|
Разработка науч. основ и метод. подходов к проблемам физ. воспитания детей дошкол. возрастаПрограммы физ. воспитания детей разрабатывались еще в Др. Греции (Спарта). В Российской империи истор. материалы свидетельствуют о том, что уже во 2й пол. XVII в. передовые мысли о физ. воспитании детей высказывал один из образованнейших людей того времени - Епифаний Славинецкий. Им был создан замечательный документ - «Гражданство обычаев детских», где особая глава посвящается играм детей и указывается на их большое воспитательно-образоват. значение. Ушинский придавал большое значение играм, гимнастике, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания. Создателем оригинальной теории физ. воспитания в России является Лесгафт. Лесгафтом разработана целостная система физ. упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физ. воспитанием (гигиен. и оздоровительное значение физ. упражнений). В основу подбора физ. упражнений Лесгафт положил возрастные анатомо-физиолог. и психол. особенности детей, постепенность усложнения и разнообразие упражнений. Ученик Лесгафта Гориневский разрабатывал вопросы физ. воспитания, гигиены физ. упражнений, закаливания организма, лечебной физ. культуры. Гориневский является основоположником врачебного и пед. контроля за осуществлением занятий физ. упражнениями и спортом. Чулицкая, опираясь на науч. данные об анатомо-физиол. особенностях детей дошкол. возраста, определила гигиен. нормы их воспитания и обучения, ввела эти нормы в практику д/с. Хухлаева определила значение и соотношение метод. приемов обучения в формирований двигательных навыков у детей. Леви-Гориневская разработала методику «обучения детей движениям», исследовала особенности движений мальчиков и девочек, обращалось внимание на создание гигиен. условий. Осокиной в 1977 г. разработана программа физ. воспитания ребёнка дошк-го возраста, дополнила содержание задач физ. воспитания детей; доработана и сделана более совершенной методика обучения детей осн. видам движений (ходьба, метание, лазанье, бег, прыжки). Предложена новая методика обучения детей спорт. играм и упражнениям. Зимние виды: катание на санках, лыжах, скольжение; летние виды: езда на двухколёсном велосипеде, плавание. Тимофеева внесла вклад в методику организации и проведения с детьми подвижных игр. Ею разработана методика проведения подвижных игр с детьми мл. дошк. возраста (1988). В разработку содержания и методов физ. воспитания детей дошкол. возраста большой вклад внесли крупные советские ученые: Аркин, Чулицкая, Леви-Гориневская, Быкова, Щелованов, Аксарина и др. Многочисленные исследования по закаливанию - Леви-Гориневской, Спириной, Аксариной, Уваровой и др. Белор. исследователи – Ермакова 1я защитила диссертацию в БССР - проблема: «Двигательная активность детей дошкол. возраста». Карманова ввела в систему физ. воспитания детей ежедневные физ. занятия. Шишкина раскрыв вопросы двигательной активности детей, создала ряд метод. пособий: «За здоровьем в д/с», «Система физ. воспитания дошкольников», «Азбука движения малыша» и т. д. Глазырина – автор издания «Физкультурные занятия в группе «Малыши». В пособии представлена система занятий по физ. культуре с детьми раннего возраста, описаны принципы работы в этой возрастной группе, приведены подробные конспекты занятий. Еще одна из ее работ: «Физ. воспитание и развитие ребенка» и т.д. Овсянкин и Шебеко – «Физкульт-ура!»: авторская программа по физ. воспитанию детей и метод. рекомендации по организации доп. образоват. услуг в ДОУ. В программу включены х-ки физ. и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физ. воспитания, примерный двигательно-оздоровит. режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиен. умений и навыков, закаливание, которые даны с учётом психофизиолог. особенностей детей дошкол. возраста. Представленные метод. рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей. Логинова считала, что именно в детском возрасте формируются важные базовые двигат. умения и навыки, создается фундамент двигат. деятельности, из элементов которой в последствии и складывается двигат. деятельность взрослого. Голощекина показывает, что повышение двигат. активности детей достигается комплексным использованием различных ср-в физ. воспитания: уплотнением в движениях, повышением эффективности проведения занятий по физкультуре, игр в 1ю и 2ю половину дня, муз. занятий, гимнастики, индивид. работы по развитию движений как в помещении. При интенсивном выполнении детьми в течение дня разнообразных движений их двигат. навыки становятся более стойкими, осознанными и управляемыми.
