Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 15: Современные тенденции развития Евразийского региона





Евразия в современных геополитических теориях. Границы Евразийского региона: географический, исторический и политический факторы. Евразийское пространство в концепции внешней политики РФ.

Роль СНГ на постсоветском пространстве. Характер интеграционных процессов между странами СНГ. Создание ЕврАзЭС и векторы его развития. ЕЭП и Таможенный Союз: эффективность структур на современном этапе. Страны-участники евразийской интеграции. Интересы и участие Казахстана в евразийских процессах. Беларусь в евразийских интеграционных процессах.

Перспективы создания Евразийского Союза для России. Евразийские процессы как форма регионализации.

Проблемы региональной безопасности на евразийском пространстве. ОДКБ и ШОС. Формирование региональной системы безопасности.

Основные понятия: Евразия, евразийство, евразийский регион, СНГ, Евразийский Союз

 

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

 

1. Тематика докладов;

2. Тестовые задания по дисциплине;

3. Тематика курсовых работ;

4. Тематика эссе;

5. Вопросы к зачету;

6. Положение об организации самостоятельной работы студентов (см. на сайте sziu.ru/ Студентам /Учебно-методические материалы);

6.1.Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента
при изучении дисциплины

Таблица 5

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) Трудоемкость, час. Список рекомендуемой литературы Вопросы для самопроверки
Основная (№ из перечня, раздел 9) Дополнительная (№ из перечня, раздел 9)
Тема 1. Теоретико-методологические основания анализа международного региона. Понятие региона   4,5 18, 25 1.Каковы условия складывания региона? 2.Классификации регионов в международных отношениях? 3.Назовите основные компоненты анализа международно-политического региона? 4.В чем основные отличия «открытого регионализма» от «закрытой» модели регионализма?
Тема 2. Регионализация как базовый процесс современных международных отношений   4,5,8 18,25 1.Каковы основные процессы, отражающие развитие регионализации? 2.Определить находятся ли во взаимном противоречии или же дополняют друг друга тенденции регионализации и глобализации? 3.Какое влияние оказывает интеграция на процессы регионализации? 4.Как взаимосвязаны международные региональные организации и процесс регионализации? 5.Выделить основные аспекты проблемы регионального лидерства? 6.Охарактеризовать соотношение национальной и региональной безопасности?
Тема 3. Исторические и цивилизационные факторы становления региональных подсистем   1,5 10,19,20,21 1.Цивилизационный фактор в процессе формирования, развития и взаимодействия региональных подсистем? 2.Раскрыть основные исторические факторы, определяющие складывание региональных подсистем? 3.Наиболее устойчивые формы употребления дихотомии Запад-Восток в изучении современных международных процессов? 4.В чем значение «диалога цивилизаций» как инструмента деятельности ООН? 5.Назвать основные критерии определения региональных подсистем?
Тема 4. Региональное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности и становление региональных систем безопасности   1,3,6 7,9 1.В чем разночтения теории баланса сил и концепции баланса интересов? 2.Историческое и современное содержание термина «коллективная безопасность»? 3.Основные типы региональных МО в сфере безопасности? 44.Значение военно-политического потенциала стран-участниц региона для развития системы региональной безопасности? 5.Назовите основные параметры комплекса региональной безопасности?
Тема 5. Региональные конфликты как угроза региональной и международной безопасности   1,5,7 5,6,11 1.Причины интенсификации локальных внутренних конфликтов в регионах мира на современном этапе? 2.Основные проблемы у4регулирования «з44амороженных конфликтов»? 3.Урегулирование конфликтов как направление международного сотрудничества. Роль ООН и региональных организаций? 4.Интересы внерегиональных акторов в развитии/в урегулировании конфликта?
Тема 6. Интеграционные процессы как фактор анализа региона     3,7,8,17,18 1.Основные расхождения в оценках процесса интеграции пред44443уууставителей неолиберализма и «дирижизма»? 2.Определяющие признаки интеграции как экономического процесса? 3.Причины отказа от исключительной «нормативности» европейского опыта интеграции в изучении региональных моделей? 4.Важнейшие предпосылки и условия протекания интеграции?
