Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Любая сенсорная система выполняет ряд функций. Одной из основных функций сенсорной системы является кодирование информации.





Задача №1

Вариационная пульсометрия используется для оценки функционального состояния организма.

Вопросы:

1. С помощью какого метода исследования проводится вариационная пульсометрия? (ЭКГ)

2. Какие отведения существуют для регистрации электрокардиограммы? (стандартные, грудные, усиленные от конечностей)

3. Являются ли стандартные отведения биполярными? (Да)

4. Являются ли грудные отведения биполярными? (нет)

5. Каков порядок фиксации электродов для регистрации ЭКГ в стандартных отведениях? (правая рука – красный, левая рука – желтый, левая нога – зеленый, правая нога – черный (заземление))

 

Задача №2

Регистрация электрокардиограммы позволяет оценить возникновение и распространение возбуждения по сердцу во времени.

Вопросы:

1. Можно ли по ЭКГ оценить положение сердца в грудной клетке? (Да)

2. Какая структура в сердечной мышце является генератором возбуждения? (Проводящая система сердца: атипическая мускулатура)

3. Способен ли рабочий миокард выполнять роль пейсмекера? (Нет)

4. Какой показатель ЭКГ является коррелятом нормально расположенной оси сердца? (R II = R I + R III)

5. Назовите компоненты ЭКГ? (зубцы PQR, STU; сегменты: PQ, ST; интервалы: зубец + сегмент: PQ, QT, TP, RR)

 

Задача №3

Психофизиология – наука о нейрональных механизмах психических процессов и состояний организма.

Вопросы:

1. В чем заключается принцип адекватности психофизиологии? (Сложность объекта исследования предопределяет и сложность методов его исследования. Р. Эшби 1964г.)

2. Какова схема исследования психофизиологических параметров? (Человек – нейрон – модель)

3. Перечислите основные методы психофизиологического исследования? (Регистрация ВП, НА, ЭЭГ, МЭГ, ПЭТ, ЭМГ, ЭКГ, реография)

4. Является анализ целостных форм психической деятельности задачей психофизиологии? (да)

5. Является ли анализ кривой сокращений целостной мышцы на раздражение возрастающей силы основной задачей психофизиологии? (нет)

Задача №4

Реография – неинвазивный метод исследования кровообращения, основанный на регистрации изменений параметров пульсовой волны, вызванный сопротивлением стенки сосуда при пропускании электрического тока.

Вопросы:

1. Назовите два способа фиксации электродов для регистрации реограммы. (Биполярный, тетраполярный).

2. В какой зависимости находятся изменения электрического сопротивления тканей и их кровонаполнение? (Чем больше приток крови к ткани, чем меньше ее сопротивление)

3. Можно ли использовать метод реографии для исследования сосудов конечностей, легких, челюстно-лицевой области, мозга? (Да)

4. Справедлив ли термин «Реоэнцефалография»? (Да)

5. Какой препарат используют при реографии сосудов мозга? (Нитроглицерин)

 

Задача №5

Электрокардиография – метод исследования сердечной деятельности, основанный на регистрации и анализе суммарного электрического потенциала возникающего при возбуждении сердца и отводимого от поверхности тела человека.

Вопросы:

1. Какой процесс отражается при формировании на ЭКГ зубца «Р»? (возбуждение предсердий)

2. Какой процесс является коррелятом зубца «Т»? (реполяризация желудочков)

3. Каким образом можно рассчитать частоту сердечных сокращений (ЧСС) по ЭКГ? (Вычислить среднюю величину R-R интервала и рассчитать по формуле ЧСС = 60/ R-Rср)

4. Должна ли быть постоянной величина R-R интервала при нормальной работе сердца? (нет)

5. Что такое ВРС? (Вариабельность ритма сердца)

 

Задача №6

В норме при хороших адаптационных возможностях сердечно-сосудистой системы организма интервал между двумя последующими сокращениями все время меняется.

