Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О состоянии гражданского общества





ДОКЛАД

О состоянии гражданского общества

В городе Рыбинске за 2016г.

 

 


Состав рабочей группы по подготовке доклада

№ п/п ФИО Должность
  Герасимов Юрий Анатольевич Председатель Общественной палаты г. Рыбинска
  Шальнова Ольга Николаевна Заместитель председателя Общественной палаты г. Рыбинска
  Виноградова Наталия Николаевна Председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска
  Коршунов Илья Викторович Председатель комиссии по экономической, бюджетной политике и предпринимательству Общественной палаты г. Рыбинска
  Кочегарова Светлана Валереьвна Председатель комиссии по вопросам образования, культуры, спорта и мололдежной политике Общественной палаты г. Рыбинска
  Рогов Игорь Владимирович Председатель комиссии по жилищно-коммунальному комплексу, транспорту и связи Общественной палаты г. Рыбинска
  Смирнов Николай Юрьевич Председатель комиссии по здравоохранению и социальной защите населения Общественной палаты г. Рыбинска
  Кабакова Людмила Викторовна Зам. председателя комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска
  Миролюбова Ирина Валентиновна Член комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска
  Новиков Дмитрий Александрович Член комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска
  Сладинов Дмитрий Михайлович Член комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска
  Брядовой Николай Алексеевич Член комиссии по экономической, бюджетной политике и предпринимательству Общественной палаты г. Рыбинска

 


Содержание

 

 

1. Введение: цели и задачи ………………………………………….……4

 

2. Состояние развития гражданского общества в оценках населения города Рыбинска ……………………………………………………………………….…..5

 

3. Гражданская аткивность в городе Рыбинске по оценкам НКО и органов власти ……………………………………………………………………………...13

 

4. Реализация гражданских иницитаив в городе Рыбинске ……….….22

 

5. Заключение …………………………………………………………….25


Введение: цели и задачи

1. Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в городском округе город Рыбинск подготовлен в соответствии с п. 18 Положения об Общественной палате городского округа город Рыбинск.

2. Доклад подготовлен в целях ознакомления населения города с современным состоянием гражданского общества в г. Рыбинске и описания событий и тенденций, характерных для общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства, и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои инициативы и представлять свои интересы.

 

3. При подготовке доклада было проведено исследование, посвященное изучению состояния гражданского общества, проведены опросы населеняи, а так же использованы данные о взаимодействии с общественными организациями профильных комитетов органов местного самоуправления, координационных общественных советов при различных органах государственной власти.

 

4. В докладе представлен широкий спектр количественных и качественных оценок уровня развития, эффективности деятельности и перспектив развития общественных институтов города.

 

Основные цели доклада:

 

· анализ состояния гражданского общества;

· определение уровня участия населения в общественной жизни города;

· оценка уровня развития общественных институтов города, их вовлеченность в решение проблем гражданского общества;

· оценка результатов и выявление проблем взаимодействия общественных организаций и НКО с органами власти;

· оценка готовности гражданского общества к решению задач социально-экономического развития.

 

Основные задачи доклада:

· привлечение граждан и некоммерческих организаций к выработке и реализации социально–экономической политики в городе Рыбинске;

· выявление ключевых мнений населения города, членов НКО о необходимости повышения гражданской активности в городе

· доведения до органов местного самоуправления общественного мнения;

· поддержка инициатив граждан и некоммерческих организаций на территории города Рыбинска;

· выработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности деятельности общественных организаций и их взаимодействию с органами власти

·

1. Состояние развития гражданского общества

Возрастной состав

 

Для оценки состояния развития гражданского общества населению города была предложена анкета, состоящая из 14 вопросов.

Вопросы имели следующую направленность:

· оценить уровень активности граждан в общественно-политической жизни города и перспективы развития;

· выявить основные формы гражданской активности и пути их развития;

· выявить основные проблемы на пути развития гражданской активности населения города;

· определить отношение жителей к общественным организациям: их значении и влиянии на жизнь города, направлениях деятельности и т.д.;

· определить степень готовности граждан отстаивать свои права.

