Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тяговая характеристика трактора МТЗ-80





Показатель Результаты расчетов
jкр*)   0,10 0,20 0,30 0,399 0,499 0,599 0,669 0,699 0,67
d, % 0,87 2,62 4,68 7,21 10,5 15,0 22,8 36,2 75,0  
Pкр, кН   2,36 4,82 7,39 10,1 12,9 15,8 18,0 18,9 19,0
Pк, кН 3,30 5,65 8,11 10,7 13,4 16,2 19,1 21,3 22,2 22,3
Vт, м/с 16,0 9,31 6,49 4,93 3,94 3,25 2,75 2,47 2,37 2,35
Vд, м/с 15,8 9,07 6,18 4,57 3,52 2,76 2,12 1,58 0,59  
Vд, км/ч 57,0 32,6 22,3 16,5 12,7 9,9 7,64 5,68 2,13  
Nd, кВт 0,46 1,38 2,46 3,79 5,50 7,91 12,0 19,1 39,5 52,6
Nf, кВт 52,2 29,9 20,4 15,1 11,6 9,1 7,0 5,20 1,95  
Nкр, кВт   21,4 29,8 33,8 35,5 35,6 33,6 28,4 11,2  
gкр,г/кВтч ¥                 ¥
hтяг 1   0,363 0,506 0,574 0,604 0,605 0,571 0,482 0,190  
hтяг 2   0,363 0,506 0,574 0,604 0,605 0,571 0,482 0,190  
Nн = 58,8 кВт; hтр = 0,895; Nк = 52,6 кВт; G = 36,6 кН; f = 0,09; Pf = 3,30 кН; Gтн = 14,7 кг/ч

 
 

4. Тяговый диапазон трактора

Тяговый диапазон трактора dт представляет собой отношение номинального тягового усилия Pн, как правой границы рабочего интервала тяговых усилий, к минимальному тяговому усилию Рмин - левой границе этого интервала: dт = Pнмин. (17)

Оценку требуемого значения тягового диапазона принято определять по формуле: dт = eРнн¢, (18)

где Рн,Р’н - номинальные тяговые усилия тракторов, соответственно, рассчитываемого и предыдущего тяговых классов;

e - коэффициент расширения тяговой зоны трактора, e = 1,25...1,30.

Обычно тяговый диапазон равен dт = 1,6...1,8. Для тракторов, не имеющих предшествующего тягового класса принимают dт = 2. Чем выше тяговый класс трактора, тем меньше значение dт. Значение тягового диапазона dт<1,6 и dт>2 принимать не рекомендуется.

В рабочем интервале тяговых усилий располагаются основные рабочие передачи трактора.

Далее следует произвести анализ потенциальной тяговой характеристики трактора (Табл. 3 и Рис. 1) для рабочего интервала тяговых усилий трактора по: - буксованию; - скорости движения; тяговой мощности; - тяговому к.п.д., их соответствие заданию, типажу, сравнение с трактором-прототипом, соответствие агротехническим требованиям и т.п.

5. Передаточные числа трансмиссии

Диапазон передач должен охватывать скорости и тяговые усилия для всего разнообразия выполняемых трактором работ. Различают три группы передач.

1. Замедленные или вспомогательные передачи (технологические), на которых скорости движения ограничиваются условиями выполнения работ. Эти передачи используются, как правило, с ограниченным тяговым усилием Р £ Рн и низкой тяговой мощностью. К ним относятся и передачи заднего хода.

2. Основные, рабочие передачи предназначены для выполнения основных сельскохозяйственных работ. Низшая рабочая передача обеспечивает получение номинального тягового усилия, определяемого тяговым классом трактора Рн при скорости движения Vн. В рабочем интервале тяговых усилий используется 4…6 основных передач.

3. Транспортные передачи используются для выполнения транспортных работ, холостых переездов трактора и машинно-тракторных агрегатов.

5.1. Передаточные числа трансмиссии

основного ряда передач

Их необходимо рассчитывать так, чтобы трактор развивал тяговые усилия от минимального Рмин на высшей передаче до номинального Рн на первой передаче с некоторым запасом силы тяги. Передаточное число трансмиссии на первой передаче iтр.1 определяется по формуле:

iтр.1 = (Рн+ fGмакс)rк/(k1Мнhтрhву); (19)

где k1 – коэффициент загрузки двигателя при номинальном тяговом усилии трактора Рн, k1 =0,95…1,00;

rк - расчетный радиус ведущего колеса;

Мн - номинальный крутящий момент двигателя:

Мн = 9,55Nн/nн, кНм.

