Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности авторско-правового режима произведений изобразительного искусства, произведений архитектуры.





 

ПИИ: живописи, скульптуры, графики, фотографические произведения и другие. Под ПИИ понимаются произведения живописи, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на различных предметах или из различных материалов. Кроме того, в пункте 7 данной статьи указано, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 ст. 1259 ГК РФ. То есть, часть произведения выражена в какой-либо объективной форме, в том числе в форме изображения.

В связи с этим в теории и юридической практике возникают вопросы о признании таких элементов (название, персонаж, образ) того или иного авторского произведения в качестве самостоятельных объектов авторского права.

Автором ПИИ признаётся гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Авторы произведений являются первичными субъектами авторского права. «Под субъективным авторским правом следует понимать совокупность конкретных правомочий по использованию и распоряжению (определению юридической судьбы) произведения».

Автору ПИИ принадлежат следующие права:

¾ исключительное право на произведение;

¾ право авторства;

¾ право автора на имя;

¾ право на неприкосновенность произведения;

¾ право на обнародование произведения;

¾ право на отзыв;

¾ право доступа к произведению;

¾ право следования;

Исключительное право на произведение – это прежде всего, право на использование объекта интеллектуальной собственности, в данном случае, объекта авторского права. Исключительное право может принадлежать как автору, так и наследникам автора, правообладателям авторского права на произведение в силу закона или договора.

ГК РФ устанавливает исчерпывающий перечень видов использования произведения:

· воспроизведение;

· переработка;

· распространение;

· публичный показ;

· публичное исполнение;

· сообщение для всеобщего сведения;

· доведение для всеобщего сведения;

· импорт;

· прокат.

Право авторства – это личное неимущественное право автора признаваться автором произведения. Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения. Опираясь на право авторства, автор защищает свои права и интересы в случае присвоения авторства др. лицом или если авторство приписывается другому лицу

Право на имя – это субъективное личное неимущественное право автора использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под псевдонимом или без указания имени.

Право на неприкосновенность произведения и защиту от искажений – это тоже личное неимущественное право автора, которое формулируется законодателем следующим образом. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). При использовании произведения после смерти автора лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определённо выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме (пункт 1 ст. 1266 ГК РФ).

Право на обнародование произведения. «Автору принадлежит право на обнародование своего произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путём его опубликования, публичного показа …» (п. 1 ст. 1268 ГК РФ). Данное субъективное право, имеющее разовый характер, то есть, оно может быть реализовано только один раз, тем не менее, имеет особое значение для художников – авторов произведений изобразительного искусства.Показ изображения картины или скульптуры на телеэкране – это публичный показ».

Праву на обнародование произведения корреспондирует право на отзыв при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причинённых таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве.

Право на распространение произведения путём продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров.

Право доступа (ст. 1292 ГК РФ). Данное правомочие отнесено законодателем к категории иных прав и принадлежит исключительно автору ПИИ. Автор ПИИ вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

И, наконец, особое имущественное право, предоставленное авторам произведений изобразительного искусства – это право следования. В случае отчуждения автором произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродажи соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ (пункт 1). Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

 

АРХИТЕКТУРА

В области архитектурной деятельности к объектам авторского права можно отнести: здания, сооружения, садово-парковые комплексы, интерьеры, архитектурные проекты; чертежи; изображения; макеты; карты. При этом такие объекты обязательно должны носить творческий характер и быть выражены в объективной форме. Отдельные идеи, концепции, архитектурные замыслы и решения, не воплощенные на материальном носителе, не подлежат правовой защите. Также важно отметить, что проектная документация на строительство сама по себе не является объектом авторского права. Правовой охране авторским правом будет подлежать только ее часть в виде архитектурного проекта как воплощение творческого замысла автора.

Среди имущественных авторских прав (исключительных прав) выделяют право использования произведения путем его воспроизведения, распространения, публичного показа, переработки, разработки документации для строительства, практической реализации архитектурного проекта и т.д.

Такие права могут быть как переданы третьим лицам во временное пользование по модели лицензионного договора, так и отчуждены навсегда. На практике чаще всего заключаются смешанные договоры, которые сочетают в себе элементы договора подряда на выполнение проектно-изыскательских работ, а также лицензионного договора либо договора об отчуждении исключительного права на произведение. Особенно важно при заключении подобного рода договоров прямо предусмотреть, отчуждаются ли исключительные права раз и навсегда третьему лицу или просто передаются в пользование на определенное время. В случае, если исключительные права передаются в пользование без намерения отчуждения, целесообразно предусмотреть в договоре срок и способы такого использования. Имеет смысл также детально урегулировать вопросы о том, разрешает ли автор впоследствии вносить изменения в архитектурный проект, а также созданный на основании него архитектурный объект.

