Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Баланс мощности и потенциальная





Тяговый расчет трактора

 

Учебно-методическое пособие

по выполнению курсовой работы

 

Барнаул 2008

 


УДК 631.372.004.14

 

Тракторы и автомобили. Учебное пособие по выполнению курсовой работы по тяговому расчету трактора, предназначенное для студентов специальностей:

110301 - Механизация сельского хозяйства
110304 - Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе
110305 - Профессиональное обучение (агроинженерия)

 

 

Авторы: Соколов В.В., Красовских В.С.

ФГОУ ВПО АГАУ, 2008. 28 с., рис. 5, табл. 9.

 

 

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой дисциплины «Тракторы и автомобили», раздел «Основы теории и расчета трактора и автомобиля». Оно включает методику тягового расчета трактора, расчета и построения потенциальной тяговой характеристики трактора, регуляторной характеристики двигателя и тяговой характеристики трактора.

 

ã Соколов В.В., Красовских В.С., 2008

ã ФГОУ ВПО ВГАУ, 2008

Введение

Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний по основам теории и расчета тракторов, необходимых для их эффективного использования в сельскохозяйственном производстве.

Тяговые показатели трактора и эффективность его использования в сельскохозяйственном производстве в соответствии с назначением и условиями эксплуатации зависят от правильного выбора основных параметров: веса (массы), мощности и типа регуляторной характеристики двигателя, передаточных чисел трансмиссии.

При выполнении тягового расчета трактора производятся: расчет основных параметров трактора; расчет и построение регуляторной характеристики двигателя, потенциальной и теоретической тяговых характеристик трактора; анализ его основных эксплуатационных свойств.

Все расчеты проводятся в Международной системе единиц (СИ) измерения физических величин.

Курсовую работу выполняют по индивидуальному заданию в виде расчетно-пояснительной записки с графиками, оформленными в соответствии с ЕСКД и ГОСТ 2.319-81.

Расчетно-пояснительная записка должна начинаться с введения, содержащего цель и задачи работы, краткое описание трактора-прототипа.

После введения приводятся исходные данные к курсовой работе и все этапы расчета в соответствии с методическими указаниями.

Расчетные формулы сопровождаются необходимыми пояснениями, расшифровкой входящих в них составляющих.

Содержание записки должно обеспечивать возможность проверки правильности расчета любого значения показателя или параметра. Основные результаты расчетов и графики сопровождаются анализом с принятием решений и выводами. В конце записки помещается список использованной литературы (в тексте должны быть ссылки на неё) и оглавление. Оформленные с нарушениями предъявляемых требований расчетно-пояснительные записки к рассмотрению не принимаются.

1. Исходные данные

К основным исходным данным на проектируемый трактор относятся:

1. Тип (прототип) трактора - гусеничный, колесный (колесная формула).

2. Тяговый класс и номинальное тяговое усилие. Сельскохозяйственные тракторы разделены на тяговые классы по величине номинального тягового усилия Рн, выраженной в тоннах силы (1 тс = 1*g кН @ 9,81 кН @ 10 кН, где g - ускорение свободного падения). Например, к тяговому классу 3 относится трактор ДТ-75М, номинальное тяговое усилие у которого равно Рн = 3 тс @ 30 кН. Номинальное тяговое усилие трактора - это такое максимальное тяговое усилие, при котором движущийся по стерне зерновых культур (при нормальной плотности и влажности почвы) трактор имеет наибольший или близкий к нему тяговый к.п.д. при условии, что потери на буксование движителя d (коэффициент буксования) не превышают допустимых по агротехническим требованиям пределов dн.доп (тракторы: гусеничные – 3...5 %; колесные 4К4 – 12 %, 4К2 – 16...18 %). Номинальное тяговое усилие Рн является правой границей рабочего интервала тяговых усилий трактора.

3. Номинальная скорость движения Vн. Это скорость движения трактора, соответствующая номинальному тяговому усилию Рн.

