Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет № 28. Обособленные члены предложения.





Предложение м. б. осложнено однородн. членами, обособл членами, вводными и вставными конструкциями, обращениями. Обособлением наз смысловое и интон-е выделение второстеп. членов с целью придать им некоторую самост-ть в предлож. Обособл. члены предлож. содержат элемент добавочного сообщения.(Очнулся Морозка от дробного конского топота, внезапно вырвавшегося из-за бугра) (здесь прич. оборот имеет оттенок добав. утверждения – выступает в роли распространенного определения).ср: Очнулся Морозка от дробного конского топота, который внезапно вырвался из-за бугра.

I Предлож. с полупредикативными об.чл.

1. с обособл. определениями: а) с прич. об.: Перед нами открылась дорога, залитая лунным светом. б) с адъективными оборотами (прил. с зависимыми словами): Глаза ее, черные без блеска, смотрели с вызовом.

2. с определительными субстантивными оборотами: а)с несогласов. определениями. Стержень несогласованных определений - сущ.: Денис Антонович, без пиджака, в шлепанцах на босу ногу; она, бледная, как мрамор, с высоко поднятой головой.

б) с обособленными приложен. (как одиночные, так и распростр). Мы, артиллеристы, хлопотали около орудий; Человек не суеверный, Максимыч готов был приписать…

3. Предлож-я с обособ. обостоятельтвами (м.б. деепр. обороты и одиночные дееприч.) а) с дееприч. оборотами (Мерно покачиваясь, мимо нас прошел поезд. Очнувшись, я несколько времени не мог опомниться). б) С обстоят-ми субстантив. оборотами (Несмотря на морковный румянец, она была миловидна.).

4. Обособленные дополнения. Дополнение по своей сущности яв-ся второстепенным членом, очень тесно связанным семантически с поясняемым глаголом, т.е оно обладает первым из общих условий обособления (возможность смыслового выделения). Они представляют собой ограничительно -выделительные обороты с различными значениями объектным, субъектным или даже обстоятельственными: Я купил все кроме тетради; Не бывал нигде кроме Москвы.(существ. в косвенных падежах)

5. Сравнительный оборот какособое синтаксическое явление - оборот со значением признака предмета, признака действия и др.(Черные, как смола, тени легли на траву. Даже в больших городах в это время стан-ся тихо, как в поле.) Показателями сравнительного оборота яв-ся сравнительные союзы: как, будто, словно, как будто, точно.

II. 1. Предложения с уточняющими обособленными членами. Уточняющие об.чл. конкретизируют или поясняют значения др. членов предлож., поясняют предлож. лишь в какой-то его части, в отличие от предложений с полупредикат о.ч., которые содержат дополнительное сообщение, т.е. полупредикативны. Чаще других уточняются обстоятельства места и времени. (У забора, у самой калитки, в ноябре расцвели маргаритки. Народ, т.е. весь их шахтерский отряд, становились цепочкой. Для Константина Левина деревня была местом жизни, т.е. радостей, страданий, труда. В этом отношении случилось даже одно важное для них событие, именно встреча Кити с Вронским. Искусство, в частности поэзия, есть акт познания). Уточнение может включать цепочку уточняющих членов .(У самой двери, на гвозде, рядом с рукомойником, висело белоснежное полотенце).К уточняющим чл. предлож. относятся также обособленные обороты со следующими словами, предлогами и предложными сочетаниями: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, в противоположность, по сравнению, независимо от.

2. Близко к уточняющим стоят пояснительные члены предложения. Пояснение – это обозначение в данном контексте одного и того же понятия другим словом. (Там был другой цвет, какой-то сиренево-серый …)

3. Наряду с уточнением и пояснением можно включить и присоединение членов предложения, под которыми имеются ввиду дополнительные замечания и разъяснения. Они близки к уточняющим и пояснительным. (Небо здесь безоблачное всегда, даже зимой (уточнение).- Небо здесь безоблачное, даже зимой (присоединение)).

 

Билет № 29. Позиционные мены и поз-е изменения звуков. Позиционная мена и поз-е измен-я согласных. Падение редуциованных. Следствия их падения в области согл.зв., истор-е чередование согл.зв.

Позиционная мена (ПМ) – это такая мена звук-ых единиц, кот. опред-ся действующ. в языке законами сочетаемости звуков. [сат]-[сады]. Позиционные изменения(ПИ) – это такие изм-ния, кот. возник. под возд-ием сосед-х звуков, происходит уподобление кач-ва одного звука кач-ву другого. Уподобл. м.б. устойчивым и неустойчивым. Оно имеет хар-р процесса, а не закона. ПМ и ПИ отн-ся к фонетическим позиц-ым черед-ям, кот-ые следует отличать от нефонетических чередований.