Тема 7. Проблема регионального лидерства   6,5 2,3 1.Основные черты регионального лидерства? 2.В каких формах возможна борьба за региональное лидерство современных государств? 3.Имманентные качества внешней политики глобального лидера? 4.Возможные варианты взаимодействия глобального и региональных лидеров?
Тема 8. Роль региональных международных организаций в развитии регионализма   3,5 14,24 1.Основные классификации региональных МО? 2.Роль региональных МО в процессах регионализации? 3.Деятельность региональных МО в сфере региональной безопасности? 4.Направления активности региональных МО на глобальном уровне?
Тема 9. Феномен интернационализма   5,6 3,7 1.Каковы разновидности интеррегионального взаимодействия? 2.Истоки процесса интеррегионализации на современном этапе? 3.Основные участники интеррегионального сотрудничества? 4.Как соотносятся интеррегионализм и элементы глобального управления?
Тема 10. Европейская региональная подсистема   1,4,8 4,9,11,12 1.Основное отличие европейского интеграционного опыта от существующих мировых практик? 2.Этапы экономической интеграции по теории Б.Балаши? 3.Характерные черты европейского регионализма? 4.Какое влияние оказала политика расширений на эволюцию региональной идентичности европейцев? 5.Особенности региональной системы безопасности Европы, ведущие региональные организации в области безопасности? 6.Роль еврорегионов в развитии европейского регионализма?
Тема 11. Латиноамериканская региональная подсистема     16,22 1.Характер влияния США на интеграционные процессы в Латинской Америке? 2.Особенности первой волны интеграции в странах Латинской Америки? 3.Субрегиональные интеграционные процессы в современной ЛА и механизмы сотрудничества организаций на региональном уровне? 4.Основные меры по выходу региона ЛА из кризиса 2008-2010 гг? 5.Проблемы безопасности в регионе и направления сотрудничества с США в области региональной безопасности? 6.Особенности статуса Бразилии в регионе и в системе современных международных отношений?
Тема 12. Характерные черты развития АТР на современном этапе   1,2 1,2 1.Выделить основные субрегионы АТР и охарактеризовать их особенности? 2.Особенности развития АСЕАН и роль организации в регионе? 3.Основные направления деятельности АТЭС и 8перспективы деятельности форума в регионе? 4.Динамика роста ТТП, цели и перспективы организации? 5.Особенности экономического развития субрегионов АТР? 6.Ядерная проблема в Северо-Восточной Азии и возможности ее урегулирования? 7.Источники конфликтности в регионе и ресурсы их урегулирования? 8.Региональные механизмы в области безопасности и перспективы построения региональной системы безопасности?
Тема 13. Африканская региональная подсистема     1,3 1.Основные цели Панафриканской интеграции в контексте развития Целей тысячелетия для Африки? 2.Особенности африканской инициативы НЕПАД и интересы западных государств в реализации Программы? 3.Субрегиональные модели африканской интеграции и практические механизмы сотрудничества африканских государств? 4.Направления деятельности АС на современном этапе? Роль организации в развитии общерегионального процесса?
Тема 14. Основные характеристики Ближневосточного региона     5,10 1.В чем заключаются основные положения панарабизма? 2.Как в политической жизни региона раскрывается формула исламской солидарности? 3.Особенности геополитического статуса Ближнего Востока? 4.Основные черты ближневосточных интеграционных процессов? 5.Влияние ядерной программы Ирана на процессы региональной безопасности? 6.Природа ближневосточного конфликта и его влияние на международные процессы в регионе? 7.Деятельность ЛАГ в области регионального миротворчества? 8.Основные дестабилизирующие процессы во взаимодействии региональных государств на Ближнем Востоке?
Тема 15. Современные тенденции развития Евразийского региона     6,8,9,15,19,20 1.Основные концепции геополитического статуса Евразии? 2.Механизмы сотрудничества государств в рамках СНГ? 3.Основные интеграционные процессы на постсоветском пространстве СНГ? 4.Значение ЕврАзЭС для эволюции экономического сотрудничества стран постсоветского пространства? 5.Центральные проблемы безопасности евразийского региона и пути их урегулирования?
Итого по дисциплине        

 

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

При подготовке к курсу «Региональные аспекты современных международных отношений» необходимо помнить, что результат зависит от комплексного характера участия студента во всех видах аудиторной работы, а также связан с серьезной самостоятельной проработкой всех тем дисциплины.

