Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ





ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА)

 

Направление: 44.03.05 – Педагогическое образование

Уровень образования: бакалавриат

 

Профильная направленность:

Биология. Безопасность жизнедеятельности

Биология. Физическая культура

Биология. Химия

Химия. Биология

География. Биология

Экономика. География

Технология. Экономика

 

Квалификация (степень): бакалавр

 

 

 

Челябинск 2016


.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ...............................  
  ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ...........................  
  ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ.......................  
  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..................................  
  ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «БАКАЛАВР»).........................................    
  ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ВИДАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОВЕРЯЕМЫХ В ХОДЕ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ    
  ТРЕБОВАНИЯ К ВКР БАКАЛАВРА.......................  
  ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ....................  
  ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВКР......................................  
  ОФОРМЛЕНИЕ ВКР....................................  
  ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЗЫВА НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РЕЦЕНЗЕНТА О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА-ВЫПУСКНИКА.............................  
  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ..............................  
  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВКР.........................    
  ПРИЛОЖЕНИЯ  

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о выпускной квалификационно работе бакалавра (далее – Положение) устанавливает требования к порядку создания, структуре, содержанию, оформлению и порядку защиты выпускной квалификационной работы бакалавра, выполняемой студентами естественно-технологического факультета ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.

1.2. Настоящее Положение входит в состав документации, обеспечивающей функционирование системы менеджмента качества естественно-технологического факультета ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ.

 

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. ВКР бакалавра (бакалаврская работа) – законченное исследование на заданную тему по профессиональной образовательной программе ВО, написанное лично автором под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, – с привлечением научных консультантов), содержащее как прикладной аспект, так и элементы научного исследования и свидетельствующее об умении автора работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, демонстрировать владение общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями, приобретенными при освоении профессиональной образовательной программы. ВКР бакалавра обозначает подготовленность к самостоятельной практической работе в соответствии с полученной квалификацией.

2.2. Научный руководитель – специалист в научно-производственной области, в рамках которой определена тема ВКР, обладающий высокой квалификацией и надлежащей педагогической компетенцией (наличие специального образования или документа о повышении квалификации в психолого-педагогической сфере).

2.3. Научный консультант – специалист в узкой научно-производственной области, привлекающийся при написании ВКР, по которой компетенции научного руководителя недостаточно.

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте применяются следующие обозначения и сокращения:

ВКР – выпускная квалификационная работа
ВО – высшее образование
ГЭК – государственная экзаменационная комиссия
ФГОС ВО – Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ –   Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
ГИА – государственная итоговая аттестация
НИР – научно-исследовательская работа
РСП – руководитель структурного подразделения

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», приказа Минобразования РФ № 1155 от 25.03.2003г. «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников ЧГПУ», Федерального государственного образовательного стандарта «44.03.05. Педагогическое образование, уровень образования – бакалавриат, утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015г. № 1426»

4.2. Выполнение и защита ВКР являются видом учебной деятельности, который завершает процесс освоения студентом образовательной программы ВО. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки выпускника и качества реализации образовательной программы.

4.3. Цель выполнения ВКР – обеспечение возможности для научного профессионально-значимого творчества выпускника, определение уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и установление соответствия его подготовки требованиям ГОС ВО.

4.4. Задачами выполнения ВКР являются:

– расширение, закрепление и систематизация теоретических знаний, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной, научно-методической или художественно-творческой задачи;

– развитие навыков ведения самостоятельных теоретических и экспериментальных исследований с использованием современных научных методов;

– приобретение опыта представления и публичной защиты результатов своей научной и практической деятельности;

– формирование профессиональных компетенций бакалавра

4.5. К защите ВКР допускаются студенты, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (профилю) высшего образования, разработанной университетом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего образования и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

4.6. По итогам защиты ВКР ГЭК принимает решение о присвоении выпускнику квалификации высшего профессионального уровня, определенного ГОС ВО по соответствующей программе.

4.7. В целях обеспечения успешного выполнения ВКР в полном объеме должны использоваться возможности научных и учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, библиотек, практики студентов.

4.8. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме, соответствующей уровню высшего образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы.

4.9. Порядок разработки и утверждения тем, назначения и замены научных руководителей, сроки выполнения работы и оформления связанных соответствующих нормативных документов рассмотрены в Разделе 6 «Порядок подготовки и защиты ВКР» настоящего положения.

4.10. Ответственность и полномочия участников процесса подготовки и защиты ВКР приведены в разделе 12 настоящего Положения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВКР БАКАЛАВРА.

