Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Логопедия как раздел специальной педагогики. Логопедические знания как инструмент воспитания правильных речевых навыков у обучающихся начальных классов





Билет 1

Логопедия как раздел специальной педагогики. Логопедические знания как инструмент воспитания правильных речевых навыков у обучающихся начальных классов

Логопедия от греческого «логос» - слово, «пайдео» - воспитываю.

Логопедия – это отрасль специальной педагогики, изучающая проблемы обучения и воспитания лиц с нарушением речи.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предмет – нарушения речи.

Объект – человек, страдающий дефектами;

Цель – разработка научно-обоснованной системы обучения, воспитания лиц с нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии:

1. Определение распространенности речевого отклонения;

2. Выявление причин (этиологии) и признаков(симптомов) речевых нарушений

3. Изучение особенностей формирования речи у детей с различными нарушениями развития(зрения, слуха);

4. Разработка принципов, методов и средств устранения речевых нарушений;

5. Разработка вопросов организации логопедической помощи;

6. Разработка вопросов профилактики речевых нарушений.

Основные направления логопедии:

1. Коррекция

2. Профилактика

3. Развитие

Принципы логопедии:

Принцип системности – речь – сложная система, компоненты которой находятся в тесном взаимодействии(звукопроизношение, фонематический слух, лексика, грамматика) поэтому изучение речи, коррекция ее недостатков предполагает воздействие на все компоненты;

Принцип развития предполагает постановку тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (чему можно научить);

Принцип комплексности (для различения речевых нарушений необходимо не только логопедическое, но и медицинское, и психолого-педагогическое исследование коррекция так же должна носить комплексный характер;

Онто-генетический принцип предполагает учет последовательности появления форм и видов речи, ведущих видов деятельности.

Билет № 1

1. Подберите комплекс артикуляционных упражнений для развития подвижности языка, губ для формирования правильного произношения звука [ с ].

Правильная артикуляция звуков «С», «З»:

- зубы в улыбке

- губы сближены

- кончик языка упирается в нижние зубы

- воздушная струя холодная, направлена посередине языка

- звук «С» произносится без голоса – глухой

- звук «З» произносится с голосом – звонкий

«Заборчик»

Растянуть губы в улыбке, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удерживать так под счет от 5 до 10.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав «Заборчик». Округлить губы и вытянуть вперед, как при произнесении звука «О». Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Чередовать «Заборчик» - «Трубочка».

«Открыть – закрыть заборчик»

Улыбнуться, сделать «Заборчик». Открыть рот, язык лежит внизу «на полу», кончик языка упирается в нижние зубы. Закрыть рот. Повторить упражнение 5 – 10 раз.

«Почистим нижние зубки»

Сделать улыбку, приоткрыть рот, двигать кончиком языка за нижними зубами влево - вправо, нижняя челюсть не двигается

(зубы можно чистить и снаружи и внутри).

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка приподнять, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз (прокатиться с горки).

«Трубочка» из языка.

«Волшебная палочка»

Улыбнуться, открыть рот и напряженным кончиком языка упереться в нижние зубы. Вдоль, по середине языка, положить палочку (счетную или спичку) и, сомкнув зубы с силой равномерно выдувать воздух. Должен слышаться длительный звук «С». Повторять упражнение с палочкой и без нее

 

 

Билет 2

История становления логопедии как науки. Ведущие исследователи в области логопедии

I этап (с античных времен до XVIII в.)

С древнейших времен человечество обращало внимание на дефекты речи, что нашло свое отражение в специальных трактатах и религиозной литературе. Первые попытки понять и объяснить причины речевых расстройств начались с 5 в. до н.э.

Западная Европа 17 – начало 18 в. Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. В трудах Коменского мы обнаруживаем большой круг вопросов, касающихся развития речи у детей:— значение речи в общем развитии ребенка; — необходимость развития речи и интеллекта;— начало и ступени развития речи;— необходимость развития слухового восприятия; чистого звукопроизношения; богатого словарного запаса.

II этап (с XVIII до 3-й четверти XIX в.)

· Достижения в области различных наук и их влияние на понимание психических функций и речи (Х. Лагузен, И. Франк, Р. Шультесс, А. Куссмауль, П. Брока и др.).

