Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и значение производства в надзорной инстанции. Предварительное рассмотрение жалоб и принесение протеста в порядке надзора.





Понятие и процессуальное положение подозреваемого.

Статья 68. Подозреваемый

1. Подозреваемым признается лицо, в отношении которого на основаниях и в порядке, установленных настоящим Кодексом, возбуждено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступления либо вынесено постановление о признании его подозреваемым, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осуществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъявления обвинения.

2. В случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания или применения меры пресечения при обеспечении права на свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избранным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по месту своего жительства или работы о своем задержании и месте содержания.

2-1. В постановлении о признании подозреваемым должны быть указаны:

1) время и место его составления; кем составлено постановление; фамилия, имя и отчество лица, признаваемого подозреваемым, число, месяц, год и место его рождения;

2) описание преступления, в совершении которого подозревается лицо, с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии со статьей 117 настоящего Кодекса;

3) уголовный закон (статья, часть, пункт), предусматривающий ответственность за данное преступление.

Постановление должно содержать решение о признании лица подозреваемым по расследуемому делу. Постановление о признании лица подозреваемым предъявляется этому лицу. Следователь обязан разъяснить лицу, в отношении которого вынесено постановление о признании подозреваемым, права подозреваемого и вручить ему копию этого постановления.



Копия постановления о признании лица подозреваемым в течение двадцати четырех часов после его вынесения направляется прокурору.

3. Орган уголовного преследования не вправе удерживать в положении подозреваемого:

1) задержанного - свыше семидесяти двух часов;

2) лицо, к которому применена мера пресечения, - свыше десяти суток с момента объявления подозреваемому постановления об избрании меры пресечения.

4. К моменту истечения сроков, установленных частью третьей настоящей статьи, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить избранную в отношении него меру пресечения либо вынести постановление о привлечении его в качестве обвиняемого.

5. Найдя подозрение недостаточно обоснованным, орган уголовного преследования обязан освободить подозреваемого из-под стражи, отменить избранную в отношении него меру пресечения до истечения сроков, установленных частью третьей настоящей статьи.

6. Лицо перестает пребывать в положении подозреваемого с момента прекращения в отношении него уголовного преследования, либо с момента вынесения органом уголовного преследования постановления о привлечении его в качестве обвиняемого.

7. Подозреваемый вправе:

1) получить от лица, осуществившего задержание, немедленное разъяснение принадлежащих ему прав;

2) знать, в чем он подозревается;

3) самостоятельно или через своих родственников или доверенных лиц пригласить защитника, в случае, если защитник не приглашен подозреваемым, его родственниками или доверенными лицами, следователь, дознаватель обязаны обеспечить его участие в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 71 настоящего Кодекса;

4) иметь свидание с избранным или назначенным защитником наедине и конфиденциально до начала допроса;

5) давать объяснения и показания только в присутствии защитника, за исключением случаев отказа подозреваемого от него;

6) получить копии постановления о возбуждении против него уголовного дела, постановления о признании его подозреваемым протокола задержания и постановления о применении меры пресечения;

7) отказаться от дачи объяснений и показаний;

8) представлять доказательства;

9) заявлять ходатайства, в том числе о принятии мер безопасности, и отводы;

10) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым владеет;

11) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

12) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, проводимых по его ходатайству или ходатайству защитника либо законного представителя;

Часть седьмая дополнена подпунктом 12-1 в соответствии с Законом РК от 28.01.11 г. № 402-IV (введен в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования)

12-1) примириться с потерпевшим в случаях, предусмотренных законом, в том числе в порядке медиации;

13) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать замечания на протоколы;

14) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, дознавателя, прокурора и суда;

15) защищать свои права и законные интересы иными способами, не противоречащими закону.

8. Наличие у подозреваемого защитника или законного представителя не может служить основанием для устранения или ограничения какого-либо права подозреваемого.

Понятие и процессуальное положение частного обвинителя.

Статья 76. Частный обвинитель

1. Частным обвинителем является лицо, подавшее жалобу в суд по делу частного обвинения и поддерживающее обвинение в суде, а также потерпевший по делам публичного и частно-публичного обвинения, самостоятельно поддерживающий обвинение в суде в случае отказа государственного обвинителя от обвинения.

2. В случае несовершеннолетия или недееспособности потерпевшего частным обвинителем считается его законный представитель, заявивший ходатайство, просьбу или подавший жалобу.

3. Частный обвинитель пользуется всеми правами и несет все обязанности потерпевшего, а также наделяется правами, предусмотренными частями третьей, четвертой и шестой статьи 393 настоящего Кодекса.

4. Частный обвинитель пользуется принадлежащими ему правами и исполняет возложенные на него обязанности лично или, если это соответствует характеру прав и обязанностей, через представителя.

