Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сущность понятия бизнеса. Концепции бизнеса





Место бизнеса в общественно - экономических отношениях. Что бы понять место бизнеса в общественно – экономических отношениях необходимо попытаться разграничить два понятия «бизнес» и «предпринимательство». С точки зрения обывателя – эти явления однополярные. Но с точки зрения общественно – экономических отношений, которые возникают при организации и самой деятельности «бизнеса» и «предпринимательства» эти понятия разнополярные. И их различие заключается в том, что предпринимательство является общественно – политическим явлением, определяющее механизм рыночных отношений и как наука изучает создание производительной (предпринимательской) структуры, которая является официальной структурой (ИПБЮЛ; ОАО; ЗАО, ООО и т.д.).

Предпринимательскую деятельность можно охарактеризовать, какорганизация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.

Понятие «бизнес» определяет практическую деятельность человека в отношении организации, открытия и начала деятельности своего дела и относится к любой деятельности человека в семье (домашнее хозяйство; работа на даче, в гараже и т.д.), в обществе (субботники) и в том числе затрагивает предпринимательскую деятельность (рис. 31).

Бизнес
Предпринимательство
Деятельность человека
Предпринимательская деятельность
Работа
Общество
Семья

Рис. 31. Место бизнеса в деятельности человека.

Дословно «бизнес» переводится как «дело». Заниматься бизнесом значит что-нибудь делать. Бизнес существует там, где есть человек. Безлюдной экономики не бывает, любые экономические отношения воплощены в материальных и духовных результатах, итогах человеческого труда. Это объясняется тем, что в экономике есть три компонента - люди, вещи и отношение людей по поводу вещей. Значит, любые экономические отношения определяются взаимосвязью этих трех компонентов. Но человек, вещи и возникающие в ходе их взаимодействия отношения, присущи не только предпринимательской деятельности человека, но и любой деятельности человека, которую он занимается и в семье, и в общественной жизни и на работе. Значит, любые экономические отношения определяются взаимосвязью этих трех компонентов в любой сфере жизнедеятельности человека.

Исходя из вышеизложенного материала, бизнес необходимо рассматривать в двух плоскостях:

Первое. Бизнес – это практика предпринимательской деятельности;

Второе. Бизнес – это повседневная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, которые постоянно появляются в его обычной жизни, не связанной непосредственно с его трудовой или предпринимательской деятельностью.

Необходимость возникновения бизнеса. Развитие любого общества характеризуется деятельностью этого общества. Экономическая деятельность людей материальна, но в неё ограничено, встроена целесообразность, одухотворённость разумом, работой интеллекта и чувств. Люди - движущая сила экономического развития, и только с точки зрения их деятельности можно понять, что такое бизнес.

Бизнес выступает как метод хозяйствования, тип мышления, образ жизни. Следовательно, с одной стороны бизнес является категорией рынка, то есть экономической категорией, а с другой стороны бизнес востребован в любой сфере жизнедеятельности человека.

Необходимость возникновения явления бизнес представляет собой закономерный исторический процесс. С развитием общества развивается и бизнес, который «впитывает» в себя экономические отношения общества и проявляет их в хозяйственной практике, как предпринимательской деятельности, так любой другой деятельности.

Любая деятельность человека инициируется потребностью или его самого, или окружающих людей. Получается, что потребность иметь что-то и заставляет человека заниматься бизнесом. Но для удовлетворения потребностей необходимы ресурсы - производственные, природные, человеческие, которых не всегда хватает. Сталкиваясь с этой проблемой человек должен решить, сколько можно произвести и как при этом нужно распределить произведенный товар, чтобы максимально удовлетворять потребности людей и общества. И эта проблема присуща не только экономике общества, но и семейным и личностным отношениям.

Если рассматривать бизнес как предпринимательство, то необходимо проанализировать процесс экономического развития общества. Вся история человеческого общества, так или иначе, связана с деятельностью человека, его делом, или бизнесом. Границы влияния бизнеса на процесс экономического развития определяют объективные условия. Эти условия зависят от экономической системы, в которой функционирует бизнес.

