Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Древнейшие следы человека на Тянь





Древнейшие следы человека на Тянь

Самые древние каменные орудия обнаружены в Центральном Тянь-Шане. Из глубин десятитысячилетней древности дошли до нас не только каменные орудия и оружия, но и изделия из кости, даже сюжетные рисунки.

Стоянки охотников мезолита (Х-VI тыс. до нашей эры) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ города Таш Кумыр, в высокогорных районах Ак-сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и долине р. Арпа.

Людям мезолита удалось сделать крупнейшие открытия - изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками. Самым удивительным достижением первобытного человека было появление искусства. В пещере Ак-Чункур, на юге Иссык-Куля близ границы с Китаем имеются красочные росписи. Выполнены они были примерно 10 тысяч лет тому назад.

Наскальная галерея Саймалуу-Таш хранит несколько тысяч изображений эпизодов охоты и пахоты, ритуальных танцев и жертвоприношений.

Археологические памятники свидетельствуют о том, что первобытные люди занимались охотой, собирательством плодов дикорастущих растений и рыболовством.

Эволюционно развиваются не только техника изготовления орудия труда, культура обработки, но и сами люди. Появляется родовая община как специфическая форма общественной организации человеческого коллектива. Настоящий прогресс начался с изобретения бронзы. Бронзовый век охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до IX-VIII веков до нашей эры. Следы добычи медных руд открыты близ с. Ноокат, на Чаткале, в долине Кетмен-Тюбе.

 

Саки.

До 3 в. до н.э. на территории Кыргызстана и граничащих с ним регионов в основном проживало население, роды к-рого составляли вост. ветвь саков. Царь древних персов Дарий I (правивший в 522—486 гг. до н.э.) в ущелье Накш-и Рустем («Надписи Урустема») оставил вырезанную на скале надпись, где упоминаются три вида саков. Это «саки-тйайий-парадрайа»,— т.е. «саки, проживающие на морских (речных) берегах»; «саки-хаумавары», «саки, уважающие хаум» (иначе говоря, саки к-рые использовали сок эфедры, связывая его совоим религиозным поверьем); «саки-тиграхауда», (саки в остроконечных калпаках). В пятой строке наскальной надписи Бехистун Дария написано о том, как он «саков в остроконечных калпаках победил», взяв при этом их вождя Скунху в плен. Впрочем, царю персов удалось победить лишь часть «саков-тиграхауд». К их родам в Семиречье и Северном Кыргызстане Дарий не подходил даже близко. Предполагается восхождение предков саков к роду арий (арйа). Высказываются также предположения о том, что священная книга возникшей 3 тыс. лет назад религии зороастризма «Авеста» написана на арийском языке Средней Азии. Врагами ариев были туры. Они жили в местности Кангха (в среднем и нижнем течении реки Сыр-Дарьи) в конце 2-го тысячелетия до н.э. О турах и о их стране Туран древние источники сохранились лишь в стране Арйан арийцев, а также в дошедших до наших дней религиозных трудах.

Есть гипотезы и о принадлежности туров к андроновской культуре как одного из прототюркских родов. Имеются предположения о Туране как о территории индоевропейских родов. Появились подтверждения и о том, что «саков в остроконечных калпаках» нельзя этнически рассматривать лишь как ираноязычные роды. Как и древние туры, саки тиграхауды также включали в себе сложные этнические признаки, этот этноним означал общее название народа. По своим расовым признакам саки тиграхауды и туры отличались монголоидными чертами лица, о чём свидетельствуют археологические раскопки на территориях, занимаемых этими народами, и найденные кости и черепа. К примеру, останки найденные на кладбищах возле Аральского моря, в Тенир-Тоо, Алае и Зеравшане, относящиеся к 8—3 в. до н.э., отличаются скуластыми черепами, не характерными для народов Средней Азии той эпохи. Значит, саки тиграхауды содержали в себе основную часть древних прототюркских родов Центральной Азии. Следует также учесть и то, что древние тюркские роды по расовым признакам представляли собой контактный тип между европеоидной и монголоидной расами.

