Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Операции ООН по поддержанию мира.





В рамках ООН с 1948 г. стали проводиться «операции ООН по поддержанию мира» (ОПМ), не предусмотренные напрямую Уставом ООН. Возник вопрос о правомерности ОПМ и необходимости международно-правовых актов, регулирующих правила их проведения. По сути ОПМ дополняли заложенную в Уставе ООН систему коллективной безопасности.

Глава VI Устава ООН (ст. 33) не содержит исчерпывающего перечня способов мирного разрешения споров и допускает возможность разрешать спор сторонами «иными мирными средствами по своему выбору». Соответственно ОПМ теоретически могут включаться в категорию «иных мирных средств».

Глава VII Устава ООН (ст. 43) предусматривает обязанность государств — членов ООН предоставлять в распоряжение Совета Безопасности по его требованию и в соответствии с особым соглашением или соглашениями необходимые вооруженные силы. Однако Миссия представителя Генерального секретаря в Доминиканской Республике (ДОМРЕП) проводилась в 1965—1966 гг. для наблюдения за существующим положением и представления докладов о нарушениях прекращения огня двумя действующими властями в Доминиканской Республике. После заключения соглашения о новом правительстве ДОМРЕП была прекращена. в Индо-пакистанская миссия ООН по наблюдению (ЮНИПОМ) действовала в 1965—1966 гг. вдоль индо-пакистанской границы между Кашмиром и Аравийским морем. Данная миссия была учреждена для'контроля за прекращением огня вдоль индо-пакистанской границы за пределами штата Джамму и Кашмир, в котором находилась ГВНООНИП, и отводом всех сил на позиции, занимаемые ими до 5 августа 1965 г. После завершения намеченного по графику вывода войск Индии и Пакистана ЮНИПОМ была свернута.

Силы ООН по наблюдению за разъединением (СООННР) были учреждены резолюцией 350 (1974) от 31 мая 1974 г. после ближневосточной войны 1973 г. для обеспечения соблюдения прекращения огня между Израилем и Сирией, наблюдения за разъединением израильских и сирийских войск и наблюдения за районами разъединения и ограничения, как это предусматривается в Соглашении о разъединении от 31 мая 1974 г. Мандат СООННР регулярно продлевался и действует в настоящее время.

Временные силы ООН в Ливане (ВСООНЛ) были учреждены в 1978 г. и действуют в настоящее время с целью контроля за выводом израильских сил с юга Ливана, восстановления международного мира и безопасности и помощи правительству Ливана в обеспечении восстановления его эффективной власти над этим районом.

С 1948 г. было проведено 63 ОПМ, в настоящее время осуществляется 17 ОПМ в различных регионах мира, преимущественно в Африке и на Ближнем Востоке. Изначально, как правило, ОПМ осуществлялись для разрешения межгосударственных вооруженных конфликтов и подразделялись на две «традиционные» категории в зависимости от предоставляемого мандата и состава персонала: —

миссии военных наблюдателей в составе сравнительно небольшого числа невооруженных офицеров («голубые береты»), перед которыми ставились такие задачи, как наблюдение за выполнением соглашений о прекращении огня и стабилизация ситуации, контроль за выводом войск, патрулирование границ или демилитаризованных зон; —миротворческие силы в составе военнослужащих национальных контингентов («голубые каски»), развернутых для выполнения задач, аналогичных тем, которые выполняют военные наблюдатели, а также нередко для того, чтобы служить буфером для противоборствующих сторон;

Однако с возникновением новых типов конфликтов и окончанием холодной войны ОПМ все в большей степени стали применяться к урегулированию внутригосударственных конфликтов и гражданских войн. Цели ОПМ расширились и стали включать как военно-политические, так и социально-экономические и гуманитарные задачи. Иногда персонал ОПМ выполнял функции временной администрации и органов правосудия. Кроме того, с начала 1990-х гг. к участию в ОПМ наряду с военными контингентами государств стал активно привлекаться гражданский и полицейский персонал, в том числе наблюдатели — эксперты в области прав человека, экономисты, саперы (Намибия, Сальвадор, Камбоджа, Мозамбик, Гаити). Эволюция ОПМ привела к возникновению ОПМ «нового поколения» — многофункциональных и многокомпонентных операций.

В целом правила проведения ОПМ фактически все время видоизменялись. Такая ситуация негативно сказывается на всей миротворческой деятельности и оставляет неразрешенными ключевые вопросы.

На практике сложились три главных принципа проведения ОПМ, отраженные в различных решениях Совета Безопасности, ГА ООН и Генерального секретаря ООН:

1)ясно выраженное согласие сторон в конфликте на проведение ОПМ (обеспечивает свободу действий персонала ОПМ, ООН не становится стороной в конфликте);

2)беспристрастность по отношению к сторонам в конфликте;

3)неприменение силы персоналом ОПМ, за исключением случаев самообороны (ОПМ отличаются от принудительных действий Совета Безопасности).

Проведение ОПМ в большинстве случаев осуществлялось на основании резолюций Совета Безопасности и только в двух случаях — ГА ООН из-за разногласий постоянных членов Совета Безопасности (ЧВС-1 1956 г. и Операция ООН в Конго 1960 г.).

В 2005 г. ГА ООН единогласно одобрила Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Протокол расширяет круг сотрудников ООН и связанного с ней персонала, которые будут подпадать под правовую защиту, предусмотренную Конвенцией.

