Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Курсы по усовершенствовании работы учителей.1982 год.





Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком.

А.М.Горький.

Но я все пишу о том, как провожу время летом во время отпуска, отпуск мой 48 рабочих дней в году, остальное время я работал. В 1981 году я начал работать в вечерней школе в закрытом учреждении ЮЛ 34/6, которая находится недалеко от города, в километрах четырех от города близко к деревне Толиково, первоначально до этого учреждения мы добирались ведомственным автобусом, позже рейсовым автобусом № 21. Уговаривал меня перейти работать в эту школу В.Надеждин, известный в городе человек, директор вечерней школы № 2 при ИТК №3, в шестой колонии был как филиал этой школы. Раньше до этого Надеждин был директором школы № 1, позже заместителем председателя горисполкома, сейчас после его смерти его именем назван спорткомплекс нашего города. Почему я согласился работать в этой школе? Пожалуй, из меркантильных соображений. В это время у меня резко уменьшилось число учебных часов в третьей школе до 18 часов в неделю, уменьшилась заработная плата. В вечерней школе мне предложили большее количество учебных часов, да и плюс к этому 25 процентов прибавка к зарплате за особые условия работы. Я стал бы получать больше трехсот рублей, это была большая зарплата по тем временам. Работать в этой школе, находящейся за колючими проволоками, было непривычно, я все-таки привык. Проработал я в этой школе шесть с половиной лет. Признаться откровенно, работать в этой школе было намного легче, чем в обычной школе с детьми. Мы знали, что перед нами учителями в классе сидят взрослые люди, совершившие зло в обществе, осужденные за насилие над другими людьми. Эти воры-рецидивисты, клептоманы, насильники, убийцы. Многие из них считают себя борцами за справедливость, за правду. Совершая кражу, они как будто восстанавливают социальную справедливость в обществе. Откройте «Философию права» Гегеля, прочтите вместе со мной. Вот он пишет о «моральной цели ненавидеть и истребить неопределенное дурное». Продолжает: «Воровство, трусость, убийство и т. д. в качестве поступков, имеют непосредственное удовлетворение цели позитивного. Воровство с целью облагоденствования бедных, бегство с поля сражений ради исполнения долга, требующего заботиться о своей жизни, о своей семье, убийство из ненависти мести, т. е. чтобы удовлетворить чувство своей правоты, уничтожения дурного человека». Я хочу понять психологию преступника, потому читаю эти строки. В наши дни противоправные поступки, совершенные этими людьми, порою, не поддается объяснению. Разве можно объяснить зло, совершенное ради зла, или убийство, совершенное в пьяном угаре, когда человек не контролирует свои поступки, когда человек перестает быть человеком, когда он превращается в дикого зверя. Разве можно понять злодеяние, совершенное в компании, где все злодеяния показательны, когда злодей хвастается перед другим злодеем тем, что он более «совершенный» злодей. Перед нами сидели «Мамонт», «Дизель», «Император» и еще кто-то. Вот таким людям я преподавал математику. Вопреки всему, я уже писал, что работать в этой школе было легче. Не было никакой проблемы с дисциплиной во время проведения уроков. Совершенно иной подход к учебе со стороны сидящих в классе, так называемых учеников. Большинство из них вполне серьезно относились к учебе, некоторые получали неплохие знания. Учились старательно те, кто хотел показать себя с лучшей стороны перед администрацией учреждения, чтобы добиться досрочного освобождения. Некоторые учились, возможно, от скуки, чтобы быстрее прошло время, поскольку никаких интересных занятий не было в зоне. Кому-то, может, было интересно общаться с грамотными и интеллигентными людьми, учителями. Может, кто-то намеревался более грамотно, изощренно в дальнейшем заняться аферой. Для меня были те же математические Формулы, те же уравнения, тригонометрические функции, логарифмы, производные, интегралы. Обыденная работа. Мне еще надо оценить их учебу, их полученные знания. Перед опросом на оценку на уроках отводили время на самоподготовку, ведь не было никаких домашних заданий как в обычной школе. Некоторые школьники получали неплохие знания. Помню, учился осужденный Чернов Валентин, который блестяще усваивал математику. Мне позже рассказывали, что после освобождения ему удалось поступить для учебы в университет. Помню и тех, которые красиво оформлял тетради. В процессе подготовки к выпускным экзаменам я диктовал полные ответы на все вопросы, включенные в экзаменационные билеты. Ученик Понамарев показал мне свои записи, конспекты. Я удивился от того, насколько были совершенны эти записи, оформлены аккуратно и красочно, грамотно, со всеми чертежами. Можно было изучить его записи как учебное пособие для подготовки к экзаменам. Чтобы заинтересовать своим предметам я на уроке знакомил школьников с занимательными задачами, головоломками, математическими софизмами и не только. Есть в математике такая «игра», которая называется мгновенное суммирование. Суть этой игры выглядит так. Я вызываю к доске одного из школьников, предложу ему написать многозначное число. Скажем 874251. Я тем временем быстро в стороне напишу число 3874248. Потом под написанным числом в столбик напишем вдвоем друг за другом совершенно произвольно в данном случае три пары шестизначных чисел. Нужно все проделывать в темпе. В этом эффект. Потом предложу суммировать эти числа, сам в это мгновенье произношу: «Я уже сложил», и обвожу заранее написанное число 3874248, сказав: «Вот сумма». Тут все сидящие за столами старательно складывают написанные числа. После нахождения каждой цифры сличают с написанной мной числом. Когда убеждаются, что правильно, сидят с расширенными глазами. Ученик Алексеев, внимательно следивший за мной, говорит: «Петр Леонидович, почему я не знал вас на воле, какую бы аферу мы с вами развернули». Такая у них психология. А я гадаю. «Секрет» мгновенного суммирования я им не раскрыл. Пусть думают, что я человек, имеющий большие способности.

