Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Местное хозяйство и источники финансирования различных его элементов





Для того чтобы раскрыть содержание понятия «муниципальное хозяйство», необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем провести классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.

Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем вести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:

1) муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;

2) деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов;

3) поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из этих положений, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей и с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

- муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

К муниципальным хозяйствующим субъектам относятся муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения.

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Разновидностью унитарного предприятия являетс я казенное пр едприятие, которое создается органами местного самоуправления, если преобладающая или значительная часть про изводимой им продукции, работ и услуг предназначена для муниципального образования либо для осуществления отдельных дотиру­емых видов деятельности или ведения убыточных производств.

Муниципальное учреждение - это организация, созданная органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Правовой основой деятельности муниципальных предприятий и учреждений являются нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Особен­ность управления названными хозяйствующими субъектами состоит в том, что переданное им в управление муниципальное имущество является неделимым, а руководители предприятий и учреждений обладают определенной степенью са­мостоятельности в управлении им. Муниципальное имущество, переданное муни­ципальным предприятиям и учреждениям, выделено из состава муниципальной казны и находится у муниципальных унитарных предприятий на праве хозяй­ственного ведения, а у муниципальных учреждений и казенных предприятий - на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения предполагает, что со6ственник имущества (му­ниципальное образование) устанавливает лишь общие правила функционирования унитарного предприятия, не вмешиваясь в его текущую хозяйственную дея­тельность. Предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Право оперативною управления предполагает, что казенное предприятие или учреждение обладает правами владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом только всоответствии с целями своей деятельности и заданиями со6ственника (муниципального образования). Собственник вправе изъять излишнее либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему назначению. Таким образом, право оперативного управления является значительно более ограниченным, чем право хозяйственного ведения.

МУП – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. На основе использования муниципального имущества такое предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Как коммерческая организация, оно должно работать рентабельно. Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам МУП, за исключением случаев, когда несостоятельность такого предприятия вызвана собственником такого имущества.

МУП ежегодно перечисляет в местный бюджет установленную собственником часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей, а остальную часть вправе использовать по своему усмотрению. Основная проблема МУП состоит в их неэффективности (низкое качество услуг, жалобы населения). При этом сами МУП объективно не заинтересованы в повышении эффективности своей работы, т.к. это приводит к снижению дотаций из бюджета. Неэффективное управление МУП приводит к тому, что имущество предприятия описывается за долги, судебными приставами и таким образом утрачивается муниципальная собственность, а органы местного самоуправления не вправе воспрепятствовать этому. Поэтому за экономической деятельностью МУП необходим постоянный административный и финансовый контроль.

- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность денежных доходов и поступлений извне, которые предназначены для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия распределяется на накопление и потребление. Кроме собственных источников предприятие может иметь привлеченные источники (инвестиции предпринимательского капитала, ассигнования из бюджета или кредиты коммерческого банка). Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальных финансов превалируют средства предприятий, направляемые на социальное развитие. Так было до перехода экономики России на рельсы рыночных отношений. В условиях экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Тем самым усиливается нагрузка на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры. В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Это вызвано повышением технологичности производства, недостаточностью средств у отдельно взятого мелкого предприятия. Кроме того, возможно укрупнение предприятий путем слияния или поглощения.

- органы местного самоуправления. Финансирование деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета по разделу «Общегосударственные вопросы».

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию – функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.

Оценка роли места каждого из элементов муниципального хозяйства на основе анализа отношений

субъекта и объекта муниципального управления обусловливает особенности выбора методов управления (хозяйствование или управление).

Так, из этой классификации видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и субъектами хозяйственной деятельности по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий

является плодом достаточно длительной и сложной работы. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до 50% доходной части бюджетов.

Современное качество муниципального управления характеризуется следующими показателями. В среднем по Российской Федерации местные бюджеты теряют около 30% расходной части и недополучают порядка 20% в доходной части, в результате неграмотного неквалифицированного управления.

Поэтому с точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные

элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько моделей муниципального хозяйства, прежде всего по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности муниципального образования.

----------------------------------------------------------------


53.Модели муниципального хозяйства

С точки зрения того, какую роль в решении вопросов местного значения играют те или иные элементы муниципального хозяйства, мы можем выделить несколько видов (моделей) муниципального хозяйства, прежде всего, по признаку возрастания роли собственной хозяйственной деятельности.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.