Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Кыргызы в государстве Моголистан.





Около середины 14 в. в восточной части Средней Азии возникло новое государство – Моголистан, т.е. «страна моголов». Крупные монгольские племена имели и монгольские, и тюркские наименования. Государство моголов занимало пространство от Бар-Куля – на востоке, до Сыр-Дарьи – на западе. Северные границы государства проходили по озеру Балхаш, на юге – по Восточному Туркестану. На восточных рубежах этой территории проживали кыргызы.

В политической жизни государства моголов главную роль играли крупные феодалы племени дуглат. Они правили обширным и богатым аймаком (область) Мангалай-Субе, включающим Восточный Туркестан, часть Ферганы, Алай, весь Центральный Тенир-Тоо – до самого Иссык-Куля. Наиболее могущественным феодалом племени был Пуладчи. Главная ставка аймака имела расположение в городе Ак-Суу.

В Таласской и Чуйской долинах и до Балхаша на севере, а на восток до Иртыша правил младший брат Пуладчи-эмира – Камар ад-Дин.

Пуладчи не принадлежал к династии чингизидов и поэтому не мог занять ханский престол. Он поступил иначе: отыскал одного из Чингизидов – несовершеннолетнего Тоглук-Темира, возвел его в 1348 г. на ханский трон и стал править от имени законного хана. Сам же принял высший титул при правителе – улусбек, который сделал наследственным. Вместе с тем, первый хан Моголистана Тоглук-Темир проявил большие способности к государственной деятельности. Он сумел найти общий язык с кочевыми народами, в 1354 г. принял ислам и объявил его государственной религией. Став мусульманином, Тоглук-Темир получил право претендовать на абсолютную власть во всей Средней Азии.

В 1360-1361 гг. Тоглук-Темир предпринял поход на Мавераннахр. Войска моголов, форсировал Сыр-Дарью, достигли Кундуза, не встретив сколько-нибудь серьезного сопротивления. Оставив наместником Самарканда своего сына Ильяс-Кожо, Тоглук-Темир вернулся в Моголистан.

Могольские эмиры безжалостно грабили и угнетали захваченный Мавераннахр. В ответ вспыхивали народные восстания, к которым зачастую примыкали и местные феодалы. В 1354 г. от болезни умер Тоглук-Темир. Во главе войск Мавераннахра стояли эмиры Хусейн и Темир.

Став ханом Моголистана, Ильяс-Кожо, продолжая внешнюю политику отца, решил вновь завладеть Мавераннахром. В 1365 г. войско моголов сошлись с силами Мавераннахра, возглавляемыми Темиром, в окрестностях Ташкента. Во время боя поднялась буря, и пошел сильный дождь. В конце концов, войско эмира Темира обратилось в бегство. Моголы, преследуя побежденных, подошли к Самарканду и взяли его в окружение.

Но народное ополчение одержало победу над моголами. Поражение Ильяс-Кожо вызвало в Моголистане большое недовольство в средне феодальных верхов. Эмир дуглатов Камар ад-Дин, захватил Ильяса-Кожо вместе с семьёй, тут же подверг всех смертной казни. После этого в Моголистане разразилась продолжительная междоусобная война, поставившая страну на грань краха.

 

Этногенез кыргызов: гипотезы, этапы.

 

Возобновление этнических процессов, в результате которых сложилась кыргызская народность, относится к XIV - началу XVI в. Центром этногенеза кыргызской народности на начальном этапе этого сложного периода (XIV первая половина ХV в.) ставится неверная часть Моголистана, включая Прииртышье, Северный и Горный Алтай. Здесь еще в Х - XI вв. складывается этнополитическая группировка, включавшая местные кимакско-кипчакские и господствующие кыргызские племена, переместившиеся сюда из Енисея; после XII в. собственно кыргызские племена полностью ассимилируются в кыпчакской среде, заимствовавшей, однако, этническое имя «кыргыз».

Завершающие этапы формирования кыргызского народа имели место на Тянь-Шане в XV-XVIII вв., где осуществлялся длительный процесс взаимодействия и взаимоотношений двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно кыргызскими племенами, переместившимися сюда в ХV в. из Прииртышья и Алтая. Следует выделить следующие моменты этого процесса

Первая гипотеза. Кыргызская народность появилась на Тянь-Шане в результате переселения кыргызов со своей прародины в верховьях Енисея. Это положение впервые изложил в своем капитальном сочинении «История Сибири» русский академик Г.Ф. Миллер. Позднее эту гипотезу развили В.В. Радлов, А.Н. Бернштам.