Вопросы:

1. Как называется эта изменчивость? (ВРС – вариабельность ритма средца)

2. Что такое вариационный размах R-R интервалов (ΔХ)? (Разница между максимальными значениями R-R интервала в выборке)

3. Что такое мода (Мо)? (Наиболее часто встречающееся значение интервала в выборке)

4. Что такое амплитуда моды (Амо)? (число значений R-R интервалов, соответствующее моде, выраженное в % к общему количеству R-R интервалов)

5. Является ли ΔХ, Мо или АМо интегральными индексами статистических показателей вариационной пульсометрии? (Нет)

 

Задача №7

Для количественной оценки вариационных пульсограмм рассчитывают производные, интегральные индексы.

Вопросы:

1. Перечислите интегральные индексы ля количественной оценки вариационных пульсограмм. (ИВР – индекс вегетативного равновесия, ИН – индекс напряжения, ВПР – вегетативный показатель ритма)

2. Что отражает индекс вегетативного равновесия (ИВР)? (Соотношение активности симпатических и парасимпатических отделов ВНС: чем выше ИВР – тем больше вклад симпатического отдела ВНС АМо/ΔХ)

3. Справедлива ли закономерность: чем выше величина ИВР, тем меньше влияние симпатического отдела ВНС? (Нет)

4. Можно ли судить о вегетативном балансе в случае регуляции сердечного ритма по величине ВПР (вегетативный показатель ритма)? (Да)

5. Уменьшается или увеличивается ВПР в случае доминирования парасимпатического отдела ВНС в регуляции сердечного ритма? (уменьшается)

 

Задача №8

Один из интегративных индексов вариационной пульсации – индекс напряжения – учитывает соотношения между параметрами сердечного ритма и отражает степень централизации процессов регуляции сердечной деятельности.

Вопросы:

1. Какова величина ИН (индекса напряжения) у хорошо тренированных лиц? (80 – 140; ИН=АМо/2 * ΔХ * Мо)

2. Как изменяются величины АМо (амплитуда моды) и ΔХ при увеличении тонуса симпатического отдела ВНС? (АМо – увеличивается, ΔХ – уменьшается)

3. Как изменяется величина ИН у симпатикотоников? (увеличивается)

4. Как изменяется величина ИН у людей с повышенным тонусом парасимпатической системы? (уменьшается)

5. Почему у людей с повышенным тонусом парасимпатического отдела ВНС уменьшается величина ИН? (ИН=АМо/2 * ΔХ * Мо; т.к. ΔХ и Мо увеличивается, а АМо уменьшается)

 

Задача №9

Энцефалография – метод регистрации электрических колебаний с поверхности черепа, отражающий суммарную, электрическую активности клеток мозга в каждый момент времени.

Вопросы:

1. Какие способы отведений ЭЭГ существуют? (I биполярные; монополярные; II – фронтальные, окципитальные, лобные, центральные, париетальные, темпоральные)

2. По каким основным параметрам оценивают деятельность мозговых структур при электроэнцефалографии? (по амплитуде и частоте колебаний)

3. Перечислите основные ритмы ЭЭГ? (α- β- γ- Δ- θ- ритмы)

4. Дайте характеристику α-ритма и укажите при каких состояниях организма он регистрируется? (8-13гц, 50-100 мкВ, в затылочных областях в спокойнмо состоянии с закрытыми глазами, при медитации, длительной монотонной деятельности.)

5. Что такое «реакция десинхронизации» при регистрации ЭЭГ? (Смена α-ритма β-ритмом, который имеет большую частоту 14-30гц и меньшую амплитуду – 5 –30мкВ)

 

Задача №10

В области гипоталамуса височной коры, в хвостатом ядре обнаружены группы нейронов, проявляющие свою активность при пищевом возбуждении.

Вопросы:

1. В каком случае проявляется реакция «нейронов цели» этих образований мозга на вид и запах пищи? (В случае пищевой мотивации)

2. При каких условиях в организме формируется пищевая мотивация? (При сдвиге констант питательных веществ в крови)

3. Какой тип ответов характерен для «нейронов ожидания» в латеральном гипоталамусе при пищевой мотивации? (пачечная активность)

4. Изменится ли активность «нейронов цели» и «нейронов ожидания» после сенсорного насыщения? (Да)

5. Изменится ли активность нейронов цели и ожидания после истинного насыщения? (Да)

Задача №11.