· Формирование различных направлений в определении предмета логопедии и ее места в системе наук.

· Зарождение различных представлений и научных направлений в исследовании патологии речи ( приемы коррекции речевых дефектов - оптико-тактильный метод из сурдопедагогики ).

III этап (с 3-й четверти XIX в. до 50-х гг. XX века)

Развитие концепций о высших психических функциях и влияние этих концепций на понимание нормы и патологии речи. Подходы к исследованию речевой патологии с позиций понимания речи как целостного, многоуровневого и сложнооперационного процесса. (П. К. Анохин, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский и др.) Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

1. Выделение логопедии в самостоятельную дисциплину (в конце 19-нач.20 вв.).

2. Первая классификация речевых нарушений А. Куссмауля. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский).

3. Организации специальной помощи детям с расстройствами речи (в России – начало 20 в.).

4. Начало подготовки дефектологов с высшим образованием (Петербург, 1920).

В 1931 г. выходит первое учебное пособие по логопедии для студентов и учителей-логопедов (Хватцев М.Е.) В 1939 г. была созвана I Всесоюзная логопедическая конференция. Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. Во многих ВУЗах организуются отделения дефектологии, логопедии. В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи.

Билет 3

Этиология речевых нарушений

Нарушения речи бывают внешние и внутренние

Внешние:

1. Неблагоприятные условия речевого воспитания

2. Дефекты речи окружающих

3. Излишняя стимуляция речевого развития

4. Изучение в раннем детстве двух языков

Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание. Различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов. В заключение хочу сделать вывод: любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.

Внутренние(эндогенные), в свою очередь, делятся на органические и функциональные.

Органические связаны с поражением различных звеньев речевого аппарата, головного мозга или нарушения строения речевого аппарата.

Функциональные связаны с незрелостью нервной системы, нарушения в соотношении процессов возбуждения и торможения.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную патологию. Внутриутробная патология часто сочетается с повреждением нервной системы ребёнка при родах. Такие поражения нервной системы ребёнка объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредоносных факторов во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения. Сюда относятся:
1. Заболевания матери во время беременности общие заболевания, требующие лечения.
2. Отягащенная наследственность.
3. Аллергии матери.
4. Перенесенные переливания крови.
5 Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт) - антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.
7. Курение во время беременности, употребление алкоголя.
Основные причины повреждения нервной системы - гипоксия и родовая травма.
Гипоксия - это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Причиной гипоксии плода могут быть:
- патология пуповины, узлы на ней, слишком короткая пуповина.
- если мать страдает анемией (низкий гемоглобин).
В результате развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание структур головного мозга.
Родовая травма - это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Билет № 3

Подберите комплекс артикуляционных упражнений для развития подвижности языка, губ для формирования правильного произношения звука [ ш].

«Лопата».Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 10.)

«Окошечко». Выполнить «заборчик», затем губы выдвинуть вперед так, чтобы в «окошечко» были видны 4 верхних и 4 нижних зуба. Зубы сомкнуты, верхние зубы не перекрывают нижние. Удерживать это положение под счет до 10.

Самомассаж языка. Прикусить широкий кончик языка зубами. Выполнить жевательные движения передними зубами под счет до 10

«Вкусное варенье». Широким языком облизывать верхнюю губу сверху вниз. Бока языка касаются уголков губ, губы в улыбке, нижние зубы видно

«Чашечка» Рот открыть, широкий язык положить на нижнюю губу, бока и кончик языка поднять вверх так, чтобы образовалось в середине углубление «чашечка». Удерживать под счет до 10.) Внимание! Губы в улыбке, зубы видно, бока языка касаются уголков губ

«Фокус». Выполнить «Чашечку» и сдуть ватку с ладони. Повторить 3-5 раз

Билет 4

Билет 5

Билет № 5

Инструкция. “Ответь на вопросы”:

Сколько слов в предложении?

День был теплый.

Около дома росла высокая береза.

Сколько слогов в слове?

Дом.

Карандаш.

3. Определи место звука в слове:

первый звук в слове крыша,

третий звук в слове школа,

последний звук в слове стакан.

Сколько звуков в слове?

