Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВОСПРИЯТИЯ В ЗРИТЕЛЬНОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЕ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ РЯД ВЫВОДОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ.





1. ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОРКОВАЯ КОЛОНКА?

(Корковая колонка представляет из себя группу нейронов (100-200), со множеством связей по вертикальной оси и малым числом – по горизонтальной, которые ориентированы перпендикулярно поверхности коры больших полушарий)

2. КАКИЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЕТ КОРКОВАЯ КОЛОНКА?

(Корковая колонка отвечает за выделение какого-либо одного признака раздражителя одной сенсорной модальности)

3. КАКИМИ НЕЙРОНАМИ КОРЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ?

(Взаимодействие сенсорных систем обеспечивается полисенсорными нейронами)

4. К КАКОМУ ВОЗРАСТУ ФОРМИРУЮТСЯ И СОЗРЕВАЮТ ТРЕТИЧНЫЕ ПРОЕКЦИОННЫЕ ЗОНЫ КОРЫ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ У ЧЕЛОВЕКА?

(Третичные проекционные зоны коры больших полушарий формируются и созревают к семи годам)

5. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ?

(Конечным результатом деятельности сенсорных систем является формирование ощущений)

24ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВОСПРИЯТИЯ В ЗРИТЕЛЬНОЙ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЕ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ РЯД ВЫВОДОВ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЕ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ: ВО-ПЕРВЫХ, ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ВО-ВТОРЫХ, ПРИНЦИП УБЫВАЮЩЕЙ СПЕЦИФИЧНОСТИ, В-ТРЕТЬИХ, ПРИНЦИП ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ.

1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРИНЦИП ИЕРАРХИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦНС?

(Принцип иерархического строения и взаимодействия в ЦНС заключается в субординации (нижележащие структуры подчиняются вышележащим) и соподчинении (регулирующее влияние вышерасположенных структур на нижерасположенные)

2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПРИНИЦИП УБЫВАЮЩЕЙ СПЕЦИФИЧНОСТИ?

(Принцип убывающей специфичности означает, что функции вторичной и третичной проекционных зон коры теряют характер соматотопической проекции соответствующих рецепторов, т.е. теряют свою специфичность)

3. КАКИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ИМЕЮТ НЕЙРОНЫ ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ПРОЕКЦИОННЫХ ЗОН КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА?

(Характерным отличием нейронов первичной проекционной зоны коры является их мономодальность, нейроны вторичной зоны – разномодальны, но сохраняют специфичность)

4. КАКИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ОТЛИЧИЯ ИМЕЮТ НЕЙРОНЫ ТРЕТИЧНОЙ ПРОЕКЦИОННОЙ ЗОНЫ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА?

(Характерным отличием нейронов третичной проекционной зоны коры является их полимодальность)

5. В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПА ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ ЛАТЕРАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ)?

(Принцип прогрессирующей латерализации функций заключается в том, что определенные функции локализуются в определенном полушарии мозга)

 

25КОДИРОВАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВНУЮ ФОРМУ (КОД), УДОБНУЮ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО КАНАЛАМ СВЯЗИ В ЦЕНТРАЛЬНУЮ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ, ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДАЛЬНЕЙШАЯ ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ.

1. В КАКОЙ СТРУКТУРЕ СЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ ПРОИСХОДИТ КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ?

(Кодирование информации происходит на всех уровнях сенсорной системы, начиная с рецепторного)

2. КАК В РЕЦЕПТОРАХ КОДИРУЕТСЯ КАЧЕСТВО РАЗДРАЖИТЕЛЯ?

(Качество раздражителя кодируется специфичностью рецепторов – способностью рецепторов избирательно реагировать на определенные стимулы и параметры стимула)

3. КАК В РЕЦЕПТОРАХ КОДИРУЕТСЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ СТИМУЛА?

(Интенсивность стимула в рецепторах кодируется «числом нервных элементов» и изменением частоты импульсов - частотное кодирование)

4. КАК В РЕЦЕПТОРАХ КОДИРУЕТСЯ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ?