Расчетный радиус ведущего колеса гусеничного трактора (радиус начальной окружности звездочки) определяется по формуле:

rк = lзвzк/(2p),

где lзв - шаг звена гусеницы;

zк - число активно действующих зубьев ведущих колес (звездочек) гусеничного движителя.

Число активно действующих зубьев и шаг звена следует принимать по трактору-прототипу.

Динамический радиус rк ведущего колеса колесного трактора

rк = (0,5d + lшb),

где d, b - соответственно наружный диаметр обода колеса и ширина профиля шины, мм;

lш - средняя величина коэффициента деформации шины, lш = 0,8.

Передаточные числа трансмиссии остальных передач определяют в зависимости от принятого варианта построения ряда передач. Если при переходе с одной передачи на другую предусматривается одинаковая степень загрузки двигателя, то значения передаточных чисел будут представлять собой геометрический ряд. Для получения одинаковых интервалов между номинальными значениями тяговых усилий на смежных передачах применяют арифметический ряд. Если нужны одинаковые интервалы между скоростями движения, то выбирают гармонический ряд.

Наиболее часто используется геометрический ряд передач. Тогда знаменатель ряда:

q = {(Рн+ fGмакс)/[k1мин+ fGмин)]}1/z, (20)

где z - число основных, рабочих передач трактора.

Значения передаточных чисел трансмиссии на других передачах определяют по формуле:

iтр.j = iтр.1/qj-1,

где j - номер рабочей передачи, j = 1, 2, …, z.

5.2. Передаточные числа трансмиссии для транспортных передач

Передаточные числа трансмиссии на транспортных передачах определяют исходя из необходимости выполнения работ в интервале скоростей движения от номинальной на высшей рабочей передаче Vнz до номинальной на высшей транспортной - максимальной транспортной скорости движения Vнм. Поэтому передаточное число трансмиссии для высшей транспортной передачи следует определять по формуле:

iтр.м = prкnн/(30Vнм), (21)

тогда знаменатель ряда транспортных передач

qт = (iтр.z/iтр.м)1/м,

где м - число транспортных передач.

Значения передаточных чисел на остальных транспортных передачах:

iтр. l = iтр.z/q l т,

где l - номер транспортной передачи, l = 1, 2,...,м.

Для гусеничных тракторов сельскохозяйственного назначения часто ограничиваются одной транспортной передачей, для колесных - не менее двух.

Передаточные числа трансмиссии для технологических передач определяют по рекомендациям нормали ОН-13-138-64 в зависимости от тягового класса трактора и заданных скоростей движения при номинальной и регулируемой частоте вращения вала двигателя. В курсовой работе расчет не производить.

5.3. Корректировка передаточных чисел трансмиссии

После определения передаточных чисел трансмиссии для основных (рабочих) и транспортных передач необходимо выбрать для рассчитываемого трактора кинематическую схему трансмиссии. Если схема трансмиссии принимается аналогичной трактору-прототипу, то передаточные числа главной и конечной передач принимают, как правило, такими, как у трактора-прототипа.

Требуемые расчетные значения передаточных чисел коробки передач определяют по формуле (расчет произвести только для основных передач):

iкj = iтр.j/(iгпiкп) = iтр.j/iо,

где iгп, iкп - соответственно передаточные числа главной и конечной передач: iгпiкп = iо.

Затем по кинематической схеме коробки передач, определяют, какие шестерни находятся в зацеплении на каждой из расчетных передач и подбирают для них целые числа зубьев в соответствии с требуемыми передаточными числами. Рассчитывают действительные значения передаточных чисел iтр.j. Они будут несколько отличаться от расчетных.

Для единичной шестеренной передачи требуемое количество зубьев шестерни Zш (ведущая шестерня) и колеса Zк (ведомая шестерня) можно определить по формулам:

Zш = ZS/(i + 1);

Zк = ZS - Zш = iZS/(i + 1),

где ZS - суммарное количество зубьев передачи ZS = Zш + Zк;

i - требуемое передаточное число передачи.

Значения Zш и Zк округляются до ближайшего целого числа.

Значение ZS можно принять таким же, как и у трактора-прототипа, или близким к нему.

Числа зубьев шестерен, уточненные значения передаточных чисел трансмиссии и номинальной скорости движения трактора (без учета буксования) заносятся в табл. 4.

В расчетно-пояснительной записке приводится рисунок с кинематической схемой трансмиссии трактора.

