Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Производственно-хозяйственный анализ





Направление анализа Содержание Показатели
Анализ использования основных фондов Анализ размера, структуры основных фондов, динамики их развития Анализ оборачиваемости основных фондов Анализ эффективности использования основных фондов Анализ эффективности затрат по содержанию оборудования Фондоотдача основных производственных фондов Фондоемкость Амортизацио-отдача Оборачиваемость основных производственных фондов
Анализ использования материальных ресурсов Определение обеспеченности материальными ресурсами Выявление дефицитных материалов Определение ритмичности, качества, комплектности поставок Расчет транспортных расходов Расчет потерь от замены материалов, простоя оборудования Оценка влияния снабжения на объем выпуска продукции и себестоимость Материалоотдача Материалоемкость
Анализ использования труда и заработной платы Определение численности, динамики трудовых ресурсов Состав, структура, уровень квалификации Анализ влияния численности на динамику продукции Оценка производительности труда, ее динамики, определение интенсивных и экстенсивных факторов роста производительности труда, выявление резервов ее роста Выявление размеров и динамики средней заработной платы, ее доли в себестоимости, исследование темпов роста заработной платы Оценка резервов повышения эффективности использования фонда заработной платы Производительность труда Доля заработной платы в стоимости продукции

Анализ кадрового потенциала. Данный этап анализа должен дать ответ на вопрос способен ли коллектив предприятия работать эффективно и взаимосвязано по достижению целей, выявить резервы и возможность их реализации.

Комплексная диагностика предприятия позволяет составить «бизнес-портрет» предприятия, определить стратегии его развития, сформировать цели и задачи в соответствии с реальными результатами деятельности.

Каждая фирма, работающая в условиях рыночных отношений, стремится обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли.

Для этого она разрабатывает стратегию – долгосрочную программу действий, адекватную: а) конъюнктуре рынка; б) конкуренции; в) собственным ресурсным возможностям.

 

3. Основы опредления стратегий в бизнес-плане

Стратегияэто обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях.

Применительно к предприятию стратегия – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, предприятие определяет общие направления деятельности.

Стратегия – понятие многогранное. В качестве его характеристик можно привести следующие определения:

· средство достижения конечного результата;

· объединение всех частей организации в единое целое;

· план действий;

· реакция предприятия на изменения внешней среды;

· позиция в окружающей среде;

· результат анализа сильных и слабых сторон предприятия и определение возможностей и препятствий ее развития и т.д.

В условиях самостоятельности управления предприятием, нестабильности внешней среды стратегические решения могут иметь широкий спектр решений, касающихся номенклатуры и объемов производства, завоевания рынков, отношений с поставщиками и потребителями, социального развития и других сфер деятельности.

Выбор стратегии имеет кардинальное значение для функционирования предприятия, так как может повлечь за собой долговременные необратимые последствия. Стратегические решения, как правило, выбираются из множества вариантов, тщательно взвешенных и продуманных. Все текущие решения должны опираться на стратегические установки. Это обеспечивает их обоснованность и последовательность. Каждое предприятие имеет свою стратегию действий. Принятые однажды решения и сделанные для их реализации действия обуславливают определенную инертность.

Вместе с тем, предприятие, а с ним и его стратегии постоянно развиваются. Не всегда удается все продумать и учесть на длительный период и затем долгое время жить без изменений. Непредсказуемый характер конкуренции, взлеты и падения цен, налоговое регулирование и другие события могут потребовать изменения стратегии. Поэтому стратегия предприятия должна постоянно корректироваться и должна сочетать в себе запланированную линию поведения, а также возможность реагирования на все планируемые новшества.

Анализ состояния предприятия предусматривает оценку того, насколько хорошо работает существующая стратегия. Для этого анализируются следующие параметры:

· цели, задачи и общая стратегия;

· сферы конкуренции предприятия;

· функциональные стратегии;

· последние действия по реализации стратегии: ценовая и рекламная политика, выход на новые рынки и т.п.

Обобщенными показателями успешности действующей стратегии могут быть:

1. увеличение или уменьшение доли рынка;

2. изменение рентабельности;

3. динамика объема чистой прибыли;

4. окупаемость капиталовложений;

5. сравнение темпов роста продаж и роста рынка в целом и др.