Понятие и значение производства в надзорной инстанции. Предварительное рассмотрение жалоб и принесение протеста в порядке надзора.

Статья 465.Назначение судебного заседания надзорной инстанции

1. Надзорная инстанция после получения постановления суда о возбуждении надзорного производства по пересмотру обжалуемого судебного акта направляет сторонам копию ходатайства о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, извещение о рассмотрении дела в надзорной инстанции с указанием даты, времени, места проведения судебного заседания.

2. Дело в надзорной инстанции должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня передачи дела в надзорную инстанцию с постановлением о возбуждении надзорного производства либо поступления протеста прокурора.

Надзорное производство –это исключительная стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по протесту уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном или надзорном порядке.

Предметом надзорного производства является судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившая в законную силу. В порядке надзора могут быть пересмотрены:

приговоры, определения и постановления суда первой инстанции; кассационное определение;

постановления, вынесенные в стадии исполнения приговоров;
определения нижестоящих надзорных инстанций.

Надзорное производство как стадия уголовного процесса включает в себя следующие этапы:

рассмотрение жалоб, заявлений, ходатайств и представлений об опротестовании приговора или иного судебного решения;

истребование и изучение уголовного дела для решения вопроса об опротестования судебного решения или об отказе в этом;
 принесение протеста;
рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;
 принятие решения судом надзорной инстанции.

Процессуальный порядок принесения протеста и рассмотрения дел в надзорной инстанции.

Правом принесения протеста в порядке надзора наделены:

Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры субъектов Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители, председатели судов субъектов Федерации.

Поводом для опротестования судебного решения в порядке надзора могут быть сведения о незаконности или необоснованности приговора, постановления, определения суда, содержащиеся в жалобах осужденных, их защитников и других заинтересованных участников процесса; в заявлениях государственных, общественных организаций и должностных лиц; в ходатайстве Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, в материалах, опубликованных в печати и т. д.

Для разрешения вопроса о принесении протеста в порядке надзора соответствующий прокурор или председатель суда вправе истребовать из суда уголовное дело. При наличии данных, свидетельствующих о явном нарушении закона, эти лица одновременно с истребованием уголовного дела вправе приостановить исполнение приговора до его опротестования на срок не свыше трех месяцев. Усмотрев, что приговор, определение или постановление суда по истребованному делу является незаконным или необоснованным, должностное лицо, имеющее на это право, приносит протест и направляет дело с протестом в соответствующую надзорную инстанцию.

В случае, если лицо, истребовавшее дело, не обнаружит в нем оснований для принесения протеста оно уведомляет об этом заявителя с указанием мотивов отказа.

Дела по протестам в порядке надзора рассматриваются: президиумами судов субъектов Федерации; судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда и президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается в течение года по вступлении их в законную силу. Дело по протесту рассматривается надзорной инстанцией не позднее пятнадцати суток, а в Верховном Суде РК– не позднее одного месяца с момента поступления протеста. При рассмотрении дела в президиуме суда субъектов обязательно участвует прокурор субъекта; в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ–прокурор, уполномоченный генеральным прокурором, а в Президиуме Верховного Суда– Генеральный прокурор или его заместитель.

На заседание суда, рассматривающего дело в порядке надзора, вызываются осужденный, оправданный, их защитники, законные представители. Для дачи объяснений могут быть приглашены потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители.

Порядок рассмотрения дел в надзорной инстанции состоит в следующем. Дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или членом суда. Докладчик излагает существо дела, содержание опротестованного судебного решения и содержание протеста. После этого лица присутствующие в судебном заседании, могут дать свои устные объяснения. Затем слово предоставляется прокурору для поддержания своего протеста или дачи заключения по протесту председателя суда (его заместителя), после чего президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия–определение, которой принимаются большинством голосов. При равенстве голосов протест считается отклоненным.

В результате рассмотрения дела в порядке надзора суд, в соответствии со ст. 378 УПК, может:

 Оставить протест без удовлетворения;

Отменить приговоры все последующие судебные определения и постановления и прекратить делопроизводство либо передать его на новое судебное рассмотрение или, при наличии ходатайства какой-либо стороны– на новое расследование; Отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

Отменить определения или постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда или кассационное определение;

Внести изменения в приговор, определение или постановление суда. Приговор в порядке надзора может быть отменен или изменен:

1. Односторонность и неполнота дознания, предварительного или судебного следствия. Односторонним или неполно проведенным признается дознание, предварительное или судебное следствие, которое оставило невыясненными такие обстоятельства, установление которых могло иметь существенное значение при постановлении приговора.

