|
Тема 2. История этических учений (2 часа)
План: 1. Этика Древней Индии и Древнего Китая: общая характеристика. 2. Нравственная философия древних греков и римлян: основные учения и их взаимосвязь. 3. Общечеловеческое значение принципа любви в христианстве. Нравственное содержание мусульманского вероучения. 4. Этическая рефлексия Нового времени. Этика Б. Спинозы, И.Канта, Г. Гегеля. 5. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и учение о сверхчеловеке Ф. Ницше. 6. Благоговение перед жизнью (А. Швейцер). Нравственная дилемма современного человека: «быть или иметь» (Э. Фромм). 7. Этика в России ХIХ-ХХ веков.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к первоисточникам: Кант И. Основоположение к метафизике нравов. 3-й раздел // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М., 1997; Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992; - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендованного в качестве базового для данной дисциплины; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся наиболее значимых моментов истории этики в связи с профессией юриста.
Тема 3. Основные категории этики и нравственные ценности (2 часа) План: 1. Особенности этических категорий и нравственных ценностей в свете идеала. 2. Проблема добра и зла: история и современность. Добро как цель и средство. Понятие добродетели. 3. Соотношение понятий свободы и нравственности. Свобода и ответственность. 4. Нравственная справедливость как основа социально-экономической и правовой справедливости. 5. Долг, совесть, честь, достоинство в контексте приоритетных ценностей в современной России.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к первоисточникам, рекомендованным к лекциям по темам №1 и №2; - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого как базовый учебник данного курса; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся основных категорий и моральных ценностей в их связи с профессией юриста.
Тема 4. Актуальные проблемы этики и право (2 часа) План: 1. Прикладная этика: факторы формирования и особенности. 2. Биоэтика: основные проблемы и принципы. 3. Моральное содержание права как предмет этики права. 4. Нравственно-правовые аспекты проблем насилия, смертной казни, эвтаназии, клонирования, трансплантологии и др.
Задание для подготовки к лекции: - обратиться к первоисточникам: Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980; Хабермас Ю. Достоинство человека или достоинство человеческой жизни? // Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002; - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендуемого в качестве базового для дисциплины; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся проблемы единства нравственных и правовых проблем.
Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ Тема 5. Профессиональная этика и её взаимосвязь С общей теорией морали. Юридическая этика. Экспертная этика (2 часа) План: 1. Профессия и профессионализм. Предмет и особенности профессиональной этики, ее основные категории. 2. Нравственные особенности профессиональной деятельности юриста. Юридическая этика, ее виды и структура. Экспертная этика.
Задание для подготовки к лекции: - прочесть соответствующий раздел учебника, рекомендованного в качестве базового для данной дисциплины; - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся вопросов соотношения профессиональной этики и философии морали. - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся проблем профессиональной этики юриста, профессиональной этики судебного эксперта.
Тема 6. Личность судебного эксперта и специалиста: Нравственный аспект профессиональных качеств (2 часа) План: 1. Нравственный контекст компетенций, прав, обязанностей и ответственности судебного эксперта и специалиста. 2. Независимость судебного эксперта: содержание и нравственное наполнение принципа. 3. Моральная ответственность судебного эксперта за постижение истины, выбор путей и средств решения экспертной задачи. Внутренняя убежденность эксперта как нравственно-профессиональное основание принятия решения.
Задание для подготовки к лекции: - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся нравственных аспектов профессиональной деятельности судебного эксперта и специалиста.
Тема 7. Нравственно-правовые проблемы производства Судебной экспертизы, профессиональной деятельности Специалиста (2 часа) План: 1. Особенности нравственного наполнения деятельности судебного эксперта на различных стадиях экспертизы. 2. Нравственные принципы взаимодействия эксперта с лицом, назначившим экспертизу, руководителем, коллегами. 3. Нравственные аспекты использования информации в процессе экспертного исследования. 4. Нравственные принципы и основания заключения эксперта, консультаций и показаний специалиста. 5. Нравственные начала допроса судебного эксперта на предварительном следствии и в суде. Моральная сторона деятельности специалиста в уголовном и гражданском судопроизводстве, производстве по делу об административном правонарушении. 6. Моральная сторона экспертных ошибок. Задание для подготовки к лекции: - ознакомиться с дополнительной литературой, имеющей отношение к данной теме; - продумать вопросы лектору, касающиеся нравственных аспектов производства судебной экспертизы, деятельности специалиста.
Практические (семинарские) занятия Для очной формы обучения
РАЗДЕЛ I. ЭТИКА КАК НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИИ ЮРИСТА
Практическое занятие № 1 Тема: Нравственность, мораль и этика: понятия и практическая значимость их освоения. Нравственность и право (2 часа; дискуссия) План: 1. Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи этики. 2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное. 3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали. 4. Структура и функции морали. 5. Происхождение нравственности и права: что первично? 6. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность. 7. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы. Задания для подготовки к дискуссии: 1. Продумать материал вводной лекции по проблеме. 2. Проанализировать 2-ю книгу «Никомаховой этики» Аристотеля. 3. Изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы. 4. Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания: — «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне). — «Нравственное — это повиновение свободе…» (Г.В.Ф. Гегель). — «Проповедовать мораль легко, обосновывать ее — трудно» (А. Шопенгауэр). — «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой). — «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть» (И. А. Ильин). — «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций). — «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель). — «…Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс). — «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьев).