Рак.

Сумка.

Диктант.

Для развития навыков языкового анализа и синтеза детям предлагались следующие задания:

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

Работа с числовым рядом.


3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

Птицы улетают на юг.

4. Упражнения на составление распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. – по сюжетным картинкам). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…

5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.

Например: с опорой на наглядность: “гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой” – Петя гуляет с собакой во дворе.

Без опоры на наглядность: “дымок, идёт, трубы, из” – Из трубы идёт дымок.

“Орехи, в, белка, прячет, дупло” – Белка прячет орехи в дупло. “поливает, лейки, Коля, из, цветы” – Коля поливает цветы из лейки.

 

Билет 6

Билет № 6

Подберите комплекс артикуляционных упражнений для развития подвижности языка, губ для формирования правильного произношения звука [ л ].

Индюк

Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — поглаживая ее. Сначала движения медленные, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на «песенку» индюка бл-бл-бл (как индюк говорит).

Пароход гудит

Приоткроем рот и длительно произнесем звук Ы, имитируя гудок парохода.

Самолёт гудит

Приоткроем рот, улыбнёмся и длительно произнося звук [Ы], протолкнём кончик языка между верхними и нижними зубами. Правильно удерживая язык в таком положении, как правило, слышится звук [Л].

Качели

Улыбнувшись, отрыть рот и напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к нижним и верхним зубам. Качели раскачиваются сначала быстро, а затем медленнее, стараясь удержать язык в верхнем или нижнем положении несколько секунд.

Иголочка

Откроем рот и выдвинем вперед узкий длинный язычок. Удерживаем язык в таком положении под счёт от 2 до 10. Рот при выполнении остается открытым.

Лошадка

Улыбнувшись, широко открываем рот и «приклеиваем» широкий язык к верхнему нёбу, затем опускаем язык вниз. Темп убыстряется по мере совершенствования данного упражнения. При правильно выполнении упражнения, звук становится похож на цокот копыт лошади.

 

 

Билет 7

Клиническая классификация

1. Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

2. Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата

3. Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата

4. Логоневроз (заикание) – нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

5. Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга до 3 лет

6. Афазия - системное недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга после 3 лет

7. Брадилалия – замедленный темп речи

8. Тахилалия – ускоренный темп речи

9. Афония – отсутствие голоса при сохранной шепотной речи

10. Дисфония – нарушение голоса

11. Аграфия – невозможность овладения письмом

12. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма

13. Алексия – невозможность овладения процессом чтения

14. Дислексия – нарушение процесса чтения

Билет № 7

«Футбол»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

 

«Грибок»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

 

«Гармошка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

«Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

 

«Чистим зубки»

Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

 

Билет 8

Причины

Факторы, обуславливающие развитие этих расстройств:

· парезы голосовых связок;

· поражением коры или ствола головного мозга, а также проводящих нервных путей;

· детский церебральный паралич;

· воспалительные заболевания;

· анатомические проблемы в речевом аппарате;

· травмы и ожоги гортани;

· опухоли гортани;

· послеоперационные стенозы и рубцы гортани;

· острая психотравмирующая ситуация;

· пол – более подвержены женщины;

· эндокринные болезни;

· курение.

Симптомы

Органические расстройства речи сопровождаются следующей клинической картиной:

· сильная утомляемость;

· невозможность выполнения полностью речевой нагрузки;

· субъективные и неприятные ощущения в горле: першение, царапанье, ощущение «комка», саднение, давление и боль;

· хриплость звучания;

· рефлекторный кашель;

· поперхиванием;

· возможны расстройства дыхания;

· наблюдается дискоординация фонаций и дыхания;

· она приобретает монотонность и назальный оттенок;

· снижение социальных контактов.

 

 

Билет № 8

Подберите упражнения, направленные на развитие и коррекцию фонематического слуха.

Ушки - слушки»

Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Кто сказал «Мяу?»»

Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

Кто стоит у светофора?»

Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

Где звенит?»

Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Назови первый звук в слове.

Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

 


 

Билет 9

Билет № 9

Расстройство темпа речи

Причины:

1. наследственность

2. подражание

3. нарушение ЦНС

4. «неряшливая речь» окружающих и т.д

Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Процесс торможения над возбуждением. Брадилалия может наблюдаться при различных заболеваниях нервной системы.