В 329 г. до н.э. Александр Македонский (мусульманские народы позже нарекли его «ал-Искендер, Зул-Карнайн» т.е., «Двурогий Искендер» по аналогии с изображением на выпускаемых им монетах, на к-рых головной убор был украшен двумя рогами) совершил нашествие на Центральную Азию и дошёл до Ферганской долины. Между нынешними городами Ходжент и Бек-Абад он построил город Александр Эсхата (Крайняя Александрия) всего лишь за семнадцать дней. Судя по некоторым кыргызским легендам, греческие воины дошли до Южного Кыргызстана, где якобы взяли саженцы ореха, к-рые затем выращивали в Греции. Этот вид ореха был распространён во всём мире под названием «грецкий орех». Но эта легенда не совсем соответствует исторической истине, так как «грецкий орех» в различных регионах Евразии рос и до той поры. В 312 г. до н.э. военачальник войск Александра Македонского Селевк основал новое крупное государство (в 312—64 гг. до н.э.). Говорится о том, что на самой вост. окраине этого государства был построен город «Антиохия за Йаксартом» (Сыр-Дарьи). Есть предположение, что этот селевский город был расположен рядом с нынешним Узгеном. Построение в государстве Давань города Антиохия говорит о том, что восточная Фергана была на короткое время покорена селевкийцами. Связь Южного Кыргызстана с далёкой Грецией в эту эпоху положила основу для появления в будущем Великого Шёлкового пути, протянувшегося от Китая до Рима.

Саки, населявшие нынешние кыргызские территории, хорошо развили коневодство. Кочевые племена саков тиграхауды внесли большую лепту в древнюю письменную культуру Семиречья. Восточнее города Алматы в 50 км в местечке Эшик (по-казахски — Есик, по русски — Ысык) казахский археолог К. Акишев из древнего могильника извлёк серебряную посуду с надписью. 26 букв двух строк напоминают чем-то орхоно-енисейскую руническую письменность. Нерасшифрованная надпись свидетельствует о наличии своей письменности у древних народов Семиречья и живших на территории Кыргызстана. Эту письменную культуру тюркские народы унаследовали от своих предков и развивали из поколения поколение. Во 2 в. до н.э. саки Семиречья из-за притеснений юечжы, перебравшихся с востока, были вынуждены переселиться в глубинные территории Средней Азии. Оставшаяся часть саков ассимилировалась с усунями, став одним из компонентов этносов Тенир-Тоо.

Государство усуней.

Государство, созданное народом усунь на Тянь-Шане, китайские хроники именовали «усунь буцзу» (племена усуней). Первоначально усуни кочевали по соседству с гуннами и юэчжами у западной части Великой Китайской стены. Около 160г. до н.э. они,разбив саков и юэчжей, переселились на Тянь-Шань и в Семиречье. Государство усуней было раннеклассовым образованием с сильными пережитками родоплеменной организации. Власть кунбага (царь усуней носил титул кунбаг – «князь над племенами») была наследственной. В своей деятельности он опирался на совет старейшин. В государственном аппарате насчитывалось не менее 16 чиновников. Войско усуней по тем временам являлось грозной силой. С кунбагом были вынуждены считаться Китай и гунны, господствовавшие в Центральной Азии. В период становления государства усуней началась международная торговля по Великому Шелковому пути между Китаем и странами Средиземноморья (II в. до н.э.). Кроме обмена товарами на Великом Шелковом пути происходил обмен культурными ценностями между Востоком и Западом. Основой хозяйства усуней было полукочевое скотоводство, а главным богатством – лошади.

Государство Давань.

Древнее государство, занимавшее центральную и вост. часть Ферганской долины в китайских источниках именуется Давань (Даюань), а в древних вост. индо-иранских источниках это государство названо Парга-на (Паркана). Язык здешнего народа был близок к языку согдийских, парфийских народов. В этом густонаселённом регионе общее кол-во больших и малых городов доходило до семидесяти, было развито земледелие. О населении Да- ваня в китайских источниках говорится: «Оседлое население обрабатывает землю, рис и пшеницу выращивает, готовят вина из винограда, у них много лошадей чистокровных пород». Как стало известно с Шоро-Башатской археологической культуре, в Даваньском государстве было развито также скотоводство — в домашнем хозяйстве люди содержали коров, овец, коз и верблюдов. Крупный рогатый скот содержался сравнительно мало. В китайских источниках особо отмечается, что жители Парканы разводили породистых коней, а ремесленничество было одной из высокоразвитых отраслей. Они обрабатывали металл, в частности, железо. Извлекали ртуть, золото и др. руды (пещера Кен-и Гут, Касансай и др. места полезных ископаемых). В изготовлении керамической посуды использовались кузнечные мехи.

