы анализа.» «Комплексонометрическое титрование, Окислительно-восстановительное титрование»

 


№ п/п Структура занятия Технология занятия Время (мин.)
Дидактическая подструктура Методическая подструктура Методы обучения Средства обучения Формы организации деятельности учащихся  
  Подготовка группы к занятию. Проверка готовности учащихся к занятию, наличие материально-технических средств. организационный журнал фронтальная  
  Начальная мотивация, целевая установка. Подготовка учащихся к восприятию материала. Сформулировать цель занятия, осмыслить тему и вопросы, подлежащие изучению, обсуждение значимости темы. Информационно-рецептивный. Беседа   фронтальная  
  Актуализация субъективного опыта учащихся с проверкой домашнего задания 3.1.Проверка домашнего задания, выявление трудностей, связанных с выполнением заданий 3.2.Контроль промежуточного уровня знаний по теме «Хроматографические, оптические методы анализа» репродуктивные Вопросы, ТК фронтальная индивидуальная взаимоконтроль  
  Этап применения изученного План: 4.1. Инструктаж по ТБ 4.2.Изучить правила работы с КФК 4.3. Изучение методики выполнения практической работы «Определение содержания сульфат-ионов в пробе турбидиметрическим методом». 4.4.Выполнение практической работы. 4.5.Расчеты и оформление результатов работы словесные практические Инструкция по выполнению практической работы лабораторная посуда, реактивы фронтальная, индивидуальная  
  Этап закрепления изученного материала 5.1.Проверка результатов работы 5.2. Решение упражнений и задач. репродуктивный тетради дидактический материал взаимоконтроль индивидуальная    
  Этап обобщения и систематизации знаний и умений. Связь новых знаний и умений с ранее полученными и сформированными частично-поисковые задания   фронтальная индивидуальная  
  Информация о домашнем задании учебник Е.В.Барковский, С.В.Ткачев «Аналитическая химия». [1] с.320-321 словесные Запись на доске Фронтальная  
  Этап подведения итогов занятия, рефлексия. Анализ деятельности группы в целом, отдельных учащихся. Проведение рефлексии. словесные журнал Задания рефлексии   Фронтальная  

Вопросы фронтального опроса

1.Что такое хроматография

2.Какие признаки положены в основу классификации хроматографических методов

3.Что такое коэффициент распределения

4.В течении какого времени проводят измерения на приборе КФК после включения

5.На каком расстоянии должны располагаться кюветы от светофильтра

6.По отношению к какому раствору измеряют оптическую плотность стандартного или анализируемого раствора

7.Что такое хроматограмма

8.Что такое градуировочный график

 

Тест –контроль знаний по теме:

«Хроматографические методы анализа»

1. Хроматография основана на:

а) различном распределении компонента смеси между двумя фазами- подвижной и неподвижной

б) на прибавлении к раствору определяемого вещества раствор осадителя

в) на реакциях образования труднорастворимого осадка

2. Неподвижная фаза может быть:

а) твердой

б) жидкой

в) газообразной

3.Адсорбент это:

А) вещество которое выпадает в осадок

Б) вешество которое способно поглащать другое вещество

В) вещество выделяющееся в виде газа

4. Градуировочный график

А) отражает изменение свойства раствора

Б) отражает связь между плотностью раствора и концентрацией вещества

В) отражает процесс изменения окраски раствора в зависимости от рН среды

5.Процесс обратный адсорбции:

А) десорбция

Б) адсорбтив

В) адсорбат

6.По механизму взаимодействия сорбента и сорбата выделяют:

А) атомную

В) молекулярную

Г) аффинную

Д) ионнообменную

7.Какие размеры частиц у адсорбентов

А) 1 мкм

Б) 0.1 – 10 мкм

В) 1- 10 мкм

Г)0.01 – 1 мкм

8. Опишите суть распределительной хроматографии.

 

 

ОТВЕТЫ:

 

 

1.а

2.а,б

3.б

4.б

5.а

6.в,г,д

7.б

 


Учебные действия Указания к заданию
1. Повторить технику безопасности при работе с КФК 2. Ознакомиться с методическими указаниями для выполнения практических работ по теме: «Определение сульфат – ионов в пробе турбидиметрическим методом». 3. Приготовить рабочее место.   4. Приготовить раствор К2S2O4   Внимание. 5. Определение сульфат – ионов в пробе турбидиметрическим методом»     Перемешать     Внимание. Использовать зеленый светофильтр     Внимание   6. Вычисление результатов работы.     Обратить внимание! Инструкция к прибору   Обратить внимание: А) Правила работы с КФК Б) Правила приготовления раствора по сухой навеске В) Вспомнить правила построения градуировочного графика Г) Вспомнить правила при нефелометрических определениях. Для работы понадобится: Приборы: КФК Лабораторная посуда: Мерные колбы вместимостью 50мл Кюветы с рабочей длинной 20 – 30 мм с применением зеленого светофильтра Химические реактивы: Стандартный раствор сульфата калия Раствор 10 % хлорида бария Дистиллированная вода 0.1 м раствор соляной кислоты     Приготовить раствор по точной навеске 0.1814 г.х.ч. Для приготовления раствора сульфата калия · на технохимических весах отвешивают 0.1814 г К2S2O4 · Растворяем в дистиллированной воде объемом 1 литр.     В 1 мл такого раствора содержится 0.1 мг S2O42-   1.Точный объем анализируемого раствора помещают в мерную колбу 5о мл 2. Добавляют 1 мл 0.1М раствора НСI 3. Содержимое колбы разбавляют водой 4. Добавляют 2 мл раствора BaCI2 5.Довести раствор до метки   6.Через 10 мин определяют светопоглащение на ФЭКЕ в кюветах с рабочей длинной 20 – 30 мм 7.По градуировочному графику определяют содержание сульфат- ионов в анализируемом растворе   Для построения градуировочного графика используют стандартный раствор сульфата калия Определенные объемы стандартного раствора приведены в таблице учебника Барковского Е.В, «Аналитическая химия» стр 322.   8.Определенные объемы стандартного раствора и 2 мл раствора хлорида бария помещают в мерную колбу вместимостью 50 мл и обрабатывают как анализируемый раствор.     6..Делают вывод о содержании сульфат-ионов в анализируемом растворе.

 

Вывод:

В результате турбидиметрического определения количество сульфат – ионов в анализируемом растворе составляет……………………………………………….

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.