На первом этапе развития тракторостроения номинальные скорости движения составляли для гусеничных тракторов 1,0 м/с (3,5 км/ч), для колесных 1,1 м/с (4,0 км/ч). В 1961...1965 гг. выпускались тракторы со скоростью движения 1,4 м/с (5 км/ч) и 1,7 м/с (6,0 км/ч), соответственно. С 1965 г. ряд заводов начал выпускать тракторы с номинальной скоростью движения 2,5 м/с (9,0 км/ч).

4. Число основных, рабочих передач - z.

5. Число транспортных передач - м.

6. Фон поля - для расчета потенциальной и теоретической тяговых характеристик трактора.

7. Максимальная транспортная скорость движения трактора Vмакс.

8. Номинальная частота вращения вала двигателя nн.

9. Номинальный удельный расход топлива двигателем gен.

 

2. Вес и номинальная мощность двигателя

Принято различать следующие значения веса трактора.

Конструктивный (сухой) вес Gо - вес трактора в не заправленном состоянии, без тракториста, инструмента, дополнительного оборудования и балласта.

Эксплуатационный вес G – это вес трактора в условиях эксплуатации, то есть при использовании его по прямому назначению.

Минимальный эксплуатационный вес Gмин, равный конструктивному весу плюс вес заправочных материалов, инструментов и тракториста. Минимальный эксплуатационный вес Gмин в среднем на 7...11 % больше конструктивного Gо:

Gмин» (1,07...1,11)Gо. (1)

Максимальный эксплуатационный вес Gмакс, равный минимальному эксплуатационному весу плюс вес балласта Gб:

Gмакс = Gмин+ Gб. (2)

Балласт применяется для увеличения сцепного веса (нагрузки на ведущие колеса, движитель) Gсц тракторов с целью повышения их тягово-сцепных свойств (уменьшения коэффициента буксования d и увеличения силы сцепления Рj). При установке балласта на ведущих колесах его вес можно определить по формуле:

Gб = lк(Gмакс - Gмин), (3)

где lк - коэффициент нагрузки ведущих колес:

lк = Gсц/G.

Конструктивный вес трактора Gо надо стремиться снижать до минимума реализацией технических возможностей, но с учетом экономической целесообразности. С уменьшением конструктивного веса снижается металлоемкость, затраты мощности на передвижение трактора, особенно на транспортных работах. Однако с уменьшением конструктивного веса возрастает стоимость трактора в связи с применением более прочных материалов и совершенных технологий. Более или менее точно конструктивный вес может быть определен только при реальном проектировании. При выполнении курсовой работы величину его следует принимать, ориентируясь на тракторы того же класса и уровень их энергонасыщенности.

Расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р трактора определяют исходя их того, чтобы при работе на стерне зерновых культур при нормальной влажности и плотности почвы с номинальной нагрузкой на крюке Рн он обеспечивал не превышение допустимого уровня буксования движителей dдоп (см. раздел 1, п. 2). Для аппроксимации зависимости коэффициента буксования трактора от развиваемого им тягового усилия можно использовать следующую, полученную на основании обработки большого количества опытных данных, зависимость:

d= {ln[A/(jm - jкр)]}/B, (4)

где jm, А, B - коэффициенты, полученные при математической обработке опытных данных - таблица 1;

jкр - коэффициент использования сцепного веса трактора:

jкр = Ркр/Gсц. (5)

Таблица 1

Коэффициенты: сопротивления качению тракторов и функции

аппроксимации кривой буксования d= ln{[A/(jm - jкр)]}/B

Тип трактора Агрофон, механический состав почвы f*10-2 Коэффициенты
А В jm
Колесный 4К2 Стерня, суглинок 8…10 0,76 8,82 0,70
Стерня, супесь 8…10 0,75 8,81 0,60
ППП, суглинок 16…18 0,65 7,35 0,55
Колесный 4К4*) Стерня, суглинок 8…10 0,71 5,87 0,67
ППП, суглинок 16…18 0,66 5,94 0,60
Колесный 4К4**) Стерня, суглинок 8…10 0,71 7,15 0,67
Гусеничный Стерня, тяжелый суглинок 6…8 0,80 73,0 0,75
Стерня, средний суглинок 6…8 0,75 47,6 0,67
ППП, суглинок 9…12 0,68 30,3 0,62
Пояснения: тип почвы - чернозем; ППП – поле, подготовленное под посев; *) – тракторы с неодинаковыми задними и передними колесами; **) – тракторы с одинаковыми колесами (пахотные)

