Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека: общая характеристика. Международные органы по защите прав и свобод человека.





 

Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками международного гуманитарного пра­ва, предусматривают комплексную систему обеспечения и За­щиты, зафиксированных в этих актах и во внутригосудар­ственном законодательстве прав и свобод. Существенное отличие пактов и основанных на них доку­ментов от Всеобщей декларации прав человека проявляется в стремлении в максимально возможной мере гарантировать про­возглашаемые права. Можно сослаться на такие нормы. Пакта о гражданских и политических правах, как ст. 9, в которой общие формулировки ("Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность"; "Никто не может быть подверг­нут произвольному аресту или содержанию под стражей") до­полняются конкретными обеспечительными предписаниями от­носительно законной процедуры лишения свободы и предот­вращения произвола, либо ст. 19, в которой положение о праве каждого человека на свободное выражение своего мнения со­провождается конкретными разъяснениями содержания этого права и вместе с тем установлением определенных ограничений.

В обобщенном виде такой подход сформулирован в ст. 2 Пакта, согласно которой каждое государство-участник обязу­ется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в Пакте, а также, если это еще не сделано, принять необходи­мые законодательные и другие меры для осуществления этих прав.

В другом Пакте — об экономических, социальных и куль­турных правах — обязательство участвующих государств сфор­мулировано, с учетом объекта регулирования и реальных усло­вий, иным образом: "Принять в максимальных пределах имею­щихся ресурсов" меры к постепенному обеспечению полного осуществления признаваемых прав всеми надлежащими спосо­бами.

В соответствии с положениями международных договоров сложилась определенная система межгосударственных орга­нов, наделенных функциями международного контроля за дея­тельностью государств в сфере обеспечения прав человека.

Согласно ст. 55 Устава, Организация Объединенных Наций содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав челове­ка и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".Отдельные конвенции предусмотрели создание специаль­ных органов. В их числе: Комитет по правам человека — на основании Пакта о гражданских и политических правах; Коми­тет по правам ребенка — на основании Конвенции о правах ребенка; Комитет по ликвидации расовой дискриминации — на основании Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискри­минации; Комитет против пыток — на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижаю­щих достоинство видов обращения и наказания. Пакт об эконо­мических, социальных и культурных правах не предусмотрел специального органа, оговорив возможность действий через Экономический и Социальный Совет; последний своим решени­ем в 1985 г. учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.

Каждый комитет состоит из экспертов (в комитете против пыток — 10, в остальных — по 18 человек), причем в него не может входить более чем по одному гражданину одного госу­дарства; принимается во внимание справедливое географиче­ское распределение и представительство различных форм ци­вилизации и основных правовых систем.

Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обяза­лись на регулярной основе представлять в соответствующий комитет (непосредственно либо через Генерального секретаря ООН) доклады о состоянии в области прав человека и о прини­маемых мерах с целью прогресса в реализации прав. Комитет изучает доклады, обсуждает их на своих заседаниях и препро­вождает государствам свои замечания по ним. Комитет может также получать и рассматривать сообщения государств, уве­домляющих о невыполнении каким-либо государством своих обязательств по пакту (конвенции), и после изучения вопроса делать рекомендации. Однако указанным положением комитет обладает в отношении только тех государств, которые сделали заявление о признании такой компетенции каждого комитета. СССР не непосредственно при подписании ряда актов, а позд­нее — в июле 1991 г. — признал такую компетенцию соответст­вующих комитетов по Пакту о гражданских и политических правах, по Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискри­минации, Конвенции против пыток.

Пакты о правах человека и другие международные акты обеспечивают правовую защиту провозглашаемых прав и сво­бод, причем, с одной стороны, фиксируют обязательства го­сударств по внедрению национальных средств защиты, а с другой — вводят и прямо регламентируют международные средства защиты.

Исходное положение о национальном (внутригосударствен­ном) механизме было впервые сформулировано в ст. 8 Всеоб­щей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными на­циональными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".Следующим шагом стало признание того, что "право на правовую защиту" (термин Пакта о гражданских и политиче­ских правах), принадлежащее человеку, реально лишь при со­ответствующих обязанностях государства и его органов.Одновременно — и это подчеркивает нормативное значе­ние пактов — было установлено, что правовой защите подле­жат права и свободы, признаваемые в пактах. Следовательно, на национальные суды и другие компетентные государствен­ные органы возлагалась обязанность защищать не только кон­ституционные, но и международные договорные права.В соответствии с ч. 3 ст. 2 Пакта о гражданских и полити­ческих правах каждое государство обязуется обеспечить: лю­бому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты; установ­ление права на правовую защиту для любого лица через судеб­ные, административные или законодательные органы; приме­нение компетентными властями средств правовой защиты.

Государства участники СБСЕ в Итоговом документе Венской встречи от 15 января 1989 г. выразили намерение обес­печивать "эффективные средства правовой защиты" и опреде­лили их конкретное содержание применительно к взаимоотно­шениям компетентных органов государства с теми, кто заявля­ет, что их права нарушены.Высшей формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных международных средств правовой защиты.

Международные средства защиты прав и свобод представ­ляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наде­ляются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов. Такие средства применительно к отдельным направлениям правового регулирования были предусмотрены в Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискримина­ции и в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчело­вечных или унижающих достоинство видов обращения и нака­зания. Созданные согласно этим Конвенциям Комитет по лик­видации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от от­дельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником из­ложенных в Конвенции прав (соответственно ст. 14 первой и ст. 22 второй Конвенции).После рассмотрения сообщения и запрошенной у государ­ства информации Комитет представляет свои мнения, предло­жения, рекомендации соответствующему.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.