Практика индустриально развитых стран, где бизнес является основой развития экономики, а рынок выступает стимулом развития производства, выработала формулу выживания, отличающуюся своей простотой. В рыночных отношениях проблема производства и распределения регулируется спросом и предложением. Поэтому никто из участников рынка сознательно не занимается решением этих проблем. Каждый участник делает свой бизнес, взаимодействуя на рынке, то в качестве производителя, то в качестве потребителя. Здесь же определяют цены и объём производства. Посредствам согласования между покупателями и продавцами решаются одновременно все проблемы. Первая из них («что производить») - решается посредствам денег, которые платит потребитель за товар, который он выбрал; вторая («как производить») - конкуренцией между производителями; третья («сколько производить и как распределить») - соотношением спроса и предложения. Такой процесс происходит постоянно в каждом способе производства, в различных экономических системах, где «исповедуют» рыночные отношения.

Экономическая основа бизнеса. Экономической основой бизнеса является частная собственность. Как известно, собственность - это отношения, складывающиеся между её субъектами по поводу присвоения средств производства и результатов труда. Отношение собственности на средства производства составляют основу системы производственных отношений любой экономической системы хозяйствования. Они охватывают:

· присвоение - полная экономическая власть субъекта над объектом и полная ответственность за результаты пользования;

· владение - отношение фактического господства, но распоряжение и присвоение ограничено существованием и правами собственника;

· распоряжение - фактическое осуществление власти собственника над объектом собственности, фактическое управление ею;

· пользование - процесс фактического извлечения полезных свойств из объекта собственности для удовлетворения конкретных потребностей.

Отношения собственности - «несущая конструкция» экономики, они охватывают весь хозяйственный процесс. Это даёт основание утверждать, что экономические системы различаются по типам собственности. Сегодня российская экономическая система базируется на частной собственности. Экономика СССР была в основном основана на государственной собственности.

Отношения общественной собственности, особенно в форме государственной собственности, противоречат рыночным отношениям, принципам их функционирования. Нельзя построить общество с рыночной экономикой, опираясь только на государственную собственность.

Переход к рыночной экономике без опоры на частную собственность просто не возможен. Такие формы собственности, как групповая, коллективная, кооперативная, акционерная, паевая исторически возникли в результате развития частной собственности.

Концепции бизнеса. [40] Концепция – это система устойчивых, логически взаимосвязанных взглядов на какое – либо объективное явление.

Негативная
Концепция бизнеса
Прагматическая
Позитивная
Критическая
Рис.32. Виды концепций бизнеса.

 

В обществе по отношению к бизнесу существуют следующие концепции: позитивная; критическая; прагматическая и негативная (рис. 32).

Критическая концепция бизнеса – основана на отрицательном отношение общества к бизнесу. Приверженцы данной концепции считают, что субъекты рыночных отношений преследуют корыстные цели обогащения за счет других субъектов рыночных отношений (рис. 33).

Исторически переходящее явление  
Бизнес
Противоречивое явление  
Способствует углублению существующих противоречий  
Нежелательный компонент жизини людей

 

Рис. 33. Критическая концепций бизнеса.

 

Позитивная концепция бизнеса – отражает мнение части общества, которые считают бизнес прогрессивным явлением и неотъемлимым фактором цивилизованного общества (рис.34).

Подчинен всеобщим интересам  
Бизнес
Способствует укреплению экономики  
Является типичной чертой жизни людей  
Проявляется в созидательном труде  

Рис. 34. Позитивная концепций бизнеса

 

 

Прагматическая концепция бизнеса (рис. 35)[41].

 

 

Способствует правильному разрешению конфликтов  
Бизнес
Развивается на основе противоречий  
Является объектом постоянного совершенства  
Является необходимым компонентом в жизни людей  

 

 

Рис. 35. Прагматическая концепций бизнеса

 

Негативная концепция бизнеса – (рис. 31)[42].

Порождение конфликтов  
Бизнес
Извлечение прибыли любым способом  
Усугубляет такие явления как нищета и социальное неравноправие  
Является объектом постоянной эксплуатации человека  

Рис. 36. Негативная концепций бизнеса







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.