В период сессии рабочая нагрузка у студентов значительно возрастает, что влечет за собой изменение их функционального состояния.

Вопрос №1:

1) Что понимают под термином "функциональное состояние"?

Эталон ответа: это интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность.

Вопрос №2:

Какое функциональное состояние называют оптимальным?

Эталон ответа: при котором эффективность деятельности максимальная, а ее "физиологическая цена"- минимальная.

Вопрос №3:

По каким показателям можно оценивать функциональное состояние?

Эталон ответа: 1) по показателям деятельности через оценку ее эффективности; 2) по вегетативным показателям; 3) по показателям ЭЭГ; 4) по показателям основных психических процессов- мышления, восприятия, внимания; 5) по субъективным характеристикам.

Вопрос №4:

Какие структуры ЦНС относят к "системе продуктивной" и "системе непродуктивной активации"?

Эталон ответа: система продуктивной активации обеспечивает активацию деятельности с одновременным ростом ее успешности (таламус, РФ среднего мозга, симпато-адреналовая система). Система непродуктивной активации обеспечивает развитие отрицательных эмоциональных состояний, стресса, не сопровождающихся ростом успешности деятельности (миндалевидный комплекс, гипоталамус, гипофиз).

Вопрос №5:

Какова роль специфической и неспецифической активации нервных центров в формировании функционального состояния?

Эталон ответа: возбуждение сенсорных систем ведет к специфической активации нервных центров и повышению уровня бодрствования на короткий период. От специфических проекционных путей любая сенсорная информация по коллатералям доходит до РФ среднего мозга и неспецифических ядер таламуса, формируя неспецифические пути. Эти структуры являются одним из отделов модулирующих систем мозга, которые влияют на тонус коры и ближайшей подкорки и оптимизируют уровень функционального состояния в отношении выполняемой деятельности.

Вопрос №6:

Как изменяется функциональное состояние у студентов во время экзаменов?

Эталон ответа: происходит активация симпато-адреналовой системы, которая способствует мобилизации ресурсов организма для выполнения деятельности. Часто функциональное состояние студентов во время экзаменов можно назвать стрессовым, поэтому для него будут характерны все признаки стресс-реакции.

 

Задача №12.

Правитель Бухары Нух II был не старым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью- волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.

Вопрос№1:

Объясните, почему умер этот баран?

Эталон ответа: он умер от стресса.

Вопрос №2:

Что такое стресс?

Эталон ответа: стресс, по Г.Селье,-это неспецифический ответ организма на действие достаточно сильных неблагоприятных факторов- стрессоров.

Вопрос №3:

Какие виды стресса вы знаете?

Эталон ответа: 1) острый и хронический (в зависимости от времени действия стрессора), 2) физический (защита от воздействия физических факторов) и эмоциональный, или психогенный (защита от воздействия психогенных факторов, вызывающих отрицательные эмоции), 3) эустресс ("хороший стресс", защитные реакции протекают без потерь для организма, безболезненно) и дистресс ("чрезмерный стресс", защитные реакции протекают с ущербом для организма, ослаблением его возможностей) и т.д.

Вопрос №4:

Какой вид стресса имеет место в данном примере?

Эталон ответа: эмоциональный стресс, дистресс.

Вопрос №5:

Каково биологическое значение стресса?

Эталон ответа: он имеет адаптационную направленность, так как активирует защитные механизмы организма для предотвращения патогенного действия неблагоприятных факторов. В результате вырабатывается устойчивость к действию повреждающих факторов.

Вопрос №6:

Почему стресс называется неспецифической реакцией организма?

Эталон ответа: потому что в ответную реакцию организма вовлекаются одни и те же механизмы независимо от специфики действующего стрессора, а также вырабатывается устойчивость не только к данному стрессору, но и к другим неблагоприятным факторам.

Вопрос №7:

Почему, несмотря на то, что стресс-реакции способствуют выработке устойчивости организма к неблагоприятным факторам, животное все же погибло? Для ответа на этот вопрос вспомните стадии развития стресса по Г.Селье.