Решение выражения (4) относительно jкр позволяет задавшись допустимой величиной коэффициента буксования dдоп определить соответствующее ему значение коэффициента использования сцепного веса jкр.н трактора:

jкр.н = jm - Аехр(- Bdдоп). (6)

По полученному значению jкр.н и известному значению номинального тягового усилия трактора Pн в соответствии с (5) можно определить требуемое значение сцепного веса трактора Gсц и его расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р.

Для колесных с колесной формулой 4К4 и гусеничных тракторов сцепной вес равен эксплуатационному весу Gсц = G, поэтому получим:

Gмакс.р = Рн/jкр.н. (7)

Для колесных тракторов с колесной формулой 4К2 сцепной вес примерно равен

Gсц = [G(L – а) + Ркрhкр]/L

и тогда расчетный максимальный эксплуатационный вес

Gмакс.р = Рн(L - jкр.нhкр)/[jкр.н(L – а)], (8)

где L, а*) - соответственно, продольная база и продольная координата центра тяжести трактора, м;

hкр*) - высота точки прицепа, м;

*) - значения параметров L, а и hкр могут быть приняты по трактору-прототипу или другим тракторам соответствующего типа, тягового класса и назначения.

Если эксплуатационный вес трактора G меньше, чем расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р, то буксование при номинальном тяговом усилии будет превышать допустимый уровень dдоп, что недопустимо.

После определения Gмакс.р следует произвести предварительную оценку значений конструктивных веса Gо* и массы mк* трактора по формулам (см. (1)):

Gо*» Gмакс.р/(1,07...1,11); mк* = Gо*/g.

Окончательное решение о величине веса трактора принимается после определения номинальной мощности двигателя.

Значения веса на этом этапе следует определять в следующей последовательности:

1. Рассчитать допустимую величину коэффициента использования сцепного веса jн при номинальной загрузке трактора по тяге по формуле (6).

2. Определить расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р по формулам (7) или (8).

3. Высчитать предварительные значения конструктивных веса Gо* и массы mк* трактора.

Номинальная (максимальная) мощность двигателя находится из условия реализации заданной номинальной скорости движения Vн при номинальном тяговом усилии Рн трактора по формуле:

Nн = (Рн + Рfр)Vн/(hтрhвуhdhим), (9)

где Рfр - сила сопротивления качению при G = Gмакс.р:

Рfр = fGмакс.р;

hтр - механический к.п.д. силовой передачи (трансмиссии);

hву - к.п.д. ведущего участка движителя гусеничного трактора, следует принимать hву. = 0,96…0,98;

hd - коэффициент, учитывающий потери от буксования движителя (для гусеничных тракторов hd = 0,95…0,97, d = 3…5 %; для колесных тракторов общего назначения hd = 0,82; d = 12 % и универсально-пропашных hd = 0,82…0,84; d =16…18 %);

hим - коэффициент использования номинальной мощности двигателя, учитывающий резервирование мощности на трогание с места и преодоление дополнительных сил сопротивления движению, hим= 0,90…0,95.

При определении к.п.д. трансмиссии следует использовать эмпириоаналитическую формулу:

hтр = hхh1n1h2n2, (10)

где hх - к.п.д. «холостого хода» трансмиссии, hх = 0,95…0,97;

h1, h2 - к.п.д. соответственно цилиндрической и конической пар шестерен: h1 = 0,985; h2 = 0,975;

n1, n2 - число пар соответственно цилиндрических и конических шестерен, работающих в трансмиссии на данной передаче. Для приведенных в приложении тракторов и автомобилей n2 = 1.

Номинальную мощность двигателя, определенную по формуле (9) округляют в б о льшую сторону для тракторов с Nн < 30 кВт (40 л.с.) до последней четной цифры, при Nн = 30…200 кВт (40…270 л.с.) до цифры 5 или 0 и свыше 200 кВт (270 л.с.) - до 0.