ГА ООН рассматривала общие вопросы ОПМ с 1965 г. На каждой сессии начиная с 1993 г. этот пункт повестки дня передавался на рассмотрение Комитета по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертого комитета), а до 1993 г. он обсуждался Специальным политическим комитетом.

Специальный комитет по операциям по поддержанию мира создан на основании резолюции 2006 (XIX) ГА ООН от 18 февраля 1965 г. в качестве вспомогательного органа Ассамблеи и наделен функциями всеобъемлющего рассмотрения ОПМ и подготовкой докладов ГА ООН.

В состав Комитета входят 100 государств — членов ООН, главным образом государства, которые предоставляли или предоставляют персонал для ОПМ. Другие государства-члены участвуют в работе Комитета и его рабочих групп в качестве наблюдателей.

Комитет в установленном порядке представляет доклады о своей работе ГА ООН через Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет).

Департамент операций по поддержанию мира был образован в рамках Секретариата ООН. Данный департамент, возглавляемый заместителем Генерального секретаря ООН, отвечает за осуществление руководства, управление, планирование и подготовку ОПМ.

Комиссия по миростроительству (КМС) — это новый межправительственный консультативный орган ООН, созданный на основании параллельных резолюций ГА ООН и Совета Безопасности ООН 60/180 и 1645 (2005) от 20 декабря 2005 г. во исполнение Итогового документа Всемирного саммита 2005 г. В соответствии с данными документами также создан Фонд миростроительства и Управление по поддержке миростроительства, которые в совокупности и образуют миростроительный механизм ООН.

Комиссия содействует переходу от оказания чрезвычайной помощи к развитию. Она объединяет усилия государств, международных организаций и национальных групп для обсуждения и определения долгосрочных стратегий миростроительства с целью предотвратить возобновление конфликтов. Такая стратегия необходима для более эффективного распределения финансовых средств и координации мер, предпринимаемых непосредственно после окончания конфликта, и мер в области развития. КМС будет действовать до тех пор, пока риск возобновления конфликта не будет признан минимальным.

Международный суд ООН.

 

Международный суд ООН является главным судебным органом ООН.

Постоянно действующий.

Это единственный орган ООН, который находится в Гааге (Нидерланды), все остальные – находятся в США.

В состав Суда входят 15 независимых судей, избираемых сроком на 9 лет.

1/3 состава Суда переизбирается каждые 3 года.

Требования к судьям:

1) кандидаты в судьи должны обладать высокими моральными качествами

2) должны соответствовать требованиям, предъявляемым в их государствах для назначения на высшие судебные (судейские) должности

3) должны являться юристами с признанным авторитетом в области международного права.

Избираются судьи Международного суда Генеральной Ассамблеей и Советом безопасности одновременно и отдельно друг от друга.

Компетенция Суда:

1) рассмотрение юридических споров между государствами

2) Суд может давать консультативные заключения

Рассмотрение юридических споров между государствами

Международный суд рассматривает только юридические споры. Политические споры рассматривает Совет безопасности ООН. Рассматриваются только споры между государствами (споры, где обе стороны – государства).

Характеристика юрисдикции

Суд рассматривает:

1) юридические споры, вытекающие из Устава ООН 1945 г. либо

2) споры, вытекающие из иных международных договоров, в которых предусмотрено рассмотрение спора в Международном суде. На основе специальной договорённости между государствами.

Юрисдикция Международного суда является факультативной – это означает, что Суд рассматривает спор в случае согласия на его рассмотрение всех спорящих сторон.

Исключение: в некоторых случаях Суд может принимать к своему производству дела, когда инициатива обращения в Суд принадлежит одной из спорящих сторон.

1) когда такая процедура изначально предусмотрена в международном договоре

2) если государство признало обязательную юрисдикцию Международного суда путём специального заявления. Возможность подачи такого заявления предусмотрена пунктом 2 ст.36 Статута Международного суда. Суть такого заявления: государство путём заявления допускает возможность рассмотрения споров в Международном суде при обращении только одной спорящей стороны. При этом предъявляется требование: другая сторона также должна сделать заявление о признании обязательной юрисдикции Суда. Установлен срок: такое заявление сторона должна сделать за 1 год до возникновения спора.

3) если одна из спорящих сторон обращается в Суд, а другая – не возражая против этого, направляет возражения на обвинения против неё (т.е. вступает в процесс). В таком случае спор будет рассмотрен Международным судом ООН.

Решения Международного суда являются обязательными для спорящих сторон. За исполнением решений Международного суда наблюдает Совет безопасности ООН.

Последствия неисполнения:

1) приостановление членства страны в ООН

2) исключение из ООН.

Консультативные заключения

Консультативные заключения Международный суд даёт:

1) по юридическим вопросам

2) по запросу Генеральной ассамблеи

3) по запросу Совета безопасности

3) по запросу специализированных учреждений ООН.

Специализированные учреждения ООН могут запрашивать такие заключения только с согласия Генеральной Ассамблеи и только в рамках своей компетенции. Специализированными учреждениями являются международные межправительственные организации. Входящие в систему ООН. Их около 17. Например:

- Международная организация труда (МОТ)

- ЮНЕСКО (международная организация ООН по вопросам образования, науки и культуры)

- Всемирная организация здравоохранения

- Международный валютный фонд

- Международный банк реконструкции и развития.

Консультативные заключения носят рекомендательных характер, т.е. представляют собой авторитетное мнение судей и не обязательны для исполнения

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.