Мы с ними проводили еще, так называемую, воспитательную работу. Читали в отряде, где сидели и другие «зеки» лекцию «О международном положении», даже по вопросам морали. Когда говорили о морали, подчеркивали, что они хотели бы, чтобы их дети, настоящие и будущие, были такими же, как они сами, чтобы прожили такую же жизнь за колючими проволоками. В этом случае они признавали требования общества к людям.

Немного о людях, об учителях, с кем я работал вместе. Эту вечернюю школу организовали мы вдвоем с Геннадием Михайловичем Рыжовым, языковедом по образованию. Он был завучем в школе, преподавал русский язык и литературу. Геннадий Михайлович участник Отечественной войны, имел ранение, инвалидность. Его в работе не создавал трудность и слуховой аппарат, которым он пользовался постоянно, кто и не видел, что этот аппарат, совмещался с очками, которые он носил постоянно. Когда комплектовали школу, с каждым из «зэков», подлежащих обучению беседовали индивидуально, убеждали, что образование им необходимо, где бы они ни находились. Работал с нами историк Абрар Айнатулович Валиуллин, эрудированный человек своеобразного убеждения, критиковал безжалостно всех, включая политических лидеров страны. Борис Владимирович Жуйков, физик по образованию, окончивший Пермский университет, разносторонне грамотный, знающий математику, владеющий музыкальной нотной грамотной. Он прекрасно играл на гитаре, хорошо пел. В его исполнении можно было услышать многие песни Высоцкого. Кроме физики он позже вел математику, даже информатику в Толиковской школе, обучал учащихся обращению с компьютером. Борис Владимирович человек, с которым можно было спорить, никогда не обижался. Он всегда был весел и жизнерадостен. О нем только нельзя говорить был, он и сейчас есть такой. Работал с нами Андрей Андреевич Смирнов очень воспитанный, грамотный, интеллигентный молодой человек, химик и биолог по образованию. Ю.Г.Рахмуллин вел в школе физику. Он рассказывал, что службу в Армии прошел как моряк-подводник, служил на Камчатке, обогнул весь земной шар, находясь под водой и в подводной лодке. Впоследствии долго до сих пор работает директором в городской вечерней школе № 2. Виталий Петрович Сергеев, историк по образованию, назначенный директором школы, когда наша школа стала самостоятельной школой под номером четыре, а не филиалом вечерней школы № 2. Работал с нами в одно время Александр Вениаминович Тимофеев, он вел русский язык и литературу. Александр Вениаминович известен по всей республике как чувашский поэт Александр Тимбай. Он имел не одну изданную книгу стихов на чувашском языке. В моем домашнем архиве хранится одна записка, написанная его рукой. Появилась эта записка так. В 1984 году я должен был в школе выпустить стенгазету, посвященную дню Победы. Я обратился к нему, чтобы он для стенгазеты написал статью-воспоминание о войне, о себе. Он участник Отечественной войны, имел боевые награды. В ответ он передал мне записку. Я дословно приведу эту записку.