Как имущественные, так и неимущественные авторские права не зависят от права собственности на материальный носитель, в котором выражено соответствующие произведение. Это означает, что, по общему правилу, передача кому-либо экземпляра архитектурного проекта не влечет за собой автоматического перехода к приобретателю всех авторских прав на это произведение.

Обладатель авторских прав имеет право требовать от всех третьих лиц воздерживаться от внесения каких-либо изменений или дополнений в его произведение, реализуя при этом право на неприкосновенность произведения. Так, согласно статье 20 закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» изменение архитектурного проекта при разработке документации для строительства или при строительстве архитектурного объекта производится исключительно с согласия автора архитектурного проекта.

Проблема защиты прав автора на неприкосновенность произведения стоит особенно остро в ситуациях, когда уже в процессе проектирования объектов строительства или разработки рабочей документации по тем или иным причинам принимается решение изменить или доработать уже имеющийся архитектурный проект, но уже без привлечения автора.

В таких ситуациях необходимо иметь в виду, что творческие концепции архитекторов, воплощенные в макетах, проектах, изображениях или чертежах, также относятся к объектам авторских прав и подлежат защите. Таким образом, внесение изменений в проекты, чертежи и макеты, их воспроизведение допустимо только в том случае, если автор прямо выразил на это свое согласие, например, включил это в условия договора с заказчиком.

Даже на стадии строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию автор макетов, чертежей и проектов имеет право на защиту своих произведений от изменений. При этом использование в процессе строительства иных строительных материалов и техники, нежели те, которые были предусмотрены автором проекта, если это не отразится на внешнем облике архитектурного объекта, не будет являться нарушением авторских прав архитектора.

Осуществление реконструкции, перепланировки или перестройки уже готовых зданий, существенно изменяющих задумку автора, допускается, если иное не предусмотрено в договоре, только с согласия автора архитектурного проекта. В противном случае будет иметь место нарушение авторских прав на неприкосновенность произведения, что позволит автору заявить требование о приведении архитектурного объекта в первоначальный вид либо выплаты компенсации за нарушение права.

Если же собственник здания или иного архитектурного объекта выразит желание полностью его уничтожить, то автор уже не сможет этому воспрепятствовать, так как за собственником архитектурного объекта закреплено право распоряжаться им как материальным носителем произведения любым образом. Это объясняется тем, что существование авторских прав не зависит от материального носителя, в котором они выражены, в связи с чем уничтожение здания не влечет за собой уничтожение самого объекта авторского права.

Помимо права автора на неприкосновенность произведения, которое является неотчуждаемым, существует также исключительное право на переработку произведения. Это право может быть беспрепятственно передано по договору. В случае предоставления права на переработку третьему лицу, оно может без получения последующего согласия автора (правообладателя) создавать новые произведения на основе уже существующего.

 


 

Служебное произведение.

Служебным произведением является произведение науки, литературы и искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Основаниями для придания П статуса служебного являются два условия.

Первое – наличие трудовых отношений между работником и работодателем.

Второе– оно должно быть создано в пределах трудовых обязанностей работника.

Подтверждением создания П в пределах трудовых обязанностей являются:

- трудовой договор, где прописаны основные обязанности работника;

- содержание должностной инструкции, предусматривающей в качестве обязанностей работника в т.ч. и создание соответствующих произведений;

- иные документы, принятые работодателем в целях развития и дополнения положений трудового договора.

Создание работником, хотя и состоящим в штате организации, произведения, не связанного с его трудовыми обязанностями, не позволяет относить его к служебным.

По общему правилу автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан этот результат. В отношении служебного произведения его автором является работник (интересно, что в ряде зарубежных стран, например в Великобритании и США, автором служебного произведения признается работодатель).

Исключительное (имущественное) право на служебное П принадлежит работодателю, если трудовым Д или иным Д между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Работнику, как автору, создавшему произведение, принадлежат личные неимущественные права на служебное произведение, а именно:

- право авторства – право признаваться автором произведения;

- право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно);

- право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажения – недопущение без согласия автора внесения изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии со ст. 152 ГК РФ (п. 2 ст. 1266 ГК РФ);

- право на обнародование произведения – право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю или любым другим способом (п. 1 ст. 1268 ГК РФ).