(Время действия раздражителя кодируется в рецепторах наличием «onn-» и «off-» рецепторов)

5. КАК В РЕЦЕПТОРАХ КОДИРУЕТСЯ РАСПОЛОЖЕНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ?

(Величиной площади возбужденных рецепторов и их местоположением)

 

Любая сенсорная система является частью нервной системы.

1. Что называется сенсорной системой?

(Сенсорной системой называется совокупность образований центральной и периферической нервной системы, связанных нервными путями с рецепторами и друг с другом афферентными и эфферентными путями, и обеспечивающие формирование ощущений)

2. Какие основные функции выполняет сенсорная система? (Основными функциями сенсорной системы еще являются: 1 – рецепция и акцепция раздражителей, 2 – кодирование информации, т.е. трансформация энергии раздражителя в процесс возбуждения, 3 – передача нервных импульсов к сенсорным нейронам различных уровней ЦНС, 4 – переработка и анализ сенсорной информации, 5 – формирование ощущений)

3. Из каких отделов состоит сенсорная система?

(Сенсорная система состоит из: 1 – периферического - рецепторного отдела, 2 – проводникового - проводящие пути с подкорковыми ядрами, 3 – центрального отдела - коры головного мозга)

4. Какие характерные отличия сенсорной системы от анализатора?

(В отличие от анализатора сенсорной системе характерно: 1 – наличие вспомогательных структур периферического отдела, 2 – наличие эфферентных путей, 3 – настройка рецепторов на восприятие раздражителя, 4 – акцепция – активный отбор информации рецепторами)

5. НАЗОВИТЕ основные свойства сенсорных систем?

(Основными свойствами сенсорных систем являются: 1 – высокая чувствительность к адекватному раздражителю, 2 – инерционность – медленное возникновение и исчезновение ощущений, 3 – способность к адаптации, 4 – взаимодействие сенсорных систем)

 

27Поражение различных отделов мозга, участвующих в процессах переработки зрительной информации, приводит к нарушению процесса анализа и синтеза зрительной информации и сказывается на тех психических процессах, в которых эти виды анализа и синтеза принимают участие.

1.Какие нарушения полей зрения возникают при поражении первичной зоны зрительной коры одного из полушарий?

( При поражении первичной зоны зрительной коры одного из полушарий возникает частичное поражение полей зрения)

2.Какие нарушения полей зрения возникают при поражении зрительной коры обоих полушарий?

(При поражении зрительной коры обоих полушарий возникает центральная слепота)

3.Какие симптомы проявляются у больного при поражении вторичных зон зрительной коры?

( При поражении вторичных зон зрительной коры нарушается интегральное восприятие целых зрительных комплексов, становится невозможным объединение отдельных впечатлений в целостные образы, наблюдается не узнавание реальных предметов и их изображений)

4.Какие расстройства зрения возникают у больного при поражении третичной проекционной зоны зрительной коры любого из полушарий?

(При поражении третичной проекционной зоны зрительной коры любого из полушарий возникают выраженные расстройства в смысловой и структурной переработке получаемой информации)

5. Поражение какой из зон зрительной коры никак не скажется на функции восприятия зрительной информации?

(Для адекватного восприятия зрительной информации необходима целостность всех структур зрительной сенсорной системы)

 

ЗАДАЧА 28.

Изучая высшую нервную деятельность человека и животных, И.П.Павлов установил зависимость их психического отражения действительности в зависимости от способности реагировать на различные раздражители окружающей среды.

Вопрос 1. Сколько существует сигнальных систем?

Ответ. Существует две системы: первая и вторая.

К первой, по И.П.Павлову, относятся все раздражители окружающей среды внешней и внутренней среды (тепло, звук, свет и т.д.). Ко второй системе относятся всего лишь один раздражитель-слово.