Таблица 4

Уточненные значения передаточных чисел трансмиссии

Наименование показателей Передачи
       
Расчетное передаточное число трансмиссии iтр 54,887 47,782 41,597 36,212
Передаточное число центральной и конечной передач iо 69*41 13*12 = 18,135
Числа зубьев шестерен коробки передач 37*45 28*20 35*45 31*20 39*37 25*27 37*37 28*27
Скорректированное передаточное число трансмиссии iтр* 54,92 47,07 41,77 36,90
           

 

 

6. Регуляторная характеристика двигателя

Регуляторная характеристика двигателя (Рис. 2) устанавливает взаимосвязь между частотой вращения коленчатого вала ne, эффективной мощностью Ne, часовым Gт и удельным эффективным ge расходами топлива и развиваемым им крутящим моментом Мк. Расчет производится для внешней характеристики двигателя, получаемой при настройке регулятора на максимальную частоту вращения коленчатого вала. Необходимо различать следующие основные режимы работы двигателя:

1. Холостой ход: Мк = 0.

2. Номинальный (максимальной мощности): Мк = Мн.

3. Максимального крутящего момента: Мк = Ммакс.

Работа с недогрузкой - регуляторные ветви характеристики: 0 £ М £ Мн.

Работа с перегрузкой - перегрузочные (корректорные, безрегуляторные) ветви характеристики: Мн £ М £ Ммакс.

При работе двигателя с недогрузкой графики изменения частоты вращения вала n = f1к) и часового расхода топлива Gт= f2к) с достаточной степенью точности можно аппроксимировать прямыми линиями:

- частота вращения вала двигателя

n = nх - (nх - nн)k3, (22)

где nх - частота вращения вала двигателя при холостом ходе:

nх = nн(2 + dр)/(2 - dр)» (1 + dр)nн;

dр - степень (коэффициент) неравномерности регулятора двигателя. Для современных тракторных дизелей dр = 0,07…0,10.;

k3- коэффициент загрузки двигателя: k3= Мкн.

- эффективная мощность двигателя

Nе = Мкnе/9550, квт; (23)

- часовой расход топлива

Gт = Gтх + (Gтн - Gтх)k3, кг/ч, (24)

Gтн - часовой расход топлива, соответствующий номинальной загрузке двигателя:

Gтн= 10-3gенNн, кг/ч;

Gтх - часовой расход топлива при холостом ходе двигателя:

Gтх» (0,25…0,30)Gтн;

- удельный расход топлива двигателем:

gе = 10-3Gт/Nе, г/квтч. (25)

На регуляторном участке характеристики рассчитать два - три промежуточных режима загрузки.

Порядок расчета: задавшись значением k3 = М/Мн, определить частоту вращения вала двигателя nе (формула (10)). Мощность двигателя Nе (11), часовой Gт (12) и удельный gе (13) расходы топлива.

При работе двигателя с перегрузкой (корректорные ветви характеристики, Мн £ Мк £ Ммакс) может быть использована следующая аппроксимация:

Nе = No + kN(Mмакс - Mк)1/2; (26)

Gт = Gтo + kG(Mмакс - Mк)1/2; (27)

где kN, kG - коэффициенты, определяемые при математической обработке результатов тормозных испытаний двигателей.

Коэффициенты kN и kG можно рассчитать, если известны коэффициенты приспособляемости двигателя по крутящему моменту

k = Mмаксн (28)

и частоте вращения вала

ko = no/nн, (29)

а также удельный расход топлива двигателем при максимальном крутящем моменте gеo.

Расчет выполняется по формулам:

kN = (Nн - No)/[(Mмакс - Mн)1/2]; (30)

kG = (Gтн - Gтo)/[(Mмакс - Mн)1/2], (31)

где No, Gтo - соответственно, мощность двигателя и часовой расход топлива двигателем при максимальном крутящем моменте Mмакс:

No = Mмаксno/9550 = kMнnн/(9550ko) = kNн/ko; (32)

Gтo = gеoNо/1000. (33)

Значениями k, ko и gеo можно задаться или принять такими же как и у двигателя трактора-прототипа.

Кроме номинального режима и режима максимального крутящего момента на корректорной ветви характеристики следует определить значения показателей работы двигателя для одного, двух промежуточных уровней загрузки.

Порядок расчета:

- задавшись значениями коэффициента загрузки двигателя по моменту 1 £ kз = Mк/Mн £ k, определить крутящий момент двигателя по формуле

Мк = kзMн, Нм

и по формулам (30) и (31) рассчитать значения мощности двигателя Nе и часового расхода топлива Gт.

