Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Сказкотерапия как метод психологической работы в школе





Сегодня слово «сказкотерапия» уже не вызывает недоумен­ных взглядов и уточняющих вопросов у практических психо­логов. Слово знакомое, часто используемое в обиходе. Сказкотерапевтов можно встретить в детских садах и психологи­ческих центрах, хосписах и больницах. В обычных общеобра­зовательных школах также немало практических психологов занимается сказкотерапией. Однако до сих пор это чарующее слово «сказкотерапия» понимается психологами очень по-раз­ному, и смыслы, которые в него вкладываются, отличаются порой не меньше, чем, скажем, бытовые сказки и волшебные.

Одним из камней преткновения является, по-видимому, буквальная расшифровка слова «сказкотерапия» - «лечение сказками». Вообще понятия, имеющие в своем составе часть «терапия» (гештальттерапия, телесная терапия и подобные), не получили полной легитимности в системе образования. Ведь в функциональных обязанностях школьного психолога не преду­смотрены психотерапевтические процедуры. Более того: меди­ки периодически подчеркивают, что нечего психологам «вне­дряться на чужую территорию». Психотерапия, по их мне­нию, - сугубо медицинская область. Им, правда, невдомек, что психологи и не претендуют на то, чтобы кого-нибудь «лечить». И психотерапевтические методы используют (лукаво называя их психокоррекционными) не для работы с психопатологиями, а - чаще всего - в развивающих целях. Потому-то, чтобы как-то оправдать и объяснить применение психотерапевтиче­ских методов психологами, в последние годы все чаще говорят о психологической модели психотерапии. Впрочем, в школе использование даже такой модели пока не признано.

Хотя сказкотерапию назвать клиническим психотерапевти­ческим методом тоже вроде бы нельзя. Во всяком случае, в со­лидной и серьезной «Психотерапевтической энциклопедии», вышедшей в 1999 году под редакцией Б.Д.Карвасарского, ни­каких упоминаний о сказкотерапии мне найти не удалось.

Значит, все-таки это психологический метод? И да, и нет. По­тому что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Один из самых авторитетных в этой области психологов Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева (2000) определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную сис­тему, сообразную духовной природе человека.

Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия это и «открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими» (там же, с.8), и «процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем» (там же, с.8), и «процесс об­разования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни» (там же, с.9), и «процесс объективации про­блемных ситуаций» (там же, с.12), и «процесс активизации ресурсов, потенциала личности» (там же, с.12), и «процесс экологического образования и воспитания ребенка» (там же, с. 13), и «терапия средой, особой сказочной обстановкой, в ко­торой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта» (там же, с. 14), и «процесс подбора каждому клиенту его особенной сказки» (там же, с. 15). Безусловно, все эти аспекты могут быть выделены в содержании сказкотерапевтической работы. Однако такое оп­ределение сказкотерапии носит скорее функциональный ха­рактер и оставляет в тени сущность самого метода.

Врач-сказкотерапевт А.В.Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии «процесс воспитания Внутреннего Ре­бенка, развития души, повышение уровня осознанности собы­тий, приобретение знаний о законах жизни и способах соци­ального проявления созидательной творческой силы» (2002, с.6). Кроме того, он подчеркивает, что «сказкотерапия — это еще и процесс «вспоминания» и возвращения подростку и взрослому гармоничного мироощущения» (там же).

Не опровергая мнения признанных специалистов, рискну предложить собственную трактовку этого термина. Но снача­ла расскажу коротенькую сказку, придуманную одним ма­леньким мальчиком.

Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.

Вот так - незатейливо, образно и метафорично - маленький мальчик поведал о том, что каждый должен быть самим собой.

Сказкотерапия - это такое направление практической пси­хологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности. Возможно, звучит не вполне по­нятно, но в дальнейшем я попробую подробно раскрыть, что именно стоит за этой формулировкой.

Главным средством психологического воздействия в сказко­терапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.

При этом, думается, вполне правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уров­ней взаимодействия между субъектами) имеют психологиче­ский характер. Однако возникает вопрос: а есть ли основа­ния считать важнейшими целями сказкотерапии именно эти? И второй: почему же сказкотерапия может стать одним из важнейших инструментов работы школьного психолога?

