Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 16. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО





В ПЕРИОД КРИЗИСА СОЦИАЛИЗМА

(середина 1960начало 1980-х гг.)

План

1. Эволюция государственно-политической системы в середине 1960-х – начале 1980-х гг. Конституция 1977 г.

2. Понятие «перестройки» и ее основное содержание.

3. Основные направления развития политического режима и государственного строя в 1980-е гг.

4. Развитие права в 1970-1980- е гг.

 

Изучая вопрос эволюции государственно-политической системы в середине 1960-х – начале 1980-х гг. нужно обратить внимание на причины смены руководства страны и на характеристику политического курса, начавшегося с октябрьского 1964 г. Пленума ЦК КПСС. Особое внимание следует обратить на сущность «брежневского» курса, который далее идей практически не был связан с существенными базисными обновлениями.

Изучая первый вопрос, студент должен усвоить, что именно Конституция СССР 1977 г. создала некоторые необходимые предпосылки для совершенствования хода общественного развития страны. Но реализовать заложенные конституцией возможности не удалось. На рубеже 1970-1980-х гг. в обществе продолжались застойные процессы, множились нерешенные проблемы и трудности. Как следствие этого, все народнохозяйственные программы 1960-1980-х гг. были одна за другой провалены.

Несмотря на это, в середине 1980-х гг. произошли существенные перемены в политическом руководстве страны. В высших эшелонах государственной власти и партийном руководстве появились более прогрессивные лидеры (11 марта 1985 г. внеочередной Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем ЦК КПСС Горбачева М.С.).

Изучение второго вопроса нужно начать с понятия «перестройка». Данный термин отражал потребность в разносторонних преобразованиях, которые служили прежде всего цели устранения тормозящих факторов субъективного и объективного характера на пути ускорения социально-экономического развития. М.С.Горбачев стал усиленно внедрять в общественное сознание идею о том, что перестройка - это революция «сверху», а ее авангардом является КПСС.

Первые полтора года перестройки привели к некоторому росту темпов промышленного производства, но это были результаты, далекие от ожидаемых. Более того, финансовое положение страны ухудшилось. Антиалкогольная кампания и падение мировых цен на нефть сократили бюджетные поступления. Дефицит бюджета покрывался за счет займов и необеспеченной эмиссии. Рост зарплаты опережал повышение производительности труда. Отчисления в фонд накопления и развития сокращались.

Разбор сложившейся ситуации привел партийное руководство, в частности, к выводу о том, что косность и бюрократизм аппарата в большой степени мешали претворению задач перестройки. В январе 1987 г. пленум ЦК КПСС принял важное постановление, в котором подчеркивалась решающая зависимость успехов перестройки от кадровой политики. Учитывая инертность партийного и государственного аппарата, предлагалось использовать значительное расширение демократии, отчетность выборных лиц, гласность, критику (особенно снизу) и самокритику, обеспечение прав граждан, повышение роли суда и независимости судей, приток в руководящий корпус новых сил, активизацию работы Советов. Данный пленум ЦК КПСС дал толчок к решительному обновлению среднего и высшего звена руководящих кадров партийных и советских органов. Ряд консерваторов был выведен из состава политбюро и ЦК.

При изучении третьего вопроса необходимо отметить, что советское государство за годы «перестройки» проделало сложный и крайне противоречивый путь развития, приведший в конце концов эту политическую форму к гибели. Постепенно был ликвидирован олигархический и возник демократический политический режим. Первый крупный шаг по пути к полновластию Советов заключался в реформе политической системы. Вместо Верховного Совета и Президиума Верховного Совета СССР предусматривалось учреждение следующих высших органов государственной власти - Съезда народных депутатов.

Аналогичные перемены имели место в организации и деятельности верховной власти союзных и автономных республик.

В марте 1989 г. состоялись свободные выборы на альтернативной основе народных депутатов СССР, а в марте 1990 г. - также выборы во все звенья советов союзных республик. Были приняты новые законы о выборах, о статусе народных депутатов. Состав Советов более точно отражал расклад политических сил и настроения в обществе.

Были углублены и расширены права и свободы личности. Проповедовалась религиозная и политическая терпимость. Облегчался въезд и выезд в СССР. Появилась возможность обжаловать действия должностных лиц в судебном порядке.

Таким образом, в СССР были ликвидированы остатки тоталитаризма. В результате начинается складываться многопартийная система. В октябре 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об общественных объединениях», который ввел процесс организации политических партий в легальные рамки. Устанавливался регистрационный порядок оформления партий. Не допускалось создание партий, деятельность которых противоречила закону.

Также в данный период были введены некоторые элементы системы разделения государственных властей. Принимались меры по усилению роли суда, прокурорского надзора, утверждению принципа независимости судей. Система государственного арбитража преобразовывалась в арбитражные суды.

В январе 1990 г. политбюро ЦК КПСС высказалось за учреждение поста Президента СССР, которым был избран М. С. Горбачев.

При рассмотрении в литературе четвертого вопроса курсанту следует проанализировать законодательные акты 1970-1980-х годов. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Законодательные акты, детализировавшие конституционные положения о правах советских граждан: Закон о гражданстве СССР (1978 г.); Основы жилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.); Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями и организациями (1983 г.).

2. Законодательные акты, нацеленные на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР: законы «О выборах в Верховный Совет СССР» (1978 г.); «О Совете Министров СССР» (1978 г.); «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» (1980 г.); «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (1981 г.); «О государственной границе СССР» (1982 г.).

3. Правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов, в т.ч. законы: «О Верховном Суде СССР» (1979 г.); «О прокуратуре СССР» (1979 г.); «Об адвокатуре СССР» (1979 г.); «О народном контроле СССР» (1979 г.); «О государственном арбитраже СССР» (1979 г.); «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных нарушениях» (1980 г.) и др.

Все вышеперечисленные законы должны быть детально рассмотрены студентом в рамках самостоятельной работы, с использованием хрестоматийного материала.

ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ

В ЭПОХУ РЕФОРМ 1990 - х г.

План

1. Причины распада СССР и образование СНГ. Провозглашение суверенитета РФ.

2. Конституция РФ 1993 г. (общая характеристика).

3. Становление и развитие российского права.

Приступая к рассмотрению первого вопроса исследуемой темы, необходимо вспомнить материал предыдущей темы, где освещались особенности изменения государственно-политической системы в середине 1960-х – начале 1980-х гг., прямо повлиявшие на стремление РСФСР получить независимость, так как фактически государственность России ''растворилась'' в органах власти СССР. В результате сложились причины для распада СССР. Так, впервые на общепартийном уровне вопрос о национальных отношениях стал предметом внимания на ХIХ Всесоюзной конференции КПСС. На ней было принято решение о значительном расширении прав союзных республик и автономных образований, о свободном развитии и равноправном использовании гражданами родного языка, об усилении акцента на культурную самобытность наций и народностей. Однако этого оказалось явно недостаточно, так как в союзных республиках и многих автономных образованиях уже возникли национальные движения. Большинство из них ставило сепаратистские цели. Националисты смогли повести за собой значительные массы и в некоторых республиках в результате выборов пришли и к власти. Союзные республики стали проявлять признаки недовольства друг другом, полагая, что через союзный бюджет одни республики эксплуатируют другие. Возникла реальная угроза распада СССР.

В целом союзные республики можно условно разделить на три группы. Одни принципиально не желали оставаться в СССР (например, республики Прибалтики), другие не исключали возможность оставаться членами Союза ССР при условии его обновления (например, Украина, Россия), третьи желали сохранения СССР (союзные республики Средней Азии).

В результате уже весной 1990 г. объявили о своем выходе (немедленном или постепенном) из состава федерации Литва, Латвия, Эстония. Россия, Молдавия и Украина приняли декларации о государственном суверенитете. В октябре 1990 г. на выборах в парламент Грузии большинство мест в нем завоевали представители националистического движения «Круглый стол». Центры реальной власти стали перемещаться в республики.

12 июня 1990 г. первый Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о государственном суверенитете. Позднее последний V Съезд народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. принял решение о самороспуске, упразднении Верховного Совета СССР и объявил переходный период до подписания договора о Союзе Суверенных Государств. Высшим органом СССР объявлялся по - новому организованный двухпалатный Верховный Совет. До его создания власть осуществлял избранный съездом Государственный совет. Последний признал выход прибалтийских республик из состава Союза. В последующие несколько месяцев демонтаж союзных органов продолжился. В начале декабря 1991 г. референдум на Украине поддержал декларацию об отделении от СССР. 8 декабря 1991 г. встретившиеся в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о прекращении существования СССР и предложили бывшим союзным республикам объединиться в Содружество Независимых Государств (СНГ). 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев покинул пост Президента СССР. Так прекратил существование Союз ССР - одна из двух супердержав второй половины ХХ в. Его государственный аппарат был упразднен.

Формулируя второй вопрос, необходимо акцентировать внимание на основных принципах Конституции РФ 1993 г.

В начале следует сказать, что с распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства, поскольку все республики после распада в 1991 г., в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

Проектов новой конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации.

Именно этот проект конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

Новая конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года. Особенности, которые присущи Конституции Российской Федерации 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.

"Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер.

Завершая рассмотрение данного аспекта, добавим, что Конституция во многих случаях говорит о том, что права и интересы граждан гарантируются либо охраняются законом, а соответствующие действия органов и должностных лиц регулируются законом, подразумевая не акт в форме закона, а всю гамму правовых норм, необходимых для соответствующего случая. Более подробно с Конституцией курсант сможет познакомиться на предмете «Конституционное право России».

Третий вопрос посвящается исследованию отраслей российского права, так как дает первоначальное представление системы нормативного регулирования общественных отношений в обществе. Нужно уяснить источники российского права. Одним из принципов построения права является следование нормам международного права, относящимся к правам человека, закрепленным в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г.

В гражданском праве наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных объединений восстанавливается институт частной собственности. Закон предусматривает защиту интересов собственника и обязывает возмещение убытков в полном объеме. Рыночные отношения потребовали денационализации части государственной собственности.

В 1995 г. принимается Семейный кодекс, где появились новые статьи о правах несовершеннолетних: иметь собственное имущество, самостоятельно обращаться в суд за защитой своих интересов. Впервые вводятся договорные отношения во владении имуществом, так называемый. брачный договор (контракт).

В трудовом праве в КЗоТ были включены главы: «Об обеспечении занятости высвобождаемых работников», «О трудовых коллективах», которые расширили права трудовых коллективов, профсоюзов. Принят Закон «О занятости населения в РФ». Он направлен на социальную защиту рабочих при сокращении штатов или ликвидации предприятий. Для работников бюджетной сферы устанавливаются новые условия оплаты труда на основе единой тарифной сетки.

 

КонтрольныЕ задания

Контрольное задание №1







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.