Речевые симптомы:

- замедленность темпа внешней и внутренней речи

- замедленность письма и чтения

- растянутое произношение звуков речи

- удлиненная пауза между словами.

Неречевые симптомы:

- Брадикинезия (замедленное движение)

- Амимичность лица

- замедленное восприятие, внимание, память, мышление

Б и Т могут быть разной формой выраженности (от легкой, средней до тяжелой)

Билет № 10

Дайте сравнительную характеристику звуков [ с ] и [ с' ]

Звук [с] – согласный, ротовой, глухой, твёрдый, щелевой, переднеязычный.

Звук [с*] – согласный, ротовой, глухой, мягкий, щелевой, переднеязычный.

 

 

Билет № 11

Нарушение темпа речи. Тахилалия. Речевые и неречевые симптомы при тахилалии.

Расстройство темпа речи

Причины:

1. наследственность

2. подражание

3. нарушение ЦНС

4. «неряшливая речь» окружающих и т.д

Тахилалия – патологически ускоренный темп речи (tachy – быстрый, lalia – речь).

Процесс возбуждения преобладает над торможением. Может наблюдаться при сенсорной алалии, дизартрии, а может быть самостоятельным нарушением.

Речевые симптомы:

- Чрезмерно быстрый темп речи без резких искажений фонетики и грамматики

- Запинки в речи, повторы, проглатывания, перестановка слов, слогов

- нарушение чтения и письма

Неречевые симптомы:

- резкие, быстрые движения

- моторное беспокойство во сне

- неустойчивость внимания

- вспыльчивость

Б и Т могут быть разной формой выраженности (от легкой, средней до тяжелой)

Билет № 11

Дайте сравнительную характеристику звуков [ с ] и [ ц ].

Звук [с] – согласный, ротовой, глухой, твёрдый, щелевой, переднеязычный.

Звук [ц] – согласный, ротовой, глухой, твёрдый, смычно-щелевой, переднеязычные

 

Билет №12

Дислалия как нарушение звукопроизносительной стороны речи. Механическая форма дислалии.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия самое распространенное речевое нарушение. Дислалия бывает:

1. Функциональная (нет дефектов строения речевого аппарата)

2. Механическая (есть дефекты речевого аппарата)

Причины механической дислалии:

1. Укороченаая подъязычная уздечка

2. Анамалии челюстей (прогнатия – верхняя челюсть перекрывает нижнюю; нижняя челюсть перекрывает верхнюю; открытый передний прикус– между передними и нижними промежуток; боковой открытый прикус – смыкаются задние коренные и передние резцы)

3. Неправильное строение зубного ряда (зубы внечелюстной дуги, редкие зубы, диастемные зубы)

4. Неправильное строение неба (узкое, высокое; низкое, плоское)

5. Деффекты языка, губ (толстые)

Дислалия бывает:

1. Простая (мономорфная) нарушение звуков одной группы (с, с*, з, з*, ц)

2. Сложная (полиморфная) нарушение звуков разной группы

Чаще всего нарушаются следующие группы звуков:

1. Свистящие

2. Шипящие

3. Сонорные

4. Заднеязычные

Билет № 12

Дайте сравнительную характеристику звуков [ ш ] и [ ж ].

Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый, щелевой, переднеязычный.

Звук [ж] – согласный, звонкий, твёрдый, щелевой, переднеязычный.

 

 

Билет № 13

I. Подготовительный этап

Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться.

1. Развитие артикуляционного аппарата

2. Развитие воздушной струи

3. Развитие фонематического слуха

Виды артикуляционных упражнений

1. Упражнения для губ

2. Упражнения для языка

Коррекция

Основные направления:

1. Формирование фонематического восприятия и анализа

2. Работа по нормализации голоса, ритма, интонации

3. Формирование произношения

4. Коррекция ОНР (развитие словаря и грамм. структур)

Билет № 14

Дайте сравнительную характеристику артикуляции звуков [ с ] и [ с' ].