Вопрос 2. Чем отличается первая сигнальная система от второй?

Ответ. Первая сигнальная система обеспечивает у животных и человека отражение действительности в виде непосредственных чувственных образов.

Вторая сигнальная система оперирует знаковыми образованиями: словом (сигналом сигналов) и отражает действительность в обобщенном, символьном виде. Центральное место второй сигнальной системы занимает речевая деятельность.

Вопрос 3. Особенности раздражителя второй сигнальной системы?

Ответ. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим) принципиально отличается от них тем, что в нем отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений, обеспечивающие возможность обобщенного, отвлеченного отражения действительности. Словесный раздражитель включает два компонента: сенсорный (акустический, зрительный) и смысловой, или семантический (понятный), через который он связан со словами близкими ему по значению.

Вопрос 4. Может ли вторая сигнальная система запускаться неречевыми сигналами?

Ответ. Вторая сигнальная система включает в себя все виды символизаций и может использовать не только речевые, но и различные другие средства, включая музыкальные композиции, рисунки, математические и буквенные символы, художественные образы, мимикожестикулярные и эмоциональные голосовые реакции, возникающие на основе обобщений, абстрактных понятий.

 

ЗАДАЧА 29.

Взаимодействие двух сигнальных систем у человека зависит от особенностей иррадиации возбуждений в структурах систем.

 

Вопрос 1. Какая иррадиация нервных процессов составляет основу

взаимодействия двух сигнальных систем.

Ответ. Элективная (избирательная) иррадиация, обусловленная наличием связей между структурами воспринимающими стимулы и обозначающими их словами.

Вопрос 2. Как доказать наличие элективной иррадиации возбуждения из первой сигнальной системы во вторую?

Ответ. Выработанный двигательный условный рефлекс на сигнал первой сигнальной системы, например «звонок», воспроизводится при замене реального раздражителя «звонка» на словесный сигнал «даю звонок», «звенит звонок».

Вопрос 3. У кого, у детей или взрослых элективная иррадиация выражена лучше?

Ответ: У детей переход возбуждения из первой сигнальной системы во вторую выражен лучше чем у взрослых.

Вопрос 4. Какие существуют индивидуальные особенности передачи возбуждения и торможения из одной сигнальной системы в другую?

Ответ. Выделено 4 типа взаимодействий первой и второй сигнальных систем:

1-легкость передачи нервных процессов из первой во вторую.

2-характеризуется затруднением иррадиации возбуждений в обеих направлениях.

3- затруднение передачи возбуждения только из первой во вторую.

4- затруднение передачи возбуждения из второй сигнальной системы в первую.

Вопрос 5. Существует ли избирательная иррадиация возбуждения в пределах первой сигнальной системы?

Ответ. Да существует. В первой сигнальной системе она проявляется генерализацией целого рефлекса, когда стимулы похожие на условный, сразу, без обучения начинают вызывать условный рефлекс.

Вопрос 6. Существует ли избирательная иррадиация возбуждения во второй сигнальной системе?

Ответ. Да существует. Это выражается в селективном возбуждении системы связей между семантически близкими словами.

Вопрос 7. Какой тип связи между сигнальными системами в случаи управления поведением с помощью слов получил самое широкое распространение?

Ответ. Связь двух сигнальных систем по типу «словесный раздражитель - непосредственная реакция» лежит в основе всех случев управления движениями и поведением с помощью слов.

ЗАДАЧА 30. У человека нет специализированных органов для речеобразования. В онтогенезе эта функция обеспечивается за счет объединения деятельности органов дыхания, голосообразования и пищеварения.

 

Вопрос 1. Как называется интеграция обеспечивающая воспроизводство речи. Как выглядит схематически?

Ответ. Дать определение функциональной системы обеспечивающей производство слова, нарисовать схему.

Вопрос 2. Какие два вида речи существуют и каково их назначение?

Ответ. Импрессивная – направленная на понимание речи.