7.1. К ВКР предъявляются следующие требования:

– соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;

– наличие научной новизны в результатах исследования;

– логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;

– корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии;

– достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;

– научный стиль написания;

– оформление работы в соответствии с требованиями раздела 8 настоящего Положения.

7.2. Обязательным требованием является самостоятельность студента-выпускника в сборе, систематизации и анализе фактического материала, формулировании выводов и рекомендаций.

7.3. ВКР, выполненная по направлению «Педагогическое образование», должна содержать раздел по методике преподавания предмета.

7.4. Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и не может влиять на оценку при защите. При необходимости объем ВКР корректируется при предзащите на выпускающей кафедре.

7.5. ВКР бакалавра выполняется на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в период обучения. Она должна быть преимущественно ориентирована на знания умения и навыки, полученные в процессе изучения дисциплин общепрофессионального цикла и цикла специальных дисциплин (дисциплин профессионального цикла), подводить итог теоретического обучения студента и подтверждать его профессиональные компетенции. ВКР бакалавра может быть, как прикладного, так и аналитического характера. ВКР бакалавров могут основываться на обобщении выполненных ранее курсовых работ и проектов.

7.6. ВКР выполняется течение одного учебного года на последнем курсе.

7.7. Рекомендуемый объем ВКР бакалавра (с учетом приложений) – не более 60 и не менее 40 страниц.

 

ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ

8.1. Этапы подготовки ВКР к защите

Подготовка и защита ВКР состоит из следующих этапов: определение темы ВКР, организация работы над ВКР, допуск к защите, защита ВКР, передача ВКР и сопутствующей документации на хранение. Этапы подготовки и защиты ВКР приведены в Таблице 1.

Таблица 1.

Определение темы ВКР

8.2.1. Ежегодно выпускающие кафедры по каждой реализуемой образовательной программе утверждают тематику ВКР, о чем в протоколе заседания кафедры делается соответствующая запись. Тематика ВКР утверждается на совете факультета. Количество тем ВКР определяется количеством студентов и должно составлять не менее 150% от данного показателя.

8.2.2. Тематика ВКР доводится до сведения студентов путем размещения на стендах факультета, в локальной сети университета.

8.2.3. Студент под руководством заведующего выпускающей кафедры, ведущих преподавателей осуществляет выбор темы ВКР. Студент имеет право инициировать свою тему для разработки, в том числе по заказу работодателя (потребителя).

8.2.4. После выбора темы ВКР студент согласовывает её с предполагаемым научным руководителем и на имя заведующего выпускающей кафедры подает личное заявление

8.2.5. Заявления студентов рассматриваются на заседании соответствующей кафедры, решение кафедры оформляется протоколом. В решении кафедры фиксируются следующие позиции: утверждение темы ВКР, закрепление научного руководителя согласно заявлению.

8.2.6. Научные руководители квалификационной работы подбираются из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей, научных сотрудников университета и ассистентов, имеющих высокую квалификацию. Руководителями квалификационной работы обучающегося могут быть состоящие в трудовых отношениях с ЮУрГГПУ преподаватели других вузов, имеющие ученую степень, а также руководители и специалисты профильных организаций и предприятий, имеющие ученую степень и (или) стаж работы не менее 3 лет. Кафедра осуществляет контроль выполнения выпускной квалификационной работы и в случае необходимости осуществляет замену научного руководителя.

8.2.7. В случае выполнения студентом ВКР межпредметного характера за студентом закрепляются дополнительно научный консультант или два руководителя.

8.2.8. Выписка из протокола заседания кафедры об утверждении тем и закреплении научных руководителей передается в деканат факультета.

8.2.9. По согласованию с научным руководителем в исключительных случаях возможна корректировка (уточнение) выбранной темы, но не позднее, чем за 3 месяца до защиты. Утверждение измененной темы осуществляется выпускающей кафедрой на основании личного заявления студента и доводится до сведения декана факультета. Основаниями для изменения темы могут служить изменения нормативно-правовой базы, имения в исследуемой области (новые открытия, смена правовых и иных статусов и т.п.), изменение условий проведения экспериментальной работы ввиду невозможности или нецелесообразности проведения эксперимента согласно первоначальному плану.

 

Организация работы над ВКР

8.3.1. В соответствии с темой ВКР руководитель составляет совместно с ним индивидуальный план выполнения ВКР. Индивидуальный план не является документом строгой отчетности, носит утилитарную функцию. В план могут быть внесены изменения в случае невозможности его выполнения (по согласованию с руководителем).