Фонетич.чередование – это чередование звуков, отн-ся к одной фонеме (города [д], городу [д˚], город [т], городской [ц], <д>: [д//д˚//т//ц]).

Нефонетическое чер-ние (морфологическое, словообразоательное) – это чередов. фонем. Оно имеет исторический хар-р и не яв-ся предметом изучения фонетики (горо д а – горо ж анин <д>//<ж>, дол г - дол ж ен).

Фонетич-ие чередов. не зависят от морфемы или слова и прояв-ся всегда в определенной позиции.

Классификация ПМ.

I.Чередование звонких и глухих согласных.

1) Оглушение звонких согласных на конце слова. В совр-ном рус.яз. в абсолютном конце слова м. произн-ся только глухие согласные. В случае, если звонкий согл. оказ-ся в абсолютном конце слова, появ-ся позиционная мена зв. и глух. согл.: [горът] - [гьрΛда], [сΛпок] - [съпΛги].

2) Ассимиляция по глухости. В СРЯ рядом могут произн-ся только 2 глух. согл., и если звонкий согл. оказался перед глухим, то он подверг-ся ассимиляции по глухости. М.б. в середине слова на стыке морфем. М.б. на [ска с къ] з//с, [ф_срок] в//ф.

3) Ассимиляция по звонкости. В СРЯ рядом могут произн-ся 2 зв. согл., и если глух. согл. оказ-ся перед звонк., происх. ассимиляция по звонкости. М.б.: внутри корня [вΛгзал], на стыке с проклитикой [з_гΛры]; на стыке морфем [проз’бъ]; на стыке 2-х знаменательных слов,произн-мых без паузы [нозд’атлъ]; на стыке с энклитикой [пΛн’озбы].

3) Перед звонк. согласн. звуки [х][ц][ч] преходят в свои несколько озвонченные пары [х→γ, ц→дз, ч→дж] (н-р: дочь бы, отец бы). Такой переход не произойдет, если м/у словами есть хотя бы маленькая пауза, поэтому подобный переход яв-ся ПИ и не имеет хар-ра фонетического закона.

4) В конце слова после глух. согласн. и в начале слова перед глухим сонорные м. становиться оглушенными, полуглухими. (н-р: пес н ь [н’]-оглуш-ся по сравнению с пес н е). Но оглушения м. не происходить, если произнести с большей силой, лучшей артикуляцией, тогда он ст-ся слоговым. Оглуш-ие сонорных не имеет хар-ра фонетического закона и ПИ.

II. Чередование мягких и твердых согласных.

1) Ассимиляция по мягкости. В СРЯ рядом могут произн-ся 2 мягких согл., и если твердый согл. оказался в положении перед мягким, то он смягч-ся. Чаще всего бывает внутри корня или на стыке морфем: [с’т’эп’], [с’н’эк]. Ассимилятивная мягкость встреч-ся непоследовательно. Чаще подвергаются зубные, реже губные.

2) Ассимиляция по твердости. В СРЯ рядом м. произн-ся 2 тверд. согл., и если мягкий согл. оказ-ся в полож. перед тверд., то он подверг-ся ассим-ции по твердости. Происходит на стыке корня и суффикса, если суф. нач-ся с тверд. согл. встреч-ся реже предыдущих. [стиэпной] - [стэп'], п' // п. [мАрковный] - [мАркоф'], в // в'.

3) Смягчение тверд. согл. перед гласными переднего ряда [и], [иэ], [э], [ь] на стыке основы и флексии и корня и флексии: [рук'и] - к // к'. фонетический закон: в с.р.я. на стыке основы и флексии, корня и суф. перед гласн. переднего ряда [и], [иэ], [э], [ь] произн-ся мягк. согласн., происходит позиционная мена.

III. Ассимиляция по месту

образования распр-ся только на 4 звука: [с], [с'],[з], [з’].

а) рядом м. стоять 2 согл., одинаковых по месту образования, и если зубные [с], [с'], [з], [з'] оказ-ются в положении перед передненебными [ш],[ж], [ш'], [ж'], то они полностью переходят в передненебные: [рА ж жат'] - з //ж,

б) на стыке ударного слова c энклитикой; [Атн'ож_жъ];

в) на стыке с проклитикой: [иж_жыэлэзъ];

г) на стыке 2-х знаменательных слов, произносимых без паузы: [Атр'эш_шолкъ].

Это позиционная мена.

IV.Ассимиляция по способу образования распр-ся только на 4 звука: [т], [т], [д], [д']. Если эти взрывные согл. попадают под влияние аффрикат [ц] или [ч], то они полностью им уподобляются. Чаще всего бывает на стыке морфем: [бл'уццъ], [оч'ч'ъствъ]. Это позиционная мена.