Далее оценивают удельную массу трактора по формуле:

mуд* = 103Go*/(Nнg), кг/квт.

Затем следует проанализировать и при необходимости скорректировать полученное значение удельной массы mуд* в зависимости от номинальной скорости движения Vн (см. табл. 2) или конструктивной mк* массы в зависимости от полученного значения номинальной мощности двигателя Nн (9) (см. рис. 1 и 2 приложения) с учетом уровня этих показателей у трактора-прототипа, других тракторов, тенденций развития тракторостроения. Или, другими словами, на этом этапе следует принять «волевое решение» о значении удельной mуд или конструктивной mк массы трактора. Здесь mуд и mк - принятые после корректировки значение масс.

После этого следует рассчитать значения конструктивного Gо, кН

Gо = 10-3mудNнg или Gо = 10-3mкg

и минимального эксплуатационного веса Gмин (1) трактора.

Таблица 2

Удельная масса тракторов mуд

в зависимости от номинальной скорости движения, кг/кВт

Тип трактора Номинальная скорость движения Vн м/с (км/ч)
1,0…1,4 (3,5…5,0) 1,4…2,5 (5,0…9,0) 2,5 (9,0)
колесный 95…136 55…70 48…55
гусеничный 120…135 82…110 55…95
гусеничный промышленный 150…175 120…135 95…120

Если Gмин < Gмакс.р, то необходим балласт Gб (3) и для трактора рассматриваются как минимум два значения эксплуатационного веса: минимальный Gмин (1) и максимальный Gмакс (2).

Если Gмин ³ Gмакс.р, то эксплуатационный вес трактора принимают равным G = Gмин.

Для современных гусеничных тракторов требуемая величина Gмакс.р в большинстве случаев получается меньше значения минимального эксплуатационного веса Gмин.

Принимаемое в дальнейших расчетах значение эксплуатационного веса трактора для упрощения записей будем обозначать G.

 

3. Баланс мощности и потенциальная тяговая характеристика

При расчете баланса мощности принимают идеальные предпосылки в использовании трактора:

- автоматическое и бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии, и, следовательно, тягового усилия и скорости движения;

- загрузка двигателя постоянна, не зависит от тягового усилия и соответствует номинальному режиму;

- к.п.д. трансмиссий и сила сопротивления перекатывания остаются постоянными и не зависят от нагрузочного и скоростного режима работы трактора;

- трактор движется равномерно по горизонтальному участку.

При принятых условиях уравнение баланса мощности имеет вид:

Nн = Nтр + Nd + Nf + Nкр, (11)

где Nтр - мощность, теряемая в трансмиссии:

Nтр = Nн(1 - hтр); (12)

Nd - мощность, затрачиваемая на буксование движителей:

Nd = Nкd; (13)

d - коэффициент буксования;

Nк - мощность, подводимая к ведущим колесам:

Nк = Nнhтр; (14)

Nf - мощность, затрачиваемая на перекатывание трактора:

Nf = РfV; (15)

V - рабочая (действительная) скорость движения трактора:

V = Vт(1 - d) = Vтhd; (16)

hd - к.п.д. буксования:

hd = 1- d; (17)

Vт - теоретическая (без учета буксования) скорость движения трактора:

Vт = Nкк = Nк/(Ркр + Рf); (18)

Ркр - тяговое усилие, развиваемое трактором;

Рк - касательная сила тяги:

Рк = Ркр+ Рf; (19)

Nкр - тяговая мощность (мощность на крюке) трактора:

Nкр = РкрV. (20)

Для определения коэффициента буксования движителя следует использовать зависимость (4), которая имеет физический смысл при jкр < jm, d£ 1.

В графическом виде решение уравнения баланса мощности представлено на рис. 1. Оно показывает, как изменяются все составляющие баланса мощности трактора (7) в зависимости от развиваемого тягового усилия Ркр при изменении его от нуля Ркр= 0 (холостой ход) до максимально возможного по сцеплению движителя с почвой Ркр.j. На Рис. 1 приводятся также кривые изменения коэффициента буксования d, теоретической Vт и рабочей V скоростей движения, удельного тягового расхода топлива gкр:

gкр = 103Gтн/Nкр = gенNн/Nкр = gен/hт, (21)

где Gтн - номинальный часовой расход топлива двигателем;

hт - тяговый к.п.д. трактора.