 

Таблица 2

Допуск к защите ВКР

8.4.1. Завершенная ВКР:

– подписывается студентом и представляется научному руководителю;

– проходит процедуру предзащиты, по итогом которой принимается решение о допуске студента к защите ВКР;

– подписывается научным руководителем, который составляет отзыв. Требования к отзыву представлены в разделе 10 настоящего Положения;

– по решению научного руководителя и/или заведующего кафедрой отправляется на рецензирование. Рецензент составляет рецензию. Требования к рецензии представлены в разделе 10 настоящего Положения;

– представляется заведующему кафедрой, который подписывает титульный лист ВКР, фиксируя ее завершенность;

8.4.2. На основании протокола заседания кафедры о результатах предзащиты заместитель руководителя структурного подразделения по учебной работе готовит проект приказа о допуске студентов к защите ВКР на заседании ГЭК. Неполучение допуска ВКР к защите не является препятствием для участия в итоговой государственной аттестации.

8.4.3. В случае неполучения допуска устанавливается срок повторной предзащиты работы не позднее двух недель до начала работы ГЭК.

8.4.4. ВКР и документация к ней должны быть подготовлены не позднее, чем за 2 рабочих дня до защиты, храниться в деканате и быть доступными членам ГЭК для ознакомления. Студент должен быть ознакомлен с отзывом и рецензией на свою работу не позднее, чем за 5 дней до защиты.

8.4.5. Деканат предоставляет в ГЭК вместе с ВКР следующие документы: справку декана о выполнении студентом учебного плана и оценках, полученных по теоретическим дисциплинам, курсовым работам, учебной и педагогической практике, отзыв руководителя ВКР, рецензию (при наличии). При отсутствии одного из документов (кроме рецензии), работа к защите не принимается. Кроме этого, в ГЭК могут предоставляться и другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной ВКР: публикации автора ВКР по теме; документы, указывающие на практическое применение работы.

Защита ВКР

8.5.1. К защите ВКР допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки ВО, в соответствии с требованиями ФГОС ВО, и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

8.5.2. Защита работ проводится на заседании ГЭК, организуемой в вузе с целью проверки научно-теоретической и практической подготовки выпускаемых специалистов и присвоения им соответствующей квалификации. Кроме членов комиссии на защите могут присутствовать научный руководитель ВКР и рецензент, а также студенты и преподаватели университета.

8.5.3. Дата, время, место защиты работ устанавливаются деканатом факультета и председателем ГЭК, утверждаются ректором университета. Участие рецензента в заседании ГЭК по защите работ не обязательно. Продолжительность доклада – не более 15 минут, Рекомендуемое время – 7 мин. Продолжительность защиты в целом – не более 30 мин., рекомендуемое – не более 20 мин.

8.5.4. ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность по процедуре защиты, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

8.5.5. Порядок защиты ВКР:

– перед началом заседания ГЭК всем его членам раздается сводная информация об аттестуемых, защита ВКР которых запланирована на данном заседании, критерии и бланки оценивания;

– секретарь ГЭК передает ВКР вместе с отзывом руководителя и рецензией председателю ГЭК, доводит до сведения членов ГЭК и присутствующих тему ВКР, фамилию, имя, отчество аттестуемого и фамилию, имя, отчество руководителя;

– представление выпускником ВКР (до 15минут). В выступлении студента должны быть отражены: актуальность темы, теоретические и методологические положения, на которых базируется ВКР; результаты проведенного анализа изучаемого явления; конкретные предложения по решению проблемы. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и результатах исследования. В процессе выступления необходимо использовать наглядные пособия, которые иллюстрируют выступление студента.

– вопросы членов ГЭК, и присутствующих к автору ВКР (вопросы должны быть связаны с темой защищаемой работы, кратко и четко сформулированы);

– ответы аттестуемого на эти вопросы;

– отзыв руководителя (выступление руководителя, при его отсутствии отзыв зачитывается председательствующим или одним из членов ГЭК);

– рецензия (при наличии) (зачитывается председательствующим или одним из членов ГЭК; если присутствует рецензент, то ему дается слово для рецензии);

– аттестуемому дается слово для ответа на замечания рецензента;

– обсуждение работы;

– заключительное слово выступающего;

– председательствующий объявляет об окончании защиты ВКР.