V. чередование удвоенных и одиночных согласных. Черед-ние долгих согл. с одиночными в абсолютном конце слова или перед согл. (кристалл) – позиционная мена.

VI. Чередование согл. с нулем звука:

а) происх-т, когда рядом стоят 3 и более разных согл.; один из них, как правило, не произн-ся: [усный] - уста, [сонцъ] - солнечный;

б) в СРЯ рядом м. произн-ся только 2 одинаковых согл., и если рядом появл-ся 3-й, то он не произн-ся: [ваннайь] - ваннная (от ванна + суф. -н-);

в) долгий согл. м. произн-ся в основ­ном перед гласн., а перед согласн., и в конце слова он становится кратким: группа - [груп], [групкъ]. Одним из осн-ых явлений в звуковой системе рус.яз., в значительной степени изменивших ее, является падение редуцирован­ных (Р) в XII в.

Падение Р - это утрата [ь] и [ъ] как особых гласн. фонем, переход их в Ø звука в слабых позициях и прояснение в гласные полного обра­зования [э] и [о] в сильных позициях. Слабые позиции:

а) в конце слова;

б) перед гласными полного образования (кънига, жьдати);

в) перед сильными Р (жьньць, чьтьць).

Сильные позиции:

а) под ударением (мъхъ - мохъ, дьнь - ень);

б) перед слабыми Р (отьць - отець).

Следствия падение Р.

1) Стали возможны такие явл-я в фонетической системе рус.яз., как беглые гласные [о] и [э] (лоб - лба, день - дня). Это явление прогрессирующее, возник. и в новых словах (шпаргалка - шпаргалок).

2) Переход начального [и] в корне в [ы] после префиксов и предлогов на тв. согл. (отъискати - отыскать, въ избу

3) В системе согл. произошли след. изменения:

*оглуш. конечных звонк. (горбъ - [горп]);

*отвердение конечных мягк. губных в тв. пад. ед.ч. сущ. II скл. (столомь - столом, селомь - селом);

*ассимиляция согласных по звонкости (отъдати - [Λддат’], косьба - [кΛз’ба]);

*ассимиляция по глухости (ложъка - [лошкъ], резькии - [р’эскиj]);

*ассим-ция по мягк. (дъверь - [д’в’эр’]),

*ассим. по тверд. (красьныи - [красныj]);

*появление непроизносимых согл. (солънце - [сонцъ], честьныи - [ч’эсньj]);

*появление звука [ф], не хар-ного прежде праславянскому языку (коровъ - [кΛроф], столовъ - [стΛлоф]);

*диссимиляция (легъко - [л’иэ хко], мягько - [м’ахкъ]);

4) Появление закр-ых слогов и уменьш-е колич-ва слогов в слове (бы-къ - бык; до-мъ - дом).

5)появление нулевых морфем (плод- ъ с флексией -ъ; пло д, с нулевой флексией).

История звуков г. к. х. шипящих и ц.

Законом слогового сингармонизма (в преде­лах одного слога м. произн-ся только звуки одинаковой артикуляции) было обусловлено праславянское смягчение бывших только твердыми заднеязычных *g, *k, *h перед гласн. переднего ряда *i, *е, *е (носовое, [а]), л., ь.

I палатализация. Заднеязычные перех-ли в мягкие шипящие: *g —» ж', *к --> ч', *h —» ш

*gena —* жена, *tihina —• тишина; * kendo —> чадо. Рез-том I палат. яв-ся чере­дования заднеязычных с мягкими шипящими: г // ж, к// ч, х // ш.

2 палат. произошла позднее первой, после монофтонгизации дифтонгов. Осущ-ась перед гласн. переднего ряда и, л> дифтон­гического происх-ния (из дифтонга *oi). В рез-те заднеязычные согл. преобраз-ись в мягк. свистящие: *g → з’, *k →ц’*h → с’ Следы этой палатал. набл-ся, как правило, во флексиях слов: нозљ (ноге), руцль (руке), моусљ (мухе), оучени ц и (оучени к ъ). Чередов. II палатал. в рус.яз. не оставила.

III палатал. осущ-лась не перед, а после гласн. переднего ряда, а также после слогового сонанта *r. Рез-ты III палат. совпадают с рез-ми II, т.е. заднеязыч­ные перех-т в мягк. свистящие: нарль к ати -нарицати, къна г ыни - кън’а з ь, подвигатис’а –подви з атис’а.

Т.о., в рез-те палат. заднеязыч­ных в системе согл. фонем праславянского языка появились мягкие согл.: шипящие (ж’, ч’, ш’) и свистящие (з’, с, ц), которых в индоевропейском праязыке не было.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.