Если стратегия в целом успешна, это не означает, что нет необходимости вносить коррективы в ее отдельные элементы. Новые условия могут потребовать пересмотра некоторых функциональных стратегий, а в некоторых случаях и разработки новой стратегии. Ведь стратегия – это, прежде всего, реакция предприятия на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности.

Стратегическое планированиеэто набор действий и решений, предпринимаемых руководством предприятия с целью разработки функциональных стратегий и оказания помощи в решении задач развития предприятия.

Основную часть стратегического планирования составляет выбор стратегии и ее реализация.

Конкретная стратегия является инструментом делового развития, т.е. каждый тип стратегии делового развития имеет свою стратегию.

Основная роль стратегического планирования состоит в обосновании целей и задач, устанавливающих наиболее значимые закономерности работы предприятия.

3.Определение целей в бизнес-плане

В условиях рыночной экономики развитие предприятия должно осуществляться в рамках таких стратегий, которые обеспечат ему получение прибыли, устойчивое финансовое положение, а также конкурентоспособность в относительно длительном периоде. Это во многом зависит от типа стратегии и отражения их в планах фирмы.

На выбор стратегии оказывает влияние огромное число факторов: законодательная база, анализ поля деятельности фирмы, привлекательность отрасли и уровень конкуренции.

Цели стратегии дифференцируются в зависимости от уровня стратегического плана. Различают цели следующих стратегических уровней:

1. миссия бизнеса (корпоративная стратегия);

2. деловой стратегии;

3. функциональных стратегий.

Миссияэто совокупность целей, во имя которых продукция предприятия производится в масштабах, адекватных потребностям рынка. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всех принимаемых в дальнейшем решении.

Конкретизация миссии осуществляется в деловой стратегии (стратегии бизнеса).

Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции предприятия на рынке. Для нее характерны: своевременная реакция на изменения, происходящие в отрасли, в экономике и других значимых сферах; разработка конкурентоспособных мер, рыночных подходов, которые могут обеспечить преимущество перед конкурентами.

Деловая стратегия разрабатывается по трем направлениям:

· решение вопроса о сфере с наибольшими шансами выигрыша в конкурентной борьбе;

· разработка характеристик продукции, способных привлечь покупателей;

· нейтрализация конкурентных мер противников.

Деловая стратегия и ее цели далее детализируются в функциональных стратегиях. Функциональные стратегии определяются в области маркетинга, сбыта, производства, финансов, персонала в соответствии с целями деловой стратегии. Они предусматривают определенные подходы, практические действия по обеспечению управления отдельными функциями.

Распространение сферы стратегического планирования на более низкие уровни управления способствует формированию в фирме совершенно нового предпринимательского подхода к хозяйственной деятельности.

Разработка функциональных стратегий подразумевает поиск таких решений в рамках данной функциональной области деятельности, которые бы обеспечили реализацию целей долгосрочного стратегического плана.

Деловая стратегия для более низких уровней стратегии превращается в цель, хотя на верхнем уровне она является средством.

Функциональные стратегии содержат в себе огромный резерв повышения эффективности хозяйственной деятельности.

Совмещение потенциальных возможностей предприятия и условий внешней среды, выявленных в процессе бизнес-диагностики, позволяет уточнить новые цели и задачи. Главная цель деятельности предприятия в конкретном промежутке времени не может быть определена отдельно от стратегии развития хозяйственного портфеля. Это означает, что расширить свою деловую активность путем наращивания объема номенклатуры предприятие может лишь по следующим направлениям:

· старой номенклатуры на старых рынках;

· старой номенклатуры на новых рынках;

· новой номенклатуры на старых рынках;

· новой номенклатуры на новых рынках.

В зависимости от отрасли, в которой работает фирма, характера и содержания миссии, особенностей внешней среды и других факторов, каждая фирма формирует собственную систему целей.

Целиэто параметры деятельности предприятия, достижение которых обусловлено его миссией и на реализацию которых направлена его хозяйственная деятельность.

Задачажелаемый результат деятельности, достижимый в заданный интервал времени, характеризующийся набором количественных показателей или параметров. Задачи выступают в качестве целей для нижележащих уровней.

На любом предприятии складывается иерархия целей, которая представляет собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели (задачи) нижележащих уровней (рис.10). Цели различных уровней увязываются через количественные показатели, одновременно с их формированием и увязкой происходит их ранжирование и согласование ресурсов.