Ещё до установления Великого Шёлкового пути население Парганы проживало в важном регионе, где уже были зачатки торговых связей Востока и Запада. В Дароот-Коргоне Алайского р-на сохранилась основа древнего караван-сарая, т.е. каменный фундамент постоялого двора. «Даванцы привезённые ими из Китая золото и серебро используют не для того, чтобы делать из них деньги, монеты, а для ювелирных изделий» — повествует древнекитайский источник. Этот регион налаживал торговые связи с Китаем, Восточным Туркестаном, Западной Азией, Римом и Южной Африкой. Была высоко развита и городская культура. Нынешний город Ош также превратился в один из крупных ферганских городов именно в этот период. Территория следов древнего города Билавур-Тёбё в 8 юн западнее от города Ош занимает 1 га площади. Есть предположения о том, что столица Даваньского государства — город Гуйшань (1 в. до н.э.), также был расположен на нынешней территории города Ош. Как месторасположение бывшей столицы государства Паргана во 2 в. до н.э. вместо города Эрши рассматривается городище Марха-мат на берегу Араванской реки. Это городище занимает почти 40 га площади. Городище Шоро-Башат, находящееся в 10 кт от города Узген, в долине Жазы, предположительно древний город Ю (Юнчен). Этот город, занимавший площадь 70 га, был одним из крупных парганских городов.

Учёные склонны предполагать, что в Паргане проживало не менее полумиллиона чел. Они поклонялись природным явлениям, солнцу, огню. С особой любовью ухаживали за лошадьми. Китайский лазутчик и путешественник Чжан Цзянь в 128 г. до н.э. впервые прибыл в государство Давань (Паргану). За 200 лет до этого сюда вошёл со своими войсками Александр Македонский (Искендер Зулкарнайн), построил в Ферганской долине город Александр Эсхата, но продвинуться дальше, в сторону Тенир-Тоо, не смог. В 105 г. до н.э. Ханьская династия, мощное в то время государство, отправляет в Паргану своего посла Че Лина и через него передает пожелание получить породистых коней. Парганцы отвечают отказом и даже убивают посла за то, что он неуважительно, оскорбительно отнёсся к местным старейшинам. В 104 г. до н.э. ханьский император У-ди отправляет своё войско, состоящее из 6 тыс. чел. в Давань. Эта дружина была разгромлена в Паргане, и немногочисленным оставшимся в живых удаётся бежать. В 102 г. до н.э. китайцы начинают свой второй поход против государства Давань. 60 тыс. пехотинцев и 30 тыс. конников через Алайские горы спускаются в долину и начинается кровопролитное сражение. Царь Мугуа погиб в бою. Город Эрши в течение сорока дней был в осаде и город Ю оказал ожесточённое сопротивление. Китайцам не удалось сломить сопротивление этого государства и покорить его. Из этой войны назад вернулись лишь 10 тыс. пеших воинов и около 6 тыс. конников. Убив ставленника китайцев на троне, парганцы назначают нового правителя. Именно после этих сражений за свою независимость столицей государства становится город Гуйшань-чен («Город на подножье взлелеянной горы»), находящийся на месте нынешнего города Ош. Гора Сулейман-Тоо издревле считалась священным местом.

О государстве Давань в первые века нашей эры имеются лишь отрывочные сведения. Есть предположение о том, что в 90—105 гг. н.э. оно оказалось под властью мощного Кушанского государства. Известно, что в 437 г. парганцы отправили своего посла в маленькое китайское царство Вэй. Через некоторое время после этого территория Даваня была захвачена эфталитами, пришедшими с запада.

На северо-западе от Даваня было расположено древнее государство Кангюй. Его территория состояла из нынешних юж. регионов Казахстана, сев.-вост. Узбекистана, сев.-зап. Кыргызстана (Таласская долина), т.е. в бассейне рек Сыр-Дарьи и Талас. В 1 в. до н.э. государство Кан-гюй отличалось в своей внешней политике проведением инициативной, активной политики. В 1 в. до н.э. Кангюй оказывал поддержку антикитайскому крылу хуннов. В этот период они поддерживали союзнические отношения с кушанцами. Кушанский правитель был женат на дочери кангюйского правителя. Кангюйские послы побывали в 287 г. н.э. в китайском царстве в Западном Цзинье, в 379 г. в царстве Эрте Цинь, а в 437 г. в царстве Вэй. В 5 в. н.э. Кангюйское государство также оказалось под властью эфталитов. Есть предположения о том, что древнее название этого этнонима сохранилось в названиях тюркских народов как «канды» (у кыргызов, и казахов «канды», «канлы» название рода). Эти древние государства и народы, жившие на территории Центральной Азии, оставили серьёзное культурное наследие последующим поколениям и являлись предками тюркских народов.