Звук С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, воздушная струя сильная, плавная

Звук С* = С, только средняя и передняя часть спинки языка приподняты;


Билет № 15

Смешанная

Ринолалия открытая

Врожденная (следствие краснухи, гриппа, ранних сроках беременности, отравления)

Приобретенная (травмы и параличи)

Ринолалия закрытая

1. Искривление носовой перегородки

2. Чрезмерно узкие носовые

3. Опухоли

ОР проявляется в форме расщелины неба(волчья пасть) и губы (заячья губа)

При ОР страдают жизненно-важные функции дыхания и питания. При кормлении молоко вытекает через нос, поэтому плохо набирают вес, недополучает питательные вещества. Вдыхаемый воздух не успевает согреваться в носовых ходах, поступает в нижние дыхательные пути.

Доречевой период

Отсутствие разнообразия лепета, тихая беззвучная артикуляция. Первые слова после 2-ух лет. Речь невнятная, непонятная. Корень языка постоянно в приподнятом состоянии. Звуки приобретают оттенок заднеяз., напоминают звук Х. Звуки практически не отличаются, голос глухой, тихий.

При ЗР нарушается произношение М, М*, Н, Н*

М – Б

Н – Д

Если ребенок осознает и переживает у него вторично могут развиваться раздражительность, замкнутость, агрессия

Билет № 15

Дайте сравнительную характеристику артикуляции звуков [ с] и [ з ].

Звук С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, воздушная струя сильная, плавная

Звук З = С + работа голосовых связок


Билет № 16

Особенности коррекционной работы при ринолалии

Коррекционная работа делится на два периода:

1. Дооперационный период (задача: развитие базы для формирования речи)

А) освобождение лицевой мускулатуры от компенсаторных движений

Б) Подготовка к правильному произнесению гласных звуков

В) подготовка к правильной артикуляции доступных согласных звуков

2. Послеоперационный период (задача: формирование произвольной речи)

А) развитие подвижности мягкого неба

Б) устранение неправильной артикуляции звуков

В) формирование произношения без назального оттенка

С целью реализации этих задач необходимо

1.увеличить силу и длительность выдыхаемой струи через рот

2. научить контролировать небно-глоточное смыкание

Гимнастика мягкого неба

- глотание воды, имитация глотательных движений

- покашливание

Позевывание при открытом рте

- утрированное произнесение гласных звуков высоким тоном голоса(увеличивается резонанс ротовой полости, уменьшается носовой оттенок)

Дыхательные упражнения

У детей с ринолалией короткий выдох и воздушная струя выходит через рот и нос одновременно

«насос»

«цветочки и одуванчики»

«хомяк»

«вертушка» дуем через рот

«дуть через трубочку в воду»

«дуть на шарики, карандаши, лежащие на глухой поверхности»

«надувание шариков»

Аккуратно, возможно головокружение

После операции проводится массаж мягкого неба – разминание рубцовой ткани

Массаж до еды, т.к рвотный рефлекс

Соблюдение гигиенических требований

Производятся поглаживания и надавливания по линии шва вперед-назад, вправо-влево

Билет № 16

Дайте сравнительную характеристику артикуляции звуков [ ш ] и [ ч' ].

Звук Ш

Губы несколько вытянуты, округлены, широкий кончик языка поднят к альвеолам, образует с ними щель, боковые края приподняты к верхним коренным зубам, задняя ЧСЯ приподнята к небу и образует с ним цель, воздушная струя идет через центр языка, сильная, плавная

Звук Ч – средняя и задняя ЧСЯ приподняты + кончик языка сначала образует смычку, а затем щель. Воздушная струя сильная, резкая

Билет № 17

Дайте сравнительную характеристику артикуляции звуков [ с ] и [ ц ].

