Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УПРАЖНЕНИЯ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС





Эти упражнения позволяют занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Дошкольники и младшие школьники знакомятся с громким и тихим звучанием музыкального инструмента сначала в положении стоя или сидя около него и выполняют мягкие движения флажками вниз — на тихое звучание и более сильные взмахи флажками над собой — при громком звучании. Вместо флажков можно использовать барабан, бубен, обруч, ленту. Затем упражнение усложняется. Дети выполняют задания с предметами в процессе ходьбы, бега, подскоков. Например, при сильном звучании инструмента дети идут по кругу, размахивая флажками, при тихом — останавливаются, прячут их за спину.

Различное звучание можно обозначить и шагами: на громкое звучание дети идут на полных ступнях, на тихое — на носках. Наконец, предлагается одно звучание для ног, другое — для рук, связанное со сменой силы звучания. Даются упражнения с разными построениями. Это приучает детей работать в коллективе.

Упражнения, предложенные З.Е. Пуниной.

1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.

2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.

3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку — идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.

4) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.

5) Детей делят на группы по 3—4 человека. Они расходятся по своим домам (углы зала). У каждого есть палка, изображающая лошадь. На громкую музыку дети скачут на лошадях друг за другом по кругу, на тихую музыку — идут в свои дома. С возобновлением громкой музыки — опять скачут по кругу.

Для старших школьников, подростков и взрослых характер упражнений усложняется по форме построения (поочередные и групповые вступления при смене силы звучания).

6) Построиться тройками и на громкое звучание идти по кругу, на тихое — останавливаться. Средние из троек проходят на носках через все ворота, образованные руками крайних. С возобновлением громкого звучания все опять идут тройками по кругу.

7) Построиться в два круга: внешний (4—5 человек) и внутренний (7—8 человек) (во внутреннем большее число). Внешнему кругу дается большой резиновый или волейбольный мяч, а внутреннему — малый резиновый мяч. На громкую музыку внешний круг перебрасывает свой большой мяч.

На тихое звучание музыки малый мяч передают по внутреннему кругу, а внешние в это время прекращают переброску. На остановку в звучании музыки занимающиеся меняются местами.

8) Все стоят в кругу. Рассчитаться на «первый-второй». На громкое звучание музыки, взявшись за руки, занимающиеся идут по кругу, на тихое звучание музыки вторые номера входят в середину, образуя внутренний круг.

Оба круга идут на носках в разных направлениях. На громкое звучание музыки внутренний круг входит обратно во внешний, образуя большой круг.

9) Все стоят в две шеренги, на расстоянии 6—7 шагов друг против друга, раздвинув ноги на ширину плеч. У каждого в правой руке обруч, за который одновременно держится левой рукой сосед справа. Образуется неразрывная цепь людей с обручами в руках. На тихое звучание музыки шеренги качаются вправо, затем — влево, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую. С переходом на громкое звучание музыки занимающиеся перебрасывают обручи с одной шеренги в другую по воздуху, причем каждый бросает тот обруч, за который он держался правой рукой. На тихое звучание музыки возобновляется покачивание.

10) Все слушают музыку с контрастными по силе звучания частями. После прослушивания занимающиеся дирижируют, делая руками сильные взмахи при громком звучании музыки и слабые — при тихом.

В работе по воспитанию умения регулировать мышечный тонус можно выделить общеразвивающих и коррекционные упражнения. Обще развивающие упражнения, помимо всестороннего воздействия на организм, развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, ног, рук. Эти упражнения многообразны. По характеру выполнения их можно разделить на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты и пр.) и без предметов. В упражнениях с предметами развиваются сила движений, ловкость, четкость, быстрота реакции, глазомер. Особое внимание следует уделить упражнениям с мячами. Используются мячи всех размеров: большие (при отталкивании подвешенного мяча), средние (при перекатывании и ловле), малые (при выполнении бросков, передаче по ряду и переносе). В этих движениях чередуется напряжение и расслабление, снимается излишнее напряжение с мышц, когда упражнение уже усвоено на уровне двигательного навыка.

Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития равновесия, формирования правильной осанки. Упражнения по подтягиванию на руках, лежа на животе, на гимнастической скамейке и наклонной доске; лазанье по гимнастической стенке; перелезание через скамейки; пролезание между рейками лестничной пирамиды или вышки укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, исправляют осанку. Чувство равновесия развивается при ходьбе, беге, прыжках, метании и в ходе других упражнений. К ним относятся упражнения на уменьшенной площади опоры (дорожке из канатов, доске); опору можно изменять по высоте (наклонная доска, скамейка), по подвижности (мостик — качалка), по расположению в пространстве (горизонтальная или наклонная доска или скамейка). Эти упражнения выполняются под спокойную, умеренную музыку с выраженными акцентами, указывающими на начало и окончание движения. В качестве специальных средств тренировки равновесия используется следующее: кружение на месте переступанием, с последующим приседанием по звуковому сигналу, а также остановка во время ходьбы и бега по звуковому сигналу, подпрыгивание на месте с поворотами, перешагивание через предметы (кубики, палки, рейки, канат)

Упражнения и игры. Вращение кистями рук вверху (3—5 сек.) — напрягая мышцы рук и верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз — расслабление. Повторить 2—3 раза.

Кружение на месте, руки да поясе (4—6 поворотов).

Притопывания ногами, руки за спиной — мышцы напряжены(5—8 сек.), руки опущены, исходное положение — основная стойка, мышцы расслаблены.

Топтание на канате, стоя поперек него (15—20 сек.) — ноги напряжены, соскок с каната на пол — расслабление.

Прыжки обеими ногами на месте, в 8 и 16 тактах на вторую четверть — хлопок руками над головой.

Стоя в кругу, свободно покачивая руками впереди назад (8 тактов). Покачивание правой ногой — руки в стороны (4 такта), левой ногой — руки в стороны (4 такта).

1) Игра с водой. (Старинная французская мелодия.)

Дети, опустившись на колени и сидя на пятках, располагаются свободно лицом водном направлении, руки лежат на коленях. (Тренированные дети могут делать упражнение лежа на животе («как рыбки»). 1—2 такты: дети отводят плавно руки назад, сводя лопатки и слегка откидываясь туловищем назад. 3—4 такты: дети приводят руки в исходное положение, как бы захватывая воду кистями рук. 5—8 такты: повторение движений. 9—12 такты: дети кистями рук, поочередно правой и левой, бьют по воображаемой воде, так, чтобы брызги летели во все стороны. 13—16 такты: движение рук назад и вперед, как в начале упражнения.

2) Галоп и высокий бег. (Музыка Д. Кабалевского.)

Дети делятся на подгруппы. Такты 1—8: дети легко и стремительно движутся галопом. Такты 9—16: дети движутся высоким бегом, немного откинув туловище назад и высоко поднимая ноги в коленях. Шаг равен одной четверти. Такты 17—24: снова стремительный галоп. С последним аккордом — четкая остановка прыжком с одной ноги на две. Характер движений должен отразить динамичность и легкость музыкального звучания.

3) Бабочки. 1—3 такта: прилетает бабочка—дети движениями изображают бабочку: описывают круг руками снизу вверх, соединяя вверху ладони тыльной стороной (1 такт), затем описывают руками круг сверху вниз (2 такт) и плавно вытягивают вперед руки ладонями вверх (3 такт) — это бабочка показывает свои усики. 4—6 такты: прилетает вторая бабочка (повторяются движения 1 —3 тактов). 7—12 такты: прилетают третья и четвертая бабочки (повторяются движения 1—3 тактов). 13—14 такты: руки постепенно поднимаются, кисти рук колышутся: бабочки поднимают крылышки. 15 такт: руки плавно опускаются. 16—18 такты: повторяются движения 13—15 тактов. 19 такт: руки плавно поднимаются, кисти слегка отстают. 20 такт: руки плавно опускаются. 21—22 такты: повторяются движения 19—20 тактов. 23—26 такты: дети поднимают и опускают руки, затем разбегаются в разные стороны — бабочки разлетаются. Музыка повторяется, дети тоже повторяют движения, стоя врассыпную. На 23—26 такты дети кружатся.

Музыка заканчивается, дети приседают — бабочки покружились и сели на цветок.

4) Пружинки (для старшей группы). (Русская народная мелодия «Посеяли девки лен». Автор упражнения — С. Руднева.)

Исходное положение: руки на поясе. Такты 1—4 (пиано; на «раз» и на «два» каждого такта дети исполняют небольшое полуприседание, на «и» выпрямляют колени. Между движением вниз и вверх остановок не делают. Движение легкое, пружинистое, плясового характера. Такты 5—8 (форте). Дети легко подпрыгивают на месте на двух ногах (по два прыжка на такт). При приземлении колени слегка сгибаются.

Упражнение прививает детям навыки правильного исполнения бега, прыжков, подскоков, плясовых движений (навыки пружинящего движения).

