Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типы склонений в СРЯ. Типы в ДРЯ. Образование с-темы склонений сущ-х.





Склонение – это изменение имен сущ-х по падежам.разряды сущ-ых,имеющ одинаков-ые падежн окончания,назыв типами склонения. Н-р:слова страна,школа,книга-относятся к одному склонению,а слова страна,студент,степь-к разным. Склонение-постоянный признак сущ-ого. Основу системы склонения сущ-ых сост три продуктивн склонения,кот-ми охвачено большинство русск сущ-ых;новые сущ-е обычно включ в один из этих типов. К 1 склонению относ-ся сущ ж рода соконч на –а,-я в И.п,ед.ч (страна, армия), немногочисленны сущ М.р (дядя,воевода,юноша) и слова общего рода (егоза,задира,забияка). В зависим от хар-ра основы выд-ся:твердая(страна) и мягкая(земля). У всех сущ 1 склон возможны варианты окончаний формы Тв.п –ой,-ей и –ою,-ею. Последнее восприн как книжное и редко употр в речи,хотя широко использ в поэзии:скрылась за рекою белая луна. Вариантные формы Р.п возм-ны также для слов:межа,простыня (простыней-нейтр,прост ы нь-разгов).

Ко 2 склонению относ сущ М.рода с нулевым окончан в форме Им.п,ед.ч (стол,конь,гений). Исключ-ПУТЬ,а также сущ ср.р и муж.р с оконч –о,-е:село,поле;домишко,домище. Как и в 1 склон здесь выдел тверд и мягк разновидн склонения:стол,село;конь,поле.

К 3 склон относят имена существ Ж.р с нулевым окончанием в форме Им.п,ед.ч:степь,рожь,мышь,мать. Твердая и мягк разновидн этого склон почти не различ. У имен сущ 3 склон развита омонимия форм:совпад формы Им.п и В.п-степь, Р.п,Д.п,Пр.п-степи.

Тремя продуктивн типами склонен охвачены далеко не все сущ. Имеются следующие образцы склонения: 1.десять разносклон сущ ср.р на –мя:бремя,время,вымя,знамя,имя,пламя,племя,семя,стремя,темя. Они назыв разносклон,потому что при склон использ-ся окончания разн склонений. 2.разносклон сущ:дитя,путь

3.сущ,образов-есяв результ субстантивации имен прилагат(часовой,мороженое,столовая)склон по образцу прилагат-х.

4.несклон сущ,у кот-ых наблюд полная омонимия падежных словоформ(новое пальто,нового пальто,новому пальто)образ-ют особое «нулевое»склонение.

Парадигма склонения сущ-х. Полная парадигма склон-я сущ-х состоит из 12 членов, т.е. 6-ти форм ед.ч. и 6-ти форм мн.ч. Полную пар-му имеют конкретные сущ-ые. Слова с абстрактной, вещественной, собират-ой семантикой имеют неполную пар-му, т.к. они употребляются только в форме одного числа (мечта, брюзга, башка – не имеют формы Р.п. мн.ч. – очевидно по эстетич-им и морфологич-м признакам), 11 компонентов – неполная пар-ма.