При подготовке к семинарским занятиям необходимо обратить внимание на виды работ, которые определены заданием. Существенный акцент делается на умение студента выполнять индивидуальные письменные задания, а также на работу студента с большим объемом информации, как в электронном, так и в печатном виде.

При подготовке к семинарским занятиям важно проработать материал лекций по конкретной теме, ознакомиться с указанной литературой и выполнить все необходимые практические задания. Для семинарских занятий лучше завести отдельную папку с файлами или тетрадь со съемными листами для удобства работы.

На семинарских занятиях будут использованы разнообразные виды работ, что позволит студенту развить необходимые навыки для дальнейшей самостоятельной исследовательской и учебной деятельности. Следует обратить внимание на подготовку докладов и сообщений. Прежде всего, выступление на семинаре делается в устной форме, т.е. студент не использует записей и выступает перед аудиторией, проговаривая свой доклад, а, не считывая текст с листа. Время выступления ограничивается 10-15 минутами, важно соблюдать регламент выступления. Для удобства можно приготовить презентацию в любом формате удобном для докладчика и поддерживаемом техническими средствами вуза. Необходимо помнить о четкой структуре доклада, основной проблеме и выводах по теме.

Подготовка профессионального эссе – один из важных и сложных видов работы. Следует помнить, что, выбирая тему для эссе, обучающийся должен составить список литературы по проблеме, получить консультацию преподавателя относительно подобранной литературы. Эссе проверяет не только умение студента выражать свои мысли на профессиональную тему в письменном виде, но и аргументировать свои положения, пользоваться профессиональной терминологией.

Подготовка аналитического реферата требует неоднократного прочтения текста с целью выявления внутренней структуры научного текста, методологии, задач и основных выводов автора статьи. Первый шаг – определение структурных терминов, студент составляет словарь структурных терминов, определяющих характер исследования и раскрывающих основное содержание статьи. Вторым этапом по написанию аналитического реферата является определение целей и задач и основной проблемы анализируемой статьи. Последний шаг – это выявление методологии работы автора статьи и характеристика основных результатов исследования.

При работе на семинарском занятии студент отчитывается перед преподавателем о проделанной самостоятельно работе, предъявляя все свои записи. Студент активно участвует в обсуждении вопросов вынесенных на семинарское занятие: отвечает на вопросы по аналитическому реферату, обсуждает доклад, выполняет текущие практические задания по поиску профессиональной информации в Интернете, презентует и защищает свое эссе, выполняет письменные задания и т.д.

Подготовка к семинарским занятиям требует существенных усилий от 3 и более часов, поэтому следует правильно распределять свое рабочее время, уделяя выполнению письменных заданий особое внимание.

Зачет по дисциплине проходит по вопросам, примерный список которых представлен в настоящей программе. Второй вопрос зачета носит практический характер, студент проводит анализ скана сайта экспертной научно-исследовательской структуры, или формирует поисковый запрос в электронных каталогах ведущих библиотек мира по заданной теме, или демонстрирует умение обрабатывать профессиональную информацию текстуальную, графическую, цифровую.

При подготовке к занятиям нужно представлять общий график работы по курсу, следует отталкиваться от таблицы 4. В таблице 5 студент может почерпнуть вопросы для самоконтроля, а также сведения о рекомендованной литературе.

Все виды занятий аннотированы и примеры их также можно посмотреть в настоящей программе в разделе «8.2.Примеры типовых заданий», критерии оценки по всем видам работы представлены в таблице «Примерный перечень оценочных средств».

 

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю), использование БРС







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.