Гражданская активность это неотъемлемое свойство гражданского общества. Потребность в исследовании гражданской активности в условиях современного политического процесса возрастает в связи с необходимостью создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти.

Ответы на вопросы анкеты позволяют оценить уровень активности жителей города.

 

Поддержка НКО

На вопрос: «В своей деятельности в 2016г.ощущали ли Вы поддержку со стороны органов власти», представители НКО на 1 место поставили поддержку со стороны федеральных структур и местных органов власти и поддержку со стороны региональных структур. За эти варианты ответов было отдано по 39 голосов респондентов. Эти варианты были отмечены, как наиболее частые. Давление на общественные организации со стороны властей всех уровней практически не было или никогда не было. Ощущали ли вы поддержку со стороны властей постоянно-не ответил никто.

Развитие НКО

На вопрос анкеты: «Что может стимулировать более активное вовлечение добровольцев в работу некоммерческих организаций?», представители НКО выделили два варианта ответов. Более активное освещение деятельности НКО в СМИ и более активная государственная поддержка добровольческого движения. За эти варианты высказалось по по 29% респондентов. Более активное поощрение добровольцев отметили 21% опрошенных и более активная работа некоммерческих организаций с населением лишь 20% опрошенных. Хотя именно характер взаимодействия общественных организаций с населением был оценен самими организациями крайне низко.

Что может стимулировать более активное вовлечение добровольцев в работу некоммерческих и общественных организаций? Ответы респондентов,%
1. Более активная работа некоммерческих и общественных организаций с населением;  
2.Более активное освещение деятельности некоммерческих и общественных организаций в СМИ;  
3. Более активная государственная поддержка добровольческого движения;  
4. Более активное поощрение добровольцев;  
5. Формирование позитивного образа как общественных организаций, так и добровольчества в общественном сознании;  
6. Другое (указать) ________________  

Оценка деятельности НКО

Итоги деятельности некоммерческого сектора в 2016 году был оценен представителями общественности очень высоко: 95% посчитали свою работу в целом эффективной, 5% -с отдельными проблемами и неэффективной не посчитал никто. Однако органы власти охарактеризовали работу НКО эффективной не полностью- на 82%, и на 20%-неэффективной.

Основные причинами неэффективной работы некоммерческих организаций сами организации называют отсутствие материальных средств-37% и отсутствие интереса со стороны населения, нежелание населения активно участвовать в общественной жизни-35%, слабую развитость каналов коммуникации между различными организациями-12%, непонимание со стороны власти-10 %.

В чем Вы видите основные причины неэффективной работы некоммерческих организаций (общественных объединений)? Ответы респондентов, %
НКО ОВ
1.Непонимание/противодействие со стороны власти;    
2. Отсутствие интереса со стороны населения, нежелание населения активно участвовать в общественной жизни;    
3. Отсутствие лидера;    
4. Недостаток материальных средств;    
5. Низкий уровень компетенции активистов общественных организаций, незнание законодательства и возможностей;    
6. Слабая развитость каналов коммуникации между различными организациями;    
7. Стремление некоторых лидеров некоммерческих объединений к получению личной выгоды;    

Однако представители органов власти основными причинами неэффективной работы считают отсутствие лидера-40%, низкий уровень компетенции активистов общественных организаций, незнание законодательства и возможностей-40%.,отсутствие интереса со стороны населения-20%. Так же органы власти совсем не отмечают среди причин неэффективной работы 4 показателя, а именно: непонимание (противодействие) со стороны властей, недостаток материальных средств, слабую развитость каналов коммуникации между различными организациями, стремление некоторых лидеров НКО к получению личной выгоды-0%.

Развитие НКО

На вопрос: «Планируете ли Вы начать оказывать новые услуги, применять новые формы работы?», все представители НКО ответили положительно и приоритетом в работе определили помощь многодетным семьям-73% и помощь малоимущим-27 %.