Личные неимущественные права неотчуждаемы и непередаваемы (в т. ч. при передаче или переходе к другому лицу исключительного права на произведение, или при предоставлении права использования произведения), отказ от них ничтожен. Указанные права охраняются бессрочно.

Кроме того, работнику как автору служебного произведения дополнительно принадлежит право на вознаграждение Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование этого произведения или передаст исключительное право на него другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Право на вознаграждение сохраняется у работника и тогда, когда работодатель принял решение об оставлении служебного П в тайне и по этой причине не начал его использование в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора – судом.

Какой-либо обязательной регистрации произведений, являющихся объектами авторского права, как и прав на них, закон не предусматривает.

Работодатель вправе использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (независимо от того, используется П в целях получения прибыли или нет), в т.ч.:

1) воспроизводить П (изготавливать экземпляры П или его части в любой матер. форме);

2) распространять П путем продажи или иного отчуждения его оригиналов или экземпляров;

3) публично показывать произведение;

4) импортировать оригинал или экземпляры произведения;

5) осуществлять прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) осуществлять публичное исполнение произведения;

7) сообщать в эфир;

8) сообщать по кабелю;

9) осуществлять перевод и другую переработку П (создание производного произведения, т.е. обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.п.);

10) осуществлять практическую реализацию архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доводить произведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

Работодатель также вправе распоряжаться исключительным правом на П, в частности:

1) путем отчуждения этого права по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права);

2) путем предоставления другому лицу права использования П (лицензионный договор).

исключительное право на произведение будет принадлежать не работодателю, а автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда произведение было предоставлено в его распоряжение:

- не начнет использование этого произведения,

- не передаст исключительное право на него другому лицу или

- не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

после истечения трехлетнего срока, предусмотренного для использования служебного произведения, работодатель вправе:

- использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах;

Например, киностудия вправе использовать для постановки фильма костюмы, созданные по ее заказу, но для издания каталога указанных костюмов потребуется разрешение автора в том случае, если это не было предусмотрено служебным заданием.

- обнародовать такое произведение (если договором между ним и работником не предусмотрено иное).

При этом работник как автор может использовать служебное произведение и способами, не обусловленными целью служебного задания, и способами, обусловленными целью задания, но выходящими за его пределы.

Работодатель при использовании служебного произведения может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания (абз. 2 п. 3 ст. 1295 ГК РФ).

27. Личные неимущественные права авторов произведений (понятие, виды, содержание).

Личные неимущественные права включают в себя:

¾ право авторства (право признаваться автором произведения);

¾ право на имя (право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно);

¾ право на обнародование (право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

По степени связанности личных неимущественных прав с имущественными правами обладателей этих прав различают:

¾ личные неимущественные права, связанные с имущественными;

¾ личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Ст. 1251 ГК РФ устанавливает, что в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем:

¾ признания права,

¾ восстановления положения, существовавшего до нарушения права,

¾ пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения,

¾ компенсации морального вреда,

¾ публикации решения суда о допущенном нарушении.

 

+ лекции


 

28. Исключительное право на произведение (понятие, структура, содержание).

ИП на произведение представляют собой имущественные права. Если произведение создано несколькими авторами при совместном творческом труде, то все соавторы данного произведения также приобретают весь комплекс ИП на созданное произведение. ИП на произведение не регистрируются, а возникают непосредственно сразу после создания данного произведения.

ИП возникают на произведения, в том числе, созданные в соавторстве:

· если они обнародованы на территории России;

· если они не обнародованы, но выражены на определенном носителе в объективной форме и находится на территории страны (в этом случае исключительными правами могут обладать и соавторы, которые не являются гражданами РФ);

· если произведение было создано гражданином РФ, но оно обнародовано за пределами страны, либо же не обнародовано, но выражено в конкретной материальной форме.

Подразумевается возможность всех соавторов произведения воспользоваться принадлежащими им ИП на равных. В то же время, все соавторы произведения имеют право заключить между собой соглашение в письменном виде о том, как и в каком порядке будет происходить использование ИП на произведение и в каком объеме. Этим же соглашением может быть предусмотрено, по какому порядку будет происходить распределение прибыли между всеми соавторами данного объекта интеллектуальной деятельности.

Соавтор произведения имеет следующие исключительные права на него:

· право использования по своему усмотрению не запрещенными законом способами;

· право разрешать или запрещать использование произведения другими лицами;

· право распоряжаться своими ИП и извлекать из них материальную выгоду.