Правильно построенная система целей является своего рода каркасом, который связывает все цели в единое целое, направляет их на выполнение миссии предприятия.

Цели предприятия должны отвечать следующим требованиям:

· должны быть достижимыми, конкретными и желательно измеримыми;

· цели могут быть долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными;

· множество целей должно быть взаимоподдерживающим.

В современной теории выделяют восемь сфер деятельности, где фирма определяет свои цели:

· положение предприятия на рынке;

· инновационная деятельность;

· уровень производительности;

· наличие производственных ресурсов;

· степень стабильности;

· система управления;

· профессионализм персонала;

· социальная ответственность

 

Целями стратегического плана могут быть:

· увеличение прибыли до…;

· увеличение доли рынка до…;

· снижение затрат на 1 продукции до…;

· повышение качества продукции;

· финансовая стабильность;

· выход на новые рынки и др.

Таким образом, экономические задачи каждого подразделения и направления деятельности в бизнес-планировании вытекают из более общих целей, стоящих перед предприятием, а процесс планирования осуществляется «сверху вниз», от общего к частному.

Это означает, что установки планово-экономического характера в бизнес-плане разрабатываются исходя из перспектив развития предприятия. Реализация целей бизнес-плана на действующем предприятии представляет собой более низкий уровень постановки задач по сравнению с директивами развития предприятия в целом.

Для каждого раздела бизнес-плана выбирается своя стратегия, и определяются конкретные мероприятия по ее реализации. На основе стратегии разрабатывается бизнес-план конкретных мероприятий с их перечнем, сроком выполнения и конкретными исполнителями, т.е. для каждого раздела и стратегии по существу готовится свой мини-бизнес план.

Работу по формированию системы целей на предприятии следует выполнять в несколько этапов:

· реструктуризация целей (по степени значимости, соподчиненности, временному признаку);

· определение сильных и слабых сторон деятельности;

· выявление степени угроз и слабых позиций предприятия;

· выявление степени влияния сильных сторон деятельности предприятия, и использование потенциальных возможностей;

· уточнение главной цели и ее количественное определение;

· распределение целей других уровней по функциональным областям с определением количественной величины.

Разработку стратегии по каждой цели можно представить в виде схемы поэтапного осуществления:

1. Обследование возможностей рынка;

2. Сопоставление существующих возможностей и ресурсов фирмы с необходимыми ресурсами для успешной работы на рынке;

3. Определение дефицита по каждому виду ресурсов;

4. Формулирование задач по компенсации дефицита ресурсов;

5. Разработка мероприятий по реализации этих задач.

Контрольные вопросы к теме №3

1. 1.Зачем нужна диагностика предприятия?

2. 2.Охарактеризуйте внешнюю среду белорусских предприятий с точки зрения экономических, политических, социальных и технологических факторов.

3. Что такое СВОТ-анализ, цели его проведения.

4. Что собой представляет ситуационный анализ, какие вопросы он решает?

5. Объясните назначение производственно-хозяйственного анализа в системе диагностики предприятия.

6. Объясните понятие «стратегия предприятия» и ее роль в бизнес-плане.

7. С какой целью проводится анализ текущего состояния стратегии предприятия?

8. Что такое миссия предприятия?

9. Охарактеризуйте понятия «цели» и «задачи» в стратегическом планировании.

10. Охарактеризуйте стратегическое планирование.

11. 11.Что собой представляет деловая стратегия?

12. Объясните понятие «реструктуризация» целей.

13. Что собой представляют функциональные стратегии?

14. Объясните в чем отличие стратегического планирования от бизнес-плана.

15. Объясните зависимость «цели - стратегия».


Лекция 7 и8 бизнес- Планирование производства предприятий АПК

(Планирование сельскохозяйственногопроизводства (планирование животноводства, растениеводства

Лекция 7.ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО

РАСТЕНИЕВОДСТВУ

6.1. Планирование использования земельных угодий.

Земля - главное и незаменимое средство производства в сельском хозяйстве, основа жизни и деятельности человека. Рациональная организация использования земли - важнейшее условие функционирования любого сельскохозяйственного предприятия для эффективного использования всех его производственных ресурсов.

Планирование растениеводства начинают с разработки мероприятий по улучшению и более эффективному использованию сельскохозяйственных угодий, вовлечению в производство новых земель, повышению доли интенсивно используемых угодий и плодородию почвы, защите почв от эрозии и т. д.

