Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовая Охрана Окружающей Среды В Промышленных Зонах, Городах И Иных Поселениях





Задача 1. При разработке раздела «Охрана окружающей среды» (ОСС) проекта санитарно-защитной зоны предприятия (СЗЗ предприятия), в том числе проекта обоснования, благоустройства и сокращения СЗЗ, экологи ОАО «Машиностройлимитед» обратились в Комитет природных ресурсов области с просьбой разъяснить содержание санитарно-защитной зоны, а также порядок изменения ее размеров. Дайте развернутый ответ на запрос экологов данной организации.

Решение. В целях реализации гражданами права на благоприятную окружающую среду санитарными правилами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) предусмотрено создание СЗЗ, являющихся обязательным элементом любого объекта, который может быть источником физического воздействия на среду обитания и здоровье человека (п. 2.6 Санитарных правил).
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.
Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон:
предприятия первого класса – 1000 м;
предприятия второго класса – 500 м;
предприятия третьего класса – 300 м;
предприятия четвертого класса – 100 м;
предприятия пятого класса – 50 м.
Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.
Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий – и натурных исследований.
Достаточность ширины СЗЗ по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчета распространения шума с учетом фонового загрязнения среды обитания за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий (п. 2.15 СанПиН).
Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:
обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;
создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;
организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата.
Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов – по решению главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III, IV и Y классов – по решению главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при:
объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);
подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;
уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.
Не допускается сокращение величины санитарно-защитной зоны для действующих предприятий на основании данных, полученных только расчетным путем.
Размер санитарно-защитной зоны должен быть увеличен по сравнению с классификацией при невозможности обеспечения современными техническими и технологическими средствами нормативных уровней по любому фактору воздействия, полученных расчетным путем и/или по результатам лабораторного контроля.
Размеры СЗЗ определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, инфразвука и других физических факторов на территории жилой застройки и жилых помещений.
Как видно из данных Санитарных норм, размер СЗЗ напрямую зависит от класса предприятия, а отнесение к тому или иному классу производится на основе технологического и вспомогательного производства, которое ведется на данном предприятии, а также качественно-количественной характеристики выбросов предприятия.
Следовательно, размеры СЗЗ должны быть приведены в соответствие с действующими санитарными нормами и правилами. Изменение формы собственности предприятия не повлияет на изменение платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как выбросы загрязняющих веществ за время его эксплуатации не сокращались.

Задача 2. ЗАО «Сахнефтъ» осуществляло хранение ГСМ на складах в районе деревни Выхино.
В ночь на 26 мая 2006 г. произошла утечка нефтепродуктов, вследствие чего живописные луга данного края превратились в огромное нефтяное пятно.
Природоохранный прокурор подал исковое заявление к этой организации.
Ответчик в суде отказывался удовлетворить иск, так как данные земли принадлежат местной администрации. Как пояснил представитель ЗАО «Сахнефть», хранение ГСМ производилось в соответствии с действующими нормативами и в попадании нефтепродуктов в землю их вины нет, а случившееся – просто казус.
Законны ли доводы ответчика?
Каким может быть решение суда?

Решение. Аргументация ответчика неубедительна. Если предписание о замене резервуаров для хранения дизельного топлива, хранение ГСМ производилось в соответствии с действующими нормативами, это не освобождает организацию как землепользователя от обязанности осуществлять надлежащий контроль за состоянием и хранением горюче-смазочных материалов.
ЗАО «Сахнефть» было обязано осуществлять контроль за надлежащим хранением ГСМ и принимать все меры, препятствующие загрязнению земель.
Судом могут быть направлены соответствующие материалы в прокуратуру по поводу привлечения виновных лиц к уголовной или административной ответственности.
В данной ситуации речь идет о возмещении вреда в гражданско-правовом порядке.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Таким образом, суд должен иск удовлетворить и взыскать с ЗАО «Сахнефть» соответствующую компенсацию в целях возмещения вреда, причиненного загрязнением земель.

Задача 3. Во время очередного субботника Квасов, являясь рабочим местного ЖКО, решил избавиться от мусора, скопившегося по ул. Проспект Ленина и ул. Мира г. Тулы, для чего поджег 5 мусорных урн.
В результате выброса в воздух ядовитых веществ в местную больницу было доставлено пятеро маленьких детей, прогуливающихся в данном районе в период выброса, с отравлением легких.
Группа граждан обратилась в прокуратуру с просьбой отреагировать на случившееся.
Правомерны ли действия Квасова и группы граждан?