Экспрессивная – направленная на воспроизводство речи.

Вопрос 3. Перечислите основные этапы импрессивной речи?

Ответ: 1) первичное восприятие речевого сообщения

2)декодирование сообщения

3)анализ звукового состояния речи

4)сравнение сообщения с семантическими категориями прошлого опыта и собственным пониманием его значения.

Вопрос 4. Перечислите этапы экспрессивной речи?

Ответ. 1-Мотив и замысел высказывания.

2-Формирование внутренней речи: идеи высказывания кодируются в речевой схеме.

3- Перевод внутренних речевых единиц во внешние.

4-Осуществления высказывания.

Вопрос 5. В каких отделах коры головного мозга находится центр воспроизведения речи. Его значение?

Ответ. Зона ответственная за воспроизведение речи (центр Брока) расположена в нижних отделах третьей лобной извилины, у большинства людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Ее поражения вызывают моторную афозию, при которой страдает собственная речь, а понимание чужой речи сохраняется.

Вопрос 6. В каких отделах коры головного мозга располагается центр ответственный за понимание речи, его значение?

Ответ. Центр понимания речи (центр Вернике) относится к задним речевым зонам коры и располагается в височной извилине левого полушария у 99% процентов правшей и у 2\3 левшей при его поражение возникают поражение фонематического слуха и затруднение в понимании устной речи

.

ЗАДАЧА 31. Люди могут общаться между собой как голосовой, так и шёпотной речью. Что составляет основу этих двух видов речи?

 

Вопрос 1. Какими параметрами обладают звуковые сигналы, создающие звуковую речь?

Ответ: Два параметра:

1) информация о голосе и его составляющих (высота, сила, тембр)

2) информация о фонемном составе – характеристике гласного и согласного звука в слоге.

 

Вопрос 2.Каков механизм речевой фонации?

Ответ: Колебание голосовых связок за счёт струи выдыхаемого воздуха.

Вопрос 3. Каков механизм речевой артикуляции, определяющий фонемную структуру звука?

Ответ: Физической основой механизма речевой артикуляции является резонанс полых пространств, образующихся за счёт изменения объёма полости глотки, носоглотки и полости рта, конфигурация которых зависит от положения языка и нижней челюсти, и обеспечивает резонанс определённых звуковых частот.

Вопрос 4. Что такое резонаторный компонент периферического механизма речи, его виды?

Ответ: Резонаторный – это усиливающий компонент речи. Различают его моделирующий и не модулирующие части.

Вопрос 5. Какие виды афферентации различают при формировании фонем?

Ответ. Обстановочная, пусковая, обратная, санкционирующая.

 

ЗАДАЧА 32. Совокупность органов, участвующих в речеобразовании образует три функционально взаимосвязанных компонента, необходимых для периферического механизма речи.

 

Вопрос 1. Перечислите органы принимающие участие в речепроизводстве, какие из них относятся к активным, какие к пассивным?

Ответ: Органы дыхания, звукообразования и пищеварения.

Активные (подвижные) – гортань, глотка, мягкое нёбо, язык, губы.

Пассивные – зубы, твёрдое нёбо, полость носа, придаточные пазухи.

Вопрос 2.Перечислите три компонента периферического механизма речи?

Ответ:

1) Генераторный – формирует звук.

2) Резонаторный – усиливает звук.

3) Энергетический – обеспечивает энергетику речепроизводства.

Вопрос 3. Перечислите механизмы генераторного компонента периферической речи?

Ответ: Различают два генератора речевого сигнала: звуковой – тоновый и шумовой.

Вопрос 4.Перечислети механизмы резонаторного компонента периферической речи?

Ответ. Резонаторы – усилители звука: верхний и нижний или головной и грудной.

В головном различают моделирующий резонатор – полость рта и глотки и не моделирующий – носоглотка с придаточными полостями.

Вопрос 5.Перечислети механизмы энергетического компонента речи?