Практическое занятие № 2 Тема: История этических учений (4 часа; коллоквиум) План: 1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа. 2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников. 3. Объективность добра в этических представлениях Платона. 4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях. 5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков. 6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви. 7. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда. 8. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени. 9. Этика долга и категорический императив И. Канта. 10. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека Ф. Ницше. Этика экзистенциализма. 11. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др. 12. Нравственная философия всеединства В.С. Соловьева и проблемы права. 13. Этика ненасилия Л. Н. Толстого. Задания для подготовки к коллоквиуму: 1. Продумать материал лекции по истории этики. 2. Проанализировать основные этические идеи в следующих трудах: — Аристотель Никомахова этика // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. Книги II–VI. — Кант И. Основы метафизики нравственности // Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995. Раздел 2. Переход от популярной нравственной философии к метафизике нравственности. — Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. Предисловие. Рассмотрение первое. «Добро и зло», «хорошее и плохое». 3. Изучить соответствующие разделы рекомендованных источников. 4. Ознакомиться с книгой: Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. 5. Продумать и прокомментировать следующие изречения: — «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия — это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» (Конфуций). — «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис). — «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ). — «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский). — «Живи незаметно» (Эпикур). — «Любите врагов ваших» (Иисус Христос). — «Признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности» (Л. Н. Толстой). — «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая хочет жить» (А. Швейцер).
Практическое занятие № 3 Тема: Основные категории этики и нравственная аксиология (2 часа; коллоквиум)
План: 1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место в системе категорий современной этики. Проблема идеала. 2. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости. 3. Этическое содержание и правовые аспекты понятия достоинства. 4. Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный долг и личный интерес. 6. Стыд и совесть. Основные интерпретации совести в истории этических учений. 7. Свобода как фундамент нравственности и нравственное измерение свободы. Свобода и ответственность. 8. Свобода, нравственность, право: возможно ли единство?
Задания для подготовки к коллоквиуму: 1. Продумать материал лекции по основным категориям и нравственным ценностям, имея в виду их осуществление в праве. 2. Проанализировать следующие первоисточники: — Камю А. Творчество и свобода: сборник. М., 1990. — О свободе. Антология мировой либеральной мысли (1-я половина ХХ века). М.: Прогресс-Традиция, 2000. — Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. - Фромм Э. Духовная сущность человека, способность к добру и злу // Философские науки. 1990. № 8. 3. Проанализировать работы современных авторов, касающиеся проблем свободы и ответственности: — Артемов В. М. Свобода и нравственность. М.: Канон+, 2007. — Ганс Й. Принцип ответственности. Опыт этики для технологи- ческой цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004. — Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы философии. 1992. № 12. 4. Проанализировать следующие проблемы: — Взаимосвязь служебного и нравственного долга. — Долг и личный интерес. — Честь и совесть как категория этики и права. 5. Продумать и прокомментировать следующие изречения: — «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит). — «…Честь — это награда, присуждаемая за добродетель…» (Аристотель). — «… Вещи бывают добром и злом только в отношении удовольствия и страдания. Добром мы называем то, что способно вызвать или увеличить наше удовольствие… Злом… называем то, что способно причинить нам или увеличить какое-нибудь страдание…» (Д. Локк). — «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон). — «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). — «… Моральную ценность должно усматривать только в том, что поступок совершают из чувства долга…» (И. Кант). — «…Добро — это утверждение; зло — отрицание стремления к счастью» (Л. Фейербах). — «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой). — «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного» (В. С. Соловьев). — «Подлинный оптимизм… состоит в стремлении к осознанному идеалу…» (А. Швейцер). — «Если от свободы отрезать кусочек, то вся свобода перейдет в этот кусочек» (М. А. Бакунин). — «…Моя свобода, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством» (В. С. Соловьев). — «…Мы зачарованы ростом свободы от сил, внешних по отношению к нам, и, как слепые, не видим тех внутренних препон, принуждений и страхов, которые готовы лишить всякого смысла все победы, одержанные свободой над традиционными ее врагами» (Э. Фромм).
Практическое занятие № 4 Тема: Актуальные проблемы прикладной этики (2 часа; коллоквиум)
План: 1. Прикладная этика: сущность, факторы формирования и особенности. 2. Основные проблемы и принципы биоэтики. 3. Нравственно-правовые аспекты проблем смерти и эвтаназии, смертной казни. 4. Моральное содержание права как предмет этики права. Этические проблемы пенитенциарной системы и правовой реабилитации.
Задания для подготовки к коллоквиуму: 1. Продумать материал лекции по проблемам, решаемым прикладной этикой, имея в виду их осуществление в праве. 2. Проанализировать следующие проблемы и ответить на вопросы: — Возможно ли нравственное оправдание насилия? — Смертная казнь: справедливое возмездие или легитимное насилие? Нравственные и правовые аргументы «за» и «против» смертной казни.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|