Решение. Граждане данного района действовали правомерно, реализуя положение Основного Закона России – Конституции РФ на благоприятную окружающую среду, а также руководствуясь ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», где указано: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде…
Граждане имеют право: обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы».
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственный мониторинг осуществляется органами Росгидромета, МПР России и Роспотребнадзора в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха.
Статья 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.), который определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Соответствующие компетентные органы – Роспотребнадзор, прокуратура, милиция, суд – могут применить к нарушителю (рабочему, сжигавшему мусор) нормы административного права, так как согласно известному юридическому правилу «незнание закона не освобождает от ответственности».
Пунктом 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Прокурор в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. В данном случае возможно возбудить уголовное дело по п. 1 ст. 251 УК РФ, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха.
Вывод: на основании вышеизложенного действия граждан следует рассматривать как правомерные, а действия Квасова, сжигающего мусор, как неправомерные.

Задача 4. В Щекинское РУВД поступила информация от местных жителей о том, что гражданин Супрамян организовал мойку машин вблизи пруда в районе деревни Тросна. Оперативная бригада, прибывшая на место, выяснила, что Супрамян сбрасывал в воду неочищенные стоки, загрязняя тем самым фауну района.
Дайте правовую характеристику действиям местных жителей, гражданина Супрамяна и сотрудников милиции.

Решение. Местные жители действовали правомерно, реализуя свое право, предусмотренное Конституцией РФ, на благоприятную окружающую среду, а также руководствуясь ст. 11 «Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды» Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Гражданин Супрамян, осуществлявший мойку машин, помимо нарушения Конституции РФ (ст. 12) нарушил норму п. 6 ст. 56 ВК РФ, которая запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В действиях данного гражданина имеется состав административного правонарушения, предусмотренного п. 4 ст. 8.13 КоАП РФ «Нарушение правил охраны водных объектов».
Кроме того, гражданин Супрамян может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 250 УК РФ «Загрязнение вод».
Работники милиции действовали, руководствуясь ст. 10, 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», которые предусматривают, что милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия.
На основании ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Следовательно, сотрудники милиции действовали в соответствии с законом, а гражданин Супрамян, осуществляющий мойку машин, – нет.

Задача 5. По решению местной администрации фирме «Стройкомплект» разрешили строительство нового спорткомплекса «Богатыри» вблизи парка «Саяны».
Часть деревьев этого парка была вырублена.
Группа граждан близлежащих домов обратилась в органы местного самоуправления, в Росприроднадзор с просьбой принять меры по прекращению строительства, но ответных действий со стороны данных органов не было.
Граждане подали иск к ООО «Стройкомплект» в районный суд о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда, связанного с невозможностью культурного отдыха в результате строительства, приведшего к гибели зеленых насаждений, приносящих местным жителям эстетическое удовольствие.
Охарактеризуйте действия сторон с позиции закона.

Решение. Жители данных домов действовали правомерно, реализуя свое право, предусмотренное Конституцией РФ, на благоприятную окружающую среду и руководствуясь ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и положения Лесного кодекса РФ, устанавливающими принцип обеспечения охраны и защиты лесов.
В КоАП РФ существует специальная ст. 8.28, предусматривающая ответственность за незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников, лиан.
На наш взгляд, в основе судебного решения должны лежать следующие правовые нормы, при условии, что в судебном заседании будет доказано, что вырубка зеленых насаждений производилась незаконно:
во-первых, необходимы ссылки на все вышеперечисленные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы такого рода;
во-вторых, суд должен руководствоваться общими нормами возмещения вреда, предусмотренными § 2 гл. 59 ГК РФ.
Таким образом, граждане действовали в соответствии с законом, а представители организаций и администрации – нет.

Задача 6. Инспектор Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Строгое проводил проверку ОАО «Кронос». В результате выяснилось, что у организации отсутствует экологический паспорт, обнаружены существенные различия между фактическими сбросами и сбросами, указанными в документации.
Перечислите конкретные нормы нарушенных законов.
Какие действия инспектора будут правомерными?

Решение. Статья 22 (ч. 3) Федерального закона «Об охране окружающей среды» предполагает, что за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Статья 39 указанного Федерального закона предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Части 1 и 2 ст. 52 данного Закона регламентируют, что в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Статья 67 (ч. 2) Федерального закона «Об охране окружающей среды» предполагает, что субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
Статья 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» устанавливает, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
ГОСТ «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000» устанавливает, что экологический паспорт предприятия является обязательным нормативно-техническим документом, отражающим сведения об использовании предприятием природных ресурсов и свидетельствующим о влиянии его производства на окружающую среду. Методические рекомендации по заполнению и ведению экологического паспорта промышленного предприятия не содержат исключений, освобождающих предприятия от обязанностей по разработке экологического паспорта.
Часть 4 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает, что сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 19.7 КоАП РФ регламентирует, что непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 8.21 КоАП РФ устанавливает, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Государственный инспектор должен в установленном порядке: предъявить требования и выдать предписания данному юридическому лицу об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которые были выявлены в ходе проверки; привлечь к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в данной области.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Значит, инспектор комитета природных ресурсов, осуществляя право, предоставленное ему ст. 22, 23 КоАП РФ, может составить протокол об административном правонарушении и наложить соответствующие штрафы или передать дело о таком правонарушении на рассмотрение судье. На основании ч. 2. ст. 23.1 КоАП РФ судья, в свою очередь, может вынести решение об административном приостановлении деятельности на срок до 90 суток.