Ответ. Работа межрёберных мышц, диафрагмы, мышц живота и гладких мышц трахеобронхиального дерева.

 

ЗАДАЧА 33. Как объяснить, что по голосу человека можно получить представление о его поле, возрасте, физическом и эмоциональном состоянии?

 

Вопрос 1. Какие два вида информации несут фраза и слово?

Ответ: Лингвистическую и экстралингвистическую.

Лингвистическую – смысловую - семантическую.

Экстралингвистическую – представление о поле, возрасте, физическом и эмоциональном состоянии субъекта о его здоровье.

Вопрос 2. Какие периоды различают в процессе развития и становления речевой деятельности у человека?

Ответ:

1) Подготовительный до 8 месяцев жизни (включает крик, гуление, лепет).

2) Понимание речи (с 9-10 месяца жизни)

3) Воспроизводство фонем отдельных слов, «слов – фраз» (1 – 1,5 года)

4) Овладевание фразовой речью. (1,5 – 3 года)

Вопрос 3. Как влияет на воспроизводство речевых сигналов половая принадлежность?

Ответ. В детском возрасте звуковые сигналы идентичны у мальчиков и девочек. В период полового созревания в связи с перестройкой гортани звуковая тональность у юношей становится более низкой.

Вопрос 4. Влияет ли состояние нейроэндокринного гомеостаза на речеобразования?

Ответ. При изменении уровня половых гормонов изменяется громкость, тембр голосообразования, может возникать мужской тембр голоса у женщин и женский у мужчин.

Вопрос 5. Каково значение слуховой сенсорной системы в речеобразовании?

Ответ: Глухие от рождения дети не способны научиться говорить, т.к. у них не образуются речеслуховые связи. Существует критический период к освоению языка. После 10 лет способность к развитию нейронных сетей необходимых для построения центров речи утрачивается.

Вопрос 6. Как влияет на речеобразовательную функцию эмоциональное и физическое состояние?

Ответ: Положительные эмоции способствуют усилению звуковых сигналов, т.к. активация симпатической нервной системы оказывает адаптационно – трофический эффект. Физическое утомление, отрицательные эмоции оказывают угнетающее действие на процессы речеобразования.

 

ЗАДАЧА 34. Известно что условные рефлексы на словесные раздражители появляются во второй половине первого года жизни ребенка, когда постепенно происходит формирование словесно-образных интеграций.

 

Вопрос 1. Сколько различают степеней словесной интеграции.

Ответ. Различают три степени интеграции, где слово выступает как интегратор первого, второго и третьего порядков.

Вопрос 2. Что такое интегратор первого порядка?

Ответ. Слово -как интегратор первого порядка выступает к началу второго года жизни, когда оно замещает лишь один конкретный предмет. Например, данную куклу, а не куклу вообще.

 

Вопрос 3. Что такое словесный интегратор второго порядка?

Ответ. Превращение слова в интеграл второго порядка (сигнал сигналов) происходит в конце второго года жизни. Для этого необходимы, чтобы на него было выработано более 15 ассоциаций. При этом ребенок становится способным оперировать 15 и более понятиями, обозначаемые одним словом.

Вопрос 4. Что такое словесные интеграторы третьего порядка?

Ответ. Интеграторы третьего порядка формируются между 3-4 годами жизни и обеспечивают понятийность многих образов. Например, цветы- это все понятия цветов, вещь- это и игрушки, и посуда, и мебель, и т.д.

Вопрос 5. Какие функции речи различают?

Ответ. Коммуникативная, регулирующая, программирующая.

Вопрос 6. В чем заключается коммуникативная функция речи?

Ответ. Коммуникативная функция обеспечивает общение между людьми с помощью языка. Речь используется для передачи информации.

Вопрос 7. Задачи регулирующий функции речи?

Ответ. Регулирующая функция реализует себя в высших психических функциях- сознательная психическая деятельность. Речи принадлежит важная роль в развитии произвольного, волевого поведения.