8.5.6. Решение ГЭК об итоговой оценке основывается на оценках рецензента и членов ГЭК. На защите ВКР дается оценка сформированности комплекса компетенций, определенных Положением о ВКР по образовательной программе, по уровням: знать, уметь, владеть. Для расчета коэффициента сформированности компетенций используется метод экспертной оценки. Эксперты (председатель, заместитель председателя, члены ГЭК) вносят свои оценки в лист экспертной оценки (Приложение 1). Секретарь ГЭК рассчитывает коэффициент сформированности компетенций каждого студента.

8.5.7. С учетом коэффициента сформированности компетенций каждым членом ГЭК дается общая оценка ВКР. Примерные критерии и шкала оценки ВКР представлены в Приложении 2.

8.5.8. Члены ГЭК подписывают протокол и зачетные книжки студентов, в которых в соответствующем месте делается запись о результатах защиты работ. В протоколе ГЭК производится соответствующая запись о защите квалификационных работ: фамилия, имя, отчество студента; факультет, тема ВКР, вопросы, заданные студенту при защите; кратко указываются достоинства и недостатки работы, отмеченные выступающими.

8.5.9. Результаты защиты работ и решение ГЭК о присвоении звания учителя объявляются в тот же день после оформления протоколов Государственной экзаменационной комиссией.

8.5.10. В случае, если защита ВКР признается неудовлетворительной, ГЭК устанавливается возможность повторной защиты данной работы или необходимости разработки и защиты новой выпускной квалификационной работы, тему которой определяется выпускающая кафедра.

8.5.11. Лицам, не проходившим защиту ВКР по уважительной причине (документально подтвержденной), предоставляется возможность защитить ВКР без отчисления из университета. Дополнительные заседания ГЭК организуются в установленные университетом сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим защиту ВКР по уважительной причине.

8.5.12. После защиты ВКР в течение пяти лет хранятся в кабинетах кафедры, где ими могут пользоваться (на общих основаниях с другой литературой и пособиями) студенты, преподаватели, учителя школ. По решению кафедр сроки хранения дипломных работ могут быть изменены. По истечению срока хранения работы передаются в архив.

8.5.13. Кафедры университета рекомендуют к публикации лучшие квалификационные работы студентов, имеющих установленную теоретическую и практическую ценность (в специальных сборниках, отдельных брошюрах, статьях и т.д.). В ходе работы над ВКР кафедра организует выступления студентов, успешно работающих над ВКР, с докладами на научных, теоретических, практических конференциях студентов, преподавателей университета, учителей школ.

 

ЭЛЕМЕНТОВ ВКР

9.1. ВКР должна содержать следующие структурные элементы:

– титульный лист;

– содержание;

– определения, обозначения и сокращения (при необходимости);

– введение;

– основную часть;

– заключение;

– список использованных источников;

– приложения.

 

Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением 3.

 

Содержание

9.3.1. Содержание размещают после титульного листа, начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости).

9.3.2. Содержание ВКР включает в себя введение, наименование всех разделов (при необходимости – подразделов, пунктов), заключение, список использованных источников, их наименований с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР. Для приложений страницы не указываются. Пример оформления содержания представлен в Приложении 4.

 

Введение

9.5.1. Введение отражает: актуальность темы, проблему, объект, предмет исследования; цель и задачи исследования, гипотезу, научную новизну и практическую значимость, структуру ВКР, сведения об апробации результатов работы и т. д. По объему введение не должно превышать 10% от общего объема ВКР.

9.5.2. Введение в ВКР должно содержать оценку современного состояния решаемой научной проблемы в области профессиональной подготовки, включая краткий перечень ученых, внесших вклад в решение рассматриваемой проблемы, основание и исходные данные для выполнения ВКР.

9.5.3. Актуальность исследования характеризует значимость исследуемой проблемы для настоящего момента, ее важность, современность и злободневность.

9.5.4. Проблема исследования отражает противоречие, которое должна решить данная работа. Может быть сформулирована в виде вопроса.

9.5.5. Объект – процесс или явление, породившее проблемную ситуацию. Предмет – сторона, часть объект исследуемая в рамках данной конкретной работы.

9.5.6. Цель – результат, который предполагается получить по итогам исследовательской работы. Задачи - цель деятельности, данная в определенных конкретных условиях, шаги по достижению цели.

9.5.7. Гипотеза – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений Гипотеза в ВКР бакалавра может носить как описательный, так и объяснительный характер. Гипотеза описательного характера содержит в себе предположение о существовании некоего явления, закономерности (зависимости), предположение о состоянии изучаемой системы. Гипотеза объяснительного характера должна также содержать предположения о причинах явления (закономерности), предположение о том, что необходимо сделать для решения проблемы.