Наиболее ценные земли сельхозпредприятий - сельскохозяйственные угодья, к которым относятся:

- пашня;

- залежи;

- сенокосы;

- пастбища;

- многолетние насаждения - сады, ягодники, виноградники, и т. д.

Разработка плана производства и продажи продукции растениеводства является в рыночных условиях ведущей задачей комплексного планирования социальноэкономического развития предприятия. План производства определяет основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством.

Производственная программа по растениеводству включает несколько разделов и выполняется в следующей последовательности:

• уточняются размеры землепользования по видам угодий по состоянию на 1 ноября планового года и разрабатываются мероприятия по эффективному использованию сельхозугодий, планируется возможная трансформация угодий;

• проводится экономическое обоснование выбора товарных сельскохозяйственных культур, а также нетоварных (кормовых) культур для внутрихозяйственного потребления;

• планируется урожайность сельскохозяйственных культур;

• обосновываются размеры посевных площадей и валовые сборы в разрезе культур;

• составляется баланс распределения продукции растениеводства.

Перед разработкой производственной программы проводится необходимая подготовительная и аналитическая работа. Как правило, обоснование показателей проводится на основе расчетов во вспомогательных таблицах. Количество и набор показателей в них зависят от профессиональных навыков работников экономической службы. В ходе подготовительной работы:

• определяют число и состав тракторно-полеводческих бригад, звеньев, уточняют численность работников, особенно в период наибольшего напряжения полевых работ;

• уточняют технологические карты по возделыванию сельскохозяйственных культур и на их основе утверждают нормы и нормативы на механизированные и другие виды работ, лимиты расхода отдельных ресурсов;


• пересматривают положение о материальном стимулировании работников растениеводства;

• анализируют достигнутые показатели деятельности по отрасли в разрезе сельскохозяйственных культур за предшествующие плановому периоду годы.

Содержание производственной программы предусматривает обоснование выбора определенных видов сельскохозяйственных культур и размера посевных площадей под ними. При этом принимают во внимание стратегические направления перспективного развития производства продукции растениеводства и уровень урожайности сельскохозяйственных культур за прошлые годы.

В рыночных условиях развитие отрасли находится в зависимости от цены продажи, уровня спроса на продукцию и размера прибыли. Именно от них зависит выбор возделываемых культур, их видов и объемов производства. Но особенность ведения сельскохозяйственного производства заключается в том, что даже при высоких показателях урожайности, доходности и спроса необходимо выполнять агротехнические требования по возделыванию культур и размещению их в полях севооборота. Характерным примером является производство подсолнечника, самой прибыльной в условиях Саратовской области культуры. Агротехника его возделывания и биологические особенности требуют возврата на прежнее место в севообороте один раз в 8 лет, что лимитирует размер площади посева подсолнечника.

6.2. Обоснование уровня урожайности сельскохозяйственных культур.

Главное направление развития растениеводства - повышение урожайности сельскохозяйственных культур - наиболее сложная и ответственная часть производственной программы по растениеводству.

От правильного определения уровня урожайности зависит реальность планов. В прямой зависимости от ее уровня находятся и показатели эффективности растениеводства и животноводства, в себестоимости продукции которого корма занимают до 50-60%.

Планирование урожайности - наиболее сложная и ответственная часть производственной программы, поскольку отсутствуют общепринятые нормативы степени влияния определяющих ее факторов. По данным ВНИИагрохимии, среди факторов, влияющих на урожайность, удельный вес удобрений составляет 40-50 %, агротехнических мероприятий - 20-30, селекции - 20 %.

При обосновании планового уровня урожайности применяются следующие методы: пофакторный, по выносу питательных веществ из почвы, лимитирующий, экономикоматематический, технология «ЗОНТ».

6.3. Определение посевных площадей и валового сбора продукции.

В рыночной экономике объёмы производства определяются:

- наличием материальных, финансовых и иных ресурсов;

- потребностями рынка, спросом.

Минимальный объем производства конкретных видов продукции растениеводства определяется необходимостью выполнения договорных обязательств предприятия с учетом конъюнктуры рынка и удовлетворения внутрихозяйственных потребностей.