Вопрос 8. В чем выражается программирующая функция речи?

Ответ. Программирующая функция речи выражается в построение смысловых схем речевого высказывания, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию.

 

ЗАДАЧА 35.

Животное и человек обладает способностью в процессе познавательной деятельности оперировать различными видами обобщений, образов, ощущений, понятий, представлений. Этот процесс получил название?

Ответ: мышление.

 

Вопрос 1. Какие виды мышления различают?

Ответ. 1.Наглядно-образное.

2.Словесно-логическое.

Вопрос 2. Какие виды мышления присущи животным? Почему?

Ответ. Наглядно-образное, основанное на деятельности первой сигнальной системе.

Вопрос 3. Какие виды мышления присущи человеку?

Ответ. Наглядно-образное и словесно-логическое, основанные на взаимодействии первой и второй сигнальных систем.

Вопрос 4. Что является сутью мышления?

Ответ. Сутью мышления является выполнение мозговых операций с образами во внутренней картине мира, которые позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Вопрос 5. В каких двух формах выступает слово в процессе мышления?

Ответ. Слово выступает как средство выражения мысли и средство перестройки мышления и интеллектуальных функций человека.

Вопрос 6. Какие этапы мыслительного процесса различают с позиции концепции функциональных систем П.К.Анохина?

Ответ. Этапы мыслительного процесса идентичны этапам формирования поведенческого акта (афферентный синтез, принятия решения, акцептор результата действия, программа действия и т.д.).

Вопрос 7. Какие типы высшей нервной деятельности были предложены И.П.Павловым на основании соотношений первой и второй сигнальных систем?

Ответ. Художественный тип, мыслительный тип, средний тип.

Вопрос 8. Чем характеризуется художественный тип?

Ответ. Художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. Люди этого типа в процессе мышления широко пользуются чувственными образами. Они воспринимают явления и предметы целиком, не дробя их на части.

Вопрос 9. Чем характеризуется мыслительный тип?

Ответ. Мыслительный тип характеризуется усиленной работой второй сигнальной системой, резко выраженная способность отвлечения т действительности, основанная на стремление анализировать, дробить действительность на части, а затем объединять части в целое.

Вопрос 10. Чем характеризуется деятельность среднего типа?

Ответ. Для среднего типа свойственна уравновешенность функций двух сигнальных систем. Большинство людей принадлежат к среднему типу.

 

ЗАДАЧА 36. Различными исследованиями проводимыми при решении мыслительных задач были установлены структуры мозга непосредственно причастных к процессам мышления.

 

Вопрос 1. Какие участки коры головного мозга ответственны за наглядно-образное и словесно-логическое мышление?

Ответ. Височно-теменные области коры представляют мозговой субстрат образного мышления, лобные отделы коры связаны с абстрактно-вербальным мышлением.

Вопрос 2. Существуют ли особенности формирования мыслительного процесса в зависимости от левого и правого полушарий мозга.

Ответ. Да, существуют.

Вопрос 3. Какие процессы мышления преимущественно осуществляются левым полушарием?

Ответ. Левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, это полушарие-база логического мышления. Оно обеспечивает речевую деятельность- ее понимание, построение и обработку.

Вопрос 4. За какие стороны мыслительного процесса отвечает правое полушарие?

Ответ. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с нервными сигналами, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-прстранственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов.

Вопрос 5. Существуют ли различие в процессах познания, связанные с функциями различных полушарий?

Ответ. Да, существуют. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления. Функции правого полушария связывают с интуитивным мышлением.

Вопрос 6. Зависит ли интеллектуальная функция человека от пола? Чем они обусловлены?

Ответ. Да, зависят. Обусловлены наличием половых гормонов (эстрогенов и андрогенов) у женщин и у мужчин.

Вопрос 7. В каком периоде онтогенеза формируются половые отличия интеллекта?