31. цель, задачи, содержание и условия развития речи и навыков речевого общения д.д.в. На протяжении длительного времени основополагающей целью речевого развития детей считалось развитие умения самостоятельными усилиями выразить в устном высказывании самостоятельную мысль (К. Д. Ушинский). Выполнение этой цели связывалось с правильным произношением звуков и слов; правильным употреблением слов по смыслу; правильным изменением слов согласно грамматике русского языка.1 В настоящее время наряду с правильностью речи выделяют и ее коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильность речи характеризуется тем, что говорящий человек употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, а коммуникативная целесообразность речи рассматривается как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Изменилась и цель развития речи детей дошкольного возраста. Она предусматривает не только формирование навыков и умений правильной речи, но и формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета с учетом возрастных особенностей и возможностей детей. Таким образом, основной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование у них устной речи и культуры речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Из общей цели развития речи детей дошкольного возраста вытекает ряд частных, специальных задач. К ним относятся: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической (разговорной) и монологической), формирование элементарного осознания явлений языка и речи, воспитание интереса и любви к художественному слову. Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе осуществляется их постепенное усложнение. Содержание речевых задач определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком. Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. 1. Развитие словаря. В общей системе работы по развитию речи в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Овладение детьми дошкольного возраста словарным запасом родного языка составляет основу их речевого развития. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Она тесно связана с познавательным развитием детей. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Развитие словаря дошкольников в детском саду предполагает работу над словом как единицей языка, в частности над многозначностью слова. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. 2. Воспитание звуковой культуры речи. Овладение звуковой системой языка, по мнению Д. Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка и «включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи». Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает педагог. Он помогает детям дошкольного возраста овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи: воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты; формировать произносительную сторону речи; развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка; воспитывать интонационную выразительность речи. Обучение детей интонационному рисунку высказывания направлено на развитие умения передавать не только смысловое значение высказывания, но и его эмоциональные особенности. 3. Формирование грамматического строя речи. Эта задача предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В учреждении дошкольного образования создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи. 4. Развитие связной речи. Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком, и наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. Развитие связной речи включает развитие двух ее форм – диалогической и монологической речи: а) развитие диалогической (разговорной) речи. Основной формой общения детей дошкольного возраста является диалогическая речь. Формирование диалогической речи ребенка направлено на развитие навыков и умений вести диалог, слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога (Ф. А. Сохин); б) развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его. Все задачи речевого развития детей тесно связаны между собой. 5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля над речью. Работа по формированию элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте. Осознание явлений языка и речи осуществляется при обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха, в процессе словарной работы. Детям предлагают вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук» позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. 6. Воспитание у детей интереса и любви к художественному слову. В процессе ознакомления детей с художественной литературой педагог формирует у детей дошкольного возраста такие элементарные умения, как: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети овладевают умением, пересказывать небольшие художественные тексты, запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. У дошкольников обогащается словарь, развивается образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, формируются эстетические и нравственные понятия. Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Цель и задачи развития речи детей отражены в учебной программе дошкольного образования в образовательной области «Развитие речи и культура общения». В основу учебной программы положены данные психологии и смежных наук об овладении ребенком устной речью, что определяет объем и последовательность требований к детям на разных возрастных ступенях. Программа построена также с учетом важнейшего педагогического положения о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; ее материал соотнесен с различными видами детской деятельности (игра, занятия и др.). Учебная программа дошкольного (образовательная область «Развитие речи и культура общения») создана с учетом главных дидактических принципов – систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, В ней прослеживается концентричность в формировании у детей речевых умений (прохождение на каждом возрастном этапе одних и тех же разделов с постепенным расширением и углублением их содержания). Все задачи и требования в программе изложены кратко. Четко названы лишь общие требования к знаниям и умениям детей. Каждое общее требование программы педагог должен уметь конкретизировать.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|