 

Великий Шелковый путь.

В исторической судьбе кыргызов и их государственных объединений большую роль сыграл Великий Шелковый путь.
Территория и народы древней Кыргызской Республики находились у истоков и в центре формирования величайшего экономического и культурного феномена мировой истории Великого Шелкового пути.

Занимая выгодное географическое положение на торговых путях и впитывая в себя культурные достижения Востока и Запада, Кыргызская Республика стала тем мостиком, который соединял Запад и Восток.

По территории Кыргызской Республики проходило три ветки древнего караванного пути памиро-алайская, южная и северная, пролегавшие через высокогорные перевалы Тянь-Шаня и Памира. Около 15 веков связывали эти дороги Восток и Запад. Характерно, что направления Великого Шелкового пути в течение тысячелетий постоянно изменялись, но маршруты следования караванных путей, пролегающих через Кыргызскую Республику, всегда оставались неизменными, т.е. Кыргызская Республика являлась своеобразным "хранителем горных ворот" этой древней караванной дороги.

Кроме природных достопримечательностей, Кыргызская Республика богата историко-культурными памятниками, расположенными на дорогах Великого Шелкового пути. Здесь проходили и останавливались караваны купцов, местами их остановок были постоялый двор Таш-Рабат, подножие Сулейман горы, Башня "Бурана", архитектурный комплекс "Узген".
Великий Шелковый путь дал толчок не только развитию торговли, но и способствовал на протяжении столетий активному обмену духовными ценностями кыргызского народа с народами других стран.
Великий Шелковый путь, как торговая магистраль, возник в III веке до нашей эры и просуществовал до ХVI века. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние торговые города, расположенные вдоль шелкового пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам развалины, овеянные легендами, другие не раз полыхали в огне, погибали и вновь возрождались, чтобы поражать мир богатством, синевой куполов, ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей. Веками шумели разноязычные восточные базары, сотни лет по пыльным караванным дорогам везли для продажи европейцам драгоценные шелка и каменья, пряности и красители, золото и серебро, экзотичных южных птиц и зверей.

Великий Шелковый путь, одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации. Разветвленные сети караванных дорог пересекали Европу и Азию от Средиземноморья до Китая и служили в эпоху древности и средневековья важным средством торговых связей и диалога между культурами Запада и Востока. Наиболее протяженный и магистральный участок шелкового пути проходил через территории Центральной Азии, в том числе и Кыргызстана. Караваны, груженные шелком из Китая, пряностями и самоцветами из Индии, серебряными изделиями из Ирана, византийскими полотнами, афросиабской керамикой и многими другими товарами шли по пустыням Каракумы и Кызылкум, через оазисы Мерва и Хорезма, безбрежными степями Сары Арки; одолевали перевалы Памира, Тянь-Шаня, Алтая, переправлялись через реки Мургаб, Амударью и Сырдарью.

На пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван сараи. Туркмения - Мерв; Узбекистан - Бухара, Самарканд, Ургенч, Хива. Казахстан - Отрар, Туркестан, Тараз, Испеджаб. Киргизия - Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген.

Европейские страны сотрудничали и общались со странами Азиатскими. Ойкумена эллинская сомкнулась с ойкуменой Востока. И, подобно двум сообщающимся сосудам, столь разные цивилизации стали переливать друг в друга свои познания. Артериями соединявшие эти сосуды были, торговые пути. По ним провозились не только товары, на протяжении веков дороги становились проводниками культур, наук, технологий и религий. Центральная Азия, расположенная между Китаем и Индией на востоке, между Персией и Аравией на юге, Европейским миром на западе, Волгой и Сибирью на севере, почти два тысячелетия стояла на пересечении торговых путей.

Одним из первых, кто описал эту торговую магистраль, историки считают Китайского дипломата Чжань Цаня, жившего в I веке до нашей эры. О том, что уже в этот период Центральная Азия оказалась втянутая в торговые отношения с Поднебесной, свидетельствуют большое количество китайских монет, бронзовые зеркала, остатки шелковых тканей, фрагменты фарфоровой посуды китайского производства, обнаруженных при археологических раскопках. Под влиянием Китая в Центральной Азии стало развиваться шелководство и бумагоделанье, а от Центральной Азии Китай перенял культивирование винограда, люцерны, лука, хлопка, граната, грецкого ореха, фигового дерева и огурцов.