В частности, дознание, предварительное или судебное следствие признаются односторонними или неполными, когда по делу:

а) не были допрошены лица, чьи показания имеют существенное значение для дела, или не была проведена экспертиза, когда её проведение по закону является обязательным, не были истребованы документы или вещественные доказательства, имеющие вещественные значения;

б) не были исследованы обстоятельства, указанные в определении суда, передавшего дела для производства дополнительно расследования или на новое судебное рассмотрение;

в) не установлены с достаточной полнотой данные о личности обвиняемого. 2. Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела.

Приговор признается несоответствующим фактическим обстоятельствам дела, если: а) выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;

б) суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда;

в) при наличии в деле противоречивых доказательств, имеющих существенное значение, суд не указал, по каким основаниям он принял одни из них и отверг другие;

г) выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или на определения мер наказания.


 

64. Понятие и значение процесса доказывания, его элементы (этапы).

Понятие доказывания в значительной мере предопределено в ст. 124 УПК. В соответствии со сказанным в ней доказывание - это регулируемая уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления обстоятельств, образующих предмет доказывания по уголовному делу.
Доказывание - сложный и непрерывный процесс, охватывающий все стадии уголовного судопроизводства. В нем выработанные многовековым общечеловеческим опытом гносеологические приемы и способы познания объективной действительности сочетаются с установленными уголовно-процессуальным законодательством правилами, детально регламентирующими надлежащее разрешение уголовных дел при неуклонном обеспечении правомерных интересов общества и государства, а равно при соблюдении прав и свобод лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство в том или ином качестве (подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и т.п.).
С философской точки зрения доказывание при производстве по уголовному делу является не чем иным, как процессом познания, в ходе которого из незнания возникает знание, восстанавливается подлинная картина события или явления, состоявшегося в прошлом, выявляются правда, истина. Уголовно-процессуальное доказывание не может осуществляться при игнорировании общих гносеологических закономерностей. В нем, как и в других видах человеческого познания, реализуются все элементы такого познания - от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Субъекты доказывания в уголовном процессе, так же как и в другой области познания, осуществляют переход от чувственно воспринятых внешних свойств, фактов и объектов, играющих роль доказательств, к рациональному мышлению - принятию решений об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств для постановления законного, обоснованного и справедливого решения по существу уголовного дела.
Но уголовно-процессуальное доказывание как познание, осуществляемое в специфических условиях деятельности по выявлению преступлений и изобличению виновных в их совершении, имеет свои, по сравнению с познанием в других сферах, особенности. Они выражаются прежде всего в том, что закон (УПК) предустанавливает многое из того, к чему можно и нужно прибегнуть при производстве по уголовному делу. В частности, как отмечалось выше и еще будет многократно отмечаться в последующих главах учебника, он детально регламентирует: предмет доказывания, содержащий, как правило, исчерпывающий перечень обстоятельств, которые необходимо установить для принятия решения по уголовному делу; средства, с помощью которых возможно установление такого рода обстоятельств, - доказательства, понятие и свойства которых предписываются законом; способы и методы получения доказательств - следственные и судебные действия, которые могут осуществляться лишь в жестко регламентируемом предписаниями закона порядке; какие конкретно нарушения закона ведут к недопустимости доказательств; каковы должны быть реквизиты протоколов следственных и судебных действий.
Существенная особенность уголовно-процессуального доказывания заключается также в том, что оно должно протекать в условиях, ограждающих права и законные интересы участников процесса: запрещается совершать действия, которые опасны для жизни и здоровья граждан или унижают их честь и достоинство. При доказывании не допускается производство следственных действий в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а также применение насилия, угроз и иных незаконных мер (ст. 9, ч. 3-4 ст. 164 и др. УПК).
Доказывание, как отмечено выше, осуществляется во всех стадиях уголовного процесса, начиная со стадии возбуждения уголовного дела вплоть до стадий, призванных обеспечивать проверку приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. В каждой стадии оно имеет свои особенности, определяемые конкретными задачами, кругом подлежащих установлению обстоятельств, составом участников, процессуальной формой и итоговыми документами. Обо всем этом речь пойдет в последующих главах учебника.
Здесь достаточно отметить, что наиболее ответственными этапами в уголовно-процессуальном доказывании является то, что происходит в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства.
Особенности доказывания при предварительном расследовании обусловлены в первую очередь тем, что в данной стадии ставится задача проверки на основании совокупности относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств всех обстоятельств. По результатам такой проверки делается вывод о возможности предъявления обвинения лицу в совершении преступления с последующим направлением дела в суд либо о прекращении дела или уголовного преследования. Но при этом следует особо отметить, что собранные доказательства в досудебных стадиях и, соответственно, принятые на их основе решения не являются окончательными.
Доказывание в судебном разбирательстве имеет решающее значение. Именно в этой стадии и только суд правомочен признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание по приговору, вынесенному в установленном законом порядке.
В судебном разбирательстве все собранные на предварительном расследовании доказательства и все предварительные выводы органов расследования подвергаются тщательному исследованию. Каждая из сторон получает возможность изложить суду свою позицию по делу на основе собранных, проверенных и оцененных ею доказательств, и убедить суд в необходимости вынесения решения, которое она считает правильным. Ведущая роль суда в судебном разбирательстве, его самостоятельность и независимость от сторон обвинения и защиты позволяют вынести законный, обоснованный и справедливый приговор.
Статья 124 УПК связывает понятие доказывания с образующими его элементами: собиранием, проверкой и оценкой доказательств. Каждый из элементов имеет свое существо, а в совокупности они образуют то, что является доказыванием.
Приведенная в законе последовательность элементов доказывания не дает основания для характеристики доказывания в виде определенных этапов, последовательно сменяющих друг друга, где оценка завершает все процессуальное доказывание. На самом деле доказывание - это процесс, все элементы которого настолько связаны между собой и переплетаются так, что в практической деятельности в целом трудно выделить этап только обнаружения, только закрепления, проверки или оценки доказательств, идущих в определенной последовательности друг за другом.