Вторая гипотеза. Кыргызская народность с древних времен формировалась и обитала на современной территории. Гипотеза независимо друг от друга была сформулирована в середине XIX века казахским ученым Ч.Ч. Валихановым и русским синологом Н.Я. Бичуриным. Наиболее обоснованно ее изложил русский ориенталист Н.А. Аристов.

Третья гипотеза. Последняя гипотеза получила наибольшее распространение в современной науке. Она выработана на специальной научной сессии, посвященной этногенезу кыргызского народа, состоявшейся в 1956 году в г. Фрунзе: «Кыргызский народ и его культура сложились… в результате взаимодействия двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского. Один из важнейших «узловых» моментов этногенеза кыргызского народа, ближайший по времени, связан с событиями первой половины II тысячелетия нашей эры». В эту эпоху на территорию Кыргызстана проникают с Востока предки современных кыргызов, говоривших уже сложившемся кыргызском языке.

Мухаммед Кыргыз.

По предположению историков именно Мухаммед-кыргыз известен в преданиях под именем родоначальника и первого верховного правителя кыргызов Тагай-бия, одного из влиятельнейших родоправителей правого «крыла» кыргызов (Северный Кыргызстан, ставка Бар-скоон). Деятельность Мухаммед-кыргыза была направлена на упрочение союза «правого» и «левого» крыла кыргызских племен. В 1508 г. он по традиции был поднят на белой кошме и объявлен кыргызским правителем, что фактически знаменовало обретение кыргызскими племенами независимости.

Кыргызские племена под руководством Мухаммед-кыргыза оказали значительную поддержку хану Могольского государства Султан-Сайду при завоевании им Кашгарии в 1514 г. Но когда правители Могольского государства стали активно готовиться к завоеванию Кыргызстана и юго-восточных районов Казахстана, Мухаммед-кыргыз установил союзнические отношения с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе с агрессией Могольского государства и узбекской династии Шейбанидов. Кыргызы под его руководством приняли активное участие в походах правителей Казахского ханства против Шейбанидов, стремившихся овладеть оседло-земледельческими районами Средней Азии. Отряды кыргызов доходили до Туркестана, Сайрама, Ташкента, Андижана и др.

Осенью 1517 г. войска Султан-Сайда совершили поход на Кыргызстан. Войско Мухаммед-кыргыза потерпело поражение из-за измены некоторых его приближенных. Моголы захватили огромное количество скота и других богатств, а Мухаммед-кыргыз был уведен в восточный Туркестан, где в течение пяти лет находился в заточении в Кашгаре. Из политических соображений в 1522 г. Султан-Саид-хан отпустил Мухаммед-кыргыза на родину, рассчитывая использовать его авторитет у кыргызов. Но его надежды не оправдались. Мухам-мед-кыргыз сплотил вокруг себя все кыргызские родоплеменные объединения и вновь стал фактическим правителем Кыргызстана.

В 1524 г. правитель Казахского ханства Тахир-хан вступил с Мухам-мед-кыргызом в переговоры о союзе против моголов. Султан-Сайд, узнав об этом, вновь арестовал Мухам-мед-кыргыза и отправил его в Кашгар, где он оставался до смерти Султан-Сайда в 1533 г. Вскоре умер и сам Мухаммед-кыргыз.

Попытки правителей Могольско-го государства закрепиться в Северном Кыргызстане не удались. Дальновидная политика Мухаммед-кыргыза позволила кыргызам в союзе с казахами отстоять свою независимость.

45.Материальная культура кыргызов.

