Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В первом параграфе «Досуг как объект социологического





теоретизирования» в историко-хронологическом представлении изложены позиции ученых относительно понятий «свободное время» и «досуг», концепты зарубежных и отечественных социологов, которые

сфокусированы на определениях содержательной, методологической и

методической сторон социологического изучения досуга.

Уделяя внимание концептам досуга, автор, прежде всего, выделяет

подходы Г.Спенсера, Э.Дюргейма, М.Вебера. Основную функцию

свободного времени Г. Спенсер видел в деятельности, наполненной

содержательным смыслом. Он придавал большое значение моральному

содержанию досугового поведения, а также взаимодействию людей внутри

различных сословий в моменты проведения традиционных досуговых

мероприятий (балы, собрания, религиозные культы и т. д.) 1

Особенно важно для рассмотрения темы диссертации, что он стал

выделять различные виды поведения людей в моменты коллективных

1 См.: Спенсер Г.Опыты научные, политические и философские /Пер.с английского

М.В.Козлов под ред. Я. А. Рубакина. - Минск., 1998.- Т. 3. <http//hb.ru/FILOSOF/15> (15

мая 2008)

досуговых занятий. Дюркгейм продолжил идеи Г. Спенсера о связи

общественной морали и свободного времени. Ключевым понятием в своей

теории изучения свободного времени человека он считал норму,

выступающую регулятором поведения человека. Основную функцию досуга

этот автор видел в физическом восстановлении энергии, потраченной на

труд, и поэтому рассматривал его как не самостоятельный, а

вспомогательный элемент. 2

М. Вебер связывал досуг, в первую очередь, с рациональностью и

социальным действием, «которое по предполагаемому действующими

лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на

него».3 Нововведение М. Вебера заключается в изменении ракурса

рассмотрения проблематики: он пытается оценить свободное время через

призму традиций капиталистического общества с присущими ему

рациональностью и концепцией - «время - деньги».

При обращении к проблеме досуга диссертанту ближе всего позиции о

структуре досуга С.Паркера и идеи о цивилизации досуга Ж.Дюмазедье.

Концепция, предложенная Ж. Дюмазедье, базируется на положении,

согласно которому, именно массовый досуг является базисным компонентом

современной цивилизации: самоценный характер досуга делает его в

настоящее время независимым, самостоятельным фактором, определяющим

в разной степени и форме развитие материальной и духовной жизни

общества. Современный досуг, по мнению Ж. Дюмазедье, не является, как

прежде «приложением» к труду, отдыхом от него и подготовкой к нему.

Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его «независимой

переменной». Автоматизация досуга, изменение жизненных ориентаций на

2 См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда //Западно - европейская

социология 19 -начала 20 веков. - М.,1996. - С 301.

3 Вебер М. Основные социологические понятия. Избранные произведения; Пер.с

нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. -

М.:Прогресс,1990. - С 603.

досуг, особенно у молодёжи — свидетельство коренных изменений в образе

жизни, наступление «цивилизации _______досуга» 4

Р. Паркер рассматривает структуры досуга, через необходимые его

составляющие: свобода выбора; гибкость личности в выборе и смене

социальных ролей; спонтанность, которая осуществляется за счет

самоопределения человека и индивид оказывается сам творцом своего

досуга, и способен создать неожиданные ситуации и выборы. Основная цель

досуговой деятельности по Паркеру - «...получение удовольствия в процессе

выбора форм досуга, социальных ролей и результатов».5

Главные методологические подходы к анализу повседневного

поведения почерпнуты автором в работах Р.А. Стеббинса, который разделяет

досуг на «серьёзный» и «обычный». Под «серьёзным досугом» он понимает

устойчивые занятия «любителя» (hobbyist) или участника общественной

самодеятельности - «волонтёра» (volunteer). К отличительным качествам

«серьёзного» досуга автор относит потребность продолжать это занятие,

возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные и

ответственные моменты в жизни, достигать определённых результатов в

избранном виде деятельности. Обычный досуг рассматривается, как

относительно недолгое приятное поведение, требующее незначительного

обучения или же вовсе не требующее никаких специальных навыков. 6

Для рассмотрения трансформации досуга в эпоху постмодерна

плодотворно обращение автора к игровой концепции культуры Й. Хейзинга.

Игра, в концепции Хейзинга, — это культурно-историческая универсалия,

некоторая свободная деятельность, которая осознается как «ненастоящая»,

4 Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга //Вестник Московского

Университета. Серия 12. Социально-политические исследования.- М.,1993. - №1

5 Parker R.Sociology of Leisure. - N-Y., 1976. - P.61.

6 См.: Стеббинс Р.А. Свободное время; к оптимальному стилю досуга (взгляд из

Канады) // Социологическое исследования. -М, 2000. - №7. - С.65-66.

несвязанная с обыденной жизнью, но, тем не менее, могущая полностью

захватить играющего.

Что касается отечественных исследователей, то Л.И. Михайлова

рассматривает досуг, как часть свободного времени, имеющую

преимущественно рекреационный характер, подразумевающую

исключительно отдых, развлечения, но при этом выделяет «другую» часть

более «возвышенной» деятельности для совершенствования и развития

личности. Сюда у взрослых людей относятся творчество, учеба и

самообразование, не связанные с профессией, занятия в секциях, туризм. 7

Э.В. Соколов структурировал досуг, выделив шесть основных его

видов или уровней, находящихся в неразрывной взаимосвязи друг с другом:

отдых, развлечение, просвещение, творчество, созерцание природы,

праздник. По его мнению, все эти элементы взаимосвязаны друг с другом;

одни подготавливают почву для других или же служат их естественным

завершением. В случае выпадения из этой структуры каких-либо её

компонентов, досуг человека становится неполноценным, ущербным.

А.В.Захаров считает, что развитие современного общества идет по пути

сдвига ценностных ориентаций из сферы труда в сферу потребления досуга

и развлечения, меняется и характер самих развлечений. Они приобретают

публичный, массовый характер.8 Данное явление интерпретируется по-

разному: одни считают его деградацией человека, другие же считают его

неизбежным, или же используют его в профессиональных целях с выгодой

(исследования по заказу СМИ, маркетинговые или шоу-бизнеса). Автор

солидаризируется с позицией, что индустрия развлечений в современном

мире с современными технологиями охватывает почти каждого человека (в

том числе и подростка) и создается впечатление, что вся культура

7 Михайлова Л.И. Культура свободного времени и личность //Социология культуры.

- М., 2004.- С.301-302.

8 Захаров. А.В. Развлечение sub specia социологии//Социологические исследования. -

М.,2008. - № 1.

современного мира - одно «развлечение». Постепенно досуговые практики

начинают трансформироваться не просто в индивидуальные занятия, набор

предпочтений и ценностей, а в особый культурный код, придающий

смысловую окраску другим явлениям – для подростков это и образование, и

развитие, и профориентация.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.