«Уважаемый Петр Леонидович.

Простите, что статью для стенной газеты я не написал, т.к. не хватает смелости написать о себе, не могу этого сделать. Вместо статьи вы можете опубликовать одно из моих стихотворений, переведенных известным советским поэтом, сотрудником центральной газеты «Литературная Россия» Александром Бобровым. Это стихотворение было опубликовано в газете «Литературная Россия» от 4 декабря 1981 года. Если очень нужно, можете внизу написать: «Автор этого стихотворения – учитель нашей школы, работающий на неполной ставке – Александр Вениаминович Тимофеев, член Союза писателей СССР, печатающий под псевдонимом Александр Тимбай. Он участник Отечественной войны». Вот и все. С приветом (и его подпись)».

Я полностью выполнил его просьбу, этого скромнейшего, талантливого человека, человека пережившего все тяготы войны, получившего не одно ранение на фронте, имевшего боевые награды ордена и медали за участие в боях за нашу Родину. Я с гордостью рассказываю всем, что я знал такого человека при жизни.

В первое время мы работали только вечером, возвращались с работы около полуночи. Днем я по совместительству я работал в школе № 3, где работал раньше, вел математику в двух пятых классах. Позже вечерняя школа в колонии начала работать в две смены утром и вечером, мы два раза ездили на работу, утром уроки начинались в одиннадцать часов, вечером в семь часов. Возвращались с работы поздно около полуночи. Ночью, как правило, ходили пешком от колонии до остановки троллейбуса около ТЭЦ-3, расстояние это около трех километров. Наш пеший переход ночью в каждый раз превращался в заседание «дискуссионного клуба» в движении. Во время ночных путешествий пешком мы обсуждали все вопросы морали, политики, экономики, жизни страны, философствовали, спорили. Опять память возвращает меня к тем временам. Это было в восьмидесятые годы, годы, которые сейчас называют периодом застоя, периода стабильности в стране, «перестройка» нам даже не снилась. Мы рассуждали. Б.В.Жуйков демонстрировал свои знания творчества австрийского психоаналитика Фрейда, читал на память сначала до конца поэму Есенина «Анна Снегина». Я говорил: «И.В.Сталин своим безумством, жестокостью, репрессиями в стране на тысячелетие вперед компрометировал, испоганил самые правильные добрые идеи человечества о социальной справедливости, равноправия, уважения к человеку труда». Я много говорил о Бухарине, зная его высказывания, выступления. Читал все это в стенографиях партийных съездов, когда я еще на Камчатку работал зав. кабинетом политпросвещения. Вот мои слова: «Когда в нашей стране создавали колхозы, в тридцатые годы Бухарин говорил, что «вновь созданные колхозы вступают в денежно-товарное отношение с государством». После отмены госпоставки зерна, оплату за работу МТС, подчас за невыполненную работу, отмены налогов с крестьян-колхозников, через пол столетия после создания колхозов мы вернулись к претворению в жизнь этих идей Рыкова и Бухарина, не говоря ни слова о тех, кто придерживался этих взглядов в далекие тридцатые годы». Да просят меня те, кто это читает. Мы говорили так еще до эпохи перестройки, когда не знали еще Горбачева, Ельцина. Помню еще, как А.А.Валиуллин беспощадно критиковал в то время всех политических деятелей страны. В то время, когда Генеральным секретарем партии был Андропов, мы говорили, что в нашей стране есть единица измерения страха «андроп», со шкалой измерения от нуля до единицы.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.