Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Национальный вопрос в Российской империи. Внешняя политика





По данным переписи 1897 года население Российской империи составляло 128 924 289 человек. Оно расселялось по территории крайне неравномерно. Это зависело от природных особенностей того или иного региона и его исторической судьбы. Наибольшая плотность населения была в самой западной части империи, в Царстве Польском. Здесь проживало около 85 человек на 1 кв.км (всего около 9,5 млн). Регионом с самой малой плотностью населения всегда оставалась Сибирь - 0,5 человека на 1 кв.км (всего более 5,7 млн). Примерно одинаковая плотность населения была в европейской части России и на Кавказе - около 22 человек на 1 кв.км (соответственно 94 млн и 9,2 млн). В Финляндии проживало около 9 человек на 1 кв.км (всего 2,5 млн) и в Средней Азии - 2,5 человека на 1 кв.км (всего 7,7 млн).

В Российской империи была самая высокая рождаемость в Европе - на каждую тысячу жителей рождалось в среднем около 46 человек в год (в развитых европейских государствах - от 21 до 44). В то же время в России была и самая высокая смертность - порядка 35 человек в год на 1000 жителей (в Европе - от 17 до 24). Происходило это прежде всего потому, что подавляющее большинство населения жило в деревнях, где практически отсутствовала медицинская помощь. В целом динамика роста населения в Российской империи была исключительно высока. За два столетия общая численность населения возросла без малого в десять раз (с 14 млн в царствование Петра I), причем решающую роль сыграл прирост именно коренных жителей, а не присоединение новых территорий. В этом отношении Россия была на одном из первых мест в мире, уступая только Северо-Американским Соединенным Штатам.

О серьезных переменах, происходивших в конце XIX века в экономике России, свидетельствовал бурный рост городского населения. По данным переписи 1897 года в городах проживало более 17 млн человек или более 13% всего населения империи (по сравнению с 60-ми годами XIX в. городское население выросло в два раза). При этом население обеих столиц - Петербурга и Москвы - превысило 1 млн человек. Многие города (Москва, Харьков, Николаев, Екатеринбург и др.) приобретали все более промышленный облик. Однако, невзирая на эти заметные перемены, Россия оставалась аграрной страной.



Несмотря на многонациональный характер Российской империи, на протяжении столетий вбиравшей в себя все новые и новые народы, в ней и к началу ХХ в. сохранилось значительное преобладание русского населения - 72,5% (для сравнения финны составляли 6,8% всего населения империи, примерно столько же поляки, литовцы - 4%, евреи - 3,5%, татары - 2%). В еще большей степени это касалось вероисповедания: православных в России было около 84% (католиков - 5,4%, мусульман - около 3,5%, иудаистов - 3%). Народы, проживавшие вблизи границ империи и представлявшие собой компактные, сплоченные общности со своими традициями, обычаями, культурой, языком (поляки, финны, литовцы и др.) все в большей степени проявляли стремление создать самостоятельные государства. К началу ХХ в. проблема "окраин России" обострилась. Когда в 1906 г. была создана партия националистов, ее основатели заявили: "Проповедь обособления окраин и расчленения России раздается еще и ныне. А посему, кто исповедует начало единства, нераздельности и целости России... тот не может не страшиться за ее будущность".

У России не было колоний в западном смысле этого слова. Она изначально состояла из разных племен (славянских, финско-угорских, тюркских). Русь их не порабощала, а вбирала в себя в своем росте.

В отличие от западноевропейских колоний, русский центр не извлекал из своих национальных окраин прибыли, наоборот - постоянно расходовал средства на их обустройство. Как правило, инородцы имели много привилегий (например, освобождение от воинской повинности), которых не имели русские. Тем более для православной России было нравственно невозможно истребление аборигенов на заселяемых территориях, которое практиковалось европейскими переселенцами в Америке.

Народности, вошедшие в состав России, не раз доказывали ей свою верность на поле брани. В частности, татарыпроявили себя и в отпоре полякам в Смутное время, и в изгнании Наполеона. Калмыцкие подразделения с 1737 г. участвовали в охране южных границ России в составе Астраханского казачества; в Отечественной войне 1812 г. в составе русской армии два калмыцких полка дошли до Парижа. В 1850-е гг. дагестанский полк храбро отличился на стороне России в Кавказской войне против Шамиля и разбойных горцев-чеченцев, затем в покорении Средней Азии; полку было пожаловано Георгиевское знамя. Имелись специальные виды орденов и других наград для нехристиан (например, на Георгиевском кресте изображение св. Георгия заменялось двуглавым орлом).