Ответ. Половые гормоны начинают влиять на мозг при развитие плода мальчика или девочки, сразу после рождения. Эти влияния скорее проявляются в характере умственными способностей, а не в общем уровне интеллекта.

Вопрос 8. Сохраняется ли зависимость мыслительной деятельности мужчин и женщин от уровня половых гормонов в течение жизни?

Ответ. Да, мыслительные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни.

Вопрос 9. С чем связаны изменения мыслительных процессов в течение месяца у женщин?

Ответ. Связан ы с изменениями уровня эстрогенов в течение менструального цикла.

 

Задача 37.

Пациент попал в дорожно-транспортное происшествие. После кратковременной потери сознания, он не может вспомнить события, предшествующие событию.

Вопрос 1.

Как называется такое состояние?

Эталон ответа: ретроградная амнезия.

Вопрос 2. Что такое амнезия

Эталон ответа: Потеря памяти на разные события.

Вопрос 3.

Какие виды амнезии Вам еще известны?

Эталон ответа: Антероградная амнезия.

Вопрос 4.
Что такое антегроградная амнезия?

Эталон ответа: Выпадения памяти на события, последующие после воздействия амнестического агента (травмы или болезни).

Вопрос 5. Что такое память?

Эталон ответа: Психическая функция, связанная со способностью нервной системы воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.

 

Задача 38.

Развитие всего живого на Земле невозможно без сохранения и использования информации о собственной структуре.

Вопрос 1.

Как называется такой вид биологической памяти?

Эталон ответа: Генетическая память.

Вопрос 2.

Какие еще виды биологической памяти, связанные с разными этапами эволюционного процесса Вы знаете?

Эталон ответа: Иммунологическая и нервная или нейрологическая память.

Вопрос 3.

Что является материальным носителем генетической памяти?

Эталон ответа: Молекулы ДНК в хромосомах.

Вопрос 4.

Дайте определение иммунологической памяти.
Эталон ответа: Иммунологическая память – способность организма усиливать защитные реакции при повторном воздействии генетически инородных тел. Она содержит как врожденный, так и приобретенный компоненты.

Вопрос 5.

Что такое энграмма?

Это след памяти в центральной нервной системе. Ансамбль нейрональных и глиальных элементов, объединенных синаптическими механизмами.

 

Задача 39.

В пожилом возрасте пациенты четко помнят давние события, но не могут рассказать о событиях прошедшего дня.

Вопрос 1.

Какой вид памяти у них преимущественно страдает?

Эталон ответа: Кратковременная память, которая характеризуется неустойчивой формой следа и существует непродолжительно, на этом этапе энграмма уязвима для различных влияний.

Вопрос 2.

Как называется процесс перевода информации из кратковременной памяти в постоянную?

Эталон ответа:Консолидация.

Вопрос 3

.Что лежит в основе кратковременной памяти?

Эталон ответа: В основе кратковременной памяти – повторная многократная циркуляция (или ревереберация) импульсных разрядов по круговым замкнутым цепям нервных клеток, не сопровождаемая морфологическими изменениями.

Вопрос 4.

Что лежит в основе деления памяти на кратко- и долговременную?

Эталон ответа: Время существования каждого этапа (довольно нечетко определяемое) и особенности временной организации - последовательность развития во времени качественно разных процессов, приводящих к фиксации полученного опыта.

Вопрос 5.

Какова основная функция долговременной памяти?

Эталон ответа: Долговременная память обеспечивает сохранение информации неограниченное время. Обеспечивает обращение к прошлому опыту, необходимое для понимания настоящего, сохранение знаний, придающих смысл и значение нашему существованию.

 

Задача 40.

Зачастую знания, полученные в средней школе (особенно грамматические правила), человек использует в течение всей жизни. При различных воздействиях (гипоксия, наркоз, охлаждение) большое количество информации сохраняется в неизменном виде.

Вопрос 1.

Что лежит в основе данного явления?

Эталон ответа: Сохранения информации в долговременной памяти.