График, показывающий изменения мощности на крюке трактора (тяговой мощности) Nкр в зависимости от нагрузки на крюке (тягового усилия) Ркр, называют потенциальной тяговой характеристикой трактора Nкр = f(Ркр).

Кривая Nкр = f(Ркр) в масштабе

mh = mNNн, мм/1, (12)

представляет собой кривую изменения тягового к.п.д. hт трактора:

hт = Nкр/Nн = hтрhвуhdhf, (13)

где mh - масштаб тягового к.п.д. hт, мм/1;

mN - масштаб мощности, мм/кВт (см. рис. 1);

hf - к.п.д. перекатывания:

hf = Ркрк = Ркр/(Ркр+ Рf) = (Рк- Рf)/Рк. (14)

Последовательность расчета потенциальной тяговой характеристики и форма записи представлены в таблице 3.

В начале расчета в качестве исходных данных принимаются значения jкр, а затем по ним рассчитываются остальные показатели.

Тяговое усилие Ркр, развиваемое трактором для гусеничных тракторов и колесных тракторов с колесной формулой 4К4, рассчитывается по формуле:

Ркр = jкрG. (15)

Для колесных тракторов с колесной формулой 4К2 тяговое усилие Ркр следует определять по формуле:

Ркр = jкрG(L - а)/[L - jкрhкр]. (16)

Остальные показатели рассчитываются по приведенным выше формулам.

Из графика баланса мощности и потенциальной тяговой характеристики следует, что трактор может работать с высокой степенью использования мощности двигателя на крюке, с высокими значениями тягового к.п.д., низким удельным тяговым расходом топлива только в определенном интервале тяговых усилий. Чем больше отклонения от этого интервала, тем больше суммарные непроизводительные затраты мощности на механические потери в трансмиссии, перекатывание и буксование движителей трактора.

Таблица 3

Приложение

 

Таблица 1

Приложение. Таблица 2

Приложение. Таблица 3

Содержание

  Стр.
Введение    
1. Исходные данные    
2. Вес и номинальная мощность двигателя    
3. Баланс мощности и потенциальная тяговая характеристика    
4. Тяговый диапазон трактора    
5. Передаточные числа трансмиссии    
5.1. Передаточные числа трансмиссии основного ряда передач    
5.2. Передаточные числа трансмиссии для транспортных передач    
5.3. Корректировка передаточных чисел трансмиссии    
6. Регуляторная характеристика двигателя    
7. Тяговая характеристика трактора    
8. Лучевой график загрузки двигателя    
9. Анализ технико-экономических показателей трактора    
Список литературы    
Приложение    
Таблица 1. Технические характеристики колесных тракторов    
Таблица 2. Технические характеристики гусеничных тракторов    
Рис. 1. Зависимость конструктивной массы тракторов от мощности двигателя    
Рис. 2. Зависимость удельной массы тракторов от мощности двигателя    
Таблица 3. Коэффициенты сопротивления качению и коэффициенты сцепления тракторов    

 

 

Подписано в печать __________ Тираж
Формат 60х80 1/16 Объем
  ______ уч.-изд. л.
  Заказ _______
   

Тяговый расчет трактора

 

Учебно-методическое пособие

по выполнению курсовой работы

 

Барнаул 2008

 


УДК 631.372.004.14

 

Тракторы и автомобили. Учебное пособие по выполнению курсовой работы по тяговому расчету трактора, предназначенное для студентов специальностей:

110301 - Механизация сельского хозяйства
110304 - Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе
110305 - Профессиональное обучение (агроинженерия)

 

 

Авторы: Соколов В.В., Красовских В.С.

ФГОУ ВПО АГАУ, 2008. 28 с., рис. 5, табл. 9.

 

 

Учебно-методическое пособие написано в соответствии с программой дисциплины «Тракторы и автомобили», раздел «Основы теории и расчета трактора и автомобиля». Оно включает методику тягового расчета трактора, расчета и построения потенциальной тяговой характеристики трактора, регуляторной характеристики двигателя и тяговой характеристики трактора.