О возможности организаций войти в реестр НКО-поставщиков социальных услуг населению знают 59% опрошенных Администрации города необходимо провести разъяснительную работу с НКО по изменению законодательства в части оказания социальных услуг.

Наиболее востребованными направлениями деятельности НКО в Рыбинске, представители органов власти выделили следующие направления: -социальная поддержка населения-35.3%, охрана окружающей среды и экологическое воспитание-26.5%, работа с детьми и молодежью-18.6%, медицина-13%.

Направления деятельности Ответы ОВ, %
   
Работа по реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями (инвалидов) и членов их семей -  
Социальная поддержка населения -  
Работа с детьми и молодежью (по профилактике негативных явлений, защите их прав, досугу и т.д.) 51,5  
Защита семьи, детства, материнства и отцовства -  
Женские инициативы и защита прав женщин -  
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание -  
Досуг, клубы по интересам, туризм -  
Образование и просветительство, научная деятельность -  
Физическая культура, спорт, популяризация здорового образа жизни 5,7  
Медицина 8,6  
Охрана окружающей среды и экологическое воспитание 17,1  
Поддержка и сохранность жилищного фонда, благоустройство населенных пунктов, содействие осуществлению жилищно-коммунальной реформы 17,1  

И в этом вопросе мнение представителей органов власти значительно отличается от мнения населения.

На вопрос «Что нужно сделать для развития гражданских инициатив?» ответы представителей органов власти распределились следующим образом.

Что нужно сделать для развития гражданских инициатив? Ответы респондентов,%
шире пропагандировать  
поощрять энтузиастов  
наладить партнерские отношения с органами власти  

 

При ответе на вопрос: «Какие формы привлечения населения к решению местных проблем являются наиболее эффективными?», представители органов властии считают, что это инициативное бюджетирование (реализация инициатив населения за счет средств бюджетов всех уровней с привлечением средств населения)-34.4%.

Такая форма привлечения населения стала широко практиковаться Губернатором области. Второй по значимости ОВ публичные слушания-15.3% и деятельность добровольческих формирований населения-14.8%, собрания и конференции граждан -11.5%, опрос населения-11.5%. Очень низкую оценку эффективности работы получили обращения граждан- 3.8%, деятельность территориального общественного самоуправления-2.7% и открытые заседания законодательных органов власти -1.0%.

Какие формы привлечения населения к решению местных проблем, по-Вашему мнению, являются наиболее эффективными? Ответы респондентов,%
1. Деятельность добровольных формирований населения (в том числе по охране правопорядка) 14.8
2. Правотворческая инициатива, 4.9
3. Публичные слушания, 15.3
4. Собрания и конференции граждан, 11.5
5. Инициативное бюджетирование (реализация инициатив населения за счёт средств бюджетов всех уровней с привлечением средств населения) 34.4
6. Опрос населения 11.5
7. Обращения граждан 3.8
8. Территориальное общественное самоуправление 2.7
9. Открытые заседания законодательных органов власти 1.1

На вопрос: «Считаете ли Вы,что некоммерческие организации могут оказывать социальные услуги населению существенно лучше, чем государственные или муниципальные?», преобладающее большинство представителей органов власти Рыбинска ответили положительно. Скорее да-71%, да-16 %/

Однако областные исследования показали,что все меньше представителей региональной и местной власти разделяют данное мнение.

Доля несогласных с указанным выше утверждением составила 55.7%. Таким образом более половины зкспертов не рассматривают НКО в качестве субъекта социальных услуг.

Общественный контроль

Оценить в какой степени развит общественный контроль в г.Рыбинске было предложено респондентам по 10 бальной шкале. (диаграмма9)

Из опрошенных 61% поставили 5 баллов, 37%-3 балла и 4% -7 баллов.

Степень развития института общественного контроля в Ярославской области оценивается примерно так же-на 5.09 балла из 10.

