Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО И ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ





Музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направлено на решение оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач.

Решение оздоровительных задач обусловлено тем и отклонениям и ил и недостатками в физическом состоянии детей с речевой патологией, которые или являются предрасполагающими факторами в возникновении речевого нарушения, или усугубляются в связи с ним. Особое внимание на логоритмических занятиях следует обратить на оздоровление детей с различными формами ринолалии (дети с симпто-мокомплексом открытой ринолалии), с дизартрией, алалией, заиканием, с функциональной дислалией. Например, у детей с ринолалией следует развивать диафрагмальное дыхание, укреплять мышцы диафрагмы, брюшного пресса и межреберные мышцы. Дыхательными и голосовыми упражнениями у этих детей укрепляют мышцы глотки, гортани, мягкого нёба. Это создает благоприятные условия для проведения операций в ротовой полости, служит своеобразной профилактикой простудных заболеваний. На детей с дизартрией логоритмическое воздействие осуществляется дозированно. Врач и логопед, в зависимости от механизма и симптоматики дизартрии, определяют в каждом конкретном случае, какие" группы мышц следует развивать, в каком объеме, с какой физической нагрузкой.

Образовательные задачи решаются с учетом ведущей деятельности ребенка и программы воспитания и обучения детей в детском саду или ином специальном речевом учреждении. Богатый материал для решения этих задач содержится в разделах программы по развитию речи, ознакомлению с окружающей природой, игровой деятельности.

Эстетические задачи также решаются в рамках программы воспитания детей дошкольного возраста. Они дифференцируются в зависимости от возраста ребенка, поскольку восприятие и понимание музыки в 3 года иное, чем в 7 лет. Соответственно возрасту подбирается для занятий музыкальный и логоритмический материал.



Решение эстетических задач на занятиях с пациентами предполагает обогащение, совершенствование эстетического облика и кредо человека или их изменение, если это необходимо, после совместного обсуждения проблемы логопедом и взрослыми занимающимися. В данном случае формирование или дальнейшее обогащение эстетического вкуса пациента зависит не только от логопеда, его эрудиции, знаний, но и от самого занимающегося: какая музыка более близка его духовному миру, какая музыка вселяет в него уверенность и т.д. Подбор музыкальных произведений для занятий осуществляется совместными усилиями логопеда и занимающихся.

Для логопеда небезразличны те этические нормы, которыми руководствуются в жизни его пациенты. Беседы, обсуждения, диспуты на музыкальные темы, анализ творчества разных композиторов, отличающихся высокой гражданственностью, патриотизмом, гуманностью, способствуют формированию или выявлению (отрицательных, положительных) эстетических правил, последующей, если это необходимо, их коррекции. Особенностью музыки является то, что она влияет на человека исподволь, ненавязчиво. Это позволяет педагогу, не вступая с пациентом сразу в открытую дискуссию по поводу его морального облика, целенаправленно подбирать для прослушивания и анализа необходимые музыкальные произведения. И лишь постепенно утверждать правильный взгляд на жизнь, на отношения между людьми, на свой речевой недостаток.

Решение воспитательных задач направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т.п. На занятиях необходимо поощрять даже незначительные успехи детей в совместных действиях: песне, танце, построении, подвижной игре и т.д. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Дифференцированно решаются воспитательные задачи при работе со школьниками, подростками и взрослыми. В отношении со школьниками воспитание осуществляется в рамках логопедического урока, на основе школьной программы и подкрепляется единством требований на занятиях по логоритмике и в микросоциальной среде. В отношении подростка и взрослого воспитание базируется на учете характера, образования, интеллектуальных возможностей, специальности, склонностей, интересов. Построение и содержание логоритмического занятия лишь тогда достигают эффекта, когда они направлены на определенный контингент занимающихся.

Коррекционные задачи на логоритмических занятиях с детьми решаются в тесной связи с коррекцией поведения и личности ребенка с речевой патологией. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Следует учитывать также, что в любой коррекции должно быть развивающее начало. Это важно потому, что речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности. Речевое нарушение (необязательно, но) может сказаться на формировании многих психических процессов: мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности. Коррекционные логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой — развивать функциональные системы ребенка (дыхание, голосовую функцию, ртикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т.д.), т.е. развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.

Коррекционные задачи логоритмического воспитания взрослых, подростков и школьников решаются на уровне их сознательного отношения к речевому расстройству, ксебе какличности и окружению. Занимающиеся понимают необходимость и полезность проводимых с ними занятий, что обусловливает их самостоятельную работу над собственной речью и моторикой на том или ином уровне саморегуляции своей деятельности. Чем осознаннее отношение к дефекту, чем полнее стремление преодолеть его, тем выше уровень произвольной саморегуляции деятельности. Естественно, что педагог (логопед, ритмист) и психотерапевт помогают занимающимся организовать самостоятельную работу, особенно подросткам и школьникам, анализируют успехи и причины неудач, вселяют уверенность в успешность овладения речевыми и двигательными умениями и навыками, пользования ими при общении с людьми.

Решение коррекционных задач в работе с людьми указанных возрастов предполагает также сознательное определение последовательности устранения нескольких речевых нарушений. Например, если в дошкольном возрасте у заикающихся детей нарушения звуко-произношения устраняются параллельно с нормализацией темпа и ритма речи, а в некоторых случаях и раньше, до начала работы над плавностью самостоятельной речи, то заикающимся старших возрастов приходится выбирать, что в первую очередь устранить из речевых расстройств: заикание или нарушения звукопроизношения, — в зависимости от болезненного отношения к нарушениям.

Вопросы и задания

1. В чем сущность музыкально-ритмического воздействия на детей, подростков и взрослых?

2. Какова роль музыки в развитии речевой и общедвигательной функций человека?

3. Значение фразировки в восприятии музыки и построении движения.

4. Каковы особенности решения задач музыкально-ритмического воспитания в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, с подростками и взрослыми?

5. Дайте характеристику музыкального ритма.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.