Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и специфика философского знания. Философия и мировоззрение





Философия

Предмет и специфика философского знания. Философия и мировоззрение

Философия это учение о мире, о человеке и о системе отношений мир – человек.

Философия возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность.

Предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Мировоззрение это всегда интегральный показатель зрелости личности и возникает он только тогда, когда имеющаяся у него сумма знаний об окружающем мире, о самом себе рассматривается через призму мир – человек. Человек выделяет себя из мира.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)

Структура философского знания. Функции философии

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисным элементами философии стали онтология, гносеология и этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика, эстетика, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, философия права, методология науки, аксиология и история философии. Сегодня философия представляет собой комплекс дисциплин, в котором, кроме указанных, есть пограничные между философией и другими областями духовной жизни общества концепции. К ним относят, например, философию религии, философские вопросы естествознания, философию техники и т. д.

В функциях философии выражается ее назначение, ее роль в осмыслении и преобразовании действительности; ее функции показывают, какую роль играет философия в жизни людей, для чего человек может использовать философское знание.

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.

Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности.

Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

Проблема генезиса философии

Проблема генезиса философии включает в себя следующие вопросы:

1. Из чего и как она возникла? Человек впервые попытался объяснить мир не с помощью богов, а с помощью разума.

2. Почему и зачем она возникла? Для понимания смысла жизни отдельной личности и её места в мире. Для познания сущности явлений.

3. К огда и где она возникла? Философия возникает в VII-V вв. до н.э. Одновременно в Древней Гре­ции, Древней Индии и Древнем Китае.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

· мифогенная (из осмысления мифов);

· гносеогенная (из обобщения результатов познания);

· мифогенно-гносеогенный (из всего, включая мифы и знания).

Мифогенный подход определяет возникновение философии из безрелигиозного мифа путем дальнейшей абстрактизациии общих представлений, действительно содержащихся в развитой мифологии. Философия оказывается попыткой прочитать зашифрованное в образах мифа знание и перевести его на язык понятий. В рамках такого подхода философия часто мыслится неспособной открыть некое новое знание по сравнению с тем, что уже скрыто, содержится в мифе.

Гносеогенный подход полагает основной предпосылкой возникновения философии развитие протонаучного знания, в первую очередь математического и астрономического, для которого характерны высокая степень абстрактности, доказательность, стремление к выявлению объективных законов.

Мифогенно-гносеогенный подход, в рамках которого базой генезиса философии считается развитая мифология и формирующиеся начала научных знаний. Важно, что эти два источника философии полагаются равно необходимыми и друг без друга процесс генезиса философии не порождают.

Принято выделять следующие условия возникновения философии:

  1. возникает социальная классовая структура.
  2. появляется разделение труда (умственный и физический), т.е. возникает класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется интеллигенция).
  3. социально территориальное разделение, т.е. разделение населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой культуры и опыта.
  4. возникновение политики, т.е. государственности и межгосударственных связей.

Гносеологические (познавательные) причины.

  1. возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках происходит обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого.
  2. возникновение религии. Т.е. отражение всей действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого духовного основания.
  3. возникновение противоречий между наукой и религией.

Скептицизм

- “смотрю, рассматриваю, обдумываю, понимаю”. Родился в академии Платона

Основное учение – воздержание от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений. Родоначальник Пиррон

. По его учению, философ - человек, который стремиться к счастью. Счастье может состоять только в спокойствии и отсутствии страданий. О любом способе познания нельзя сказать истинный он или ложный. Истинно философский способ отношения к вещам - воздержание от суждений о них.

Эпикуреизм - появилось в древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в 17веке: учение, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой.

Эпикурейство

- философское направление основанное Эпикуром. Создал школу в Афинах под названием “Сад Эпикура”.

Предпосылка этики - учение о природе - натурфилософия.

Он разделял свое ученье на три части: теория познания (каноника), ученье о природе (физика), и этика. Э. не признавал самостоятельной ценности знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха, смерти и природных влечений. Основу знаний составляют чувственные восприятия, заблуждения же являются результатом ошибок человеческой мысли. Э. разделял основные положения атомистического учения Демокрита. Но он ввел также идею о случайных отклонениях атомов от траектории их движения. Поэтому допущение о случайных отклонениях позволяло ему говорить о свободе воли. Душа, поскольку она, как и тело атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, поэтому, считал философ, нет смысла, боятся смерти, ибо «смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Единственное благо для человека – наслаждение, которое Э. понимал как отсутствие страданий. Для того, что бы обрести такое наслаждение, надо устраниться от всех тревог, государственной деятельности, опасностей.

Стоицизм – появилось в Древней Греции и Риме: рационалистическое философское учение, которое в своем объяснении законов движения мира, человеческого познания, общественных отношений и этических норм соединяло материалистическую основу с идеалистическим толкованием явлений. Стоицизм

Зенона

(ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой.

Основным достоинством стоики считали невозмутимость и свободу от внешнего мира и от собственных страстей. Разработали основные правила “науки смерти” - настоящий мудрец не должен бояться смерти - это и есть философия. Другой принцип стоиков - зависимость от рока, бесполезность сопротивления. Свобода - признание и согласие с роком, необходимостью. Необходимость - Бог. Человек ничего не может изменить в порядке вещей. Человек постоянно стремиться быть свободным, но в его силе только духовная свобода, остальное не в его власти.

Школа киников.

Эти мыслители пытались не только разработать собственный взгляд на мир, но и испытать на себе, те же взгляды, которые они проповедовали. Для киников главная цель – жить в соответствии со своими убеждениями. Человек может опереться только на себя, на собственные жизненные ресурсы.