9.5.8. Научная новизна отражает, что нового вносит работа, какие теоретические положения, представленные в работе, были ранее не известны. Практическая значимость показывает, в каких областях и для решения каких задач могут применяться полученные результаты.

9.5.9. Введение может содержать сведения об апробации ВКР. В данном разделе предоставляются сведения о научных публикациях по теме, выступлениях на конференциях, заседаниях методических объединений, участии в научных конкурсах или конкурсах творческого мастерства (для творческих проектов), получение грантов и т.п.

9.5.10. Во введении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц. Не допускаются эпиграфы.

 

Основная часть

9.6.1. Основная часть, как правило, состоит из двух или трех разделов (глав), с выделением в каждом от двух до четырех подразделов (параграфов).

9.6.2. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать.

9.6.3. Основная часть содержит:

- теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования;

- анализ известных теоретических и (или) экспериментальных исследований, являющийся базой для проведения собственного исследования;

- описание собственного исследования и полученных результатов;

- оценку достоверности полученных результатов, их сравнение с аналогичными результатами других исследований.

Структурирование работы остается на усмотрение выпускающей кафедры и зависит от специфики научной области. Для работ, экспериментальная часть которой носит непедагогический характер, наличие методической главы обязательно.

9.6.4. ВКР может выполняться в форме творческого проекта. Основная часть ВКР данного типа включает в себя практическую часть. Практическая часть оформляется в виде изделия, выполненного в материале; разработанного проекта или эскиза; организованного мероприятия; подготовленного выступления творческого коллектива и т. п. Практическая часть выявляет уровень прикладной профессиональной подготовки студента и является основной для ВКР, выполненной в форме творческого проекта. Методическая часть ВКР, выполненной в форме творческого проекта должна содержать варианты применения материалов основной части ВКР в целях совершенствования современного образования.

Заключение

9.7.1. Заключение по объему не должно превышать 5% ВКР. Рекомендуемый объем – 1,5–2 страницы. В нем подводятся итоги собственного исследования, обобщаются и формулируются выводы. Заключение должно содержать краткие выводы, характеризующие реализацию поставленных задач, заключение о подтверждении гипотезы, полноте решения поставленной проблемы и рекомендации по практическому и научному применению результатов работы.

9.7.2. В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.

Приложения

9.9.1. Приложения включаются в структуру ВКР при необходимости. В приложения выносятся материалы, дополняющие основное содержание ВКР, но не являющиеся принципиальными для его понимания.

9.9.2. В качестве приложений возможно включать следующие материалы:

- акт внедрения результатов исследования в производство или в учебный процесс;

- заявка на патент или полезную модель;

- научная статья, опубликованная или представленная к публикации;

- отчет о НИР, представленный на конкурс студенческих работ;

- макеты устройств, пакеты прикладных программ.

- информация о докладах на конференциях по теме ВКР и др., список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);

- эскизы, фотоотчеты, чертежи, схемы, расчеты (при условии их громоздкости)

- протоколы проведенных исследований;

- конкретные примеры методических разработок: планы уроков, карточки с заданиями, контрольно-измерительные материалы и т.д.

9.9.3. Правила оформления приложений представлены в разделе 10.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ВКР

 

Общие требования

10.1.1. Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4. В некоторых случаях допускаются вставки формата А3, для более детального рассмотрения объемных схем и чертежей. Цвет шрифта – чёрный, интервал – полуторный, гарнитура – Times New Roman, размер шрифта – 14 пт, абзацный отступ – 1,25 см. Поля: Левое – 30 мм, верхнее, правое и нижнее – 20 мм. Выравнивание – по ширине.

10.1.2. Разрешается использовать возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах применяя шрифты разной гарнитуры.

10.1.3. Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц должно удовлетворять требованиям. Текст, рисунки, формулы должны быть четкими, хорошо читаемыми.

10.1.4. Имена, упоминаемые в работе, следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество или – фамилия, инициалы через пробелы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку.

10.1.5. Сокращение русских слов и словосочетаний в тексте ВКР выполняется по ГОСТ 7.12-93, сокращение слов на иностранных европейских языках – по ГОСТ 7.11-2004. Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например», «то есть».

10.1.6. Текст ВКР (вместе с приложениями) должен быть переплетен. Используется пружинный переплет с прозрачной верхней обложкой.