Рациональная структура посевных площадей должна обеспечивать:

- с агрономической точки зрения - размещение культур по лучшим предшественникам, внедрение севооборотов, передовой агротехники и повышение плодородия почвы для получения высоких, стабильных урожаевпродукции высого качества;

- с организационной - соответсвие специализации предприятия, выполнение договорных обязательств, правильные пропорции отраслей растениеводства и животноводства, создание условий для эффективного использования производственных ресурсов;

- с экономической - получение максимума прибыли с единицы земельной площади.

При обосновании размеров и структуры посевных площадей необходимо лучшие площади отводить пашне, отдавать предпочтение наиболее экономически выгодным культурам. Для этого целесообразно оценивать экономическую эффективность культур по группам с учетом их хозяйственного использования.

Для экономической оценки товарных культур используют следующие показатели:

- выход продукции с 1 га посева в стоимостном выражении;

- производительность труда и трудоемкость возделывания 1 га;

- валовой доход и прибыль с 1 га;

- уровень рентабельности;

Для кормовых культур - выход кормовых единиц и переваримого протеина (или кормопротеи- новых единиц) с 1 га, затраты труда на производство и себестоимость 1 к. ед. и 100 кг переваримого протеина (или кормопротеиновой единицы).

Расчеты валовых сборов продукции растениеводства по некоторым культурам и видам продукции имеют свои особенности. Так, валовые сборы зерновых и подсолнечника показывают в числителе - в первоначальной (бункерной) массе, в знаменателе - в массе после доработки (без неиспользуемых отходов, усушки и других потерь). Количество неиспользуемых отходов определяют в процентном отношении к валовому сбору в бункерной массе по опыту прошлых лет. Оставшуюся массу после доработки разделяют на полноценное зерно и используемые зерноотходы в физической массе также по опыту прошлых лет. Эти данные используют при калькуляции себестоимости и распределении продукции растениеводства.

Производственная программа растениеводства включает также незавершенное производство, то есть работы, выполняемые под урожай будущих лет. Площади озимых культур на зерно и зеленый корм посева планируемого года, многолетних трав посева планируемого года и прошлых лет, чистого пара, зяби определяют на основании размещения культур в полях севооборотов на планируемый и последующие годы.

6.4. Баланс продукции растениеводства.

Завершающий этап разработки натуральных показателей производственной программы растениеводства - составление баланса продукции отрасли. Продукция растениеводства должна реализовываться в соответствии с договорами контрактации по различным каналам и согласно расчетам по дополнительной продаже, а также использоваться на предприятии на семена, корм скоту, выдачу работникам хозяйства, поставляться в обмен, на переработку, на создание страховых и резервных фондов.

Продукция растениеводства на начало года должна обеспечивать:

- до урожая планируемого года скот кормами и столовые продуктами питания, производимыми на сельскохозяйственном предприятии.

- для посева яровых культур семенами собственного производства со страховым фондом.

В приходной части показывают все источники поступления продукции, в расходной части отражают использование продукции по различным каналам в каклендарном году.

Остаток продукции растениеводства на конец года определяют как наличие продукции на начало года плюс приход минус расход. Остаток должен обеспечить потребность предприятия в продукции растениеводства до урожая следующего года - в семенах для весеннего сева, на корм скоту, на общественное питание, реализацию, прочие расходы.

Баланс продукции растениеводства увязывает производственную программу растениеводства и животноводства (через кормовую базу), а также перерабатывающих производств (через сырье), поэтому во многом определяет выполнение общих задач, стоящих перед сельскохозяйственным предприятием.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расчет плановой урожайности с.-х. культур и объемов производства продукции в растениеводстве

2. Расчет минимально-необходимых площадей под кормовыми и продовольственными с.-х. культурами

3. Расчет натуральных нормативов затрат на возделывание и уборку с.-х. культур на 1 га посевов и сфера их применения.

4. Подготовительная работа и специфика разработки профинплана

5. Баланс продукции растениеводства

6. Содержание годового производственно-финансового плана с.-х. предприятия, его место в системе планирования

7. Основы планирования производственной программы растениеводства

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная

1. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская - М.: ИНФРА-М, 2013.

2. Бутырин, В.В., Прогнозирование и планирование на предприятии. Учебное пособие для слушателей учебного центра «Профессионал» / В. В. Бутырин, Ю.А. Бутырина, А. Д. Балычев, Н.А. Романова - ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», Саратов 2016.