 

ã Соколов В.В., Красовских В.С., 2008

ã ФГОУ ВПО ВГАУ, 2008

Введение

Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний по основам теории и расчета тракторов, необходимых для их эффективного использования в сельскохозяйственном производстве.

Тяговые показатели трактора и эффективность его использования в сельскохозяйственном производстве в соответствии с назначением и условиями эксплуатации зависят от правильного выбора основных параметров: веса (массы), мощности и типа регуляторной характеристики двигателя, передаточных чисел трансмиссии.

При выполнении тягового расчета трактора производятся: расчет основных параметров трактора; расчет и построение регуляторной характеристики двигателя, потенциальной и теоретической тяговых характеристик трактора; анализ его основных эксплуатационных свойств.

Все расчеты проводятся в Международной системе единиц (СИ) измерения физических величин.

Курсовую работу выполняют по индивидуальному заданию в виде расчетно-пояснительной записки с графиками, оформленными в соответствии с ЕСКД и ГОСТ 2.319-81.

Расчетно-пояснительная записка должна начинаться с введения, содержащего цель и задачи работы, краткое описание трактора-прототипа.

После введения приводятся исходные данные к курсовой работе и все этапы расчета в соответствии с методическими указаниями.

Расчетные формулы сопровождаются необходимыми пояснениями, расшифровкой входящих в них составляющих.

Содержание записки должно обеспечивать возможность проверки правильности расчета любого значения показателя или параметра. Основные результаты расчетов и графики сопровождаются анализом с принятием решений и выводами. В конце записки помещается список использованной литературы (в тексте должны быть ссылки на неё) и оглавление. Оформленные с нарушениями предъявляемых требований расчетно-пояснительные записки к рассмотрению не принимаются.

1. Исходные данные

К основным исходным данным на проектируемый трактор относятся:

1. Тип (прототип) трактора - гусеничный, колесный (колесная формула).

2. Тяговый класс и номинальное тяговое усилие. Сельскохозяйственные тракторы разделены на тяговые классы по величине номинального тягового усилия Рн, выраженной в тоннах силы (1 тс = 1*g кН @ 9,81 кН @ 10 кН, где g - ускорение свободного падения). Например, к тяговому классу 3 относится трактор ДТ-75М, номинальное тяговое усилие у которого равно Рн = 3 тс @ 30 кН. Номинальное тяговое усилие трактора - это такое максимальное тяговое усилие, при котором движущийся по стерне зерновых культур (при нормальной плотности и влажности почвы) трактор имеет наибольший или близкий к нему тяговый к.п.д. при условии, что потери на буксование движителя d (коэффициент буксования) не превышают допустимых по агротехническим требованиям пределов dн.доп (тракторы: гусеничные – 3...5 %; колесные 4К4 – 12 %, 4К2 – 16...18 %). Номинальное тяговое усилие Рн является правой границей рабочего интервала тяговых усилий трактора.

3. Номинальная скорость движения Vн. Это скорость движения трактора, соответствующая номинальному тяговому усилию Рн.

На первом этапе развития тракторостроения номинальные скорости движения составляли для гусеничных тракторов 1,0 м/с (3,5 км/ч), для колесных 1,1 м/с (4,0 км/ч). В 1961...1965 гг. выпускались тракторы со скоростью движения 1,4 м/с (5 км/ч) и 1,7 м/с (6,0 км/ч), соответственно. С 1965 г. ряд заводов начал выпускать тракторы с номинальной скоростью движения 2,5 м/с (9,0 км/ч).

4. Число основных, рабочих передач - z.

5. Число транспортных передач - м.

6. Фон поля - для расчета потенциальной и теоретической тяговых характеристик трактора.

7. Максимальная транспортная скорость движения трактора Vмакс.

8. Номинальная частота вращения вала двигателя nн.

9. Номинальный удельный расход топлива двигателем gен.

 

2. Вес и номинальная мощность двигателя

Принято различать следующие значения веса трактора.

Конструктивный (сухой) вес Gо - вес трактора в не заправленном состоянии, без тракториста, инструмента, дополнительного оборудования и балласта.