 

 

Динамика средней оценки развития Общественного контроля в ЯО

На протяжении четырех дет эксперты с каждым годом все выше оценивают развитие данного института Из этого следует сделать вывод, что общественный контроль, как новую форму работы необходимо развивать и дальше.

На вопрос: «Учитываете ли вы в своей деятельности результаты общественного контроля?», «да,частично»-ответили 74,5% ОВ, «да,всегда» -18.6%., «да, но очень редко»- 6.8%.

В городе Рыбинске.

 

В городском округе город Рыбинск система общественного самоуправления и реализации социальных инициатив стала активно развиваться с 2002 года. В настоящее время в нашем городе действует 30 комитетов территориального общественного самоуправления и 71 некоммерческая организация включена в муниципальный реестр общественных объединений и некоммерческих организаций.

Наибольшее количество некоммерческих организаций представлено в социальной сфере. Это объединения ветеранов, инвалидов, женщин, благотворительные фонды и экологические организации. Широкий спектр организаций представлен в различных видах спорта: футбол, лыжный спорт, плавание и др. Несмотря на то, что некоммерческие организации объединяют людей по какому-либо признаку, их деятельность направлена на помощь и поддержку различным слоям населения.

Комитеты территориального общественного самоуправления охватывают практически всю территорию нашего города.

Следует отметить, что руководителями комитетов ТОС преимущественно являются женщины в возрасте от 50 и старше, а среди некоммерческих организаций ситуация иная - 68 % процентами организаций руководят мужчины в возрасте от 50 и старше.

Молодежь в настоящее время проявляет большую заинтересованность к участию в деятельности общественных организаций и общественного самоуправления. Так, например, в 2014 году процент участия молодежи в общественном самоуправлении г. Рыбинска был минимальным и составлял всего 1-2%. К 2017 году тенденция изменилась: уровень участия молодежи увеличился почти в два раза.

Для организации взаимодействия с общественностью в нашем городе разработан целый комплекс нормативно-правовых документов, касающихся финансовой, организационной, информационной поддержки.

Взаимодействие органов власти с некоммерческими организациями осуществляется в следующих формах:

- информационная поддержка;

-консультативная, организационная помощь в проведении мероприятий некоммерческих организаций;

- имущественная поддержка;

-предоставление субсидий, грантов некоммерческим организациям.

Субсидии и гранты предоставляются на конкурсной основе с обязательным 10-ти процентным софинансированием со стороны некоммерческих организаций. При оказании некоммерческим организациям финансовой помощи значительно упростилась для них процедура сбора необходимых документов. Организации направляют только заявление и копии учредительных документов, а Администрация в рамках действующих административных регламентов запрашивает необходимые документы для участия в конкурсе в налоговом органе, фонде социального страхования и уже полный пакет документов передает на рассмотрение комиссии.

Также некоммерческим организациям ежегодно оказывается организационная помощь в проведении мероприятий (подготовка сценария, выделение оборудования, ведущие, музыкальное сопровождение и т.д.) и информационная поддержка (бесплатное размещение информации о деятельности НКО на ТВ, в сети Интернет, в газете). В нашем городе некоммерческим организациям для осуществления своей деятельности передано в безвозмездное пользование целое здание, расположенное по адресу: ул. З. Космодемьянской, 1а, общей площадью 750 кв.м. В настоящее время в нем располагаются 7 некоммерческих организаций.

Рыбинск является единственным в области городом, оказывающим материальное стимулирование активистам ТОС - старшим по домам, председателям и членам комитетов территориального общественного самоуправления за решение вопросов местного значения. На основании ходатайства жителей из бюджета города выделяются денежные средства. Сумма такого стимулирования составляет от 200 до 2200 руб. в месяц.

Кроме того, в нашем городе успешно реализуются проекты взаимного инициирования. Так, например, 26 июля 2013 года в г. Рыбинске был открыт первый в России памятник Людвигу Нобелю. Памятник стал подарком Рыбинску от фонда Людвига Нобеля в год 125-летия учреждения премии его имени. В свою очередь Администрацией города были выполнены работы по благоустройству прилегающей территории.