Неоплатонизм

— направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба.

Философия эпохи просвещения

Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение Просвещение достигло высшего расцвета во Франции, хотя и получило распространение во всех странах Европы. Философы эпохи Просвещения не только продолжали классические идеи рационализма, но и формулировали новые, основываясь на критике картезианской метафизики за ее умозрительность и недостаточную связь с наукой и практикой.

Просвещение усилило критику религиозной идеологии, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Во Франции Просвещение приняло форму материалиэма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой не только собственно философские и научные проблемы, но и общие социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума. Последний призван освободить народ от предрассудков, сделать людей «совершеннолетними», научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам. Эти идеи развивали Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. д'Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции во Франции; Дж. Толанд, А. Шефтсбери. Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смиг в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Исходная ценностно-мировоззренческая установка Просвещения — «имей мужество пользоваться собственным умом». Тем самым идеологи Просвещения утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда опора на научное знание, пропаганда самоценности научного разума.

Философы Просвещения подчиняли научный разум жизни, преобразованию социальных отношений, улучшению жизненных условий и т.д. Отсюда защита ими естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, воплощенных в религиях, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация подобных идей требовала своеобразной трактовки разума. Согласно философии Просвещения, разум не дает вечных и общеобязательных исгин. Разум — возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Таким образом, основным свойством человеческого разума является готовность и способность искать истину.

Принципиально важно, что, возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта; в конечном итоге он контролируется опытом и потому не всемогущ. Таким образом, трактовка разума основана не столько на философско-методологической установке, сколько на достижениях науки. Философия Просвещения отрицает правомерность заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Меняется роль исходных принципов, которые оказываются зависимыми от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, ог них следуег идги к истине. Это поднимает статус науки и образования а культуре, поскольку именно наука и образование учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.

Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.

Философия новейшего времени

Влияние господства частного интереса на Представления о человеке, мотивы его ведения и жизненные установки со всей очевидностью выражены в концепции Т. Гоббса. В противоположность Аристотелю он утверждает, что человек по природе своей — существо не общественное. Напротив, «человек человеку — волк» (homo homini lupus est), а «война всех против всех» является естественным состоянием общества. Его методологический индивидуализм и номинализм тесно связаны с социологическим и этическим индивидуализмом. Глубинной же основой такого состояния является всеобщая конкуренция между людьми в условиях новых экономических отношений. Сам он в этой связи пишет:

Человеческая жизнь может быть сравнима с состязанием в беге... единственная цель и единственная награда каждого из участников, это — оказаться впереди своих конкурентов.

Влияние развития науки на представления о человеке и обусловленный им антропологический рационализм ярко обнаруживаются в философских взглядах Б. Паскаля, который утверждал, что все величие и достоинство человека «в его способности мыслить».

Однако основателем новоевропейского рационализма вообше и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевших большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

Этот механистический взгляд на человека, рассматриваемого в качестве машины, получил широкое распространение в тот период. Знаменем такой концепции может служить название работы Ж. Ламетри — «Человек-машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма на человека. Согласно ему, существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.

Подобный взгляд характерен для всех французских материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции, Дидро).

Другая, отличительная черта их философской антропологии — рассмотрение человека как продукта природы, абсолютно детерминированного ее законами, так что он «не может — даже в мысли выйти из природы». Стоя на принципах последовательного механистического детерминизма, они, конечно, не могли ни в какой мере признать свободу воли человека. Еще одна характерная черта этих мыслителей состояла в том, что, критикуя христианскую догматику об изначальной греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе изначально добр и не греховен.

Категория бытия в философии

Бытие – это философское понятие, обозначающее многообразие реальности, существующих материальных и идеальных объектов. Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно вне и независимо от сознания человека. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.

Мыслители античности всесторонне рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникла радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них — Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.

Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бытии, называется онтологией.

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах:

1) Бытие вещей и процессов. В свою очередь также может быть представлено в двух формах:

· бытие вещей и состояний природы, кот. большинство людей воспринимают как объективную реальность, кот. сущ-ла до них и от них не зависит. Это взгляд с позиции материализма.

· Идеалистич. позиция. Бытие природы, цивилизации. Это бытие двойственно, т.к. с одной стороны, они сделаны из тела природы, а с другой- в них вложена сознание и душа человека.

Бытие человека.

· бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

· специфич. человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

Бытие социальное.

· бытие человека;

· бытие человека в обществе.

Небытие - это то, что реально не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия - нечто, форма проявления небытия - ничто. Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношения бытия и небытия.

Наряду с «бытием» в онтологии используется ряд других категорий: «реальность», «существующее», «действительность». Виды реальности: объективная, субъективная, социальная, реальность в науке.

Объективная реальность понимается как то, что существует вне сознания субъекта. Субъективная реальность существует лишь постольку, поскольку существует человек, и является продуктом его психики. В материалистической Ф субъективная реальность трактуется как вторичная по отношению к объективно-материальной реальности.

Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие.

Философия

Предмет и специфика философского знания. Философия и мировоззрение

Философия это учение о мире, о человеке и о системе отношений мир – человек.

Философия возникает из потребности людей в выработке рациональных оснований, придающих мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность.

Предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему «человек-мир»;

Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Мировоззрение это всегда интегральный показатель зрелости личности и возникает он только тогда, когда имеющаяся у него сумма знаний об окружающем мире, о самом себе рассматривается через призму мир – человек. Человек выделяет себя из мира.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).)







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.