Эксплуатационный вес G – это вес трактора в условиях эксплуатации, то есть при использовании его по прямому назначению.

Минимальный эксплуатационный вес Gмин, равный конструктивному весу плюс вес заправочных материалов, инструментов и тракториста. Минимальный эксплуатационный вес Gмин в среднем на 7...11 % больше конструктивного Gо:

Gмин» (1,07...1,11)Gо. (1)

Максимальный эксплуатационный вес Gмакс, равный минимальному эксплуатационному весу плюс вес балласта Gб:

Gмакс = Gмин+ Gб. (2)

Балласт применяется для увеличения сцепного веса (нагрузки на ведущие колеса, движитель) Gсц тракторов с целью повышения их тягово-сцепных свойств (уменьшения коэффициента буксования d и увеличения силы сцепления Рj). При установке балласта на ведущих колесах его вес можно определить по формуле:

Gб = lк(Gмакс - Gмин), (3)

где lк - коэффициент нагрузки ведущих колес:

lк = Gсц/G.

Конструктивный вес трактора Gо надо стремиться снижать до минимума реализацией технических возможностей, но с учетом экономической целесообразности. С уменьшением конструктивного веса снижается металлоемкость, затраты мощности на передвижение трактора, особенно на транспортных работах. Однако с уменьшением конструктивного веса возрастает стоимость трактора в связи с применением более прочных материалов и совершенных технологий. Более или менее точно конструктивный вес может быть определен только при реальном проектировании. При выполнении курсовой работы величину его следует принимать, ориентируясь на тракторы того же класса и уровень их энергонасыщенности.

Расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р трактора определяют исходя их того, чтобы при работе на стерне зерновых культур при нормальной влажности и плотности почвы с номинальной нагрузкой на крюке Рн он обеспечивал не превышение допустимого уровня буксования движителей dдоп (см. раздел 1, п. 2). Для аппроксимации зависимости коэффициента буксования трактора от развиваемого им тягового усилия можно использовать следующую, полученную на основании обработки большого количества опытных данных, зависимость:

d= {ln[A/(jm - jкр)]}/B, (4)

где jm, А, B - коэффициенты, полученные при математической обработке опытных данных - таблица 1;

jкр - коэффициент использования сцепного веса трактора:

jкр = Ркр/Gсц. (5)

Таблица 1

Коэффициенты: сопротивления качению тракторов и функции

аппроксимации кривой буксования d= ln{[A/(jm - jкр)]}/B

Тип трактора Агрофон, механический состав почвы f*10-2 Коэффициенты
А В jm
Колесный 4К2 Стерня, суглинок 8…10 0,76 8,82 0,70
Стерня, супесь 8…10 0,75 8,81 0,60
ППП, суглинок 16…18 0,65 7,35 0,55
Колесный 4К4*) Стерня, суглинок 8…10 0,71 5,87 0,67
ППП, суглинок 16…18 0,66 5,94 0,60
Колесный 4К4**) Стерня, суглинок 8…10 0,71 7,15 0,67
Гусеничный Стерня, тяжелый суглинок 6…8 0,80 73,0 0,75
Стерня, средний суглинок 6…8 0,75 47,6 0,67
ППП, суглинок 9…12 0,68 30,3 0,62
Пояснения: тип почвы - чернозем; ППП – поле, подготовленное под посев; *) – тракторы с неодинаковыми задними и передними колесами; **) – тракторы с одинаковыми колесами (пахотные)

Решение выражения (4) относительно jкр позволяет задавшись допустимой величиной коэффициента буксования dдоп определить соответствующее ему значение коэффициента использования сцепного веса jкр.н трактора:

jкр.н = jm - Аехр(- Bdдоп). (6)

По полученному значению jкр.н и известному значению номинального тягового усилия трактора Pн в соответствии с (5) можно определить требуемое значение сцепного веса трактора Gсц и его расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р.