Эталон ответа: в данном случае имел место дистресс. Согласно Селье, в динамике общего адаптационного синдрома прослеживаются 3 стадии: 1) тревоги (происходит активная мобилизация адаптационных процессов в организме в ответ на всякое смещение гомеостаза при стрессе. Устойчивость организма к данному стрессору быстро возрастает; 2) резистентности (устанавливается повышенная сопротивляемость не только к действующему стрессору, но и к другим (неспецифический характер); 3) истощения (когда стрессор оказывается слишком сильным, как в ситуационной задаче, или длительно действующим, защитные приспособительные механизмы истощаются, снижается резистентность организма как к данному, так и к другим стрессорам, может наступить смерть.

Вопрос №8:

Какова роль психоэмоционального стресса в развитии соматической патологии? Попытайтесь проанализировать, вследствие каких нарушений могло погибнуть животное?

Эталон ответа: психоэмоциональный стресс- причина многих психосоматических заболеваний.Животное могло погибнуть от инфаркта миокарда, артериальной гипертензии, невроза, язвенных поражений ЖКТ и т.д. Часто причиноRй психоэмоционального стресса являются конфликтные ситуации, когда человек при наличии у него сильно потребности длительное время не может ее удовлетворить. При этом возникают отрицательные эмоции, они могут суммироваться и переходить в форму застойного воздуждения, которое сохраняется в ЦНС даже после устранения конфликтной ситуации. Такое застойное возбуждение приобретает способность генерализованной активации различных структур ЦНС, особенно коры больших полушарий, а также нейрогуморальным путем начинает оказывать нисходящее негативное влияние на соматовисцеральные функции организма.

Вопрос №9:

Что такое "стресс-реализующие системы организма"? Каково их значение?

Эталон ответа: это механизмы, участвующие в реализации адаптационных реакций организма, направленных на противодействие стрессору. К ним относятся: симпато-адреналовая система, адренокортикальный, соматотропный и тиреоидный механизмы.

Вопрос №10:

Что такое "стресс-лимитирующие системы организма"? Каково их значение?

Эталон ответа: это системы естественной профилактики стресса, механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакции или снижают ее побочные отрицательные эффекты. К ним относятся: ГАМК-эргическая система, эндогенные опиаты, простагландины, антиоксидантная система, парасимпатическая нервная система.

 

Задача №13.

В качестве индикаторов формирования эмоционально-стрессовых состояний в процессе выполнения производственной деятельности могут выступать изменения показателей вариабельности сердечного ритма (R-R интервалов), особенно у лиц, плохо адаптированных к данному виду деятельности. Для этого применяется метод вариационной пульсометрии, разработанный Р.М.Баевским. Он нашел широкое применение в физиологии труда и спорта, в космической медицине и других областях.

Вопрос№1:

В чем заключается суть данного метода?

Эталон Ответ: он основан на статистическом анализе кардиоинтервалов (изучается вариабельность R-R интервалов).Данный метод позволяет оценить соотношение симпатического и парасимпатического отделов В.Н.С. в регуляции сердечного ритма, а также влияние автономных и центральных механизмов на его управление. Записывают ЭКГ во II стандартном отведении. Берут для анализа 100 кардиоинтервалов. Измеряют временные значения каждого кардиоинтервала с учетом калибровки, затем их группируют по одинаковым временным значениям в 20 диапазонов и строят вариационные пульсограммы числовым или графическим способами. С помощью формул рассчитывают различные статистические показатели вариационной пульсометрии.

Вопрос №2:

Что такое мода? Что отражает этот показатель?

Эталон ответа: это диапазон значений наиболее часто встречающихся кардиоинтервалов. Указывает на уровень функционирования синусового узла.

Вопрос №3:

Что такое амплитуда моды? Что она отражает?

Эталон ответа: это число кардиоинтервалов, соответствующих диапазону моды. Отражает стабилизирующий эффект централизации управления ритмом сердца- влияние симпатической н.с.

Вопрос №4:

Что такое вариационный размах? Что отражает этот показатель?

Эталон ответа: это степень вариативности значений R-R интервалов (Xmax- Xmin). Отражает суммарный эффект регуляции ритма сердца вегетативной н.с.