Скромный служащий Флорентийского торгового дома Барди Франческа Паголотти вернулся в 1355 году после восьмилетней отлучки домой в Италию, за его плечами остались тысячи Китайских ли, Арабских фарсахов и Европейских миль Великого шелкового пути. Он стал автором бесценного фолианта "Практика торговли, или сочинение о далеких землях, торговых мерах и других предметах, сведения о которых необходимо купцам всех стран".

Весь парадокс в том, что свое нынешнее название эта древняя дорога получила лишь в ХIХ веке по предложению Фердинанда фон Ризтгофена, автора классических трудов по физической географии Китая и орографии Азии, с легкой руки которого это наименование сегодня принято повсеместно. Тепло встречено мировой общественностью решение ЮНЕСКО о реализации международной программы "Великий Шелковый путь - путь диалога, взаимопонимания и сближения культур". Великий Шелковый путь, словно птица Феникс, начинает свое возрождение.

Смелее в дорогу! И Вы увидите великолепные архитектурные сооружения, познакомитесь с живописной природой, почувствуете знойный ветер пустынь, увидите ослепительные вершины гор, поразитесь красотой вспорхнувшей птицы.Взгляните в прошлое, и в нем Вы увидите сегодняшний день! Счастливого путешествия по Великой эпохе и легендарному Шелковому пути!

 

Тюрский Каганат.

На территории от Алтая до Каспийского моря возникло одно из первых феодальных государств - Тюркский каганат. Население составляли тюркокоязычные племена теле (общее название тюркских племен), в том числе кыргызы, огузы, уйгуры, дулу, уйсуны. Судя по китайским летописям, от «теле» произошло название «тюрк». Первое упоминание этнонима «тюрк» - в 542 г. в китайских источниках. Основатель тюркского каганата - Бумыньчсаган. Тюрки зависели от Жужанского каганата и платили дань железом. Заключив союз с китайцами, в 552 году Бумынь разгромил жужаней (авар). Бумыню был присвоен титул «елхан» — «всенародный хан». При тюркском кагане Мукане в 553 году жужани потерпели сокрушительное поражение, тюрки стал единоличными властителями восточной части Великой степи. Правители Северного Китая платили дань кагану Мукану, ежегодно 100 тюков шелковой ткани. Это свидетельствует о политическое влиянии Тюркского каганата на востоке в 570-580-е годы. Покорив соседние племена на востоке, тюрки начали завоевательные походы на запад. Младший брат Бумыня Иштеми возглавил поход 10 тюркских туменов на запад Великой степи, покорил согдийцев. К 555 году тюрки захватили земли до Аральского моря. Только эфталиты в Средней Азии оказали упорное сопротивление, они были покорены лишь в 563-567 годах. В 70-е годы VI века Тюркский каганат расширил владения до Северного Кавказа и северного побережья Черного моря. Тюркский каганат достиг господства во второй половине VI века на огромной территории Азиатского континента и стал в ряд таких государств, как Китай, Иран и Византия. В 568 г. Тюркский каганат и Византия заключили союз против Ирана (Персии). Основным видом хозяйства было полукочевое и кочевое скотоводство. историческом памятнике «Письмена Культегина» встречаются сведения о городские поселениях. В Жетысу и Южном Казахстане найдены остатки постоянных жилищ. Особенно много зимовок - кентов обнаружено близ города Тараз. Археологические раскопки показали, что тюрки в V-VII веках тела умерших сжигали, что связано с культом огня, с VIII века - хоронили. Византийского посла Земарха, прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что доказывает культ огня. Тюркский каганат не был централизованным государством. Борьба за власть и восстания покоренных народов ослабляли его. В 581 году начались междоусобные войны, Китай совершал походы против тюрков. Тюркский каганат распался на отдельные улусы владения. В 603 году он разделился на две части - Западнотюркский и Восточнотюркский каганаты

Кыргызы на Енисее.

