Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ





ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ

Павлов В.С.Автореферат

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В условиях трансформации социально-экономической и духовной

жизни России в жизни российских семей появился ряд острых вопросов,

важное место среди которых занимают проблемы досуговых практик

подростков. Именно в пространстве досуга наиболее наглядно проявляется

изменение их сознания, связанное с формированием новых ориентаций,

разрушением традиционных норм и ценностей. Исследователи отмечают этот

сдвиг как переход жизненных интересов в сферу массового потребления

досуга.. Одновременно с этим меняется характер досуговых практик:

из индивидуально ориентированных они превращаются в публичные,

массовые, глобальные.

Подростки представляют собой социальную общность, наиболее

восприимчивы к техническим и социокультурным инновациям, которые

оказывают различное по своей силе влияние на становление личности

молодого человека. Старшее поколение не в такой мере зависит от плодов

«информационной революции», как подростки, которые не представляют

свою жизнь без персонального компьютера, без Интернета, без планшетных

компьютеров, без смартфонов, которые прочно вплетаются в среду досуга,

постепенно вытесняя на периферию прежние формы свободного

времяпровождения. Для части подростков характерно доминирование

гедонистической ориентации на получение в свободное время

исключительно удовольствий и развлечений.

Необходимость исследования досуга подростков не в последнюю

очередь связана также с потребностью поиска путей преодоления

неуспешной социализации молодого поколения, девиантных проявлений.

При этом современная общественная наука скорее уделяет внимание

изучению содержательных практик образования и воспитания, тогда как

современные формы проведения досуга юных горожан, включая увлечения

новыми технологиями, изучаются недостаточно.

Приведенные аргументы определили актуальность избранной темы,

обусловили формулировку цели, задач исследования, логику его реализации.

Степень научной разработанности.

Изучение заявленной проблематики потребовало обращения к

источникам, раскрывающим различные аспекты досуга, его форму и

особенность не только в современном обществе, но и на предшествующих

этапах.

Для интерпретации досуговых практик важен анализ

общетеоретических работ некоторых древнегреческих учёных (Аристотель,

Геродот, Платон), философов Нового времени Т.Гоббса и Дж. Локка. Для

уточнения условий, факторов трансформации повседневности и связанного с

нею аспекта свободного времени рассматривались следующие направления:

Структурно-функциональное направление (М. Вебера, Т. Веблен, Ж.

Дюмазедье, Э. Дюркгейма, Р. Паркера, А. Стеббинса, Г. Спенсера, Ю.

Хабермаса) делает акцент на анализе социальных институтов досуговой

сферы, рассматривает стороны межпоколенческого взаимодействия в рамках

учреждений культуры, образования.

Культурологическое направление стремится осмыслить мир молодежи

через процесс отражения в определенных типах культуры, преобладающим

становится анализ подростковых субкультур, молодежного образа и стиля

жизни, жизненных планов подростков. К этому направлению относится

концепция игровой культуры Й. Хейзинга, а также концепции Г. Гадамера, Г.

Гессе, X. Ортеги-и-Гассета, Е. Финка. Серьезный вклад в изучение

современного досуга различных социальных групп сделан отечественными

учёными Э.В. Соколовым, Л.И. Михайловой, А.В.Захаровым.

Изучение работ Р. Бенедикт, Л. Фойера З. Фрейда, Л. Шелеффа, Э.

Эриксона позволило уточнить классический подход психоаналитического

направления исследующий развитие личности в переходный период от

детства к зрелости и подтвердило необходимость рассмотрения специфики

досуговых практик именно подростков. Этого направления придерживаются__и отечественные ученые (С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В.Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие), которые также обращают внимание на особенности формирования личности подростков в зависимости от историко-социальных условий.

Методологическое направление отечественной социологической мысли

представленное работами учёных Д. Иванова, Н. Мельниковой, А. Петровой,

И. Соколовой, Д. Стребкова, С. Цымбаленко и др., посвящено разработке

методологии социологического анализа влияния информатизации на

различные стороны жизни россиян.

Преобразование российского общества в настоящее время обозначило

новые направления в области исследования проблем стиля жизни молодых

людей, которые связаны с изучением информационных технологий (А.

Ивакин, С. Майорова-Щеглова, Е. Омельченко и др.).

Вместе с тем анализ изменений структуры и содержании досуга,

современной молодёжи практически не осуществляется, особенно это

касается досуга городских подростков, его специфики, инфраструктуры,

направлений и тенденций развития.

Таким образом, актуальность изучения досуга городских подростков и

ее относительная неразработанность в российской социологической науке

предопредели выбор темы исследования, постановку целей, задач.

Объект диссертационного исследования — городские подростки в

возрасте 10-15 лет

Предмет исследования - эволюция досуговых практик городских

подростков в современном российском обществе

Цель — выявить тенденции в изменении содержания и структуры

досуга городских подростков в начале XXI века.

Задачи:

Ø Обобщить основные теоретико-методологические подходы к изучению

досуга и свободного времени;

Ø Выявить особенности содержания досуга подростковых групп;

Ø Дать анализ структуры досуга в подростковой среде.

Ø Рассмотреть влияние компьютерных технологий на жизненный мир

подростков, проживающих в городской среде России.

Основная гипотеза исследования.

В ходе исследования проверена авторская гипотеза об эволюции

досуговой деятельности подростков в начале XXI века и о замещении ряда

традиционных рекреационных практик инновационными формами досуга.