Во-первых, сказка всегда, во всех поколениях служила средством встречи ее слушателя или читателя (обычно ре­бенка) с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки, выступала не только «волшебным зеркалом» реаль­ного мира, но - в первую очередь - его собственного, скры­того, еще не осознанного внутреннего мира. Об этом много писали К.Г.Юнг и его последователи.

Во-вторых, все отдельные функции сказкотерапии (и не только сказкотерапии, кстати, но и других психологических методов) в конечном итоге направлены к одной цели - помочь человеку развиваться наиболее оптимальным и естественным для него образом, реализуя свои возможности. А базовым усло­вием такого развития является повышение уровня самосозна­ния — надо же иметь представление, что и как развивать в себе.

В-третьих, нацеленность сказкотерапии на развитие само­сознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспе­чивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаи­модействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимо­понимания между людьми.

В-четвертых, поскольку одной из важнейших задач практи­ческой психологии образования в настоящее время принято считать создание оптимальных условий для естественного пси­хического развития детей, то следует помнить о значении со­циальных взаимодействий ребенка. А значит, в построении эффективного взаимодействия между субъектами образова­тельной среды - того, над чем приходится работать психологу в школе, — сказкотерапия может оказать неоценимую помощь.

Есть и другие соображения, позволяющие обосновать не только правомерность, но и необходимость применения сказкотерапии в школе. Современные научные концепции в психо­логии все больше уделяют внимания субъектности человека и взаимодействию субъектов на разных уровнях, считая это ос­новополагающим условием человеческой жизнедеятельности.

Особо важную роль субъект-субъектное взаимодействие иг­рает в педагогическом процессе, поскольку именно в образова­тельной среде возникает специфическая ситуация, требующая от учителя специальных усилий для организации взаимо­действия, основанного на субъект-субъектных отношениях. Построение субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися определяет эффективность педагогического тру­да и может способствовать развитию субъектности всех участ­ников образовательного процесса. Поэтому так важно найти способы построения полисубъектного взаимодействия учителя и учащихся в рамках единой развивающейся системы. Проти­вопоставление учителей и учащихся при изучении, характер­ное для современных исследований, мешает пониманию того, что в образовательном процессе происходит (или не происхо­дит) развитие и тех, и других. Полисубъектный подход к дея­тельности практического психолога, внутри которого и разра­батываются авторские сказкотерапевтические технологии, поз­воляет рассмотреть общность "учитель - учащиеся" как еди­ную развивающуюся систему и вскрыть средства, с помощью которых можно помочь развитию этой системы и развитию всех субъектов, входящих в эту систему, в частности развитию их самосознания.

Психолого-педагогическая практика, в свою очередь, на­стоятельно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосозна­ния как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

Поиск адекватных современному уровню развития науки психологических технологий ориентирует на предпочтение такого материала, который оказался бы наиболее тесно свя­зан с содержанием внутреннего мира, подлежащего преобра­зованию субъектом в целях саморазвития. Такую возмож­ность изменения видения мира и самого себя как раз и предоставляет использование сказочной метафоры. Для реа­лизации приемов метафоризации в психолого-педагогической практике следует использовать качественно новые средства имажинативного (от imago - образ, представление) характе­ра - специально созданные психологические сказки. При этом на использование сказкотерапевтических технологий следует ориентироваться в работе, нацеленной на развитие самосоз­нания и учащихся, и учителей.

Итак, если понимать сказкотерапию описанным выше об­разом, то становится ясным, почему вдруг рядом оказывают­ся такие понятия, как «сказка», «субъект», «самосознание», «образовательная среда». Сказкотерапия - это достойный инструмент из арсенала психолога образования. И использо­вать его следует максимально эффективно.

Важным моментом для правильного понимания дальней­шего изложения является идея о том, что учитель сам может брать на себя некоторые функции психолога. Это имеет большое значение для построения особого - полисубъектного уровня взаимодействия между ним и учащимися.

В последующих главах книги будет раскрыто содержание терминов «образовательная среда», «субъект», «полисубъектный подход», и будут описаны технологии применения сказ­котерапевтических методов и метафоризации психологиче­ских представлений для достижения главных развивающих целей школы - развития самосознания субъектов образова­тельной среды и их оптимального взаимодействия.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.