Правовая защита интеллектуальных прав авторов и иных правообладателей произведений проявляется в том, что:

1. Авторы и иные правообладатели наделяются рядом правомочий, закрепленных законом;

2. В случае нарушения прав авторов и иных правообладателей третьи лица привлекаются к юридической ответственности.

3. Правомочия правообладателей

4. Правомочия правообладателей законодатель дифференцирует на:

5. Личные правомочия (данные права являются неимущественными и неотъемлемыми от личности автора произведения и не могут быть переданы иным лицам, даже при наличии желания самого автора).

6. Исключительные правомочия (данные права являются имущественными и могут отчуждаться или передаваться во временное пользование третьим лицам.

Первичным правообладателем как личных, так и ИП является автор или соавторы, за исключением случаев, когда автор передает третьим лицам ИП еще до создания произведения в рамках трудового договора (работодателю) или по договору авторского заказа (заказчику).

ИП могут легально перемещаться в гражданском обороте следующим образом:

· Передаваться по договору автором третьему лицу до создания произведения.

· Отчуждаться от автора или иного правообладателя (работодателя, заказчика или вторичного правообладателя) по договору отчуждения исключительных прав.

· Передаваться во временное пользование третьим лицам в рамках лицензионного Д.

· Переходить от правообладателя к третьему лицу по договору в качестве залога.

· Переходить по наследству к наследникам правообладателя.

· Использоваться третьими лицами безмозмездно при наличии письменного согласия автора или иного правообладателя.

· Использоваться третьими лицами безвозмездно и без наличия согласия правообладателя, если истек срок правовой охраны исключительного права, поскольку срок правовой охраны произведений является ограниченным (срок охраны истекает, когда со смерти автора произведения прошло семьдесят лет).

Все остальные случаи использования исключительных прав третьими лицами будут являться незаконными и нарушители будут привлекаться к юридической ответственности.

Ответственность нарушителей исключительных прав предусмотрена статьей 1301 Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой, в случае нарушения имущественных прав правообладателей произведений, правообладатель имеет право обратиться в суд и заявить следующие исковые требования:

1. Признать исключительные права правообладателя;

2. Восстановить положение, которое существовало до момента нарушения прав правообладателя;

3. Пресечь действия нарушителя, которые ущемляют или создают угрозу ущемления прав правообладателя;

4. Изъять, находящиеся в гражданском обороте материальные носители, на которых запечатлено или с которых производится воспроизведение произведения (данный иск может быть направлен к продавцам, изготовителям, перевозчикам, импортерам и экспортерам, хранителям, иным нелегальным распространителям произведения, а также к недобросовестным покупателям.

5. Опубликовать решение суда о факте нарушения исключительных прав с указанием их настоящего правообладателя;

6. Возместить убытки или выплатить компенсацию правообладателю в связи с незаконным использованием произведения третьим лицом.

Правообладатель вправе по своему выбору требовать с нарушителя либо возмещения убытков, либо компенсации, наряду с исковыми требованиями указанными в пунктах 1-5.

Законодатель также закрепляет правила об определении размера компенсации:

· По усмотрению судебного органа сумма такой компенсации может быть от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей;

· Двукратный размер стоимости экземпляров произведения;

· Двукратный размер стоимости использования исключительного права на произведение, исходя из стоимости его правомерного использования.

Особо следует отметить, что законодатель предусматривает более суровые меры ответственности для субъектов предпринимательской деятельности - возможность ликвидации юридических лиц и лишение правового статуса индивидуальных предпринимателей.

Общий срок охраны исключительных прав составляет 70 лет, следующих за смертью автора или последнего из соавторов произведения. По истечению этого срока, правовая охрана автоматически прекращается, а бывший объект авторских прав передается в общественное достояние.

Переход объекта авторского права в общественное достояние означает, что с этого момента его можно свободно использовать любым незапрещенным способом и бесплатно, то есть ни согласия правообладателей, ни выплата им вознаграждения не требуется.

В соответствии со статьей 1256 ГК, ИП возникают на следующие произведения:

1. Обнародованные на территории России, независимо от гражданства их правообладателей,

2. Необнародованные, но существующие в объективной форме в РФ, независимо от гражданства их правообладателей,

3. Обнародованные за пределами РФ, если правообладатели являются гражданами РФ,

4. Необнародованными, но существующими в объективной форме за пределами РФ, если правообладатели являются гражданами РФ,

5. Обнародованными за пределами РФ, если правообладатели не являются гражданами РФ, но у России существуют соответствующие международные договора,

6. Необнародованными за пределами РФ и существующие в объективной форме, если правообладатели не являются гражданами РФ, но у России существуют соответствующие международные договора,







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.