Дополнительная

1. Бухалков, М. И. Планирование на предприятии: Учебник. /М. И. Бухалков. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 416 с. - (Высшее образование).

2. Дубровин, И. А. Организация и планирование производства на предприятиях/ И.

A. Дубровин. - М.: КолосС. - 2008. - 359 с.: ил. - (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений).

3. Симунин, Е. Н. Планирование на предприятии: учебное пособие / Е. Н. Симунин,

B. М. Васильцова, Т. А. Симунина, В. С. Васильцов. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 336 с.

4. Маховикова, Г.А. Планирование на предприятии: краткий курс лекций / Г. А. Маховикова, Е. Л. Кантор, И.И. Драгомирецкий, - М.: Издательство Юрайт, 2010.


Лекция 8ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО
ЖИВОТНОВОДСТВУ (НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ СКОТОВОДСТВА)

Производственная программа предприятия по животноводству представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемой рынком животноводческой продукции. В рыночных условиях основу плана производства на различных предприятиях составляют заключенные договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов и существующая потребность в продукции, а также действующие законы спроса и предложения на аграрном рынке. Главная цель плановой работы на акционерных, коммерческих и иных предприятиях коллективной и частной форм собственности, как и осуществляемой на ее основе предпринимательской или производственной деятельности, состоит в удовлетворении потребностей покупателей и получении максимальной прибыли. Сельскохозяйственные предприятия заключают договоры на производство и продажу продукции и услуг, приобретение и закупку необходимых ресурсов с потребителями и поставщиками, в том числе и с государственными и муниципальными органами, службами и предприятиями.

Годовая производственная программа составляется, как правило, на основе долгосрочного или стратегического плана. При годовом и долгосрочном планировании наиболее сложными плановыми проблемами считаются трудности прогнозирования будущего состояния рынка и внутренней среды самого предприятиями. Долгосрочные допущения о возможном росте потребностей покупателей и соответствующие планы развития производственного потенциала предприятия на предстоящий период часто оказываются недостаточно обоснованными.

7.1. Содержание производственной программы по животноводству.

При планировании производственной программы развития скотоводства на предприятии решают следующие основные задачи:

- анализируют эффективность отрасли за отчетный период, чтобы выявить причины, тормозящие ее развитие, разрабатывают плановые организационно-экономические мероприятия по улучшению положения;

- определяют виды животных, их количество по половым и возрастным группам, то есть устанавливают структуру стада и производственное направление развития отрасли;

- определяют плановые показатели продуктивности животных, план осеменения и получения приплода, а также нормативы ежегодной выбраковки маточного стада, живую массу 1 головы реализованного на убой молодняка животных и другие показатели;

- разрабатывают движение поголовья животных (оборот стада), определяют выходное и среднегодовое поголовье, объемы производства валовой продукции и ее распределение.

- расчитывают годовую потребность в кормах и обеспеченость ими.

- расчитывают калькуляцию себестоимости животноводческой продукции.

При этом объемы производства продукции животноводства рассчитывают исходя из общей потребности предприятия в продукции скотоводства, которая формируется из объема продажи продукции по договорам для государственных нужд, ис-


пользования ее в качестве сырья для переработки внутри предприятия, а также расхода на внутрихозяйственное потребление.

Планируемая производственная программа продукции скотоводства должна соответствовать имеющимся производственным возможностям и производственной мощности.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов и предела, который они ставят перед всякой производственной деятельностью, объем производства основных видов продукции: молока и мяса в живой массе - ограничивается многими факторами.

Однако для всех факторов основополагающими значениями в плановом периоде являются следующие:

- уровень кормления скота (количество кормовых единиц на 1 голову);

- структура рациона кормления скота (состав кормов по видам);

- система воспроизводства молочного стада (рациональная норма выбраковки скота);

- племенная работа с породным составом высокопродуктивного скота; система содержания скота;

- технология производства продукции (обычная, поточно-цеховая и т. д.)

- материальное стимулирование работников отрасли скотоводства.

После обоснования объемов производства продукции скотоводства планируется ее распределение по направлениям расходования. Вначале предусматриваются расходы продукции на производственные нужды, и затем определяется ее товарная часть в соответствии с договорами по реализации.