Для колесных с колесной формулой 4К4 и гусеничных тракторов сцепной вес равен эксплуатационному весу Gсц = G, поэтому получим:

Gмакс.р = Рн/jкр.н. (7)

Для колесных тракторов с колесной формулой 4К2 сцепной вес примерно равен

Gсц = [G(L – а) + Ркрhкр]/L

и тогда расчетный максимальный эксплуатационный вес

Gмакс.р = Рн(L - jкр.нhкр)/[jкр.н(L – а)], (8)

где L, а*) - соответственно, продольная база и продольная координата центра тяжести трактора, м;

hкр*) - высота точки прицепа, м;

*) - значения параметров L, а и hкр могут быть приняты по трактору-прототипу или другим тракторам соответствующего типа, тягового класса и назначения.

Если эксплуатационный вес трактора G меньше, чем расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р, то буксование при номинальном тяговом усилии будет превышать допустимый уровень dдоп, что недопустимо.

После определения Gмакс.р следует произвести предварительную оценку значений конструктивных веса Gо* и массы mк* трактора по формулам (см. (1)):

Gо*» Gмакс.р/(1,07...1,11); mк* = Gо*/g.

Окончательное решение о величине веса трактора принимается после определения номинальной мощности двигателя.

Значения веса на этом этапе следует определять в следующей последовательности:

1. Рассчитать допустимую величину коэффициента использования сцепного веса jн при номинальной загрузке трактора по тяге по формуле (6).

2. Определить расчетный максимальный эксплуатационный вес Gмакс.р по формулам (7) или (8).

3. Высчитать предварительные значения конструктивных веса Gо* и массы mк* трактора.

Номинальная (максимальная) мощность двигателя находится из условия реализации заданной номинальной скорости движения Vн при номинальном тяговом усилии Рн трактора по формуле:

Nн = (Рн + Рfр)Vн/(hтрhвуhdhим), (9)

где Рfр - сила сопротивления качению при G = Gмакс.р:

Рfр = fGмакс.р;

hтр - механический к.п.д. силовой передачи (трансмиссии);

hву - к.п.д. ведущего участка движителя гусеничного трактора, следует принимать hву. = 0,96…0,98;

hd - коэффициент, учитывающий потери от буксования движителя (для гусеничных тракторов hd = 0,95…0,97, d = 3…5 %; для колесных тракторов общего назначения hd = 0,82; d = 12 % и универсально-пропашных hd = 0,82…0,84; d =16…18 %);

hим - коэффициент использования номинальной мощности двигателя, учитывающий резервирование мощности на трогание с места и преодоление дополнительных сил сопротивления движению, hим= 0,90…0,95.

При определении к.п.д. трансмиссии следует использовать эмпириоаналитическую формулу:

hтр = hхh1n1h2n2, (10)

где hх - к.п.д. «холостого хода» трансмиссии, hх = 0,95…0,97;

h1, h2 - к.п.д. соответственно цилиндрической и конической пар шестерен: h1 = 0,985; h2 = 0,975;

n1, n2 - число пар соответственно цилиндрических и конических шестерен, работающих в трансмиссии на данной передаче. Для приведенных в приложении тракторов и автомобилей n2 = 1.

Номинальную мощность двигателя, определенную по формуле (9) округляют в б о льшую сторону для тракторов с Nн < 30 кВт (40 л.с.) до последней четной цифры, при Nн = 30…200 кВт (40…270 л.с.) до цифры 5 или 0 и свыше 200 кВт (270 л.с.) - до 0.

Далее оценивают удельную массу трактора по формуле:

mуд* = 103Go*/(Nнg), кг/квт.

Затем следует проанализировать и при необходимости скорректировать полученное значение удельной массы mуд* в зависимости от номинальной скорости движения Vн (см. табл. 2) или конструктивной mк* массы в зависимости от полученного значения номинальной мощности двигателя Nн (9) (см. рис. 1 и 2 приложения) с учетом уровня этих показателей у трактора-прототипа, других тракторов, тенденций развития тракторостроения. Или, другими словами, на этом этапе следует принять «волевое решение» о значении удельной mуд или конструктивной mк массы трактора. Здесь mуд и mк - принятые после корректировки значение масс.

После этого следует рассчитать значения конструктивного Gо, кН

Gо = 10-3mудN







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.