Задача 7. В районе г. Щекино в ночное время силами железнодорожников велось строительство нового хозяйственного помещения для железнодорожной станции.
Постоянный шум сказывался на здоровье граждан, проживающих в близлежащих домах. Жители за защитой своих прав обратились в орган Роспотребнадзора.
Правомерно ли подобное обращение граждан, и какие меры могут быть предприняты в отношении лиц, ведущих строительство в ночное время?

Решение. Заявление граждан абсолютно правомерно.
На основании ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В целях реализации гражданами данного права Санитарными правилами (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) предусмотрено создание СЗЗ, являющихся обязательным элементом любого объекта, который может быть источником физического воздействия на среду обитания и здоровье человека (п. 2.6 Санитарных правил).
Размеры СЗЗ устанавливаются для станций и других объектов железнодорожного транспорта, являющихся источниками неблагоприятных физических факторов, расчетным путем с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, инфразвука и других физических факторов. Размеры СЗЗ определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, инфразвука и других физических факторов на территории жилой застройки и жилых помещений (п. 3.1, 3.2 Санитарных правил). Достаточность ширины СЗЗ по принятой классификации должна быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в установленном порядке методам расчетами распространения шума с учетом фонового загрязнения среды обитания за счет вклада действующих, намеченных к строительству или проектируемых предприятий, а также данными натурных наблюдений для действующих предприятий (п. 2.15 СанПиН).
Компетентные работники Роспотребнадзора имеет право провести санитарно-эпидемиологическое расследование и измерение факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам, составить протокол. Если будет установлено, что деятельность железнодорожной станции причиняет вред жизни, здоровью человека или окружающей среде, то орган Роспотребнадзора обязан принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления деятельности станции на основании ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 84 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Задача 8. Щекинская городская Дума приняла постановление о наложении пошлинных сборов за сбор клубники в лесах заповедника «Ясная Поляна».
Правомерно ли данное решение?

Решение. Данное постановление незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.
Статья 11 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. устанавливает, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Статья 221 ГК РФ предусматривает обращение в собственность общедоступных для сбора вещей.
В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Задача 9. Кузбасская районная администрация решила приостановить разработку нового месторождения железной руды, которая производилась фирмой «Ройсервис».
Однако рудник является федеральной собственностью, но он расположен на территории Кузбасского района.
Соответствует ли закону решение администрации?

Решение. Данное постановление незаконно, так как рудник не является собственностью края, а согласно ст. 35 Конституции РФ и ст. 209 ГК РФ только собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имеющимся у него имуществом. Собственником данного рудника может быть как физическое, так и юридическое лицо, в том числе государственное и муниципальное.
Таким образом, данное решение незаконно. Оно может быть отменено либо вышестоящим федеральным органом, либо решением суда.

Задача 10. Неподалеку от реки Упа руководитель крупной фирмы «Бетонкомплект» гражданин Хамкин построил трехэтажный коттедж.
Жители села Уткино не могли подойти к водоему для купания, ловли рыбы, так как береговая территория была огорожена высоким каменным забором, за которым бегали собаки породы доберман.
Местные жители обратились за помощью в районный комитет по природным ресурсам.
Председатель комитета Углов утверждал, что данная постройка не согласовывалась с подведомственным ему подразделением и обратился с заявлением в прокуратуру.
Правомерны ли действия гражданин Углова и Хамкина?
Что может предпринять прокурор в данной ситуации?

Решение. Председатель комитета по природным ресурсам и председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству действовали правомерно в интересах государства и населения, руководствуясь Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прокурор может в соответствии с Законом РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и КоАП РФ возбудить дело об административном правонарушении, а также, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, подать исковое заявление в отношении гражданина Хамкина, основываясь на ст. 222 ГК РФ.
Статья 8.12 КоАП РФ «Нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов» регламентирует, что нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов на граждан – в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии со ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до 10 километров – в размере 50 метров;
2) от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;
3) от 50 километров и более – в размере 200 метров.
Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 метров.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до трех градусов и 50 метров для уклона 3 и более градуса.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статья 222 ГК РФ устанавливает, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.