Раннесредневековое население среднего течения Енисея называлось в арабских и персидских источниках «хыргыз», а в согдийских текстах употреблялось как «кыргыз». Последний термин был точной передачей самоназвания народа. Во главе гос-ва, в VI–VII вв которое называлось Кыргыз, был правитель с титулом ажо. Символом его власти был конический головной убор с золотым ободком и знамя, водруженное у дворца. Гос. чиновники делились на 6 разрядов. Во главе войск стояли двадцать высших чиновников, имевших ранг министров. Сбором налогов, связями с др. гос-ми, судом и финансами заведовало 15 делопроизводителей. Отд. племена кыргызов возглавляли феодалы с титулами «эльтебер» или «тархан». Население государства составляло до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые жили в горно-таежных местностях и платили кыргызам дань пушнинойГо-во Кыргыз распологало значительными по тем временам вооруженными силами в 80 тыс строевого войска. В основном это была конница вооруженная копьями, луками и саблями. Население вело комплексное хозяйство: земледелие, скотоводство, горнорудный промысел, охота и рыболовство. Кыргызы не были изолированными от развитых цивилизаций. Богатства кыргызов привлекали иноземных купцов, поэтому от трассы великого Шелкового Пути, было расположено ответвление в гос-во Кыргыз. Внешне Енисейские кыргызы были европиодные – с рыжими волосами, румяным лицом и голубыми глазами. Жили большими патриархальными семьями. Многоженство было обычным явлением. За невесту выплачивали калым скотом. Одежду шили из привозных тканей, а также из собольего и рысьего меха, бедные носили одежду из овчины. Головным убором только знати были высокие войлочные белые колпаки с загнутыми вверх полями. Кыргызы сжигали покойных, а пепел хоронили, над могилой сооружали большие насыпи. окруженные вкопанными вертикально каменными стенами («чаа-тас» – камень войны). Кыргызы были язычниками. Верховными божествами считалась божественная чета – Тенгри и Умай. Енисейские кыргызы не считали себя потомками волчицы. В их генеалогическом предании повествуется, что предок кыргызов был сотворен в пещере между «коровой» и каким-то божеством. В 6–7 вв политическая история кыргызов характеризуется постоянной борьбой за независимость. В 554–555 гг.земли по Енисею зах. МИухан-каган. После падения Тюркского каганата в 630г. кыргызы обрели долгожданную свободу, но не долго. В это время окрепли предки кыпчаков – племена сиров. В июне 646г сиры были разгромлены уйгурами и с этого времени началось усиления гос-ва Кыргыз.

Искусство древних кыргызов отражено на древних пластинах, найденных в одной из могил. Они были сплошь покрыты многофигурными рисунками. Жилища древних кыргызов были трёх типов: юрты, срубные дома с двускатной крышей, каркасные шестиугольные постройки. Покойных сжигали, а пепел хоронили в грунтовых ямах, под каменными выкладками и в обширных родовых усыпальницах-склепах.

Кыргызское великодержавие.

В VI веке кыргызы оказались в составе Тюркского каганата. Только в VII веке, ажо Барс-беку удалось уравнять кыргызское государство с тюркским. В конце VII века он принял титул кагана с тронным именем Ынанчу Алп Бильге. Барс-бек происходил из древней правящей кыргызской династии, благодаря своим личным качествам выдвинулся в государстве Кыргыз. Кроме союза с тюргешами, в борьбе с тюрками Барс-бек пытался заручиться поддержкой Тибета.

В 709 году тюркские войска форсировали Енисей, разбили племена азов и чиков и заняли Туву, сделав ее плацдармом для наступления на кыргызов. Барс-бек занял перевалы через Саяны и ждал помощи от своих союзников, но те не пришли. Зимой 710-711 годов отряды тюрок, возглавляемые Бильге-ханом, его братом Кюль-тегином, и старым опытным военачальником Тоньюкуком, обрушились на кыргызов. Три дня длилась битва в Черни Сунга. Кыргызы потерпели поражение, Барс-бек погиб. Вновь - на 30 лет - кыргызы платили дань тюркам.

Только в результате 20-летней войны с уйгурами (820-841 годы), кыргызская армия разгромила уйгуров, кыргызы вновь обрели независимость. Разгром Уйгурского каганата и завоевание обширных территорий Центральной Азии привели к созданию Кыргызского каганата.

Население государства енисейских кыргызов насчитывало до полумиллиона человек, не считая зависимых племен, которые платили дань кыргызам пушниной.

В период «кыргызского великодержавия» енисейские кыргызы представляли собой грозную силу, могли выставить до 80 тысяч воинов. Это было время невиданного подъема кыргызского военного искусства, государственности, культуры, роста могущества военно-феодальной знати, период территориальных захватов. В каганате получили распространение руническая письменность и мировые религии.

В начале X века кидани захватили Кыргызское государство.

Зимой 1207-1208 годов, когда Чингисхан воевал в Си Ся (Тангутское государство), в ответ на посольство от кыргызов с верховьев Енисея он послал своих послов. Кыргызы с почтением приняли их, приготовили для Чингисхана большие дары. Считается, что с этого момента кыргызы подчинились монголам.

Мухаммед Кыргыз.

