Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соврем. тенденции развития МТ.





  • высок. среднегодовые темпы роста мир. товарообмена
  • изменение структуры мир. Т-оборота в пользу обрабатывающей промышленности и Услуг
  • развитие новых форм реализации товаров (включая отдел. виды услуг: тех. обслуживание, снабжение запасными частями, аренда оборудования)
  • существ. развитие форм торговли (товарообмен), компенсационные торговли, встречные поставки.
  • нов. формы торговли: по степени завершенности производства цикла Т: комплектные поставки (преобладают)
  • тенденция в развитии географии торговли (рост торговли между пром-разв. странами, рост взаим. торговли в группе развив. стран)
  • рост наукоемкости товаров
  • Доля мир. Т-оборота-крупнейш. торг. центры в МТ (США около 12%, Япония 8-9% с 60гг возрасло в 3р., Европа 30-35%
  • усиление роли индустр. стран в МТ

из другого источника (конспект лекций по мировой экономике):

Следует четко представлять, что мировой рынок представляет собой форму организации и функционирования мировой экономики.

Основами мирового рынка являются:

- международное разделение труда и взаимовыгодность обмена;

- представляет развитую сферу товарного обмена;

- предполагает существование особой системы цен - мировых цен;

- в обмене товаропроизводители должны ориентироваться на общественно необходимые затраты в международном масштабе;

- ожесточенная конкуренция, направленная на расширение внешнеэкономической деятельности;

- движение товаров испытывает на себе существенное влияние внешнеторговой политики отдельных государств;

- деятельность по обмену товарами и услугами между странами - внешняя торговля.

Структура мирового рынка- внутреннее строение, расположение отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме.

Рынок может иметь самые разные формы проявления, которые классифицируются по объектам и по региональному положению.

В качестве основных форм мирового рынка по его объектам выделяются:

- рынок товаров и услуг;

- рынок рабочей силы;

- рынок капитала;

- рынок научно-технических разработок;

- рынок информации.

В качестве основных форм мирового рынка по региональному положению выделяются:

- европейский рынок;

- азиатский рынок;

- южноамериканский рынок;

- дальневосточный рынок и т.д.

Важнейший сектор мирового рынка - рынок товаров и услуг. Его основой является международная торговля. Внешняя торговля представляет собой совокупный внешний товарооборот всех стран мира. В качестве ее основных функциональных элементов принято выделять импорт и экспорт.

Импорт - это покупка и ввоз товаров и услуг из-за рубежа.

Экспорт связан с продажей и вывозом товаров и услуг за границу.

Основными элементами механизма функционирования мирового рынка товаров и услуг являются:

- предложение товаров и услуг;

- спрос на товары и услуги;

- мировые цены на товары и услуги.

Особое внимание при изучении мирового рынка следует обратить на растущее влияние научно-технического прогресса на структуру и динамику международного движения товаров и услуг. Научно-технический прогресс - это развитие техники, технологии и организации производства. Основная форма влияния научно-технического прогресса на международное движение товаров и услуг - формирование сроков и цикла жизни товаров. При этом следует выделять следующие основные этапы жизненного цикла товара:

- выход товара на внутренний рынок;

- полное удовлетворение спроса на внутреннем рынке;

- перенос выпуска товара в другие страны;

- увеличение выпуска товара в странах переноса его производства;

- прекращение выпуска в стране - разработчике товара.

Динамика и структура мировой торговли зависят от размещения основных факторов производства между разными странами, от структуры мирового производства. Так, если в 19в, в обмене преобладали сырьё, продовольствие и продукция лёгкой промышленности, то в современных условиях существенно возросла доля промышленных товаров, особенно машин и оборудования. За послевоенный период доля сырья в стоимости международного экспорта понизилась с 3/5 до 1/3. Увеличивается обмен комплектующими изделиями и запасными частями, быстро растёт реэкспорт, например, после соответствующей сборки и монтажа узлов машин,

В настоящее время в сферу международного обмена включаются достижения научно - технической мысли (торговля лицензиями и ноу-хау), на долю которых приходится до 10% общего оборота. Если в 1970 г. объём мирового экспорта лицензий составлял 2, 4 - 2, 7 млрд, долл., то во второй половине 80 - х годов эта цифра превысила 17 млрд, долл. в год.

К числу объектов международной торговли в настоящее время относятся и такие, как проектные работы, лизинг (долгосрочная аренда оборудования}, инжиниринг (субподрядные контракты на оказание инженерно - строительных работ) и др.

Заметно меняется географическая структура мировой торговли, которая отражает существенные изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отношений, но и в мировом хозяйстве в целом. Так Е в мировой торговле все большую роль играют «новые индустриальные страны «(Гонконг, Южная Корея, Сингапур» Тайвань), в экспорте которых промышленные товары имеют значительное место, и удельный вес которых в мировом: экспорте 1960- 1985 гг, вырос более чем в два раза)

18. Динамика географической и товарной структуры международной торговли. Международная торговля услугами

 

Международная торговля (МТ) - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международную или внешнюю торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Общий объем международной торговли (товарооборот) подразделяется на стоимостной и физический объем. Стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный - обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный - представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.

Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.

Эти показатели рассчитывается всеми странами в национальной валюте и переводится в доллары США в целях международного сопоставления.

Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг)

Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Территориальная географическая структура - это данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.

Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% международной торговли, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).

Географическая конфигурация международной торговли (менее 70% экспорта):

Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота).

Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.

Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары. Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.

Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства.

Организационная географическая структура - это данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).

Субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.

Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека - товары и услуги.

В зависимости от объекта международной торговли выделяют две ее формы:

1. Международная торговля товарами (МТТ) - это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;

2. Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля товарами является первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние следующие факторы:

- развитие МРТ и интернационализация производства;

- НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;

- активная деятельность ТНК на мировом рынке;

- либерализация международной торговли посредством мероприятий, проводимых ГАТТ/ВТО;

- развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.

Решающее влияние на развитие международной торговли оказывают факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства. Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику, т.к. экспортная квота показывает какая доля всей произведенной продукции реализуется на мировом рынке. У некоторых стран этот показатель превышает общемировой (17%) - например, Германия, Франция, Великобритания. В условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни проявляется тенденция и к росту импортной квоты, что свидетельствует о растущем влиянии на национальные хозяйства происходящих на мировом рынке процессов.

Значительные изменения географической структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.

В группе развивающихся стран также наблюдается ярко выраженная неравномерность степени участия в международной торговле товарами. Снижается удельный вес международной торговле товарами стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между государствами ОПЕК. Нестабильно внешнеторговое положение многих стран Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в международной торговли было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле товарами обеспечивается за счет НИС ЮВА и Китая.

Расширение торговли в рамках развивающихся стран, которая в настоящее время растет быстрее, чем между промышленно развитыми странами. Увеличивается товарооборот между развивающимися странами и промышленно развитыми странами, а также между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Страны Юго-Восточной Азии стали крупнейшими торговыми партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.