Показательно, что национальное происхождение не было препятствием для занятия самых высоких государственных постов в Империи. В числе российских министров мы постоянно видим немцев, татар, армян; в составе Государственной Думы - представителей всех народностей. Немцы, поляки, грузины, шведы, финны командовали армейскими штабами и корпусами (одно время в Кавказской гренадерской дивизии русские офицеры составляли незначительное меньшинство).

Причем практически все иностранцы, даже знатного происхождения, уже во втором-третьем поколении обрусевали и служили России как ее патриоты на самых разных поприщах (Багратион, Даль, Крузенштерн, Врангель, Беллинсгаузен...). В этом отношении Россия была уникальной империей, и даже мусульманские и кавказские народы, когда-то покоренные силой (в ходе геополитического соперничества России с Турцией и Англией), проявили свою верность в годы Первой мировой войны (знаменитые "туркмены-пекинцы", кавказская "Дикая дивизия").

Нерусские народы в западной части империи имели особенно обширные права. Так, финны обладали собственным парламентом, конституцией и множеством привилегий. Сначала все это имели и поляки (хотя они поддержали Наполеона; именно после поражения в этой войне Варшавское герцогство было передано в состав Российской империи решением Венского конгресса 1815 г.) - однако польские восстания 1831 и 1863 гг. стали причиной ограничений. Эти восстания, захватившие также часть Малороссии и Белоруссии, имели родственный декабризму революционный характер; в них, впрочем, проявилось и иностранное вмешательство, на которое Россия была вынуждена решительно реагировать. Не всегда же уместные меры по насаждению русского языка объяснялись необходимостью общегосударственного средства общения и управления, а не подавлением национальных культур.

Таким образом, отличительным признаком Российской империи была не колониальная эксплуатация (как в ту же эпоху у западноевропейцев), не тоталитарный интернационализм (как позже в СССР), не космополитический "плавильный котел" (как сейчас в США) - а вселенское братства: взаимовыгодное сосуществование равноправных народов на уважении общих нравственных ценностей.

Правда, все эти соображения не могли отменить сепаратистских настроений у культурно развитых народов, точнее - у их интеллигенции: финской, польской, грузинской... Но это объяснялось уже политическим честолюбием верхних социальных слоев (как правило, зараженных либерально-демократическими и революционными веяниями эпохи), ибо притеснений в сфере национальной культуры в Российской империи не было.

Единственным исключением в смысле "национального неравноправия" в царской России было религиозное неравенство, которое распространялось на старообрядцев (исконно русских!), на некоторые секты и на иудеев. После 1905 г. ограничения остались только для иудеев, - но не по национальному признаку, а по религиозному.

В стране, где нормы нравственности и само оправдание самодержавной власти основывались на христианстве, трудно было признать равноправной религию, отрицавшую Христа и имевшую черты расовой исключительности. Однако переход иудеев в православие снимал с них все ограничения.

Одновременно царское правительство пыталось "перевоспитать" евреев, отучив их заниматься винными промыслами и ростовщичеством (и то и другое в России считалось предосудительным, что отражено во многих произведениях русской литературы). Цель была - превратить их в подданных "как все" с нормальными занятиями.

В 1897 г. еврейское население имело следующее распределение по профессиональной занятости (для сравнения в скобках процент соответствующей занятости населения по империи в целом): в торговле -38,65% (3,77%), в промышленности (включая ремесленников) - 35,43% (10,25%), в сельском хозяйстве - 3,55% (74,31%). Постепенно в их руках, благодаря финансам, сконцентрировалась и печать.

Такой рост еврейского влияния в общественно-экономической жизни усиливал неприязнь к ним на социально-экономической основе, поскольку, все активнее участвуя в социальной жизни, евреи оставались евреями - стремясь к тому же изменить существовавший общественный строй.

После убийства Александра II были введены "Временные правила о евреях" (1882), запретившие им селиться вне черты оседлости. В 1906 г. Столыпин предложил отменить ограничения для евреев, «которые особенно раздражают еврейское население России и, не принося никакой пользы, потому что они постоянно обходятся со стороны евреев, только питают революционные настроения еврейской массы и служат поводом к самой возмутительной противурусской пропаганде со стороны самой могущественной еврейской цитадели - в Америке». Но Николай II ответил на это: «Несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя». Черта оседлости в России была отменена только в 1915 г. в условиях войны под давлением иностранных кредиторов. Полностью еврейские ограничения были отменены лишь в марте 1917 г. масонским Временным правительством.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.