- рассчитать удельный расход топлива gе по формуле (25).

Результаты расчетов регуляторной характеристики двигателя привести в таблице 5 и представить в графическом виде (рисунок 2).

Проанализировать полученные данные, указав коэффициенты приспособляемости двигателя по крутящему моменту и частоте вращения вала, сравнив основные параметры характеристики с двигателем трактора-прототипа.

7. Тяговая характеристика трактора

Тяговая характеристика трактора показывает, как в зависимости от нагрузки на крюке Ркр (тягового усилия трактора) и включенной передачи изменяются основные показатели: скорость движения V, мощность на крюке (тяговая мощность) Nкр, часовой Gт и удельный тяговый gкр расходы топлива, потери на буксование движителя d. Трактор движется равномерно по горизонтальному участку.


При выполнении курсовой работы тяговая характеристика строится только для основных передач трактора (рисунок 3а).

Последовательность расчета тяговой характеристики трактора.

Значения указанных в табл. 5 показателей следует вычислять по формулам:

- касательная сила тяги

Рк = Мкiтрhтрhву/(103rк); (34)

- нагрузка на крюке (тяговое усилие) трактора

Ркр = Рк - Рf; (35)

- к.п.д. перекатывания

hf = Р/Рк = Ркр/(Ркр + Рf); (36)

- сцепной вес трактора Gсц для гусеничных тракторов и колесных тракторов с колесной формулой 4К4 равен эксплуатационному весу трактора G. Для колесных тракторов с колесной формулой 4К2:

Gсц = [G(L - а) + Ркрhкр]/L, (37)

- коэффициент буксования

d = В-1ln[А/(jм - Ркр/Gсц)]; (38)

- теоретическая скорость движения

Vт = prкne/(30iтр)» 0,105rкne/iтр, м/с (*3,6, км/ч); (39)

- рабочая (действительная) скорость движения

V = Vт(1-d), м/с (*3,6, км/ч); (40)

- тяговая мощность трактора

Nкр = РкрV; (41)

- удельный тяговый расход топлива

gкр = 103Gт/Nкр, г/квт.ч; (42)

- тяговый к.п.д. трактора

hт = Nкр/Nе = hтрhвуhdhf = hтрhву(1 - d)Ркрк. (43)

Показатели двигателя при холостом ходе трактора рассчитываются по формулам:

- крутящий момент двигателя

Мхт = 103Pfrк/(iтphтphву);

- частота вращения вала двигателя

nхт = nх- (nх- nнхт/Mн;

- часовой расход топлива

Gтхт = Gтх+ (Gтн- Gтххтн.

Расчеты произвести только для основных передач трактора. Результаты расчетов привести в табл. 5. Представить тяговую характеристику трактора в графическом виде - Рисунок 3а.

Масштаб шкалы для тягового к.п.д. hт следует определять по формуле (12).

 