При показе и исполнении упражнения педагог обращает внимание детей на легкий, плясовой характер музыки и движения, увеличение силы движения с усилением звучания музыки.

5) Легкие и тяжелые руки. (Венгерская народная мелодия.)

Дети стоят в колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть музыки и ее повторение: такты 1—2: плавный подъем рук вперед до уровня плеч и опускание рук вниз и за спину. Такты 3—4, 5—6, 7—8: повторение движений I—2 тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9— 12: сильное качание рук вперед и назад до уровня плеч. Колени слегка пружинят, руки сжимаются в кулаки. Такты 13—16: плавный подъем рук и опускание вниз и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального звучания соответствует усиление и ослабление мышечного напряжения.

Этим упражнением воспитывается умение менять мышечный тонус.

6) Качание рук и мельница. (Английская народная мелодия. Автор упражнения — Е. Дубянская.)

Дети стоят, свободно расположившись по всей комнате так, чтобы не задевать друг друга при движении рук. И.п. — руки подняты в стороны. Такты 1 —8: дети качают руками перед корпусом, на нечетных тактах скрещивая их перед грудью, на четных — взмахивая в стороны. Такты 9—16: «мельница» — на каждый такт дети взмахом описывают руками большие круги: вперед — вверх и назад — вниз.

Упражнение совершенствует навыки махового движения. Внимание детей направляется на различный ритм первой и второй частей мелодии.

(Автор упражнения — С. Руднева. Музыка Т. Ломовой «Мельница».) Дополнительно к задачам 1 варианта: учить детей постепенно увеличивать силу и размах движения с усилением звучания музыки.

Расположение детей то же. Такты 1—8: дети легко раскачивают руками: на нечетные такты — вперед, на четные — назад. Такты 9— 12: исполняют круговые взмахи вперед — вверх при легком пружинящем сгибании колен. Такты 13—15: с каждым взмахом дети усиливают движение, одновременно пружинящим движением приподнимаясь на носки. После последнего взмаха вперед — вверх (на «раз» 16-ого такта) медленно и плавно опускают руки в стороны и вниз.

Игры, регулирующие мышечный тонус.

Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8.)

Дети сидят на полу, будто бы на берегу реки, руки опущены, играют водой: плавно разводят руки в стороны и назад, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад, затем возвращаются в исходное положение, будто захватывая воду кистями рук.

Кистями рук легко бьют по воде. Темп плавных движений устанавливают сами дети. Педагог напоминает им, как приятно летом играть теплой водой, как она блестит на солнце, активизируя тем самым воображение детей и помогая им спять напряжение. Движения должны быть выразительными и искренними.

Ветерок и ветер. (Музыка Л. Бетховена.)

Дети свободно располагаются по всей комнате, лица повернуты в одну сторону так, чтобы поднятые в стороны руки не касались соседей.

1)«Ветерок слабо колышет ветви деревьев (кустов)» — дети переводят перед собой обе руки то вправо, то влево, постепенно поднимая их впереди вверх. Движения плавные.

2) То же самое, но с поднятыми вверх руками.

3) «Поднялся ветер» — дети сильно бросают руки то вправо, то влево.

4) «Ветер улегся» —дети повторяют движения № 1, постепенно опуская руки вниз.

Упражнение на снятие напряжения в плечах, локтях, кисти и пальцах:

«Листочки-пальчики должны слегка шевелится на ветру».

Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия.)

Дети сидят на стульях, упершись руками в бедра, локти в стороны и выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем выпрямляют подъем, касаются пола концами пальцев и приставляют ногу к другой ноге; то же левой ногой; тоже обеими ногами вместе.

Упражнение на раскрепощение голеностопного сустава.

Рисуем на песке.

Дети свободно размещаются в зале, садятся на пол со скрещенными ногами, руки свободно опущены вниз. Концами пальцев правой и левой руки Дети рисуют на песке (над полом): длинную прямую линию. Плавно отводят правую руку вправо, затем приводят руку в исходное положение; то же левой рукой в левую сторону; правой рукой, отведя ее вправо и назад, рисуют закругленную линию, стараясь провести ее как можно дальше назад, корпус и голову поворачивают вправо, глаза следят за движением руки; то же движение в обратном направлении; то же движение исполняется левой рукой в левую сторону; дети рисуют перед собой любые мелкие узоры по своему выбору. По окончании руки свободно висят внизу.

Эти упражнения снимают напряжение в плечах, корпусе, шее.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.