Несмотря на появление новых форм досуга и их преобладание в структуре

досуга главным содержательным компонентом остаются формы,

предопределяемые психо-социальными особенностями взросления.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Положения, содержащиеся в работе могут служить теоретико-

информационной основой для социологических исследований такой особой

социальной группы - как подростки и имеют значение в контексте программ

воспитания молодежи, молодежной политики. Основные результаты

исследования можно применить в учебном процессе, в преподавании

учебных курсов «Социология молодежи», «Социология потребления»,

«Социология коммуникаций» и д.р., а так же в работе социальных

организаций, занимающихся детством и молодежью, в деятельности детских

учебных заведений и внешкольных организаций.

Отдельные выводы могут быть использованы в процессе решения__маркетинговых задач.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во Введении обосновывается актуальность и анализируется степень

каждого основания темы, излагаются цель и задачи исследования,

формулируются основные положения, выносимые на защиту, показывается

научная и практическая значимость работы.

Таблица №1.

Досуговые

Учреждения общего

Назначения.

Учреждения

Ориентированные на

Образование,

Воспитание,

Новые

Торгово-

развлекательные

центры Интернет кафе.

Игровая приставка (PSP и

д.р. гаджеты)

Фитнесс-центры Электронные библиотеки Скиллтон

Партворки

Комиксы

Электронные книги (EBook)

Проанализировав данные Федеральной службы государственной

статистики, которые свидетельствуют об изменениях в количестве

учреждений сферы отдыха и развлечений для детей, автор приходит к

выводу, что в современной России имеется развитая инфраструктура для

детей, однако скорее по традиционным его видам. Подростки же проводят

свой выбор в досуговой сфере по вектору новых практик, их рассмотрению

посвящены в основном последующие параграфы.

В заключительном параграфе «Компьютерная игра как новая

практика подросткового досуга» автор доказывает, что компьютерные

игры прочно вошли в структуру досуга подростков. Компьютерная игра

сегодня выступает неким материальным и в то же время символическим

компонентом социокультурной жизни, в ней заложены ценности и нормы, с

помощью которых индивиды взаимодействуют, как «виртуально», так и в

реальности. Если рассматривать компьютерную игру с позиции физической

формы носителей, то она выступает одновременно как несколько

проводников информации: звуковым, световым, цветовым и предметным. В

диссертации проводится критический и конструктивный анализ игр как

артефактов: выявляются их виды, формы.

В традиционной теории игрового поведения компьютерные игры не

выделяются в качестве самостоятельного явления, так как этот феномен не

имеет большой истории. Автор утверждает, что большинство моментов,

например, выделяемых Йоханом Хейзингом, и описывающих игру в целом,

характерны и для компьютерной игры. Так, компьютерная игра также

является деятельностью свободной, к которой человек обращается по

собственному желанию, она происходит при условии наличия интереса, если

этого условия нет, то человек может просто прекратить игру. Компьютерная

игра, так же как и обычная, не является самостоятельной реальностью,

играющий осознает нереальность происходящего (пока реч_идет о

сохранности психического здоровья). Игра ограничивается местом,

пространством и временем. В этом моменте компьютерная игра несколько

отличается от традиционной, т.к. широкие визуальные возможности игры

делают ее пространство продуктом умственной деятельности не игрока, а

разработчика, который придумывает правила игры. По наблюдениям

педагогов и родителей это вызывает серьезные проблемы, связанные с

социализацией детей, их воспитанием и образованием.

Опираясь на исследования В.С. Собкина и Ю.М. Евстигнеевой11, автор

разъясняет своеобразие мотивации обращения подростков к компьютерным

играм. Компьютерная игра является в данном случае своеобразным

механизмом, воспроизводящим для подростка новые переживания, при этом

при игре позитивные эмоции детей доминируют над негативными. Обращает

на себя внимание тот факт, что мальчики гораздо более аффектно относятся

к игровой ситуации, чем девочки, чаще испытывают как позитивные, так и

негативные эмоции. В процессе взросления у мальчиков - школьников

происходит заметное падение интенсивности переживаний в ходе игры, как

по позитивным, так и по негативным эмоциональным уровням. К старшему

подростковому возрасту подростку нужны уже другие «игры» и «роли».

Автор предпринял попытку составить социальный портрет подростка –

геймера. Выявлено, что самая большая в процентном выражении группа

подростков, играющих в компьютерные игры, это мальчики в возрасте 12-13

лет. (ДДОО-2010). Пик интереса приходится на 12 лет – до 3/4 детей

увлечены играми на компьютерах, приставках и пр. К 15 годам эта

увлеченность сохраняется у 56% детей.

Геймеры вообще более активно пользуются Интернетом: будь то поиск

интересующей их информации, игры или учеба. Они также больше общаются

со своими сверстниками посредством социальных сетей.

11 Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность/По

материалам исследования. //Труды по социологии образования. Т.VI. - М.: Центр

социологии образования РАО, 2001.

Диаграмма №1.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТУРАНИМАЦИИ

1. Власова Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. М.: Изд. центр Академия, 2010. 320 с.

2. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. М.: Советский спорт, 2004. 127 с.

3. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме [Учебное пособие для вузов] / Т.Н. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

4. Приезжева Е.М. Социально-культурная анимация в туризме. М.: РИБ Турист, 2003. 120 с.

5. Трубачева Н.В. Курортная анимация // Курортные ведомости. 2005. № 2 (29).

6. Приезжева Е.М. Анимационный менеджмент: Учебно-методическое пособие / Е.М. Приезжева-М., Издательство: «Советский спорт», 2007.-360 с.

 

 

ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ ГОРОДСКИХ ПОДРОСТКОВ

Павлов В.С.Автореферат

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.