В 2013 году по инициативе Фонда «ВОЗМОЖНО ВСЕ» был открыт памятник выдающемуся деятелю г. Рыбинска Павлу Федоровичу Дерунову, много лет возглавлявшему один из крупнейших моторостроительных заводов страны. Благодаря проведенной работе Фонда гражданами была собрана пусть небольшая, но достаточно существенная сумма - более пятисот тысяч рублей.

Самой широкомасштабной инициативой явилось предложение Общественной палаты и Совета ветеранов г. Рыбинска о реконструкции мемориала «Огонь Славы». За время реконструкции мемориала общественники написали сотни писем, адресовав их руководителям предприятий и организаций Рыбинска. В итоге более 2/3 необходимых средств на проведение работ было собрано гражданами и предприятиями города. Торжественное открытие мемориала состоялось 07 мая 2015 года.

В 2016 году общественная организация ветеранов ВДВ и СПЕЦНАЗа, заручившись поддержкой Фонда Василия Маргелова, смогли реализовать проект, намеченный в год 85-го юбилея войск – при поддержке Администрации г. Рыбинска установили памятник Герою Советского Союза генералу Василию Маргелову.

Активно некоммерческие организации реализуют и социальные проекты.

Например, благотворительный фонд помощи бездомным и малоимущим гражданам «Дари добро» проводит целый комплекс мероприятий по поддержке граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (акции по предоставлению пищи и одежды; организовывает оказание первой медицинской помощи, оформлению документов и т.д.). Для этих целей Администрацией безвозмездно предоставлено помещение, общей площадью 750 кв.м.

Городская общественная организация женщин проводит мероприятия по поддержке многодетных и малоимущих семей, одиноко проживающих граждан (уборка квартир, мытье окон). Большой популярностью среди жителей нашего города получили проект «Кинестетика»- школа движения инвалидов и ежегодный конкурс «Рыбинские ползунки».

Общественная организация «Союз-Чернобыль» регулярно проводит встречи с Героями России, «Уроки мужества» в школах и детских домах, митинги памяти и другие мероприятия патриотической направленности.

Организация «Большая семья» объединяет активные многодетные семьи Рыбинска и оказывают поддержку тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Весной и осенью трудовой десант из представителей молодежи помогает с огородными делами, домашними хлопотами. Добровольцы не против помочь незнакомым пожилым людям копать грядки, мыть окна, делать мелкий ремонт. Кроме того, члены общественной организации ежегодно проводят выездные мини-концерты на дому: дети, учащиеся в музыкальных школах, танцевальных и театральных кружках готовят концертную программу для ветеранов.

В 2016 году совместно с общественностью успешно был проведен конкурс «Цветущий город», по итогам которого силами общественников благоустроено 19 городских клумб. Инициатива получила свое продолжение в 2017 году.

По итогам конкурса «Снежная крепость», который проводился общественниками совместно с Администрацией, город Рыбинск занесен в Книгу рекордов России, как обладатель самой длинной снежной стены, построенной без применения спецтехники.

Отдельные инициативы проявляют и жители на местах. По адресу ул. Зои Космодемьянской, 1 практически нет равнодушных. На сэкономленные деньги от оплаты общедомовых расходов по электроэнергии (около миллиона рублей) жители решили вложить в благоустройство: отремонтировали подъезды, установили датчики движения, заасфальтировали двор.

Светлана Будилкова, председатель совета многоквартирного дома №16 по улице Вихарева, буквально за несколько лет сумела добиться многого: в подъезде и коридорах сделали ремонт, построили пандус, заменили козырек у подъезда и повесили новые почтовые ящики.

Силами общественников проводится много других общегородских массовых мероприятий: КОЛЕСОн, акция «Белый цветок», митинги – памяти, Дни микрорайонов, тематические встречи, семинары и т.д., в которых ежегодно принимает участие более 32000 граждан.