10.1.7. Из представленных в положении правил принципиальными являются общие правила, правила, касающиеся оформления титульного листа, списка литературы, наименований структурных разделов, рисунков и таблиц, цитат. Работы, имеющие расхождения с положением в данных пунктах к защите заведующим кафедрой не принимаются. Прочие требования носят рекомендательный характер, и при расхождении с ними работа может быть допущена, при условии сохранения единообразия оформления по всему тексту работы.

 

Нумерация страниц

10.3.1. Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту включая приложения. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без точки.

10.3.2. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц ВКР, номер страницы на нем не проставляют.

10.3.3. Иллюстрации и таблицы, размещенные в тексте ВКР на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата АЗ (297×420) учитывают как одну страницу.

Ссылки и цитаты

10.4.1. Библиографические ссылки в работе оформляются как затекстовые ссылки в соответствии с ГОСТом 7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка»

10.4.2. Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках непосредственно после цитируемого материала. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста документа, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которых помещен объект ссылки. Сведения разделяют запятой. При размещении ссылки в конце предложения скобки ставятся перед точкой. В скобках указывается номер цитируемого источника в списке литературы.

10.4.3. В тексте ВКР допустимо цитирование с соблюдением следующих требований:

– цитируемый текст должен приводиться в кавычках без изменений;

– запрещается пропускать слова, предложения или абзацы в цитируемом тексте без указания на то, что такой пропуск делается, также производить замену слов (все особенности авторских написаний должны быть сохранены);

– цитата должна содержать законченную мысль;

– запрещается объединять в одной цитате несколько выдержек, взятых из разных мест цитируемого источника;

– каждая выдержка из цитируемого источника должна оформляться как отдельная цитата;

– все цитаты должны сопровождаться указаниями на источник по правилам составления библиографических описаний.

10.4.4. В тексте ВКР допускаются внутритекстовые ссылки на структурные элементы ВКР. При ссылках на структурный элемент текста ВКР, указывается наименование этого элемента полностью, например, «…в соответствии с разделом 5», или «…по пункту 3». Данное требование распространяется также на таблицы, формулы и рисунки: «…по формуле (3)», «…в таблице В.2», «...на рисунке 3».

 

Формулы

10.6.1. Математические формулы следует выделять из текста в отдельную строку.

10.6.2. Если формула не умещается в одну строку, то она должна быть перенесена после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х». Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

10.6.3. После формулы помещают перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности, в которой они приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться с абзацного отступа со слова «где» без двоеточия.

10.6.4. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей ВКР арабскими цифрами. Номер формулы указывают в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

 

Иллюстрации

10.7.1. Все иллюстрации в тексте ВКР (графики, чертежи, схемы, диаграммы и др.) размещают непосредственно после первой ссылки на них (или на следующей странице) и обозначают словом «Рис.» (см. Приложение 6). На одной странице можно размещать несколько рисунков так, чтобы их нумерация шла подряд. Нельзя, например, на одной странице размещать рис. 9 и рис. 11, а рис. 10 – на другой странице. Между рисунком, предшествующим ему и следующим далее текстом, оставляют пробел, равный одной пропущенной строке.

10.7.2. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте ВКР.

10.7.3. Рисунки должны иметь сквозную нумерацию, после номера рисунка точка не ставится. Подпись рисунка должна включать его номер и название, кратко отражающее его сущность. Подпись помещают под рисунком, размещая по центру (Приложение 6). Все условные обозначения и сокращения, приводимые на рисунке, должны быть расшифрованы в легенде, которую размещают под рисунком или справа от него.

10.7.4. При оформлении карт и планов необходимо указывать их масштаб, при оформлении графиков и профилей – масштаб каждой оси. Масштаб можно не указывать только для картосхем. Если в работе сравниваются особенности разных географических объектов, иллюстрируемых несколькими графиками, их строят в одном масштабе для облегчения сравнения. Если соблюсти одинаковый масштаб невозможно, графики (профили) можно построить в разном масштабе, оговаривая причину изменения масштаба в тексте работы. Каждая ось должна иметь название, дополняемое для количественных данных единицами измерения. Планы местности должны быть ориентированы (стрелкой обозначено направление Север – Юг).

10.7.5. В случае, если рисунок составлен не автором работы, а заимствован из литературных источников, на данный источник обязательно должна быть сделана ссылка в тексте работы или в названии рисунка в квадратных скобках (указывается номер источников в общем списке литературы) или в круглых скобках (указывается фамилия автора и год работы). Если диаграмма (график) составлена автором по литературным данным, указание на используемый источник дается после названия рисунка.

Таблицы

10.8.1. Таблица располагается в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

10.8.2. Таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таб<







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.