Культура кыргызского народа в XVI-XIX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Таким образом, мы можем считать, что в материальной культуре кыргызов рассматриваемого исторического периода получили продолжение культурные традиции Cаков и Усуней, Тюрков и Монголов. Вместе с тем в ней отчетливо проступает ряд элементов, сближающих ее с культурой народов Средней и Центральной Азии. Известно, что культура любого народа отражает собой весь образ его существования. Поэтому культура кыргызов, безусловно, испытала в процессе своего формирования влияние обстоятельств кочевого быта и патриархально-родового уклада. В целом материальная культура кыргызов может считаться единой в основных своих чертах для всего ареала их расселения. Вместе с тем было бы ошибочным не видеть в ней и некоторых специфических локальных особенностей. Рассмотрим первоначально основные черты материальной культуры кыргызов в XVI-XIXBB. К сожалению, ученые располагают незначительным числом ее предметов, относящихся к периоду XVI-XVIII вв. Однако, учитывая стойкий характер традиций развития культуры кочевых народов, мы можем судить о ней по тем многочисленным данным, которые предлагает нам прошлый век. Своеобразная духовная культура кыргызкого народа явилась тем фундаментом, на котором позже расцвели литература, искусство, наука.

Жилища. Преобладающим типом жилища кыргызов в условиях их многовекового существования была Юрта.Она имеет древнее происхождение и встречается в той или иной модификации в истории многих кочевых народов Азии. Это воистину универсальное жилищное сооружение получило высокую оценку многих путешественников, посетивших в разное время кочевые районы Средней Азии и Казахстана.

Айыл. Количество юрт и жителей в айылах было непостоянным: в летнее время айылы, как правило, разрастались, в зимнее - уменьшались. Бедняки чаще всего селились поближе друг к другу, так как небольшие пастбища позволяли совместно выпасать малочисленные стада. Напротив, баи манапы, имевшие много скота, поселялись отдельно на раздольных пастбищных угодьях. В XIX в., во время Кокандского владычества, в южных районах Кыргызстана появляются первые кыргызские кишлаки - свидетельство перехода кочевников к оседлой и полуоседлой жизни.

Оружия. Угроза агрессии, междоусобицы вынуждали кыргызов держаться начеку. Сабли, боевые топоры, пики, копья, другое оружие изготовлялось из высококачественной стали и богато украшалось.

Одежда. Кочевая жизнь наложила отпечаток и на одежду кыргызов, в которой было много общего с одеждой других кочевников Азии, и в то же время она отличалась особым покроем. Одежду шили из тонкого войлока, кожи и шкур животных, шерстяных тканей домашней выработки; часть ее приобреталась в Фергане и Кашгаре. К середине XIX в. в быт начинают проникать ситец, миткаль, сукно и другие ткани из России.

Ремесло. Изделия ремесленников украшались простым, строгим по форме, гармоничным по цвету орнаментом. Кыргызы сами делали весьма стойкие минеральные и растительные красители. Широкое распространение в быту получили орнаментированные войлочные ковры, узоры которых были четкими, контрастными в цвете. Среди вышивок для интерьера юрты популярным остался настенный вышитый ковер-тушкийиз, который делали из войлока и украшали вышивкой. Для домашнего обихода из кожи делали сосуды, сундуки, футляры, конскую сбрую, седла пояса. Изделия украшались орнаментом, плоским и рельефным тиснением, аппликациями, декоративным швом, металлическими бляшками.

Художественная литература. Здесь уместен вопрос: была ли у кыргызов своя письменная литература? Что с древнейших времен до начала XX в. кыргызы и их предки пользовались письмом.Мы уже упоминали о письме кыргызов Екатерине II. На нем стоит дата - 10 декабря 1775 г. Это одно из обнаруженных учеными писем, в котором группа кыргызов обращались к императрице с жалобой на тяжелое положение, в котором они оказались. До нас дошли - в оригинале и переводе - первые обращения кыргызов в Россию с просьбой о покровительстве. Это письма Атаке-бия от 1785 г. Екатерине II и сибирскими властями.Обнаружена целая серия писем первой трети XIX в. с берегов Иссык-Куля сибирским властям, составленных на кыргызском языке. Интенсивность переписки между кыргызами и западносибирскими, а затем туркестанскими властями возрастает в процессе присоединения Кыргызстана к России.

Историко-культурные взаимосвязи. На материальную и духовную культуру кыргызского народа накладывали отпечаток контакты с казахами, узбеками, таджиками и другими. Торговля способствовала проникновению в быт иноземных товаров. В свою очередь, местные изделия из волокна, кожи,

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.