Таблица 5

Регуляторная характеристика двигателя Д-240

и тяговая характеристика трактора МТЗ-80

Исходные данные
G, кН f Pf, кН hтр rк, м А В jm L, м a, м hкр, м
36,6 0,09 3,3 0,895 0,725 0,756 8,82 0,7 2,37 0,9 0,5
Регуляторная характеристика двигателя Д-240
Расч. т. 1*)       5*)       9*)
Mк, Нм   127,7 170,3 212,8 255,4        
nе, об/м                  
Ne, кВт   30,4 40,1 49,6 58,84 55,8 52,0 47,6 42,4
Gт, кг/ч 3,53 8,83 10,59 12,36 14,12 13,48 12,84 12,04 11,03
ge,г/кВтч Е 290,1 264,0 249,2 240,0 241,5 247,0 253,0 260,0
Тяговая характеристика трактора МТЗ-80 Агрофон - стерня зерновых, среднесуглинистый чернозем
Передача 1, iтр = 54,887, Мхт= 55,9 Нм; nхт= 2317 м-1; Gтхт= 5,85 кг/ч
Pк, кН 3,30 8,65 11,53 14,41 17,30 18,04 18,68 19,24 19,59
Pкр, кН   5,35 8,23 11,12 14,00 14,75 15,39 15,94 16,30
Gсц, кН 22,71 23,84 24,45 25,06 25,67 25,82 25,96 26,08 26,15
d, % 0,87 5,26 8,31 12,26 18,00 20,05 22,14 24,31 25,93
Vт,м/с 3,211 3,147 3,112 3,078 3,043 2,766 2,490 2,213 1,937
V, м/с 3,183 2,981 2,854 2,700 2,495 2,212 1,939 1,675 1,434
V, км/ч 11,46 10,73 10,27 9,72 8,98 7,96 6,98 6,03 5,16
Nкр, кВт   16,0 23,5 30,0 34,9 32,6 29,8 26,7 23,4
gкр,г/кВтч Е 553,1 450,7 411,6 404,2 413,2 430,6 450,9 471,8
hтяг   0,525 0,586 0,605 0,594 0,585 0,574 0,561 0,551
Передача 2, iтр = 47,782, Мхт= 48,7 Нм; nхт= 2321 м-1; Gтхт= 5,55 кг/ч
Pк, кН 3,30 7,53 10,04 12,55 15,06 15,71 16,26 16,75 17,06
Pкр, кН   4,23 6,74 9,25 11,76 12,41 12,97 13,45 13,76
Gсц, кН 22,71 23,61 24,14 24,66 25,19 25,33 25,45 25,55 25,62
d, % 0,87 4,23 6,65 9,58 13,34 14,52 15,63 16,69 17,41
Vт,м/с 3,682 3,615 3,575 3,535 3,496 3,178 2,860 2,542 2,224
V, м/с 3,650 3,462 3,337 3,197 3,029 2,716 2,413 2,118 1,837
V, км/ч 13,14 12,46 12,01 11,51 10,91 9,78 8,69 7,62 6,61
Nкр, кВт   14,7 22,5 29,6 35,6 33,7 31,3 28,5 25,3
gкр,г/кВтч Е 602,3 470,7 417,8 396,3 399,7 410,5 422,7 436,2
hтяг   0,482 0,561 0,596 0,606 0,604 0,602 0,599 0,596
и т.д.
Пояснения: *) столбцы: 1 – холостой ход двигателя и трактора; 2 – номинальный режим; 3 – режим максимальных крутящего момента двигателя и тягового усилия трактора
                                     


8. Лучевой график загрузки двигателя

Лучевой график загрузки показывает, как изменяется загрузка двигателя по крутящему моменту в зависимости от величины касательной силы тяги Рк или тягового усилия Ркр трактора и номера передачи – рисунок 3б. При геометрическом ряде передач рациональный интервал загрузки двигателя (на рисунке выделен жирной линией и точками) не зависит от номера передачи:

Ммин £ М £ Мн

где Ммин - минимальный крутящий момент двигателя, такой, что при М<Ммин выгодней перейти на соседнюю (смежную) повышенную передачу.

Минимальный крутящий момент двигателя определяется по формуле:

Ммин = Мн/q,

где q - знаменателя геометрического ряда передач (20) или среднее значение знаменателя для скорректированных значений передаточных чисел трансмиссии (таблица 4):

q = (iтр.1/iтр.z)1/(z-1).

При построения графика использовать приведенные в таблице 5 данные.

При анализе лучевой диаграммы загрузки, двигателя следует определить: рациональную степень загрузки двигателя k по крутящему моменту М; рабочий диапазон силы тяги трактора Ркр, соответствие его диапазону, определенному в разделе 2.1, и потенциальной тяговой характеристике трактора (рисунок 2). Сделать соответствующие выводы.

9. Анализ технико-экономических показателей трактора

Анализ тяговой характеристики трактора должен содержать данные о диапазонах изменения основных показателей работы: - тягового усилия; - скорости движения; - расхода топлива; - потерь на буксование; - тягового к.п.д.

Следует указать наиболее выгодные режимы работы трактора по этим показателям, как на отдельной передаче, так и на нескольких передачах. Сравнить полученные данные с требованиями типажа тракторов, с трактором-прототипом и другими тракторами данного типа, назначения и тягового класса; проверить соответствие их заданию, оценить уровень металлоемкости и энергонасыщенности трактора.

Список литературы

1. Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. - М.: Колос. 1972. - 384 с.

2. Скотников В.А. и др. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. М.: Агропромиздат. 1986. - 383 с.

3. Тракторы. Теория. Под общ. ред. Гуськова В.В.. - М.: Машиностроение, 1988. - 376 с.

4. Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. - М.: Машиностроение, 1976. – 456 с.

6. Тяговые характеристики сельскохозяйственных тракторов: Альбом-справочник. - М.: Россельхозиздат. 1979. - 240 с.

7. Барсуков А.Ф., Еленев А.В. Справочник по сельскохозяйственной технике. - М.: Колос, 1981. - 463 с.

8. Ходовые системы тракторов: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1986. - 271 с.

 

Приложение

 

Таблица 1







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2025 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.