Вопрос №5:

По какой формуле рассчитывается индекс напряжения и что он отражает?

Эталон ответа: ИН=АМо/2ΔX*Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом.

 

Задача №14

Стахановец за одну рабочую смену выдает 17 дневных норм продукции.

Вопрос №1

Что произойдет с его работоспособностью к концу года?

Эталон ответа: снизится.

Вопрос №2

Почему снизится его работоспособность к концу года?

Эталон ответа: развитие утомления.

Вопрос №3

Что такое утомление?

Эталон ответа: временное снижение работоспособности, вызванное предшествующей деятельностью.

Вопрос №4

Перечислите фазы утомления.

Эталон ответа: 1 – работоспособность практически не снижена, чувство усталости выражено незначительно, 2 – значительное снижение работоспособности, ярко выраженное чувство усталости, 3 – переутомление, работоспособность на нуле, чувство усталости сохраняется после отдыха.

Вопрос №5

Что такое ответа восстановление?

Эталон ответа: процесс возвращения показателей гомеостаза и структурных элементов организма к исходному состоянию.

Вопрос №6

Что такое сверхвосстановление?

Эталон ответа: возникновение повышенной работоспособности через некоторое время после работы.

Вопрос №7

В чем заключается гетерохронизм восстановительных процессов?

Эталон ответа: неодинаковая скорость восстановительных процессов различных систем организма.

 

 

Перечень ситуационных задач по теме:

«Психофизиология движения».

 

Задача №15

Склетные мышцы спинальной лягушки постоянно находятся в сосоянии некоторого тонического напряжения, однако перерезка передних или задних корешков спинного мозга привоит к исчезновению мышечного тонуса.

Почему?

Вопрос №1

Какую природу имеет мышенчный тонус?

Эталон ответа: мышечный тонус имеет рефлекторную природу.

 

Вопрос №2.

Какие прориорецептроры располагаются в скелетных мышцах?

Эталон ответа: в скелетных мышцах имеется 3 вида проприорецепторов: мышечные веретена, сухожильные рецепторы Гольджи, пачиниевые тельца, расположенные в фасциях, сухожилиях и связках.

Вопрос №3

Как расположено мышечное веретено в мышце?

Эталон ответа: мышечное веретено расположено в мышце параллельно экстрафузалльным мышечным волокнам.

Вопрос №4

Куда приходит возбуждение от первичных рецепторных окончаний при растяжении мышц?

Эталон ответа: возбуждение от первичных афферентов поступает ченрех задние рога спинного мозга и моносинаптически приходит к альфа мотонейронам.

Вопрос №5

Как прикрепляются рецепторы Гольджи к мышце?

Эталон ответа: сухожильные рецепторы Гольджи прикрепляются к мышце последовательно.

 

Задача №16

В сявзит с наличием моторных программ, запускаются действия, связанные с утоление голода и других биологических потребностей, а тапкже наличие движение в соответствии с инструкцией, прошлым опытом и обучением, возникло представление о двух системах инициации движения. Каких?

Вопрос №1

Что такое, по терминологии Конорского, «эмоциональный мозг»?

Эталон ответа: «Эмоциональный мозг» - это, по терминологии Конорского, лимбическая система мозга.

Вопрос №2

Что такое, по терминологии Конорского, «когнитивный мозг»?

Эталон ответа: «Когнитивный мозг», по терминологии Конорского, - это ассоциативная кора.

Вопрос №3

Все процессы управления движения можно представить тремя блоками. Какими?

Эталон ответа:

1.блок инициации движения включающий лимбическую систему и ассоциативную кору.

2. блок программирования движения,включающий мозжечок, базалные ганглии,моторную кору, таламус, спинальные и стволовые генераторы.

3. Блок исполнительный, включающий мотонейроны и двигательные единицы.

Вопрос №4

Через какие структуры действует «эмоциональный мозг»?

Эталон ответа:

Через прилегающее ядро и структуры базальных ганглиев.

Вопрос №5

На какие структуры оказывает влияние «когнитивный мозг»?