Звук С

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, воздушная струя сильная, плавная

Звук Ц = С + передняя часть СЯ сначала образует смычку с верхними альвеолами, под давлением воздушной струи она разрывается, и образуется щель


Билет № 18

 

Закрепление звукопроизносительных навыков Коррекция нарушений лексико – грамматического строя и развития навыков словообразования Речевой материал для заданий и упражнений
Выбор родственных слов Дифференциация звуков С – С’ Лес, лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовод, лесоруб, лесовоз, лесопарк, лесополоса
3) дифференциация звуков С – С’ Выполнение операции образования сложных слов сам катит – самокат; снег падает – снегопад; лист падает – листопад; сад «водит» - садовод; светлые волосы – светловолосый; сам ходит – самоход; пыль сосёт – пылесос; по снегу ходит – снегоход
Автоматизация звуков: 1. С; Образование множественного числа существительных в именительном (1) и родительном (2) падежах 1. (1) а) нос – носы, сук – суки, стол – столы, стул – стулья, самолет – самолеты, оса – осы, сумка – сумки, стакан – стаканы, сова – совы;
Автоматизация звуков: 1) С; Употребление сочетаний числительных с существительными 1. один (самолет, самокат, стол, стул), одна (собака, сова); два (самолета, самоката, стола, стула), две (собаки, совы); три, четыре (самолета, стола, стула; собаки, совы); пять (самолетов, самокатов, столов, стульев; собак, сов);

Билет № 19

Билет № 20

Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой суховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.

Упражнения на различение звуков:

• Предложить придумать слова со звуком С и Ш.

• Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.

• Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.

• Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а – крыШа, крыСа).

Особое внимание при работе над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии следует обращать на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих и твердых-мягких согласных. Если ребенок не владеет таким навыком, то это приведет не только к заменам букв при письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда грамматических правил русского языка. Например, не различая на слух твердые и мягкие согласные, ребенок не сможет усвоить правило обозначения мягкости согласных на письме. Вернее, выучить это правило он сможет, а применить – нет, так как всегда будет сомневаться, писать или нет мягкий знак в том или ином слове. Чтобы решить эту проблему, можно предложить ребенку следующие упражнения:

- прочитать слова, записать их уменьшительно-ласкательное значение (день-деньки);

- прочитать слова, записать их в единственном числе (ели-елЬ, кони-конЬ);

- разложить картинки в домики по наличию гласных, написанных на домиках. Аналогичные упражнения проводятся и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает звонкие и глухие согласные на слух, ему сложно будет овладеть правилом правописания «сомнительных согласных» в середине и в конце слов (например, гриБ, гриБки). Сложным окажется и правило правописания некоторых приставок (раСписался, раЗбежался). Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений. В заключение хочется напомнить, что успешность работы школьного логопеда зависит от тесного контакта с учителем начальных классов. Взаимодействие логопеда, родителей и учителя способствует эффективному преодолению проблем учащихся в овладении письмом.

Билет № 21

Алалия как системное недоразвитие речи.

Алалия – системное недоразвитие речи, обусловленное поражением речевых зон коры головного мозга до 3 – ех лет.

Причины:

1. Внутриутробная токсикация

2. Родовые травмы

3. Черепно-мозговые травмы после рождения

4. Сосудистые заболевания

Симптомы:

- к 3 годам нет речи

- трудности общения, опирается не на слова, а на мимику

- физический слух в норме, но ребенок не всегда понимает, что ему говорят

- словарь увеличивается только на несколько слов (3-4 года)

- речь страдает как система (онр) Левина Р.Е.

Уровни:

1. Отсутствие фразовой речи, преобладают дополнительные средства общения (мимика, жесты)

2. Двусловная фраза, нет предлогов речи, речь очень агроматична, непонятна для окружающих

3. Предложения распространенные, простые предлоги, речь агроматична, но понятна окружающим

У ребенка с алалией происходит вторичная задержка психического развития (зпр)

Формы алалии:

1. Моторная (при поражении речедвигательной зоны коры головного мозга) нарушается центр БрокА

2. Сенсорная (при поражении речеслуховой зоны) центр вЕрнике

3. Смешанная

Моторная

Наблюдается явление оральной апраксии. Апраксия – нарушение целенаправленного движения в области рта. Страдает экспрессивная сторона речи(говорение понимает, но сказать ничего не может) При МА наблюдаются и неречевые симптомы(расстройство):

- двигостельная неловкость

- низкий уровень развития мелкой моторики

- нарушение внимания, памяти

- нарушение эмоц.-волевой сферы

Сенсорная алалия

Наблюдается слуховая агнозия (нарушение узнавания)

В первую очередь страдает импресивная сторона речи (понимание)

Делятся на:

1. Понимают







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.