Также следует отметить и участие граждан в реализации областных проектов и прграмм. Так, например, в реализации проекта «Обустроим область к юбилею» в голосовании в части благоустрйоства дворовых территорий приняло участие 6317 граждан.

Еще одним актуальным проктом, реализованным в 2016 году общественностью стал проект «Школа грамотного потребителя»», в рамках которого более 600 граждан нашего города получили необходимые знания в области жилищного законодательства. Как отмечали участники проекта, такие семинары с приглашением специалистов в области ЖКХ, руководителей управляющих компаний очень полезны. У людей есть возможность напрямую задать актуальные вопросы и получить компетентные ответы.

 

 


Заключение

Анализ основных тенденций развития гражданского общества в г. Рыбинске в 2016 году свидетельствует об отражении в нем общесистемных российских процессов, связанных с актуализацией роли институтов гражданского общества.

Гражданское общество г. Рыбинска по своей структуре очень многообразное и несет в себе серьезный потенциал развития, который, к сожалению, реализуется не в полную силу. Его структуру составляют множество общественных организаций и объединений (НКО, молодежные организации, политические партии, профсоюзы, ТСЖ, ТОС, общественные советы).

Развитие гражданского общества невозможно без политики выстраивания взаимоотношений власти и общества в направлении «от конфронтации – к выстраиванию конструктивного диалога и партнерства.

Необходимо развивать конструктивный диалог власти с общественностью. Он заключается в простых вещах – это совместное открытое обсуждение способов разрешения возникающих социальных противоречий, проблем, наиболее актуальных для жителей. Любые инициативы общественности и предложения по изменению условий своей жизни, решению актуальных и насущных проблем власть должна адекватно воспринимать и совместно обсуждать.

В то же время необходимо подчеркнуть, что развитие гражданского общества невозможно без роста гражданственности и патриотизма, без роста правовой и политической культуры граждан.

Население города относится не однозначно к общественным организациям. С позиций участия жителей города в общественных делах следует сделать вывод о том, что социальную активность проявляет одна треть жителей. Треть жителей вообще никаким образом не участвуют в общественной жизни. В меньшей степени жители участвуют в работе общественно-политических структур (партий, общественных объединений и организаций)

В отличии от населения представители НКО и органов власти оценивают состояние гражданского общества, как активное.

Основными формами взаимодействия НКО и органов власти являются выделение грантов и субсидий, имущественная поддержка. Необходимо более активно развитивать институт общественного контроля и проведение общественной экспертизы нормативно-правовых актов.

Деятельность НКО в 2016 г. сами организации оценили как эффективную, а органы власти, как эффективной не полностью.

Основными причинами неэффективной работы НКО названы отсутствие материальных средств и интереса со стороны населения, нежелание населения активно участвовать в общественной жизни.

Общественная палата города Рыбинска как институт гражданского общества видит свою цель в реализации возможностей конструктивного социального диалога между обществом и властью, в представительстве и защите прав и интересов жителей города.

Предстоит большая работа, поэтому полагаем целесообразным обозначить первоочередные задачи в дальнейшей деятельности Общественной палаты, которыми являются:

-консолидация гражданского общества, населения с целью ориентации их активности на созидательную деятельность в интересах развития города;

-организация общественной экспертизы при подготовке законопроектов, затрагивающихсоциальные интересы жителей города;

-организация общественного контроля реализации социально значимых программ;

-организация проведения социологических опросов с целью мониторинга тенденций, происходящих в обществе.

Для развития гражданского общества в городе Рыбинске необходимо:

-совместно с Общественной палатыто г. Рыбинска проводить презентации лучших проектов и гражданских инициатив;

-ввести практику организации выездных пленарных заседаний Общественной палаты для знакомство и дальнейшим развитием гражданских инициатив;

- шире использовать средства массовой информации для освещения деятельности НКО и гражданских инициатив населения.

 

 

ДОКЛАД

о состоянии гражданского общества

В городе Рыбинске за 2016г.

 

 








Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.