Эталон ответа: «Когнитивный мозг» оказывает влияние на хвостатое ядро базальных ганглиев и параллельно на мозжечок. Моторная кора получает сигналы от мозжечка и базальных ганглиев через таламус.

 

Задача №17

В опытах с регистрацией нейронной активности у обезьяны выяснили, что при выполнении ими заученных движений активность нейронов зубчатого ядра мозжечка на 10 мсек опережает изменение активности нейрона в моторной коре. О чем это говорит?

Вопрос №1

Почему поражение мозжечка ведет к дисметрии (плохому выполнению точных движений)?

Эталон ответа: Мозжечок обеспечивает временную избирательную настройку при выполнении любого двигательного акта.

Вопрос №2

Как влияет мозжечок на нейроны моторной коры?

Эталон ответа: Нейроны моторной коры находяттся под контролирующим влиянием мозжечка.

Вопрос №3

Что происходит с нейронами моторной коры при охлаждении мозжечка?

Эталон ответа: При охлаждении мозжечка импульсация нейронов моторной коры и соответствующее выученное движение запаздывали или вообще были невозможны.

Вопрос №4

Какую функцию в управлении движением выполняет мозжечок?

Эталон ответа: Мозжечок обеспечивает сохранение равновесия, поддержание позы, регуляцию мышечного тонуса, координацию движения.

Вопрос №5

Каким структурам принадлежит ведущая роль в программировании быстрых и медленных движений?

Эталон ответа: В программировании быстрых движений ведущая роль принадлежит мозжечку, медленных – базальным ганглиям.

 

Задача №18

«узнаю тебя я по походке», - принятое выражение, говорящее о том, что каждому человеку присуща своя индивидуальная походка. Что лежит в основе такого разнообразия походок?

Вопрос №1

Какие двигательные программы лежат в основе реализации различных походок?

Эталон ответа: Реализуются 2 программы – противофазная и синфазная. Различные комбинации этих программ лежат в основе реализации различных походок.

 

Вопрос №2

Что является главными элементами локоиоции?

Эталон ответа: Главными элементами локомоции являются центральные генераторы двигательных программ.

Вопрос №3

Какие функции выполняют центральные генераторы двигательных программ?

Эталон ответа: Центральные генераторы создают различные сокращения мышц конечности.

Вопрос №4

Что является основой генератора двигательных программ?

Эталон ответа: Основу генератора составляет сеть короткоаксонных нейронов, располагающихся в нескольких соседних сегментах спинного мозга.

 

Из чего состоит генератор двигательных программ?

Эталон ответа: Генератор состоит из нескольких полуцентров, оказывающих друг на друга реципрокные влияния (пример, сгибание и расгибание).

 

Задача №19

За запуск, поддержку, видоизменение или превращение двигательного акта отвечает сеть нейронов, которые в соответствии с их функциями были названы ……….?

 

Вопрос №1

Что такое «командные нейроны»?

Эталон ответа: Нейроны, возбуждение которых вызывает конкретный фрагмент поведения.

Вопрос №2

Какова роль командных нейронов в регуляции движения?

Эталон ответа: Роль командных нейронов состоит в запуске, прекращении или модуляции активности центральных генераторов двигательных программ.

Вопрос №3

Какие типы командных нейронов известны?

Эталон ответа: 1 тип – командные нейроны-триггеры. 2 тип – командные нейроны воротные.

Вопрос №4

Какую функцию несут команлные нейроны-триггеры?

Эталон ответа: Командные нейроны-триггеры только запускают двигательный акт.

Вопрос №5

Какую функцию выполняют командные нейроны воротные?

Эталон ответа: Командные нейроны воротные поддерживают или видоизменяют двигательные программы.

 

Задача №20

При определенном опыте и тренировке человека спортивные, профессиональные навыки и движения выполняются почти автоматически и очень быстро, в результате чего обратная афферентация, в том числе от проприорецепторов, перестает играть существенную роль. Какой механизм управления движением в данном случае используется?

 

Вопрос №1

Какие основные принципы используются для регуляции движения?

Эталон ответа: Регуляция движения строится на двух основных принципах: принцип сенсорных коррекций и принцип прямого программного управления.

Вопрос №2

На чем основан принцип сенсорных коррекций?