По предположению историков именно Мухаммед-кыргыз известен в преданиях под именем родоначальника и первого верховного правителя кыргызов Тагай-бия, одного из влиятельнейших родоправителей правого «крыла» кыргызов (Северный Кыргызстан, ставка Бар-скоон). Деятельность Мухаммед-кыргыза была направлена на упрочение союза «правого» и «левого» крыла кыргызских племен. В 1508 г. он по традиции был поднят на белой кошме и объявлен кыргызским правителем, что фактически знаменовало обретение кыргызскими племенами независимости.

Кыргызские племена под руководством Мухаммед-кыргыза оказали значительную поддержку хану Могольского государства Султан-Сайду при завоевании им Кашгарии в 1514 г. Но когда правители Могольского государства стали активно готовиться к завоеванию Кыргызстана и юго-восточных районов Казахстана, Мухаммед-кыргыз установил союзнические отношения с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе с агрессией Могольского государства и узбекской династии Шейбанидов. Кыргызы под его руководством приняли активное участие в походах правителей Казахского ханства против Шейбанидов, стремившихся овладеть оседло-земледельческими районами Средней Азии. Отряды кыргызов доходили до Туркестана, Сайрама, Ташкента, Андижана и др.

Осенью 1517 г. войска Султан-Сайда совершили поход на Кыргызстан. Войско Мухаммед-кыргыза потерпело поражение из-за измены некоторых его приближенных. Моголы захватили огромное количество скота и других богатств, а Мухаммед-кыргыз был уведен в восточный Туркестан, где в течение пяти лет находился в заточении в Кашгаре. Из политических соображений в 1522 г. Султан-Саид-хан отпустил Мухаммед-кыргыза на родину, рассчитывая использовать его авторитет у кыргызов. Но его надежды не оправдались. Мухам-мед-кыргыз сплотил вокруг себя все кыргызские родоплеменные объединения и вновь стал фактическим правителем Кыргызстана.

В 1524 г. правитель Казахского ханства Тахир-хан вступил с Мухам-мед-кыргызом в переговоры о союзе против моголов. Султан-Сайд, узнав об этом, вновь арестовал Мухам-мед-кыргыза и отправил его в Кашгар, где он оставался до смерти Султан-Сайда в 1533 г. Вскоре умер и сам Мухаммед-кыргыз.

Попытки правителей Могольско-го государства закрепиться в Северном Кыргызстане не удались. Дальновидная политика Мухаммед-кыргыза позволила кыргызам в союзе с казахами отстоять свою независимость.

45.Материальная культура кыргызов.

Культура кыргызского народа в XVI-XIX вв. продолжала развиваться и совершенствоваться на основе традиций, сложившихся в древнее и средневековое время. Таким образом, мы можем считать, что в материальной культуре кыргызов рассматриваемого исторического периода получили продолжение культурные традиции Cаков и Усуней, Тюрков и Монголов. Вместе с тем в ней отчетливо проступает ряд элементов, сближающих ее с культурой народов Средней и Центральной Азии. Известно, что культура любого народа отражает собой весь образ его существования. Поэтому культура кыргызов, безусловно, испытала в процессе своего формирования влияние обстоятельств кочевого быта и патриархально-родового уклада. В целом материальная культура кыргызов может считаться единой в основных своих чертах для всего ареала их расселения. Вместе с тем было бы ошибочным не видеть в ней и некоторых специфических локальных особенностей. Рассмотрим первоначально основные черты материальной культуры кыргызов в XVI-XIXBB. К сожалению, ученые располагают незначительным числом ее предметов, относящихся к периоду XVI-XVIII вв. Однако, учитывая стойкий характер традиций развития культуры кочевых народов, мы можем судить о ней по тем многочисленным данным, которые предлагает нам прошлый век. Своеобразная духовная культура кыргызкого народа явилась тем фундаментом, на котором позже расцвели литература, искусство, наука.

Жилища. Преобладающим типом жилища кыргызов в условиях их многовекового существования была Юрта.Она имеет древнее происхождение и встречается в той или иной модификации в истории многих кочевых народов Азии. Это воистину универсальное жилищное сооружение получило высокую оценку многих путешественников, посетивших в разное время кочевые районы Средней Азии и Казахстана.