Вопрос 2.

Каковы механизмы долговременной памяти?

Эталон ответа: Согласно теории Хебба, долговременная память базируется на структурных изменениях, возникающих в результате модификации синапсов.

Вопрос 3.

Какие основные структурные изменения синапса лежат в основе долговременной памяти?

Эталон ответа: Идет образование новых терминальных волокон, изменяется их форма, размеры, развиваются новые шипики на дендритах нейронов, которые устанавливают связи с другими нейронами.

Вопрос 4.

Синаптическая теория развивается благодаря биохимическим исследованиям. Каковы основные ее положения в связи с биохимическими данными?

Эталон ответа: Установлено, что при действии раздражителей активируются ферментативные процессы при синтезе медиаторов и происходит перестройка чувствительности рецепторов постсинаптической мембраны.

Вопрос 5.

Какую роль в процессах долговременной памяти играют глиальные клетки?

Эталон ответа: Клетки, окружающие нейроны в цнс (клетки глии) могут синтезировать особые вещества, облегчающие синаптическую передачу или повышающие возбудимость определенных нервных клеток.

 

Задача 41.

Существует замечательная поговорка: «Счастью - память отрада, горю – забвение друг».

Вопрос 1.

О каком виде памяти идет речь в данной поговорке?

Эталон ответа: Речь идет об эмоциональной памяти.

Вопрос 2.

Какой физиологический процесс, указанный в данной поговорке совершенно необходим любому живому существу?

Эталон ответа: Забывание – невозможность извлечения из памяти в нужный момент необходимой информации.

Вопрос 3.

В чем биологический смысл данного явления?

Эталон ответа: Забывание способствует отбору и вытеснению информации из памяти. Без этого явления нервная система была бы «затоплена» следами всех воздействовавших на организм раздражителей, что также катастрофично, как и отсутствие памяти.

Вопрос 4.

Почему «память – счастью – отрада»?

Эталон ответа: Существование памяти о следах событий, имеющих положительную эмоциональную окраску, позволяет при воспоминании испытывать и вновь переживать положительное эмоциональное состояние, вновь переживать состояние счастья.

Вопрос 5..

Назовите основные структуры мозга, участвующие в процессах долговременной эмоциональной памяти?

Эталон ответа: Структуры лимбического мозга, преимущественно миндалина и гиппокамп.

 

Задача 42.

При изучении памяти на модели выработки различных условных рефлексов было показано, что обработка испытуемых моноклональными антителами против определенных Т-лимфоцитов вызывает амнезию и утрату устойчивых условных рефлексов. Выраженность этого процесса зависит от дозы антител.

Вопрос 1.

О каких процессах в формировании долговременной памяти говорят эти результаты?

Эталон ответа: Об участии иммунокомпетентных клеток и иммунных реакций в процессах долговременной памяти.

Вопрос 2.

В чем заключается основное положение теории И.П.Ашмарина об иммуных механизмах долговременной памяти?

Эталон ответа: В результате метаболических процессов на мембране синапсов при реверберации возбуждения на этапе кратковременной памяти образуются вещества, играющие роль антигена для антител, вырабатывающихся в глиальных клетках.

Вопрос 3.

При активации процессов в синапсе при циркуляции возбуждения в околосинаптическое пространство поступают белки антигены. С чем они взаимодействуют?

Эталон ответа: С кланами клеток астроцитарной глии (аналог лимфоцитов),

расположенными рядом с синапсом.

Вопрос 4.

Что происходит в глиальных клетках?

Эталон ответа: Под влиянием синаптических белков происходит размножение глиальных клеток и усиленный синтез ими антител,, которые взаимодействуя с структурами постсинаптических мембран облегчают проводимость в соответствующих нейронах.

Вопрос 5.

Как долго сохраняются подобные изменения в центральной нервной системе?

Эталон ответа: Сформированный клан астроцитов сохраняется в течение жизни.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.