Эталон ответа: Принцип сенсорных коррекций основан на использовании обратной афферентации для непрерывного контроля и коррекции выполняеиого движения.

Вопрос №3

Для каких двигательных актов используется принцип программного управления?

Эталон ответа: Принцип прямого программного управления используется не только для врожденных двигательных актов и двигательных навыков, но и для осуществления произвольных и быстрых баллистических движений.

Вопрос №4

Каким отделам ЦНС принадлежит ведущая роль в построении новых моторных программ?

Эталон ответа: Ведущая роль в построении новых моторных программ принадлежит передним отделам коры больших полушарий(премоторной, префронтальной)

Вопрос №5

В каком соотношении находятся эти 2 принципа регуляции при выполнении движения?

Эталон ответа: Для многих видов движения управление может осуществляться одновременно двумя механизмами при равнои их соотношении.

 

21При изучении сенсорных систем применяются два методических подхода: эмпирический (объективный и субъективный или психофизиологический) и метод моделирования.

1. Что относится к объективным методам исследования сенсорных систем?

(К объективным методам изучения сенсорных систем относятся электрофизиологические, нейрохимические и морфологические исследования)

2. Что относится к субъективным методам исследования сенсорных систем?

(К субъективным методам изучения сенсорных систем относится изучение речевых ощущений и представлений, возникающих у субъекта)

3. В чем заключается метод моделирования?

(Метод моделирования заключается в создании моделей сенсорных систем – устройств, воспроизводящих строение и механизмы (в частности, нейронные) деятельности различных отделов сенсорных систем)

4. Какую особенность имеет субъективный метод при изучении деятельности сенсорных систем?

(Особенностью субъективного метода при изучении деятельности сенсорных систем является то, что ощущения у субъекта формируются с учетом его индивидуального опыта)

5. К какому методу изучения сенсорных систем относится определение абсолютного порога чувствительности И ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ АБСОЛЮТНЫМ ПОРОГОМ?

(Определение абсолютного порога относится к психофизиологическому методу изучения сенсорных систем. Абсолютным порогом чувствительности является минимальная сила раздражения, вызывающая ощущение)

 

ЗАДАЧА 28.

Изучая высшую нервную деятельность человека и животных, И.П.Павлов установил зависимость их психического отражения действительности в зависимости от способности реагировать на различные раздражители окружающей среды.

Вопрос 1. Сколько существует сигнальных систем?

Ответ. Существует две системы: первая и вторая.

К первой, по И.П.Павлову, относятся все раздражители окружающей среды внешней и внутренней среды (тепло, звук, свет и т.д.). Ко второй системе относятся всего лишь один раздражитель-слово.

Вопрос 2. Чем отличается первая сигнальная система от второй?

Ответ. Первая сигнальная система обеспечивает у животных и человека отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов.

Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями: словом (сигналом сигналов) и отражает действительность в обобщенном, символьном виде. Центральное место второй сигнальной системы занимает речевая деятельность.

Вопрос 3. Особенности раздражителя второй сигнальной системы?

Ответ. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим) принципиально отличается от них тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений, обеспечивающие возможность обобщенного, отвлеченного отражения действительности. Словесный раздражитель включает два компонента: сенсорный (акустический, зрительный) и смысловой, или семантический (понятный), через который он связан со словами близкими ему по значению.

Вопрос 4. Может ли вторая сигнальная система запускаться неречевыми сигналами?

Ответ. Вторая сигнальная система включает в себя все виды символизаций и может использовать не только речевые, но и различные другие средства, включая музыкальные композиции, рисунки, математические и буквенные символы, художественные образы, мимикожестикулярные и эмоциональные голосовые реакции, возникающие на основе обобщений, абстрактных понятий.

 

ЗАДАЧА 29.

Взаимодействие двух сигнальных систем у человека зависит от особенностей иррадиации возбуждений в структурах систем.

 

Вопрос 1. Какая иррадиация нервных процессов составляет основу

взаимодействия двух сигнальных систем.

Ответ. Элективная (избирательная) иррадиация, обусловленная наличием связей между структурами воспринимающими стимулы и обозначающими их словами.