Типы склонения имен сущ. в древнерусском языке. Система склонения имен сущ-х, кот. существовали в древнерусском языке к началу письменности,к 11 в, сложилась ещё в индоевроп-ую эпоху. Из индоевроп-го языка она была унаследована праславянским яз-м, а из него она приемственно вошла в древнерусский язык. Здесь деление на гр. слов., т.е. на склонения осущ-сь по конечному звуку основы. В зависимости от него, в индоевроп-ом языке, а затем в общеславянском, а затем в древнерусском различалось 6 типов склонения: 1скл. Относ слова с основ на *а(долг),jа (книга, земля), 2 скл. - *О(кр)., JО(д)(брат,муж,село), 3 скл. - *И(кр)(сын-s u nus)., 4 скл. - *I (кр)(gostis-гость)., 5 скл. – на согл(племе н а,слове с а), 6 скл. - *u(д)(свекры uы). 6 тип выделяется не всеми, т.к. сущ-ые склонявшиеся по этому типу, имели в ед.ч. те же окончания, что и сущ. 5 скл., а во мн.ч. они склонялись так же, как и сущ. 1-го скл. 1 скл. – землjа, книга, судъjя, воевода; 2-е скл. – братос, мугjос, село, полjо; 3-е скл. – сынус, рядус, дарус-дар, верх-верхус; 4-е скл. – гость-гостис, кость-костис, зять, огнь; 5-е скл. – племена-племен, словеса-словес, телята, матери; 6-е скл. – свекры, церкы, москы, тыкы, моркы. На протяжении истории р/языка вместо 6 типов склонения установилось три. Произошло это за счет унификации типов склонения, обобщения их в более крупные, за счет утраты малопродуктивных типов и укрепления более продуктивных, каковыми оказались 1,2 и 4-е склонения, в кот. влились слова из др. распавшихся типов. 1-е скл. в СРЯ образуют сущ-ые, кот. в древнерусском языке входили в 1-е скл., т.е. основами на *Ад., JАкр. (рука, земля, судья) – это сущ-ые ж.р. и отчасти м.р. Сюда же вошла и часть сущ-х из 4-го скл. с основой на *Ид., причем данные слова приобрели суф-с –ъв- (тыкы-тыкъв-тыква). Во 2-е скл. в СРЯ входили сущ. м.р. и ср.р. из древнерусского 2-го скл-я на *Окр., *JОкр. (век, конь, край, поле, село), 3-го скл. с основой на *Икр. сын, дом), сюда вошли также сущ. м.р. 4-го скл. с основой на *Iкр. (гость, зять), а также слова м.р. и ср.р. 5-го скл. с основой на согласный (камень, слово, теленок), сущ-ые 1 и 2-го скл. имеют как и в древнерусском языке тв. и мягк. разновидности. К 3-му скл.в СРЯ относятся сущ. ж.р. с мягк. основой. В древнерусском языке они входили в 4-е скл. с основой на *Jкр – ночь, кость; 5-е скл. с основой на Ъ (мат, дочь), а также 6-е скл. с основой на *Икр., приобретя суф-с –овь- с мягк. конечной согл. (свекры-свекровь). Ни к какому скл-ю не относятся и явл-ся разносклоняемыми в р/языке сущ-ые ср.р.на –мя- и слово м.р. путь.

Принципы изучения морфологии в школе:

I принцип. Преподавание морфологии на синтаксической основе.

- предполагает рассмотрение синтаксической роли изучаемых частей речи (в процессе выполнения морфологического анализа слов);

- знакомство с некоторыми частями речи, нпр., союзом, предлогом, возможно только на синтаксической основе;

- при изучении некоторых морфологических категорий необходимо обращение к знаниям учащихся по синтаксису (падеж существительного; род, число, падеж прилагательного).

II принцип. Сознательное усвоение морфологических понятий

Достигается следующим образом:

1. Расчленение определения или правила, показ всей совокупности признаков, по которым определяется грамматическое понятие. (нпр., часть речи определяется на основании 3 признаков: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).

2. Использование мотивировок (доказательств): докажи, что слово тройка относится к существительному; почему существительные невежа и невежда – общего рода.

3. Использование алгоритмов. Алгоритм – инструкция, предписывающая, какие действия и в какой последовательности необходимо выполнить для решения задачи (комплекс № 1: алгоритм определения падежа существительного, спряжения глагола).

4. Приведение учащимися самостоятельно подобранных примеров.

Принцип историзма

состоит в использовании исторических сведений при изучении морфологии.

Цель использования исторических сведений при изучении морфологии – рассмотрение русского языка как категории изменяющейся, исторической, как явления, имеющего свои законы развития.

• К историческим сведениям на уроках русского языка необхоимо обращаться в тех случаях, когда сведения по истории языка будут способствовать более осознанному пониманию изучаемых морфологических категорий.

Методы и приемы: методы

-слово учителя для справок

- эвристический; - наблюдения

- самостоятельная работа

- работа с книгой, работа со словарями

- наглядность (таблицы, схемы, алгоритмы)

Приемы

- сравнение (н-р: сущ и прил)

- сопоставления (противоположность перех/непереходн.глаг)

- систематизации; - обобщения

- замены (н-р: любит читать - любит чтение)

- грамматического разбора ч. речи (письм., устн., частичный, классный, домашний, полный)

- постановления логических вопросов, используя их необходимость обратить внимание, чтобы вопросы были логичны, не были пустыми, т.е точная постановка вопроса

- аналитические упражнения (на образование форм, на составление словосочетаний), выборочный диктант, свободный, предупредительный, комментированное чтение, графические диктанты.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.