Айыл. Количество юрт и жителей в айылах было непостоянным: в летнее время айылы, как правило, разрастались, в зимнее - уменьшались. Бедняки чаще всего селились поближе друг к другу, так как небольшие пастбища позволяли совместно выпасать малочисленные стада. Напротив, баи манапы, имевшие много скота, поселялись отдельно на раздольных пастбищных угодьях. В XIX в., во время Кокандского владычества, в южных районах Кыргызстана появляются первые кыргызские кишлаки - свидетельство перехода кочевников к оседлой и полуоседлой жизни.

Оружия. Угроза агрессии, междоусобицы вынуждали кыргызов держаться начеку. Сабли, боевые топоры, пики, копья, другое оружие изготовлялось из высококачественной стали и богато украшалось.

Одежда. Кочевая жизнь наложила отпечаток и на одежду кыргызов, в которой было много общего с одеждой других кочевников Азии, и в то же время она отличалась особым покроем. Одежду шили из тонкого войлока, кожи и шкур животных, шерстяных тканей домашней выработки; часть ее приобреталась в Фергане и Кашгаре. К середине XIX в. в быт начинают проникать ситец, миткаль, сукно и другие ткани из России.

Ремесло. Изделия ремесленников украшались простым, строгим по форме, гармоничным по цвету орнаментом. Кыргызы сами делали весьма стойкие минеральные и растительные красители. Широкое распространение в быту получили орнаментированные войлочные ковры, узоры которых были четкими, контрастными в цвете. Среди вышивок для интерьера юрты популярным остался настенный вышитый ковер-тушкийиз, который делали из войлока и украшали вышивкой. Для домашнего обихода из кожи делали сосуды, сундуки, футляры, конскую сбрую, седла пояса. Изделия украшались орнаментом, плоским и рельефным тиснением, аппликациями, декоративным швом, металлическими бляшками.

Художественная литература. Здесь уместен вопрос: была ли у кыргызов своя письменная литература? Что с древнейших времен до начала XX в. кыргызы и их предки пользовались письмом.Мы уже упоминали о письме кыргызов Екатерине II. На нем стоит дата - 10 декабря 1775 г. Это одно из обнаруженных учеными писем, в котором группа кыргызов обращались к императрице с жалобой на тяжелое положение, в котором они оказались. До нас дошли - в оригинале и переводе - первые обращения кыргызов в Россию с просьбой о покровительстве. Это письма Атаке-бия от 1785 г. Екатерине II и сибирскими властями.Обнаружена целая серия писем первой трети XIX в. с берегов Иссык-Куля сибирским властям, составленных на кыргызском языке. Интенсивность переписки между кыргызами и западносибирскими, а затем туркестанскими властями возрастает в процессе присоединения Кыргызстана к России.

Историко-культурные взаимосвязи. На материальную и духовную культуру кыргызского народа накладывали отпечаток контакты с казахами, узбеками, таджиками и другими. Торговля способствовала проникновению в быт иноземных товаров. В свою очередь, местные изделия из волокна, кожи,

 

 

Древнейшие следы человека на Тянь

Самые древние каменные орудия обнаружены в Центральном Тянь-Шане. Из глубин десятитысячилетней древности дошли до нас не только каменные орудия и оружия, но и изделия из кости, даже сюжетные рисунки.

Стоянки охотников мезолита (Х-VI тыс. до нашей эры) в Кыргызстане исследованы в долине р. Сох, близ города Таш Кумыр, в высокогорных районах Ак-сая, окрестностях озера Чатыр-Куль и долине р. Арпа.

Людям мезолита удалось сделать крупнейшие открытия - изобрести лук и стрелы с острыми кремневыми наконечниками. Самым удивительным достижением первобытного человека было появление искусства. В пещере Ак-Чункур, на юге Иссык-Куля близ границы с Китаем имеются красочные росписи. Выполнены они были примерно 10 тысяч лет тому назад.

Наскальная галерея Саймалуу-Таш хранит несколько тысяч изображений эпизодов охоты и пахоты, ритуальных танцев и жертвоприношений.

Археологические памятники свидетельствуют о том, что первобытные люди занимались охотой, собирательством плодов дикорастущих растений и рыболовством.

Эволюционно развиваются не только техника изготовления орудия труда, культура обработки, но и сами люди. Появляется родовая община как специфическая форма общественной организации человеческого коллектива. Настоящий прогресс начался с изобретения бронзы. Бронзовый век охватывает период с III тысячелетия до нашей эры до IX-VIII веков до нашей эры. Следы добычи медных руд открыты близ с. Ноокат, на Чаткале, в долине Кетмен-Тюбе.

 

Саки.

До 3 в. до н.э. на территории Кыргызстана и граничащих с ним регионов в основном проживало население, род







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.