Вопрос 2. Как доказать наличие элективной иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вторую?

Ответ. Выработанный двигательный условный рефлекс на сигнал первой сигнальной системы, например «звонок», воспроизводится при замене реального раздражителя «звонка» на словесный сигнал «даю звонок», «звенит звонок».

Вопрос 3. У кого, у детей или взрослых элективная иррадиация выражена лучше?

Ответ: У детей переход возбуждения из первой сигнальной системы во вторую выражен лучше чем у взрослых.

Вопрос 4. Какие существуют индивидуальные особенности передачи возбуждения и торможения из одной сигнальной системы в другую?

Ответ. Выделено 4 типа взаимодействий первой и второй сигнальных систем:

1-легкость передачи нервных процессов из первой во вторую.

2-характеризуется затруднением иррадиации возбуждений в обеих направлениях.

3- затруднение передачи возбуждения только из первой во вторую.

4- затруднение передачи возбуждения из второй сигнальной системы в первую.

Вопрос 5. Существует ли избирательная иррадиация возбуждения в пределах первой сигнальной системы?

Ответ. Да существует. В первой сигнальной системе она проявляется генерализацией целого рефлекса, когда стимулы похожие на условный, сразу, без обучения начинают вызывать условный рефлекс.

Вопрос 6. Существует ли избирательная иррадиация возбуждения во второй сигнальной системе?

Ответ. Да существует. Это выражается в селективном возбуждении системы связей между семантически близкими словами.

Вопрос 7. Какой тип связи между сигнальными системами в случаи управления поведением с помощью слов получил самое широкое распространение?

Ответ. Связь двух сигнальных систем по типу «словесный раздражитель - непосредственная реакция» лежит в основе всех случев управления движениями и поведением с помощью слов.

ЗАДАЧА 30. У человека нет специализированных органов для речеобразования. В онтогенезе эта функция обеспечивается за счет объединения деятельности органов дыхания, голосообразования и пищеварения.

 

Вопрос 1. Как называется интеграция обеспечивающая воспроизводство речи. Как выглядит схематически?

Ответ. Дать определение функциональной системы обеспечивающей производство слова, нарисовать схему.

Вопрос 2. Какие два вида речи существуют и каково их назначение?

Ответ. Импрессивная – направленная на понимание речи.

Экспрессивная – направленная на воспроизводство речи.

Вопрос 3. Перечислите основные этапы импрессивной речи?

Ответ: 1) первичное восприятие речевого сообщения

2)декодирование сообщения

3)анализ звукового состояния речи

4)сравнение сообщения с семантическими категориями прошлого опыта и собственным пониманием его значения.

Вопрос 4. Перечислите этапы экспрессивной речи?

Ответ. 1-Мотив и замысел высказывания.

2-Формирование внутренней речи: идеи высказывания кодируются в речевой схеме.

3- Перевод внутренних речевых единиц во внешние.

4-Осуществления высказывания.

Вопрос 5. В каких отделах коры головного мозга находится центр воспроизведения речи. Его значение?

Ответ. Зона ответственная за воспроизведение речи (центр Брока) расположена в нижних отделах третьей лобной извилины, у большинства людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражения вызывают моторную афозию, при которой страдает собственная речь, а понимание чужой речи сохраняется.

Вопрос 6. В каких отделах коры головного мозга располагается центр ответственный за понимание речи, его значение?

Ответ. Центр понимания речи (центр Вернике) относится к задним речевым зонам коры и располагается в височной извилине левого полушария у 99% процентов правшей и у 2\3 левшей при его поражение возникают поражение фонематического слуха и затруднение в понимании устной речи

.

ЗАДАЧА 31. Люди могут общаться между собой как голосовой, так и шёпотной речью. Что составляет основу этих двух видов речи?

 

Вопрос 1. Какими параметрами обладают звуковые сигналы, создающие звуковую речь?

Ответ: Два параметра:

1) информация о голосе и его составляющих (высота, сила, тембр)

2) информация о фонемном составе – характеристике гласного и согласного звука в слоге.

 

Вопрос 2.Каков механизм речевой фонаци<







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.