65. Понятие и значение процессуальных гарантий, их общая характеристика

Процессуально-правовые гарантии - это содержащиеся в нормах права правовые средства, обеспечивающие всем субъектам уголовно-процессуальной деятельности возможность выполнять обязанности и использовать предоставленные права.
Государственным органам (должностным лицам) правовые гарантии обеспечивают возможность выполнять свои обязанности и использовать свои права для достижения задач уголовного судопроизводства, а гражданам -- реально использовать предоставленные им процессуальные средства для защиты и охраны прав и законных интересов. Права, предоставленные органу государства (должностному лицу) в уголовном процессе, гарантированы обязанностью соответствующих лиц выполнять обращенные к ним требования и установленными законом санкциями, которые могут быть применены за невыполнение этих обязанностей.
Поскольку одной из сторон процессуально-правового отношения всегда является государственный орган или должностное лицо, наделенное властными полномочиями, особое значение в уголовном процессе приобретают процессуальные гарантии личности, охрана ее законных прав и интересов, обеспечение права граждан на судебную защиту. Реальное обеспечение права личности, в первую очередь обвиняемого, является критерием оценки демократизма, гуманизма уголовного процесса.
Основу гарантий прав личности в сфере уголовного процесса составляют закрепленные и обеспечиваемые Конституцией права и свободы граждан (гл. 2 Конституции РФ) и принципы правосудия.
Эти основополагающие нормы, устанавливающие гарантии прав личности конкретизируются в уголовно-процессуальном законе применительно к стадиям процесса и правам, предоставленным участникам и иным субъектам уголовного процесса.
Подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный) могут защищать свои права как лично, так и с помощью защитника, законных представителей, общественных защитников. Законом гарантированы права потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и иных субъектов процесса (свидетелей, экспертов, специалистов, понятых, переводчиков и др.).
Важнейшими гарантиями защиты прав и законных интересов личности в уголовном процессе являются: право подозреваемого, обвиняемого иметь защитника: судебный контроль за задержанием лица или избрание в качестве меры пресечения содержание под стражей: равенство прав участников судебного разбирательства: предоставление только суду права признать обвиняемого виновным: возможность обжалования действий и решений должностных лиц и государственных органов в суд.
Процессуальными гарантиями прав личности являются те средства, которые обеспечивают фактическую реализацию этих прав. Например, право обвиняемого иметь защитника гарантируется разъяснением ему этого права, предоставлением права избрать защитника, оказанием ему, в указанных законом случаях, бесплатно помощи защитника и др.
Обязанность по обеспечению прав граждан - участников процесса возложена на лиц, ведущих судопроизводство. Они обязаны разъяснить участвующим в деле лицам их права и обеспечить возможность осуществления этих прав (ст. 58 УПК): принимать меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и не перелагать обязанность доказывания на обвиняемого: выносить законные, обоснованные и мотивированные решения: отменять решения, нарушающие права граждан, и восстанавливать нарушенную законность.
На органах дознания, следователе, прокуроре и суде лежит обязанность принять меры к возмещению ущерба, причиненногогражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Обязанность государственных органов, ведущих процесс, обеспечивать участникам процесса (обвиняемому, потерпевшему и др.) возможность реализовать свои права обусловлена тем, что фактическое использование прав участников процесса - одно из важнейших условий объективного, непредвзятого исследования дела, установления истины, защиты законных интересов личности в процессе. В этом смысле процессуальные права личности выступают в качестве особого вида процессуальных гарантий правосудия. Поэтому органы и лица, ведущие судопроизводство, обязаны соблюдать процессуальные права граждан. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы участники процесса знали свои права и использовали их, так как только при этом условии может быть достигнуто объективное, всестороннее и полное исследование дела, исключен обвинительный уклон, вынесено законное и обоснованное судебное решение.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.