Различные виды скотоводческой продукции могут быть направлены на переработку с целью получения готовых продуктов, а также могут выдаваться работникам в счет оплаты труда.

Объемы продукции, выделяемые для переработки, виды сырья и конечного продукта определяются мощностью перерабатывающих предприятий, рыночной конъюнктурой, условиями хозяйства, уровнем его экономической эффективности и др.

Расширенные темпы воспроизводства в отраслях скотоводства требуют определенного прироста живой массы на пополнение основного стада.

Суммируя объемы той или иной продукции скотоводства по всем каналам реализации и использования, выходят на общую потребность в ней предприятия на планируемый год.

7.2. Планирование потребности скота в кормах.

В животноводстве определяющее значение имеет научно обоснованная, устойчивая и экономичная кормовая база. В рациональном и сбалансированном кормлении скота заложены значительные резервы, касающиеся использования ею генетического

потенциала, увеличения производства продукции животноводства в целом, повышения эффективности отрасли. Неполноценное кормление приводит к тому, что кормовой рацион обеспечивает в основном поддерживающие функции организма, а генетические возможности животных недоиспользуются. Отсюда низкая продуктивность скота, высокая себестоимость продукции, падение эффективности производства в отрасли.

Планирование развития кормовой базы начинается с решения вопроса планирования потребности скота в кормах и обеспеченности ими.

Животным разной продуктивности и разной живой массы для производства продукции скотоводства и поддержания жизни организма требуется неодинаковое количество питательных веществ. Поэтому при планировании потребность в кормах


следует рассчитывать на объем валовой продукции с учетом продуктивности животных. При правильно обоснованной потребности в кормах становится эффективнее их использование: выше показатели среднесуточных приростов, удоев молока, короче период откорма и выращивания ремонтного молодняка. А правильно составить план потребности в кормах можно только при обосновании объемов производства валовой продукции по основным видам. Для этого в основу берется развернутый оборот стада по месяцам периода содержания каждой половозрастной группы животных.

Менее точные расчеты нормативной потребности скота в кормах получают вторым способом, умножая среднегодовое поголовье скота на норму расхода кормов по определенным их видам в натуре на одну голову половозрастной группы животных.

Если в хозяйстве принят зимне-весенний календарь отелов коров, то потребность в кормах на 1 ц прироста живой массы скота будет выше, так как численность основного поголовья молодняка крупного рогатого скота приходится на период от 6 месяцев до одного года.

Структура годового кормового рациона для каждой группы животных индивидуальна. Причем если в хозяйстве высокая распаханность земли и уровень интенсивности земледелия, то и в структуре рациона скота превалирует удельный вес силоса, корнеплодов, сенажа и концентрированных кормов, полученных с полевых земель. В беларуси около 80-85 % заготавливаемых кормов получают с пахотных угодий, поэтому интенсификация полевого кормопроизводства - основное направление укрепления кормовой базы. Источником поступления кормов собственного производства служат также естественные кормовые угодья - сенокосы и пастбища.

В течение лета планируется снабжение скота зеленым кормом с помощью зеленого конвейера.

Планирование нормативной потребности в кормах для крупного рогатого скота проводится в трех единицах измерения: в натуральном исчислении, кормовых единицах и переваримом протеине. Рацион по каждой группе скота балансируется по протеину и устанавливается протеиновое соотношение, чтобы не было перерасхода кормов. При недостатке протеина в рационе планируют производство кормовых культур с высоким его содержанием: горох, вико-овсяная смесь и другие; в засушливой зоне - нут, чина; на орошаемых землях - соя. Также возможна покупка их заменителей.

Обоснованная плановыми расчетами нормативная потребность крупного скота в кормах должна быть обеспечена поступлением кормов собственного производства: с пашни, естественных угодий, отходов производства - или покупных кормов (комбикорма, кормовые дрожжи, ЗЦМ, витамины, жмыхи и т. д.) Необходимо стремиться, чтобы обеспеченность каждым видом корма приближалась к 100 %.

Выявляется излишек или недостаток корма по отношению к нормативной потребности. В случае значительного излишка кормов планируют увеличение выхода продукции скотоводства и вносят определенные изменения в расчеты поголовья скота и его продуктивности. Если же расчеты показывают недостаток кормов, то необходимо изыскивать резервы их получения с помощью изменения структуры посевных площадей кормовых культур и показате<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.