Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Б) требующие санкционирования прокурором





- слуховой контроль

- прослушивание телефонных переговоров

- снятие информации с технических каналов связи

- негласное обследование жилища и иных законных владений граждан

- наблюдение с помощью стационарных технических средств визуального контроля и фиксации информации в жилых помещениях и иных законных владениях граждан

- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Г) требующие ведомственного санкционирования

- проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;

- оперативное внедрение;

- оперативный эксперимент.

 

Возможны и другие виды классификации.

 

Так, по степени проникновения в криминально-криминогенную среду их можно разделить на глубокие и поверхностные. По этому критерию наиболее потенциально глубокими следует признать оперативное внедрение в преступную среду и агентурное наблюдение за ней, асамыми поверхностными - сбор образцов для сравнительного исследования и отождествление личности.

 

По направленности и характеру могут быть выделены разведывательные, контрразведывательные, оперативно-поисковые, розыскные, вспомогательные, обеспечивающие и другие ОРМ.

 

По субъекту проведения ОРМ можно классифицировать на мероприятия, проведение которых допустимо любыми органами — субъектами ОРД и мероприятия, проводимые специализированными оперативными подразделениями. В частности, только с использовани­ем оперативно-технических сил и средств органов КГБ и ОВД проводятся ОРМ, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи.

 

По степени ограничения прав граждан ОРМ можно разделить на ограничивающие конституционные права граждан и не носящие таких ограничений.

К ОРМ, ограничивающим конституционные права граждан, следует прежде всего относить ОРМ, которые:

А) ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. К таким ОРМ относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров.

Б) снятие информации с технических каналов связи,

В) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

 

По интенсивности использования технических средств ОРМ делятся на оперативно-технические и не имеющие преобладающего или исключительно технического содержания их проведения. К оперативно-техническим относятся такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

 

По сочетанию ОРМ между собой их можно разделить на относительно автономные и комплексные. К комплексным можно отнести оперативное внедрение, контролируемую поставку, оперативный эксперимент.

 


Основания для проведения ОРМ

 

 

Понятие «основание» подразумевает причину, достаточный повод, оправдывающий что-либо. Применительно к ОРМ сам по себе повод является и достаточным основанием для их проведения.

Под основанием для проведения ОРМ в законе (ст. 12) понимаются поводы к началу ОРД.

Основаниями для проведения ОРМ являются фактические данные, достаточные для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РБ.

По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут быть получены:

- в рамках уголовного судопроизводства;

- в процессе осуществления ОРД;

- непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем.

 

Законодатель не ставит жестких ограничений или критериев появления таких данных. Основания для проведения ОРМ тесно связаны с целями и задачами ОРД.

Рассматривая основания в соотношении с целями и задачами, можно сделать вывод, что для проведения ОРМ достаточно лишь предположения относительно подготовки или совершения преступления по наличию отдельных признаков, указывающих на такие деяния либо на лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, причем такое предположение может носить характер версии, основанной на фактах.

Основания, указанные в ст. 12 Закоеа об ОРД, относятся не к ОРД в целом, а к проводимым ОРМ как в их совокупности, так и применительно к отдельным ОРМ.

 

При этом результаты проведения одного ОРМ могут являться основаниями для проведения другого. В процессе проведения ОРМ применительно к одному делу (событию, преступлению, ситуации, проверке заявления и т.д.) возможно получение оперативно-розыскной информации относительно событий или действий, выходящих за пределы первоначальной цели проведения ОРМ.

 

Законодатель обозначил следующие основания для проведения ОРМ.

 

1. Наличие возбужденного уголовного дела. Когда уголовное дело возбуждено следователем, прокурором или судьей, то органы, осуществляющие ОРМ, могут их проводить только при наличии данного им соответствующего письменного поручения или указания. В этом документе излагаются обстоятельства уголовного дела, а также те фактические данные, которые необходимо добыть оперативным путем. Выбор конкретного ОРМ – дело работников, его осуществляющих.

 

2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД сведенья о:

А. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении

Например, когда требуется собрать дополнительные фактические данные, необходимые для принятия решения об отказе или возбуждении уголовного дела. В этой ситуации наличных данных недостаточно для того, чтобы решить вопрос о возбуждении уголовного дела:

- не установлено само событие преступления;

- известны лишь отдельные признаки, по которым в равной мере можно судить о наличии либо отсутствии преступления;

- первоначальное поведение лица не позволяет оценить его действия как преступные, но они могут перерасти в таковые и т.д.

 

В частности, не образует состава и не является признаком преступления возникновение умысла на его совершение.

 

Уголовно наказуемо только приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению, поэтому пока такие действия не переросли в реальное преступление, нет оснований:

- для возбуждения уголовного дела,

- но имеет место практическая целесообразность проведения ОРМ,

- при помощи которых можно предупредить преступление либо предотвратить его общественно опасные последствия.

В ряде случаев, особенно по экономическим преступлениям, невозможно и практически нецелесообразно возбуждать уголовное дело до того момента, пока не будет ясно:

что хотя бы одни эпизод криминальной деятельности содержит в себе все признаки состава преступления

- в противном случае никакой уголовной ответственности не последует

- виновные не откажутся от своих замыслов и действий

- а просто перенесут их на более поздний срок и будут более осторожными это касается случаев, когда раскрыть преступление можно лишь при задержании виновного с поличным, как, например, в случае получения взятки.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.